архимандрит Иоанникий (Коцонис)

Источник

Слово о терпении в испытаниях и подвижничестве

Благоговейнейший иеромонах Симеон Симонопетрский рассказывал нам:

– Я знал старцев, например, отца Анфима или отца Дамаскина, которые, когда заболевали, никогда не ходили к врачу.

– Игумен Симонопетра иеромонах Харалампий всегда спал, сидя на стуле. Это был несгибаемый столп монастырского богослужения.

* * *

Один молодой монах пришел к авве Зосиме Карульскому и сказал ему:

– Отче, у меня искушение.

– Чадо мое, – ответил ему тот, – искушения есть везде. В пище искушение, в сне искушение. Вспомни, что говорится в Отечнике: «Отыми искушение, и не будет спасающихся».

И этим монах утешился.

* * *

Один подвижник семнадцать лет пребывал на вершине горы, где его палило солнце и куда часто ударяли молнии.

Другой сорок лет не ложился на кровать. Спал он на скамье или на стуле, и то очень мало. Он больше тратил керосина для чтения, чем воды для питья. Этот подвижник достиг такого состояния, что сердца людей были для него открытой книгой.

* * *

Подвижник серб Георгий, почивший от отравления каким-то грибом, был выдающимся исихастом и достойным примером для подражания в истории Святой Горы последних лет.

Этот нестяжательный, углубленный в себя подвижник, муж трезвения, утвержденный теоретическим и практическим знанием монашеского жительства, был знаком с моим старцем, и потому мы нередко с ним встречались. Жил он в Старом Руссике, что выше монастыря Святого Пантелеймона. Отличался отец Георгий ни с чем не сравнимой любовью к Богу и даром умной молитвы.

* * *

«Терпение силой берется, а не покупается», – говорил один подвижник.

* * *

Один старец сказал:

– Человек подвержен изменениям и переменам, один день не похож на другой. И потому духовная жизнь требует терпения, непоколебимого терпения.

* * *

В скиту Святого Василия жил один очень простой и аскетичный пустынник по имени Херувим. Его застал прежний игумен монастыря Святого Павла иеромонах Андрей, который рассказывал нам:

«Как-то я отнес ему полтора ока сухарей – ничего другого он не принимал.

– Сколько шагов сделал, столько Ангелов да помогают тебе. Бог тебя да помилует, – сказал он мне.

Однажды сильный южный ветер сорвал всю крышу с его каливы и отбросил до самого кириакона. А он, терпеливо сидя в углу, сказал мне с детской простотой:

– У меня ветер взял крышу, и не знаю, куда унес.

Наконец он водворил ее на место. Его рукоделием было плотническое ремесло. Отец Херувим имел высокий рост, но ходил всегда склоненный в молитве».

* * *

В пещере преподобного Петра Афонского жили старец Хризостом и монах Сергий.

С Сергием демоны вели жестокую брань, чтобы заставить его бежать из рядов подвижников и оставить духовный подвиг. Однажды он посетил в Карее одного старого аскета, который, имея невероятное терпение и самоотвержение, упокоил четырех старцев.

– Как ты живешь здесь один? – спросил его Сергий.

– И на меня наседает диавол, чтобы я бежал отсюда, но знаешь, что меня удерживает? – ответил героический старец. – Идем, я покажу тебе мои сокровища.

– Какие у тебя могут быть сокровища? Я ничего подобного здесь не вижу...– удивился Сергий.

Тот отвел его в одну комнату, где хранились старая обувь, дырявая и изношенная за многие годы, старые подрясники и скуфьи его старцев и его самого – свидетельства неисчислимых подвигов и жертв...

– Вот мои сокровища. Скажи, как я могу их оставить?

Эти сокровища, как молчаливые учители, вразумили отца Сергия больше, чем могли это сделать многие поучения и наставления.

* * *

Духовный отец и старец великого постника Хаджи-Георгия ответил как-то одному владыке, желавшему взять его к себе в свою митрополию:

– Триста диаволов приложили все усилия, чтобы выгнать меня со Святой Горы, и не смогли. Если сможешь ты – браво!..

* * *

Один старец сказал:

– Сегодня монахи спасаются только искушениями, потому что добродетели уже нет. Те, кто пройдет через все испытания, получат часть вместе с древними отцами, которые много потрудились. Достаточно только выдержать искушения, потому что безропотное терпение равносильно молитве. Диавол искушает нас не сколько сам захочет, но сколько попускает ему Бог. Своими кознями враг старается притупить совесть человека, ввергает его в безнадежность и отчаяние или развивает в нем самохвальство и кичение несуществующей святостью. Его хитростям и обманам несть числа. На тех, кто стремится к спасению, он бросается, как бешеный пес... Я сказал ему: «Диавол, делай со мной, что хочешь, но ты ничего не добьешься. Я имею духовного наставника и причащаюсь Святых Таин. Чего ты добьешься своими уловками?».

О, каких только искушений мне ни посылал враг и каких только сетей ни расставлял! Я подвизался в самых разных местах, но в конечном счете решил терпеть здесь, на этом месте, зная, что искушений не избежишь нигде! Если хочешь, чтобы с тобой не сражался лукавый, – ешь, пей, спи и делай все, что тебе хочется,– тогда он не будет тебя беспокоить ни искушениями, ни суетными попечениями. Он как пес: если его не дразнишь, сидит спокойно, а если начинаешь дразнить, кидается, чтобы укусить. Нужно иметь опытного духовного наставника, перед которым бы ты благоговел, потому что благоговение заключает в себе и смирение.

* * *

Старец сказал:

– Отправляйся в плавание всегда во всеоружии. И даже если видишь вокруг себя полное спокойствие, будь готов встретить бурю искушений и многие испытания. Испытания очень часто имеют целью привести нас в лучшее состояние. С другой стороны, тайны Божии всегда сокрыты от нас.

* * *

Духовник отец Г. говорил:

– Безропотное терпение, являемое монастырскими (то есть общежительными) отцами, удостаивает их больших духовных дарований, чем те, которыми награждаются уединенные подвижники.

* * *

– Отче, я столько лет на Святой Горе и ни разу не сподобился ни видения, ни духовного извещения, – говорил старцу Иоакиму русский святогорец иеромонах Софроний, основатель монастыря Святого Иоанна Предтечи в Эссексе (Англия) и составитель жития преподобного Силуана Афонского.

Старец Иоаким ему отвечал:

– Кто же дарует тебе терпение, раз ты столько времени пребываешь на Святой Горе, а тем более на страшных Карулях, если не Бог? Разве смог бы ты оставаться там без явной благодати Божией? Большего, чем это чудо, не ищи и дарования более высокого не желай.

* * *

Старец Н. в течение двух лет пролежал в больнице Великой Лавры. На протяжении всего этого времени никто из отцов и братий не услышал от него ни одного «ох» или «ах». Только благодарение и славословие Всещедрому Богу исходило от уст этого всегда радостного и блаженного подвижника.

* * *

Один старый монах сказал:

– Болезнь – это Божественное посещение, это величайший дар Божий. Человек может принести Богу свою боль.

* * *

Отец И. постоянно страдает от различных болезней. Несмотря на это, он претерпевает их с радостью и говорит: «Я страдаю, но не ищу исцеления. Как-то я говорил Господу: «Я прошу не того, чтобы Ты исцелил меня, но чтобы давал мне терпение. И если когда-нибудь я попрошу у Тебя исцеления, значит, мое внутреннее состояние будет далеко от должного»». Духовный человек, даже если окажется на пороге смерти, будет говорить, что можно терпеть. У мирского совсем другая логика.

* * *

Один пустынник говорил:

– Монах – это тот, кто всегда стоит перед невидимым Богом, как если бы Он был видимым.

Еще он говорил:

– Господь придет посетить нас только тогда, когда мы не будем иметь человеческого утешения – либо добровольно, как подвиг, либо невольно, в болезнях и искушениях.

* * *

О геро-Максиме, который ранее жил на Керасье, а потом перешел в Святую Анну, некоторые отцы были не очень высокого мнения, поскольку он часто шутил и подтрунивал над ними. Когда он заболел раком, то мужественно переносил боли и наконец, сподобившись глубочайшего покаяния, почил как преподобномученик.

* * *

«Как терпел столькие годы праведный Иов, который не согрешил столько, сколько согрешил я?» – спрашивал монах Николай из Нового Скита, заболевший неизлечимой болезнью, от которой его живот и вся нижняя часть тела наполнились червями. Он не говорил об этом никому, сам переносил все мучения, желая показать стойкость ради Христа. Когда его спрашивали о здоровье, терпеливый старец отвечал:

– Слава Богу за все, я еще и не того достоин.

Только когда болезнь развилась до предела, стали менять ему одежду и увидели червей. Целых три года он, молясь, претерпевал мучения, а незадолго до окончания этой временной жизни позвал всех отцов и сказал:

– Отцы и братья, простите меня, и Бог да простит вас и да помилует весь мир!

Когда он почил, лицо его просияло...

* * *

Несгибаемый труженик терпения подвижник Артемий Григориатский никогда не садился в стасидию. Даже и в глубокой старости, когда ноги его начали раздуваться и покрылись гноящимися язвами, он не просил лечения, но терпел, поминая апостольские слова: Терпение нужно вам... (Евр.10:36).

* * *

Достойно удивления и терпение общежительного монаха папа-Димитрия из монастыря Григориат. В течение двадцати лет он каждый день служил Литургию, перенося долгое стояние на ногах, несмотря на то что имел тяжелую форму грыжи.

* * *

Старец сказал:

– Все мы должны иметь терпение – и молодые, и старые. Будем терпеть, потому что, как я сказал, наши нервы немного натянуты. Эгоизм в большей или меньшей степени есть у каждого из нас. Когда он над нами возобладает, ничтожный повод вызывает большой скандал и производит искушение в семье. Что бы вы ни увидели в такую минуту, не делайте замечания, не поможет. Проявите немного терпения, немного помолитесь, и лишь потом, когда другой успокоится, появится возможность договориться. Вот рыбаки, например, если нет на море затишья, они не идут ловить рыбу. Проявляйте терпение и имейте великое доверие к Богу. Мы не осознали еще как следует, что Бог нас видит, что Он нам помогает. Если люди это поймут, они будут иметь великую уверенность и будут предавать свои души и самих себя Богу.

* * *

Великое терпение в скорбях и испытаниях показал сильный духом и твердый в добродетелях папа-Иероним Симонопетрский. Будучи несправедливо изгнан из монастыря, он сделался погонщиком мулов в монастыре Кутлумуш. Перебравшись оттуда на Кавсокаливию, он поселился в маленькой каливе, которая использовалась в качестве сарая для угля! Оттуда его выгнали, и он пришел в келлию Святого Харалампия Солунского (подворье его монастыря). Несмотря на многоразличные скорби, папа-Иероним не прекращал молиться за своих обвинителей и клеветников.

Этот столп терпения мне лично не был известен. Нам рассказывали о нем многие уважаемые отцы на Святой Горе и в Афинах, среди которых и мой приснопамятный брат по постригу архимандрит Игнатий (Пулупатис).

* * *

Один молодой человек просил старца объяснить ему, почему Бог не устраивает так, чтобы супруги идеально подходили друг другу и могли вести вместе духовную жизнь.

– Было бы лучше, чтобы диавола не было. Тогда духовная жизнь была бы легкой. Но диавол существует. Однако любовь Божия, несомненно, управляет всем. Чтобы спасти злого мужа, Бог дает ему добрую жену. И наоборот. Терпение, братья, все пройдет.

* * *

Один священник спросил больного монаха:

– Как ваше здоровье, отец?

– Да ничего, хорошо. Вот добавились теперь и новые страдания. Однако и это нужно. Как я пойду туда, к вышним, с пустыми руками?

* * *

Один монах рассказывал мне о своем старце:

– На щеке его открылась такая рана, какая была у святой Синклитикии. Она не заживала, была полна червей и источала зловоние! Но старец никогда не роптал и ни разу даже не охнул. «Слава Тебе, Боже, – говорил он, – так мне и надо, я скала неотесанная. Нужно, чтобы меня еще пообтесал Господь!».

* * *

В одном монастыре жили три подвижника: духовник папа-Матфей, папа-Леонтий и монах Даниил. Их кельи находились на северной стороне, но они не позволяли вставить в свои окна стекла и испытывали леденящий холод, с терпением пребывая в этом добровольном мученичестве. Папа-Леонтий был слепым. В сутки он делал 3000–3500 земных поклонов. Часто он бил себя рукой по лицу.

Однажды один молодой монах просил папа-Леонтия дать ему совет.

– Ах, дитя мое. Я не достиг глубины смиренномудрия Адама до грехопадения, чтобы сказать тебе слово... Но научись терпеть в своей келье голод, жажду, холод и прочее, что мир считает скорбным и что тебе приносит радость, потому что благодаря этому твой ум возносится...

Как-то тот же брат видел, как эти три подвижника ночью, в сильную непогоду, босые, при свете лампы читали Священное Писание. «В начале сотворил Бог небо и землю...» Они созерцали тайны творения мира и плакали...

* * *

Старец X. описывает, что сказал ему брат-привратник в монастыре его покаяния в день прибытия его на Святую Гору:

Добро пожаловать! Ты пришел, чтобы стать монахом? Тогда слушай. Монастырь – это печь. Но не с огнем, а с людьми. Понимаешь? С людьми, которые душой крепче алмаза. Они входят сюда и очищаются. Как? Отсекая свою волю... Общежительный монастырь принимает разных людей, с разными мнениями. Мнения всех становятся одним мнением посредством отсечения воли. И ты, чадо, если хочешь остаться в монастыре, подражай змее. Как та, проходя через узкое место и испытывая боль, снимает свою шкуру, так и твое мнение должно пройти через горнило огорчений и испытаний.

* * *

– Господи, зачем мне так сильно страдать? – начал роптать однажды в болезни добродетельный старец Артемий Григориат.

Тогда он увидел Владыку Христа, Который показывал ему Свои руки и ребро и говорил:

– Посмотри, как Я терпел. А ты ради любви Моей не терпишь?

* * *

В Великой Лавре жил монах по имени Тарасий, невозмутимый, мирный и благословенный Богом. Мне говорили о нем, что, как бы с ним ни поступали, он всегда оставался мирен и спокоен (не от бесчувствия, а благодаря своему терпению).

И даже когда его «выжимали», как половую тряпку, чтобы испытать золото его терпения, он показывал полное бесстрастие!

* * *

В монастыре Святого Павла был старец Евдоким, который, как громоотвод, принимал на себя молнии гнева и колкостей одного брата. Он говорил:

– Пусть лучше брат разрядится на мне, чем на других. Как великодушна любовь, бывающая покровом и щитом!

* * *

Один старый монах из скита Святой Анны говорил мне: – Мы нуждаемся в великом терпении. Вижу, к примеру, что крыша моей каливы в дождь протекает, и начинаются помыслы, как я хорошо жил и сколько всего имел в миру. У меня были большие залы, прекрасные дома, теплые и просторные. Но я говорю себе: терпение, терпение ради любви ко Христу.

Приходит какой-нибудь брат и одним своим словом меня огорчает, но я веду себя так, словно язык проглотил. Вспоминаю, конечно, что в миру все меня уважали, относились ко мне с почтением... Но я говорю себе: терпение, терпение ради любви ко Христу.

У меня кончился хлеб, и нечего есть, и никто не хочет оказать мне милость, но я говорю: терпение, терпение ради любви ко Христу...

* * *

Старец 3., ныне один из самых старейших монахов Великой Лавры, на всенощном бдении с самого начала и до конца (до «Молитвами святых отец наших...») стоял прямо, как несгибаемый столп, в своей стасидии и ни разу не выходил во время службы из святого храма!


Источник: Афонский отечник / Архим. Иоанникий (Коцонис) ; [пер. с греч. Леонтия (Козлова)]. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. - 511 с.: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle