архимандрит Иоанникий (Коцонис)

Источник

О бдении

Когда преподобного Акакия57, подвизавшегося в пустынном скиту Кавсокаливия, вопросили о сне и бдении, он ответил: – Получаса сна достаточно для истинного монаха!

Сам он с невероятным мужеством на протяжении всей ночи стоял на ногах или на коленях в молитве и пении, несмотря на то что страдал от сильной грыжи и достиг уже глубокой старости. Спал он очень мало, незадолго до рассвета, опираясь на свою руку или на какой-нибудь предмет, чтобы разум не помрачался от безмерного бдения. Сон он считал опасным и коварным врагом души. Святой говорил, что ничто другое не умножает в такой степени страсти – ни мягкая постель, ни одеяния, ни богатство, ни пища, – как многий сон. И ничто так не укрощает их, как бдение.

У него было самодельное ложе с редко набитыми торчащими деревянными штырями, без подстилки, чтобы он не мог упокоить свое тело, сколько хотел, и легко просыпался. Согласно жизнеописанию, преподобный Акакий спал один час, а по другим данным, четыре часа в сутки.

* * *

Но и святитель Григорий Палама подъял великую брань против своей плоти и сна. В течение трех месяцев он пребывал в молитве без сна в своем аскетирии, который находился выше Великой Лавры. Впрочем, святой прекратил этот подвиг, чтобы мозг не потерпел вреда от постоянного лишения сна.

* * *

Новоявленный афонский святой Силуан Русский58, святость которого была признана Великой Христовой Церковью59 в 1987 году, родился в 1866 году и почил в 1938 году. Он подвизался в монастыре Святого великомученика Пантелеймона (или Русском монастыре), проводя жизнь в преподобии, чистоте, любви ко всем, непрестанной молитве и глубочайшем смирении. Почил он в мире и оставил о себе память преподобного мужа. А житие его описал почтенный архимандрит Софроний, настоятель Патриаршего Ставропигиального монастыря Честного Предтечи в Англии60.

Этот святой, помимо прочих своих добродетелей, особо возделывал добродетель бдения, зная из опыта, сколь сильно она способствует очищению ума, окрылению молитвы и возгреванию радостотворного плача. На постель он не ложился, но почти всю ночь проводил в молитве стоя, иногда присаживаясь на скамейку. Спал сидя в течение 15–20 минут и снова вставал на молитву. Этот его сон урывками составлял в общей сложности два часа в сутки.

* * *

Мы спросили старца Симеона, слепого монаха из Кавсокаливии:

– Чем можно очистить душу от нечистых помыслов, желаний и различных страстей?

Он ответил:

– Тем, чтобы не знать, что такое сон.

* * *

В скиту Иверского монастыря жил один очень благоговейный иеромонах, отец Герасим Гимнограф61. Перед тем как служить утром литургию, он всю ночь проводил в молитве и чтении.

Бог забрал его молодым. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу (Прем.4:11).

* * *

«От многого сна наш ум жиреет», – говорил один подвижник-пустынник.

* * *

Хаджи-Георгий62 отдыхал по ночам, стоя в стасидии. Собственная келья была ему почти незнакома. День он посвящал своим страждущим братиям, а ночь – молитве.

* * *

Однажды один молодой монах спросил отца N., которому было 86 лет:

– Старче, сколько часов должен спать монах?

– Послушай, брат. Святой Феодор Студит и преподобный Симеон Новый Богослов говорят, что четырех-пяти часов в день достаточно. Но авва Арсений в Патерике говорит, что для монаха довольно и одного часа, если он подвижник. Святой Акакий Кавсокаливит говорил, что и получаса. Мне кажется это немного сложным, но поскольку так говорит святой, мы должны попробовать...

– А вы сколько времени отводите себе для отдыха?

– Э, брат мой, какая необходимость спрашивать тебе об этом?

– Чтобы самому получить пользу. Скажите мне ради любви Христовой.

– Скажу тебе. Одного часа в сутки достаточно.

– И вам этого хватает?

– О, да еще как!

– Вы спите час подряд или с перерывами?

– С перерывами, конечно, с перерывами. Четверть часа сейчас, четверть часа чуть позже...

– А как вы проводите свое время?

– К сожалению, сейчас, когда у меня двусторонняя грыжа, я не могу уже стоять все время на ногах... Поэтому сажусь, чтобы читать Псалтирь или Евангелие, потом творю немного Иисусову молитву.

– Весь Псалтирь и все Евангелие?!

– Конечно же, и то и другое полностью.

– На всякий день?

– На всякий, на всякий. Только не могу уже читать стоя. Что поделать? Вот что значит старость!

* * *

В начале своего пребывания на Святой Горе старец Иосиф Исихаст, не найдя себе духовника, жил некоторое время рядом с пещерой Преподобного Афанасия Афонского, неподалеку от Великой Лавры. Он проводил там весьма суровую жизнь, и даже случилось ему однажды пробыть восемь дней на ногах без еды и без сна.

Старец говорил:

– Никакой подвиг не приносит стольких благословений, сколько лишение себя сна. Поистине, бдение упраздняет тело.

Еще он говорил:

– Самое страшное проявление страсти многоспания – это когда благодать уходит от нас и душу охватывает нерадение и мрак, не оставляя нам и самого малого утешения. Однажды я претерпел серьезное испытание с этой стороны. Я изо всех сил старался не прерывать бдения, но силы мои почти закончились. Тогда я прекратил свой подвиг, чтобы помолиться Господу со слезами скорби: «Господи, они63 хотят ослабить мое доброе стремление». Тотчас после этого во мне прозвучал сладчайший голос: «И ты не потерпишь этого ради любви Моей?».

Утомление мое сразу же рассеялось, как облако, скрывавшее солнце, и со слезами на глазах я скакал от радости, как ребенок.

– Да, Господи, ради Тебя! Помоги мне в моей немощи!

* * *

Один старец сказал:

– Сон должен быть рабом, а не господином.

* * *

Из сказанного вытекает святогорское правило: «Духовная жизнь не может обойтись без бдения».

* * *

Старец Артемий Григориат, по свидетельству современников, никогда не сидел в стасидии во время богослужения, даже во время многочасовых бдений, вплоть до своей смерти. Это был настоящий столп, несгибаемый подвижник богослужения и молитвы.

* * *

57

Акакий Новый Кавсокаливит скончался в 1730 году, его память празднуется 12/25 апреля.

58

В России он известен как Силуан Афонский.

59

То есть Константинопольским Патриархатом. – Пер.

60

Архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) – выдающийся подвижник XX века. Эмигрировал из России в 1921 году, учился в Европе, в 1925 году прибыл на Афон. Был келейником преподобного Силуана Афонского вплоть до его смерти. В 1947 году вынужден был покинуть Афон и поселиться в Англии, где и основал монастырь. Кроме жития преподобного Силуана, оставил после себя несколько богословско-аскетических трудов («Видеть Бога как Он есть», «О молитве» и др.), а также собрание писем.

61

Не путать со знаменитым Герасимом Гимнографом (1905–1991), который подвизался в скиту Малой Анны и стяжал славу великого песнотворца.

62

Старец Хаджи-Георгий (1809–1886) известен своим строжайшим постническим уставом и крайним нестяжанием. О нем Паисием Святогорцем написана отдельная книга: Паисий, монах. Старец Хаджи-Георгий. М., 1986.

63

То есть злые духи, враги человеческого спасения. – Авт.


Источник: Афонский отечник / Архим. Иоанникий (Коцонис) ; [пер. с греч. Леонтия (Козлова)]. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. - 511 с.: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle