архимандрит Иоанникий (Коцонис)

Источник

Слово о благоухании мощей и мироточении

Святой Феофил Мироточивый жил во время святого патриарха Нифонта. Именно он в 1556 году216 был послан им и Священным Синодом в Египет, чтобы засвидетельствовать произошедшее там невиданное чудо, а именно – перемещение горы под названием Дур-Таг. Несмотря на все свои церковные должности, в том числе назначение на должность нотария217, он оставил все и пришел на Святую Гору. Сначала преподобный подвизался в монастырях Ватопед и Ивирон, затем перешел в ватопедскую келлию Святителя Василия Великого. Прежде своей кончины он заповедал ученику не погребать его, а бросить в лесу, что и было исполнено. В течение сорока дней его святые останки оставались не тронутыми плотоядными птицами и зверями. От них истекало благоуханнейшее миро, которое и сегодня ощущается теми, кто с благоговением прикладывается к его святым мощам. Таковым был преподобный Феофил, истинный друг Божий, благоуханная роза добродетели и подвига.

* * *

В 1948 году почил новоявленный преподобный – отец наш Савва Агиоаннит. Он некоторое время вел отшельническую жизнь на Святой Земле, затем поселился на острове Калимнос и основал там женский монастырь Всех Святых218. Он был учеником святого и богоносного отца нашего Нектария, Эгинского Чудотворца. Через десять лет после смерти преподобного Саввы, когда состоялось обретение его честных мощей, они оказались нетленными, благоухающими и источали чудеса. Поистине, так прославляет Бог прославляющих Его.

* * *

В пустынной области между Кавсокаливией и Виглой, в пещере, расположенной в самой огромной пропасти Святой Горы, жил и подвизался преподобный отец наш Нил Мироточивый, от гроба которого миро источалось столь обильно, что стекало по отвесному обрыву в море.

* * *

По кончине святого Симеона, отца святого Саввы Сербского, в монастыре Хиландар совершалось в его память бдение. Во время великого славословия от его гроба начало исходить неизреченное благоухание, наполнившее весь монастырь. В этом благоухании святой Савва уразумел подтверждение святости своего отца и прославил Всещедрого Бога, прославляющего прославляющих Его.

* * *

Икона Божией Матери «Ненадеющихся Надежда», монастырь Симонопетр

Ктитор монастыря Симонопетр святой Симон подвизался в сохранившейся недалеко от монастыря пещере. Там он слышал голос Божией Матери219, там однажды в рождественскую ночь вышел победителем в борьбе с демонами, там спас своего ученика, упавшего вниз с большой высоты, и исцелил бесновавшуюся дочь сербского царя Иоанна. После его преподобнической кончины от его святых мощей истекло благовонное миро – свидетельство святости преподобного.

* * *

Великим в добродетелях, и в подвигах, и в вере был святой Афанасий Есфигменский, достигший совершенства киновиат и служитель братской трапезы, который за свое великое смирение удостоился стать патриархом Константинопольским. Его гроб и святые мощи, как говорит святитель Григорий Палама, стали источником чудес и неизреченного благоухания во славу Бога и в прославление монашеского жития.

* * *

В 1840 году монахи Ватопедского монастыря решили перенести кости почивших отцов в новую костницу. Когда они разрушили до основания одну из стен старой костницы, то внезапно ощутили неописуемое благоухание и неземной аромат. Продолжив работу, они обнаружили, что благоухание исходило от мощей какого-то святого, причем у него сохранился весь скелет и кожа. С великим благоговением и умилением священники, облаченные в священные одежды, положили святые мощи в особую раку и со свечами перенесли в собор монастыря. Однако никто не знал, как зовут святого, которому принадлежали мощи. По общему согласию было решено называть его Евдокимом220, под каковым именем он и празднуется ежегодно 5 октября.

Положение его нетленного тела свидетельствует о том, что этот неведомый святой, названный Евдокимом, почувствовав приближение своей кончины, пришел в костницу, укрылся среди костей и, приготовившись и скрестив на груди руки, уснул сном праведных, никому не ведомый и никем не замеченный, чтобы избежать человеческой похвалы и разрушительной славы мира сего.

* * *

Монах Савва из келлии Святителя Николая, ранее относившейся к небольшой обители Равдуш221, а теперь к монастырю Пантократор, отличался любовью к церковным службам, великим благоговением, а также неутомимостью в телесных подвигах. Одно время он жил в монастыре Есфигмен, но, когда почувствовал приближение смерти, вернулся в монастырь своего покаяния222.

Через три года после его кончины, когда извлекали останки, его глава оказалась благоухающей, о чем скоро узнали повсюду. Один из послушников братства, маловерный и сомневающийся, решив, что ее помазали благовонием, тайно взял главу и поместил ее в цистерну с водой. С большой скорбью отцы искали честную главу, а через двенадцать дней послушник открыл им о своем проступке. Когда снова обрели главу, она по-прежнему благоухала. Тогда послушник уверовал, что монах Савва был действительно святым человеком.

* * *

«Вспоминаю свои первые годы на Святой Горе, – рассказывал мне один старый монах. – Когда я заходил в усыпальницу и костницу скита, где хранятся кости почивших отцов, я часто ощущал некое неописуемое благоухание и надолго задерживался там, чтобы им насладиться».

Когда уважаемый мною восьмидесятидевятилетний старец говорил об этом, на его лице отражалось заметное волнение.

«Но прошло два года, и я потерял этот дар Божий. Это небесное благоухание уже не ощущалось. Господь лишил меня его, не знаю, по какой причине. Возможно, за мои грехи, а может быть, Он дал тогда мне этот Божественный дар для укрепления в начале моего монашеского пути».

* * *

В каливе «Верхнее Сретение», расположенной в верхней части скита Святой Анны, жил благоговейный монах геро-Дионисий. Этот старец решил однажды поправить старые каменные стены, образующие уровни сада, и, когда разобрал одну из них, обнаружил нетленные мощи неизвестного аскета или отшельника.

Удивленный и взволнованный своей находкой, от которой источалось дивное благоухание, геро-Дионисий встал на молитву и просил неведомого святого открыть ему свое имя. Ему пришло на ум спуститься в собор скита и ударить в колокол, чтобы об этом узнали скитские отцы. Они взяли бы с честью святые мощи, перенесли бы их с каждением в центральный храм Святой Анны, чтобы им поклонилась и помолилась вся братия, – может, тогда открылось бы, какому святому принадлежат эти благословенные мощи.

В то время как геро-Дионисий имел такие мысли, ему явился в видении этот благословенный подвижник и с очень строгим видом велел тотчас снова скрыть его мощи и до конца своих дней никому не открывать того, что Бог сподобил его увидеть. Поэтому незадолго до своей смерти старец Дионисий поведал об этом братии, но не открыл точного места захоронения. Таким образом он исполнил повеление святого подвижника, который даже после смерти избегал человеческой славы, поскольку удостоился иметь славу у Бога в Его Небесном Царствии.

Приснопамятный старец Павел Лавриот, врач, в письме к нам от 6 июля 1971 года писал: «В разговоре со старцем Геронтием Данилеем я упомянул о некоем духовнике папа-Леонтии из Муталаски Кесарийской, который был мне знаком. Я читал некоторые места из его сочинения «Проповедь Православия» на турецком языке. Этот важнейший для караманлидской литературы223 труд находится в нашей библиотеке. Отец Геронтий мне ответил, что папа-Леонтий почил в Фессалониках и что его останки при их поднятии оказались благоухающими и источающими миро».

* * *

Один христианин прочитал в житии преподобного Акакия Кавсокаливита, что преподобный, проходя мимо усыпальницы Святой Анны, ощутил неизреченное благоухание от мощей наших отцов.

Сидя в усыпальнице, он вспомнил об этом случае и подумал: «А есть ли теперь такие мощи, которые были во время святого Акакия?». Едва он это помыслил, как внезапно ощутил дивное благоухание! Тогда он встал и, поискав, нашел главу, источающую неизреченное благоухание, на которой было написано: «Филимон иеромонах из каливы Успения Пресвятой Богородицы близ монастыря Вулевтирион святого Елевферия».

Тогда этот христианин захотел позвать других, но как только подумал об этом, его охватила неестественная дрожь, из чего он уразумел, что нет воли святого отца, чтобы о благоухании, исходящем от его главы, было рассказано в скиту.

* * *

Я не помню, в каком году это было точно, но примерно лет двадцать тому назад. В праздник Честного Предтечи и Крестителя Господня в монастыре Дионисиат я, проходя перед повечерием мимо боковой двери алтаря224, внезапно ощутил благоухание, несомненно святого Предтечи, исходившее от алтаря.

В другой раз, идя по тропе от келлии Святого Нила Мироточивого к Великой Лавре, в месте под названием Хаири, я почувствовал в воздухе волны благоухания. Здесь многие отцы и паломники ощущали благоухание, не поддающееся никакому описанию. Предание гласит, что в этих местах подвизалось множество аскетов, погребенных тут же, которые жили в великом подвиге и достигли высоких состояний святости.

* * *

В 1927 году, на праздник Рождества святого Предтечи (24 июня225) в монастыре Святого Дионисия один брат, исполнявший послушание повара, на хвалитных стихирах, когда совершается поклонение честной деснице святого Предтечи, почувствовал удивительное и неизреченное благоухание. Об этом он доверительно поведал приснопамятному старцу Лазарю.

* * *

Приснопамятный старец Лазарь, среди своих многочисленных повествований об отцах и братиях Дионисиата, рассказывал и о блаженной кончине иеромонаха Марка, бывшего игуменом (1926–1931) и всю свою жизнь со смирением и радостью совмещавшего три-четыре послушания. При этом вкушал пищу он только один раз в день.

Когда отец Марк отошел ко Господу, отец Лазарь имел послушание больничного брата. В момент смерти старца все помещение больницы наполнилось дивным благоуханием, сохранившимся в продолжение двадцати минут. Его ощутил и приснопамятный игумен Гавриил, пришедший прочесть над умирающим молитву на разлучение души от тела.

* * *

До недавнего времени мы знали многих мироточивых святых, одни из которых покоятся в священной земле Святой Горы и соделывают благоуханным воздух Сада Пресвятой Богородицы. Но на празднике монастыря Ксенофонт в 1989 году нам открылось, что почитаемый в этом монастыре святой великомученик Георгий Победоносец226, помимо других благодатных дарований, также имеет дар мироточения.

Началось торжественное и умилительное бдение, и уже вечерня подошла к середине, когда всечестной игумен монастыря Алексий вышел с взволнованным видом и прервал службу, чтобы объявить всем об удивительном и впервые произошедшем знамении мироточения от руки святого Георгия, факте, свидетельствующем о благодатном присутствии святого. Игумен предложил пропеть молебный канон святому и поклониться его мощам.

Перед этим он пригласил в святой алтарь собора преосвященного митрополита Полиани и Килкиса Амвросия, возглавлявшего праздник, и известного своей любовью к монашескому житию игумена монастыря Кутлумуш высокопреподобнейшего архимандрита Христодула, а также всеми уважаемого восьмидесятилетнего папа-Анфима, духовника из Святой Анны, чтобы они собственными глазами увидели и убедились в чуде мироточения.

Благочестивые паломники, представители других монастырей, общежительные отцы и пустынники, монахи и миряне – мы все поклонились святым мощам, горя душой и славословя Господа. Мы испытывали умиление и сокрушение сердца, подобающие этим священным минутам, когда надежный страж сего святоименного места святой Георгий Победоносец находился среди нас, живой, празднующий с нами и возглавляющий торжество, прославляющий Бога и сам прославляемый Им.

Наши умиленные сердца в радостном молчании произносили: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих!»227. В месте истечения мира святые мощи образовали подобие свежей раны и источали особое тонкое и характерное для святых мощей благоухание.

Действующая в святых мощах благодать в этой пасхальной атмосфере всенощного бдения возвещала непреложную истину, что мы проповедуем Иисуса Христа, и притом распятого228 и воскресшего из мертвых. «Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси...»229

Цветки лимонов и роз в монастырском дворе свидетельствовали о пришествии весны, а благоухание «пленных свободителя»230 было утверждением того, что воистинну воста Господь231. Славник стихир на литии облекся благоуханным одеянием и некой таинственной силой:

«Возсия весна, приидите, насладимся,

Просия Воскресение Христово, приидите, возвеселимся,

Страстотерпца память, верныя просвещающи, показася...»232

Старец Анфим-духовник из скита Святой Анны

* * *

В 1980 году Лавра Святого Афанасия перешла с идиоритмического на общежительный устав, а игуменом стал приснопамятный папа-Афанасий. Кажется, что ктитор и небесный покровитель обители святой Афанасий, общего жития начальник, был очень рад такой перемене, и это знаменовалось тем, что во время всенощного бдения 5 июля, когда монастырь отмечает свой главный престольный праздник, от гроба святого исходило неизреченное благоухание. Это благоухание было столь сильным, что из храма оно распространилось по двору и по всему монастырю.

Папа-Филипп даже пригласил к себе екклесиарха монаха Паисия и спросил его, не пролили ли какого ароматического вещества на гроб преподобного...

* * *

216

Если следовать Афонскому патерику, то это событие произошло намного раньше, поскольку 1548 год указан как год преставления святого (см.: Афонский патерик. М., 1994. Ч. II. С. 75).

217

Нотарий – секретарь епископа или Церковного Совета. – Авт.

218

На самом деле монастырь был основан отцом Иерофеем (Курунисом), который скончался незадолго до прибытия туда святого Саввы (об этом см.: Нектария (Мак Лиз), мон. Евлогите. Путеводитель по святым местам Греции. М., 2007. С. 430).

219

После многих уединенных подвигов святой Симон получил указание Божией Матери основать обитель на отвесной скале. Отсюда и название монастыря – Симонопетр, что означает «скала Симона».

220

В переводе с греческого языка это имя означает «славный, пользующийся всеобщим почтением». – Пер.

221

Одна из древних обителей, вошедшая в состав Пантократора.

222

Монастырем (местом) покаяния у святогорских монахов принято называть ту обитель, в которой был принят монашеский постриг.

223

Так называемая «караманлидика» – литература, написанная на турецком языке, но греческими буквами. С целью предотвращения массового перехода в мусульманство туркоговорящих греков митрополит Навпакта и Арты Неофит Мавромматис (1656–1740) перевел на турецкий язык «Цветник духовный» и издал его греческими буквами вместе с параллельным переводом на греческий, чтобы помочь читателям овладеть своим забытым к тому времени языком. Его примеру последовали и другие издатели. – Пер.

224

В некоторых греческих храмах есть боковой вход с улицы в алтарь.

225

7 июля по новому стилю.

226

Монастырь Ксенофонт основан в конце X века византийским вельможей Ксенофонтом. Его соборный храм посвящен великомученику Георгию Победоносцу.

227

См.: Последование Святаго Крещения. Молитва на освящение воды.

229

Слово святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху. – Пер.

230

Из тропаря великомученику и победоносцу Георгию.

231

Лк.24:34. – Пер.

232

Служба святому великомученику и победоносцу Георгию, стихиры на литии, слава, глас 7.


Источник: Афонский отечник / Архим. Иоанникий (Коцонис) ; [пер. с греч. Леонтия (Козлова)]. - Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. - 511 с.: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle