Источник

I

В нашем отечестве много монастырей и обителей, большинство которых пережило не одну сотню лет; но обратитесь к летописям таких обителей, и вы везде найдете одно и то же: неизвестность времени основания и сказание по преданию о зачатии их. И это очень естественно, если вспомнить, сколько тяжелых годин, нашествий неприятелей, пожаров и разгромов перенесла многострадальная Русь, во время которых и здания, и все записи, и летописи уничтожены, и только сохранились невредимо святыни монастырей Божиим промыслом. Поистине: «Жив Господь Бог вовеки!»

К числу таких обителей, основание которых с точностью неизвестно, принадлежит и Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь, Симбирской губернии.

О первоначальном основании этого монастыря в монастырском архиве не сохранилось никаких документов: они похищены и сожжены были татарами и мордвою еще до воцарения Михаила Фёдоровича Романова (1613 г.), а уцелевшие от истребления, вероятно, взяты были в книгохранилище Троицкого Сергиевского монастыря, в 68 верстах от Москвы, когда по повелению царя Михаила Феодоровича Алатырский мужской монастырь был приписан к названному монастырю, в 1615 году1.

Алатырский монастырь к Троицкому Сергиевскому монастырю был приписан по причине бедственного положения его и города Алатыря, – вследствие бесчинств и грабежей врагов, зверства которых коснулись и смиренных иноков. Так Архимандрит Дионисий и келарь Авраамий писали в те тяжелые годы царю Михаилу Феодоровичу следующее: «Того монастыря двух игуменов в воду посадили, третьяго с башни сбросили, четвертого священника черного зарезали, и монастырь разграбили, и жалованныя грамоты и всякия монастырския крепости похитили и с тех мест в остроге2 и за острогом монастырскую землю завладели посадские люди, а вотчинами и всякими угодьями завладели татары и мордва»3.

Народное предание алатырцев, переходящее из рода в род, начало Алатырского Троицкого монастыря возводить к царствованию Ивана Васильевича Грозного, между 1533 и 1584 годами, т.-е. от времени восшествия на престол великокняжеский до времени кончины, последовавшей, как известно, 18 марта 1584 года, после покорения Казанского и Астраханского царств. Но ни исторической письменности, ни других памятников такой глубокой древности не сохранилось, а потому и точное время основания Алатырского Троицкого монастыря неизвестно.

В найденном в архиве монастыря списке, подписанном архимандритом Иоанном, сказано, что с 1612 по 1765 г. управляли монастырем строители и игумены; с 1765 по 1785 г. – архимандриты; с 1782 по 1796 г. – опять игумены, а с 1796 г. навсегда утверждена архимандрия, и монастырь причислен к 3 классу.

Сколько времени Троицкий Алатырский монастырь состоял приписанным к Троицкому Сергиеву монастырю и когда именно сделан самостоятельным, этого также ниоткуда не видно. Нужно полагать, что все приписные монастыри 4 отчислены и сделаны самостоятельными в то время, когда отобраны были от монастырей крестьяне, именно в царствование императрицы Екатерины Алексеевны (II), в 1764 году, когда монастырские имения приведены были к окончательному устройству, с определением штатов; это предположение можно принять за совершенно верное, так как из документальных данных видно, что Хотьков монастырь был отписан от Троицкого Сергиева монастыря, вместе с прочими в 1764 году, при игуменьи Анфии Грушевской.

Алатырский Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, занимает местоположение в северной стороне города Алатыря, по отлогому берегу реки того же имени (Алатырь означает горюч-камень; река эта берет начало в Лукояновском уезде, Нижегородской губ, и впадает в р. Суру у г. Алатыря), не в дальнем расстоянии от впадения ее в р. Суру. Название свое монастырь получил по городу, (от реки) и по главному храму во имя Святой Живоначальной Троицы, сооруженному в самой средине монастыря.

До половины XVIII столетия в монастыре все храмы, колокольня и прочие монастырские здания были деревянные. В 1748 году, по указу Троице-Сергиевой Лавры, при настоятеле и строителе монастыря Меркурии Абрамове, на месте деревянной церкви Святой Троицы заложен был первый каменный храм в честь Живоначальной Троицы, в два этажа, но без трапезы и колокольни. Строился он с 1748 по 1758 год, а 13 ноября 1754 года, при строителе Иоанне Никольском, освящен.

В архиве монастыря и по настоящее время хранится деревянный храмозданный крест с следующею надписью: «Царь славы Иисус Христос. Освятится жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в богоспасаемом граде Алатыре, в Троицком Сергиеве приписном монастыре, во храме Пресвятыя Живоначальныя Троицы, при державе благочестивейшия великия Государыни Императрицы Елизаветы Петровны всея России, при наследнике ея внуке Петра Первого благоверном Государе великом князе Петре Федоровиче и при супруге его благоверной Государыне великой княгине Екатерине Алексеевне, и при благоверном Государе великом князе Павле Петровиче, по благословению великого господина Феофана, епископа Нижегородского и Алатырского, при архимандрите Троицко-Сергиевой лавры Афанасии, того же Алатыря архимандритом духовским Виктором, в бытность соборного строителя иеромонаха Иоанна Никольского; в лето от сотворения мира 7262 года, от воплощения же Бога Слова 1754 года, индикта 2 месяца, ноемврия 13 дня, на память иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустого. Лето благодати 1754 года, ноября 13 дня, освящена оная бысть Троицкая настоящая церковь».

Освящен храм был только во втором этаже, а первый оставался впусте до 1767 года, когда архимандрит монастыря Геннадий, испросив разрешение у епископа Нижегородского Феофана, устроил в нижнем этаже теплую церковь, в честь Богоявления Господня, при чем были пристроены трапеза и колокольня. Старая деревянная церковь, во имя Савватия и Зосимы Соловецких чудотворцев, вместе с деревянною колокольнею, за ветхостью, были разобраны. Иконостас, образа и вся церковная утварь из старой церкви были перенесены во вновь устроенную церковь Богоявления Господня.

В 1801 году церковь Богоявления Господня была упразднена, а вместо неё в том же году, при настоятеле архимандрите Авраамии, сооружена отдельная церковь каменная у северной стороны главного храма Св. Троицы, на расстоянии 9 саж., во имя преп. Сергия Радонежского. Храм Св. Троицы в 1805–1808 г. был вновь перестроен и в то же время сооружена отдельно каменная трёхъярусная колокольня изящной архитектуры, имеющая 16 кв. саж. в основании и 26 сажен вышины, а в 1814 году внутри Свято-Троицкого храма, к западной стороне, устроен придел во имя св. Димитрия Ростовского.

В 1818 году рядом с храмом преп. Сергия построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а внизу помещение для братии и послушников; к этим помещениям в 1825 году пристроены двухэтажные каменные монастырские келлии, в числе восьми.

В 1829 и 1830 годах при настоятеле архимандрите Арсении над трапезной теплой Сергиевской церкви устроен придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и освящен в 1831 г. В этом же году построен особый каменный корпус в 2 этажа; внизу устроены братская трапеза и кухня с погребом, подвалом и кладовою, а в верхнем этаже – братские келлии.

В 1848 году, при настоятеле архимандрите Иезекииле, к левой стороне Сергиевской теплой церкви, над могилой схимонаха Вассиана был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, который освящен 2 сентября 1849 года; придел же во имя св. Иоанна Богослова упразднен.

В 1905 году, при настоятеле архимандрите Гаврииле, под приделом в честь Казанской иконы Божией матери из усыпальницы схимонаха Вассиана устроена была пещерная церковь куда был перенесен придел во имя святителя Димитрия Ростовского. Под алтарем этого храма в том же 1905 году была устроена кувуклия.

Эта церковь освящена преосвященным Гурием в честь Богоявления Господня, святителя Димитрия Ростовского, преподобного Серафима Саровского и преподобного Вассиана.

Монастырь огражден каменною стеною.

Все храмы и здания занимают нижнюю половину монастырской земли, северный же скат горы занят фруктовым садом, за которым вблизи ограды проходит полотно Московско-Казанской железной дороги; невдалеке и вокзал станции «Алатырь».

4 июля 1906 года от возникшего в городе пожара, истребившего более 300 домов, сгорел весь монастырь: все церкви, колокольня (при чем колокола упали и некоторые разбились), корпуса и все надворные постройки. Осталась только пещерная церковь, где под спудом почивает угодник Божий схимонах Вассиан и кувуклия. С помощью Божией и добрых людей, монастырские здания начали восстанавливать.

Во владении Алатырского Троицкого монастыря находятся две упразднённые пустыни: Ключевская загородная пустынь, близ села Четвертакова, Ардатовского уезда, и Свято-Духовская пустынь – в 2 верстах от г. Алатыря, на берегу р. Суры.

* * *

1

Троицкий Сергиев монастырь наименован лаврою 8 июня 1744 года.

2

Острог–в древней Руси–укрепление или ограда из остроконечного частокола.

3

См. сбор. грам. 1550 года.

4

К Троицкому Сергиеву монастырю было приписано 14 монастырей: Пещанский, Киржатский, Стромыжский, Белопесоцкий, Свияжский, Казанский, Астраханский, Авнежский, Махрицкий, Алатырский, Хотьковь; пустыни: Ново-Троицкая, Сергиева близ Петергофа, Георгиевская (Владимирской губ.) и Богоявленский монастырь в Кремле.


Источник: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан : с присовокуплением чудес, совершившихся при его могилке / Свято-Троицкий Алатырский монастырь. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906. - 72 с.

Комментарии для сайта Cackle