Источник

Первоначальное место Храма и первая его закладка

Местом для построения Храма выбраны были Воробьевы горы, находящиеся на южной окраине города, на правом берегу реки Москвы, с одной стороны потому, что по самому плану Храма требовалась непременно высокая прибрежная гора, с другой же – потому, что место это находится между теми заставами – Смоленской и Калужской – чрез которые вошел и вышел неприятель в 1812 году.

Ровно чрез пять лет после бегства французов из Москвы, т. е. 12 октября 1817 года, состоялась на Воробьевых горах, в присутствии Государя и других высоких особ, а также воинов, участников войны 1812 г., торжественная закладка проектированного Витбергом Храма, сопровождавшаяся следующей красноречивой речью Высокопреосвященного Августина, тогдашнего архиепископа Московского.

По совершении закладки архиепископ Московский Августин произнес следующую речь:

«Где мы? что мы видим? что мы делаем? Где мы? На том месте, на коем в дванадесятое лето сия древняя столица с ужасом узрела пламенник, неприятельскою рукой воженный на истребление ее. Узрела, и, преклонив поседевшее чело, умоляла Господа, да будет она искупительной жертвой своего Отечества.

Что мы видим? Видим ту же самую столицу, воскресшую из пепла и развалин, облеченную в новые красоты и велелепие, паки возносящую до облаков златые верхи свои, кипящую обилием и богатством и веселящуюся о славе России и о благоденствии всей Европы.

Что мы делаем? Пирамиды ли хотим воздвигнут во славу соотечественников наших, которые непоколебимой верностью к Царю, пламенной любовью к Отечеству, достохвальными подвигами на поле браней сделали имена свои достойными вечного благословения нашего? О, нет! Что есть человек вне Бога и без Бога? Бог, разумов Господь, Бог, уготовляй начинания Своя, дает разум и мудрость; Господь сил препоясует немощные силой и лук сильных изнемогает. Так, что мы делаем? Пред лицом неба и земли исповедуя неизглаголанные милости и щедрости, какие Верховный Владыка мира благоволил излить на нас, восписуя Ему единому все успехи, всю славу минувших браней, полагаем основание храма, посвящаемого Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Боже! Очима нашима видехом, еже соделал еси во днех наших: ибо не мечем нашим уничтожихом возстающие на ны, и мышца наша не спасе нас. Ты един спасл еси нас от стужающих нам и ненавидящих нас посрамил еси. О Бозе похвалимся весь день и о имени Его исповемыся во век (Пс. 43, 9).

Первопрестольная столица! Ты особенно носишь на себе печать чудес Божиих; в твоих развалинах сокрушилось страшное могущество разрушителя; пламя, истребившее тебя, истребило и его силы: оно воспламенило сердца Россиян и других народов к возвращению мира и тишины. Возноси убо Господа Бога своего, и, предстоя подножию сия святые горы Его, покланяйся Ему духом и истиной.

Храбрые воины! Во всех бранях, совершённых вами, вы видели, или паче осязали Десницу Божию, водящую вас и вам споборающую! Дадите убо славу Богу и во исповедании воскликните: не мы, не мы сотворихом что: Господь сил, Заступник наш, Бог Иакова, отъемля брани до конец земли (Пс. 45, 10), той сотвори вся великая и славная.

Боже, Спаситель наш! Да будут очи Твои отверсты день и ночь на место сие, где Помазанный Твой полагает основание Храму во славу Пресвятого имени Твоего и в память неизглаголанных благодеяний Твоих, явленных нам. Прими от него сию благодарения жертву, с чистою верой, с пламенной любовью, в глубоком смирении Тебе приносимую; прими, благослови и соверши святое начинание его; пробави милости Твоя к нему и ко всему Августейшему Его Дому!».

В это же время была Высочайше утверждена особая комиссия для построения предположенного Храма, первоначально состоявшая из Московского генерал-губернатора, Московского епархиального архиерея и главного строителя Витберга, а после увеличенная в своем составе. С 1822 года начались подготовительные земляные, на Воробьевых горах, работы по уравнению оврагов (холмов для площади нижнего храма, устройство набережной, возведение разных строений для рабочих, а равно заготовка лесного, железного и каменного материалов. Эти работы продолжались до 1824 года, но к постройке самого Храма еще не приступали, так как Витберг, увлекаясь обширными задачами и планами, еще не выработал вполне всех частностей предполагаемого Храма и собирался, для окончательной отделки плана, отправиться за границу. Между тем при этом замедлении стали обнаруживаться беспорядки, замешательства и даже злоупотребления в приобретении строительных материалов. К тому же еще прибавились раздоры и несогласия и между членами самой комиссии, увеличенной в своем составе. Начались жалобы и доносы. Вследствие сего Высочайше повалено было исследовать деятельность строительной комиссии, и когда вся вина и ответственность пала на Виттберга, как главного строителя и руководителя сем делом. В это время Император Александр Павлович скончался, а новому Императору, Николаю Павловичу, дело было представлено в том виде, что будто бы, по неосмотрительности, неуменью и вине Витберга, казна потерпела весьма много убытков при заготовке материалов, что он не только совершенно неспособен нести строительное дело, но даже не может окончить и самого плана Храма. Вследствие этого, комиссия построения Храма ровно через десять лет после его закладки, в 1827 году Высочайше была закрыта и дальнейшее построение Храма на Воробьевых горах было прекращено, особенно в виду того, что, по исследованию инженеров, состояние почвы, изобилующей множеством водяных источников и ключей, открывшихся в горах, представляло непреодолимые препятствия к построению не только громадного проектированного Витбергом Храма, но и вообще какого-либо строения значительных размеров. После этого все заготовленные строительные материалы были розданы в разные ведомства. Общий расход на подготовительные работы по постройке Храма на Воробьевых горах простирался до четырех слишком миллионов рублей. Все лица, прикосновенные к непроизводительной трате казенных денег на эти работы, преданы были суду, длившемуся до 1835 года, и признаны виновными – одни в злоупотреблениях, а другие в противозаконных действиях в ущерб казны. Витберг в том же году был сослан в г. Вятку. Впоследствии он был помилован и жил в Петербурге, где ему удалось в 1844 году выхлопотать себе пенсию в 400 руб., а в 1855 г. 12 января он скончался 68 лет от роду.


Источник: Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве : [Ист. очерк] / Прот. В.С. Марков. - Москва : Рус. печ., 1914. - 73 с.

Комментарии для сайта Cackle