Источник

II. Свято-Духовская пустынь

Свято-Духовская пустынь расположена на берегу реки Суры, среди лиственного леса и кустарника. Она основана в начале XVII столетия; более же точных сведений в монастырском архиве не имеется: они похищены и сожжены татарами, мордвою и при нападении на г. Алатырь мятежных шаек Ивана Заруцкого, казака Максима Осипова и Пугачева.

Свято-Духовская пустынь прежде была самостоятельною, но частые грабежи, совершаемые разбойниками, настолько ослабили пустынь и уменьшили в ней число монашествующих, что епархиальное начальство нашло необходимым временно закрыть пустынь, что и было сделано в 1727 году; монахи из пустыни были переведены в Казанскую Печерскую пустынь, находившуюся в то время на реке Суре, в семи верстах ниже села Промзина Городища. В 1764 году, 16 февраля, по состоявшимся духовным штатам для всех монастырей, Свято-Духовская мужская пустынь была упразднена. В 1796 году Свято-Духовская пустынь по общему желанию граждан г. Алатыря была приписана к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. Приписка эта состоялась указом из Нижегородской духовной консистории.

До тридцатых годов нынешнего столетия в пустыни оставались два ветхих деревянных храма: во имя Св. Духа и Иверской Божией Матери; последний, с приделом во имя Иоанна Богослова. Церковь Иверской Божией Матери в 1830 году была продана в село Миренки, Алатырского уезда, и на её месте в том же году заложен каменный теплый храм во имя св. великомученика Иоанна Воина. В том же году заложены были четыре каменные братские келлии. Они примыкали к стене храма св. великомученика Иоанна Воина. Тогда же выстроен был отдельный каменный двухэтажный корпус, в верхнем этаже которого расположены келлии для настоятеля, а в нижнем братская трапеза, кухня и четыре келлии. Восьмого июня 1831 года вновь выстроенная теплая церковь во имя св. великомученика Иоанна Воина была освящена, и в тот же день был заложен другой холодный каменный храм во имя Св. Духа. В алтаре храма во имя св. муч. Иоанна Воина хранится деревянный храмозданный крест с надписью следующего содержания, сделанною уставом: «Иисус Христос Царь славы. Освятится жертвенник во славу всемогущаго великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме сем святого мученика Иоанна Воина, при державе благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Государя нашего, Императора Николая Павловича всея России, и при супруге Его благочестивейшей Государыне Императриц Александр Федоровне, при наследнике его благочестивейшем Государе великом князе Александре Николаевиче, при благоверном Государе Цесаревиче и великом князе Константине Павловиче, при благоверном Государе великом князе Михаиле Павловиче и супруге его благоверной Государыне великой княгине Елене Павловне, и при благоверных Государынях и великих княжнах Марии, Ольге и Александре Николаевнах, Марии Елизавете, Екатерине и Александре Михайловнах, при благоверных Государынях великих княжнах Марии Павловне и супруге ея, Анне Павловне и супруге ея, по благословению епархиального нашего архиерея высокопреосвященного Филарета, архиепископа Казанского и Симбирского и разных орденов Кавалера, богоспасаемого града Алатыря Свято-Троицкого мужского монастыря настоятелем священно-архимандритом отцом Арсением освящена бысть сия святая Божия церковь соборне, яже о Христе и с братиею в лето новыя благодати 1831 г., июня 8 дня, на Сошествие Пресвятаго и Животворящаго Всесильнаго Духа и на память св. великомученика Феодора Стратилата. Того же года и дня заложена бысть архитектурою настоящая каменная церковь во имя Воесвятаго и преблагого и животворящего всесильного Духа настоятелем отцем архимандритом Арсением соборне еже во Христе и с братиею».

Летний, или холодный, каменный храм во имя Св. Духа в 1833 году был окончен постройкой и 6 июля того же года освящен5.

На колокольне церкви Св. Духа имеются четыре колокола; два из них без подписей и дат; на третьем колоколе есть следующая надпись: «сей колокол города Алатыря купца Ивана Лаврентьевича Орлова; лит сей колокол в с. Порецком; мастер Андрей Гузняев. Весу 54 пуда 2 1/2 фун., 1836 г.»; на четвертом колоколе написано: «лит сей колокол Вятской губернии в городе Слободске братьями Бакулевыми». Свято-Духовская пустынь обнесена кругом деревянной оградой.

Братия, помещающаяся здесь, живет на правах общежития.

К числу достопримечательностей пустыни следует отнести древнюю икону Иверскую Божией Матери, находящуюся в церкви Св. Духа. Икона эта иконописной работы; на ней серебряный венец древнего мастерства; величина иконы 5 – 7 ч. В этом же храме обретается другая икона священномученика Антипы и муч. Иоанна Воина; эта икона также иконописной работы, в серебряной ризе, величиною 7 – 9 вер., и заключает в себе части мощей обоих угодников Божиих – Антипы и Иоанна Воина.

В пустыни Св. Духа, в двух саженях от холодной церкви, похоронен бывший настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Арсений, обстроивший эту пустынь каменными зданиями. Над его могилой поставлен гранитный памятник с высеченною на нем надписью. С одной стороны: «Здесь покоится тело Троицкого мужского монастыря отца архимандрита Арсения, в Бозе почившаго 30 октября 1884 года, на 74 году от рождения». На другой стороне: «Погребен в обители, им сооруженной, в коей кроме древняго деревянного храма ничего не было».

* * *

5

См. надпись на деревянном храмозданном кресте, хранящемся в Алатыр. церкви Св. Духа.


Источник: Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан : с присовокуплением чудес, совершившихся при его могилке / Свято-Троицкий Алатырский монастырь. - Москва : Типолитогр. И. Ефимова, 1906. - 72 с.

Комментарии для сайта Cackle