Источник

III. Глубокий раскол в вероучении христиан. Ересь арианская (ср. 321–325 г.)

Между тем как Константин старался благоприятствовать развитию христианства и воспрепятствовать разделениям в Церкви, важный спор возник в Египте и немедленно принял такие размеры, что возмутил всю Церковь. При начале, говорит Евсевий727 это была только искра, но от неё возгорелся страшный пожар. Спор, вышедший из Церкви Александрийской, как из источника, разлился по всему Египту, по Ливии и по Верхней Фиваиде. Во всех городах спорили между собой об этом вопросе не только епископы, но даже народ принимал в них деятельное участие. Обе партии находились в такой ожесточенной борьбе, что неверующие перенесли эти споры на театр, где они возбуждали смех и презрение.

В то же время сторонники Мелетия продолжали смущать своим расколом Египет и Фиваиду.728 Зло это проникло также в Ливию. Александрия же была средоточием этих распрей; в этом городе жили начальники ереси и оттуда рассылали они эмиссаров в различные провинции, приобретать себе сторонников.

После мученичества епископа св. Петра был на весьма короткое время епископом Александрии Ахилл, а по смерти его избран Александр, бывший, по словам Феодорита,729 весьма ревностным защитником учения евангельского.

Арий с завистью смотрел на это избрание. Он был пресвитером в Александрии и ему было препоручено объяснять Священное Писание.730 Он считал себя более достойным Александра занимать престол епископский и искал случая для удовлетворения своей зависти. Не имея возможности нападать на жизнь благочестивого епископа, в добродетелях которого никто не сомневался, он решился отыскивать недостатки в его вероучении.

Арий занимал весьма важное место в Александрии.731 Город был разделен на несколько приходов; во главе каждого был пресвитер, преподававший вероучение христианское. Арий был председательствующим в приходе, именуемом Вокалис. Он был уже стар, когда Александра избрали епископом, был высокого роста, имел вид серьезный, поступь важную и вся его наружность способствовала к обольщению простаков. Одежда его походила на монашескую; он носил всегда тунику без рукавов и очень узкую мантию. Его притворное обращение, вежливость и ласкательства, расточаемые когда нужно, привлекали к нему многих.

Сначала был он сторонником Мелетия, но оставил его партию и принял сторону Петра Александрийского.732 Тот рукоположил его во диакона, но был принужден изгнать из Церкви за непрестанное противоборство всем мерам, предпринимаемым против раскольников. Арий был помилован уже Ахиллом, преемником Петра, был восстановлен в служении диаконском и возведен после того в пресвитеры. Александр при начале епископства своего оказывал ему уважение, тогда как завистливый пресвитер только и думал как бы удовлетворить своим дурным наклонностям.

Случай тому представила беседа святителя. Александр, в слове к народу о Святой Троице,733 поучал, что Сын равночастен Отцу, имеет ту же сущность, как и родший Его. Арий же в Церкви своей стал учить противному, утверждая будто Сын создан и сотворен и не имеет той же сущности, как Отец. То же повторял он и в разговорах, ходя из дома в дом распространял свои заблуждения, и обольстил многих, неглубоко посвященных в догматы христианские. Александр призвал Ария,734 чтобы узнать от него самого, правда ли, что он учит заблуждениям, в которых его обвиняли. Арий дерзко поддерживал оные пред святителем, с любовью убеждавшим его их оставить. При этом Александр оказал столько кротости, что слышавшие хулы Ария, даже обвиняли епископа за слабость.

Арий еще упорнее настаивал на своих заблуждениях. Семь пресвитеров, а между ними Карпоний, Сармат и Коллуф, также бывшие настоятелями Церквей в Александрии, двенадцать диаконов и семьдесят дев открыто приняли его сторону. Коллуф вскоре от него отделился и образовал отдельную секту, имевшую кратковременное существование. Два епископа Ливии приняли сторону еретика: Секунд Птолемаиды и Фиона Мармарики. Заблуждение стало распространяться по Египту и Ливии, а потому Александр решился созвать собор, на котором Арий и его сторонники свободно могли бы поддерживать спор о приписываемых им заблуждениях. Но они сумели запутать заблуждения свои такими тонкостями, что противники их иногда казались побежденными. Александр был судьей и хотел выслушать всех беспристрастно. Созван был второй собор, на котором Арий обличен был, что действительно учит заблуждениям, отвергающим божество Сына Божия, воплотившегося, а потому Александр отлучил его вместе с сообщниками его, пресвитерами Айфалием, Ахиллом, Карпонием, Сарматом и еще другим Арием; диаконом Евзоием, Макарием, Юлием, Меласом и Гелладием.

Едва произнесено было определение, как Арий и его сторонники отправили эмиссаров ко всем епископам с использованием веры. «Если мы согласны с истиной, добавляли они, то напишите Александру отменить определение, против нас произнесенное; если же вера наша неосновательна, то напишите нам, как следует веровать».

Таким образом, спор был перенесен за пределы Египта и Ливии; Восток взволновался и Арий нашел в лице Евсевия Никомидийского чрезвычайно влиятельного сторонника, столько же по знатному происхождению его, сколько по дарованиям и коварству.

Из епископов некоторые приняли сторону Ария и писали Александру, что следует оставаться в общении с ним и его сторонниками, а другие писали ему, поддерживая его в решимости, и вместе с тем осуждали хулы новых еретиков.

Епископ Александр Александрийский в защиту вероучения христианского

Александр, находя в посланиях этих столько противоречий, счел нужным объясниться пред епископами Церкви вселенской и написал им послание с изложением вероучения, прося их возвратить ему оное со своими подписями, Феодорит сохранил для нас в своей истории писанное Александру,735 епископу Византии, города знаменитого, принявшего, несколько лет спустя, название Константинополя или города Константинова. Епископ Византийский того же имени как и Александрийский, находился, вероятно, с ним в дружеских отношениях, вот почему последний писал ему, как своему высоко уважаемому брату и дражайшему другу. Вот извлечение из этого послания:

«Честолюбие и корыстолюбие, говорит он, всегда порождали смуты в великих Церквах и представляли случаи противоборствовать церковному благочестию. Те, которыми они овладеют, стараются с диавольской настойчивостью достигнуть своей цели, не страшась нисколько суда Божия, А как я претерпеваю от происков подобных людей, то счел обязанностью писать твоему преподобию, чтобы опасался увлечься их происками, потому что они вкрадчивы и пишут повсюду письма для обольщения пребывающих до сего времени твердыми в истинной вере. Арий и Ахилл согласились хулить Христа и проклинать нас. В своих тайных сходбищах они возмущаются против вероучения апостольского и нападают на божество Спасителя нашего, обращая Его в простого человека. Тем самым они сообщаются с Евреями и с язычниками, поддерживающими их своим сочувствием, поднимают против нас мятежи и наносят нам огорчения. Начинают против нас иски через обманутых ими женщин и распространяют свои заблуждения через девок, грубо оскорбляющих истину на площадях. Они не страшатся раздирать хитон Христов, пощаженный самими распинателями.

Мы отвергли этих раскольников от Церкви, покланяющейся божеству Христову, но они отправили эмиссаров и письма к сотоварищам нашим, под предлогом просить мира и общения, но в сущности с целью приобрести сообщников посредством получаемых ими ответов. В письмах своих прибегают они к самым лукавым изворотам, чтобы скрыть свои заблуждения и нас очернить. Вот почему, получили они ответы, по которым принимаются в общение. Собратия наши, поступившие таким образом, подвергаются осуждению правила апостольского736 и поощряют заблуждение против самого Христа. Мы решились, следственно, возвысить свой голос против говорящих: «было время, когда Сына Божия не было, затем Он был создан, потому что прежде не существовал; когда же был создан, то был сотворен как и все прочие люди. Бог, добавляют они, сотворил все, чего прежде не существовало, и заключают Сына в число существ разумных или материальных, созданных Богом.» Как следствие этого начала, они говорят, что природа Сына изменима и Он доступен как добродетели так и пороку.

Эти гнусные люди говорят еще: «мы можем стать как Сын Божий, потому что написано: породих и воскормих сынов». Но когда им возражают окончанием текста: но они отверглись Мене», что не может уже относиться к Христу, то они отвечают, что Бог, по предведению Своему, знал, что Христос будет достоин быть Сыном Его, а потому избрал Его из всех прочих. Итак, у Него не более, чем у прочих человеков божественной сущности, но Он был избран, как могли быть избраны и другие люди, заслужившие так же, как и Он. Они полагают даже подтвердить свои заблуждения Писанием и приводят слова Псалмопевца: «Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие. Сего ради помаза тя Боже, Бог Твой, елеем радости – паче всех».

Александр противопоставляет истинное вероучение о единосущности Слова со Отцом, опираясь преимущественно на первую главу Евангелия от Иоанна. Он принимает догмат откровенный, не углубляясь в него, как в превышающий пределы разума человеческого, но возражает на тонкости Ариан, допускавших, согласно словам Иоанна, что все сотворено Словом и утверждавших будто само Слово, подобно прочей твари, перешло из небытия в бытие. Затем соединяет другие тексты, доказывающее, что Христос был Слово воплощенное едино со Отцом по сущности. После сего добавляет:

«Мог бы еще более сказать о сем, но не нужно более распространяться перед учителями, согласными с нами; они сами знают, что новая секта учит тому же, чему учили Евион, Артема и Павел Самосадский епископ Антиохийский, по суду епископов изверженной из Церкви.737 Арий и Ахилла приняли уже учение этих еретиков и их поддерживают три епископа Сирии, которых следует судить епископству.

Высокомерие их невыносимо; они полагают, что никто никогда не имел столько дарований, как они; епископов всего мира считают они невеждами, а только самих себя одаренными мудростью, добродетелями и проницательностью в догматах; одни только они открыли, о чем прежде них никто не имел понятия. Высокомерие нечестивое, ужасающее безумие! надменность в бреду! разум сатанинский! ясность древних писаний нисколько не заставляет их устыдиться; единогласное вероучение наших сотоварищей не удерживает их дерзости. Преступление их более, нежели демонов, не дерзающих произнести ни одного слова хулы против Сына Божия.

Они упрекают нас, что допускаем две сущности не рожденные, утверждая, что Сын имеет одинаковую сущность со Отцом, как будто нет существенной разности между этими двумя вероучениями: что Сын рожден из сущности Отца и той, что Он перешел из небытия в бытие. Мы придерживаемся исповедания Церкви апостольской, верующей в Отца не рожденного, сущность Которого предвечна и неизменна, и в Господа нашего Иисуса Христа, единородного Сына Божия, исшедшего не от несущего, но от сущности Отца, не подобно телам, но непостижимым и неизреченным образом. Мы веруем, что Сын, подобно Отцу, непреложен и всесовершен и отличается от Него только тем, что Отец не рожден. Он есть всесовершенный образ Отца и различается только тем, что Отец не рожден, тогда как Сын рожден. Веруем равным образом в Духа Святого, вдохновлявшего святых Ветхого и Нового Завета. Веруем в единую Церковь738 кафолическую, апостольскую, всегда неодолимую, даже когда бы весь мир вооружился на нее, и которая восторжествует над всеми возмущающимися против неё, согласно словес: «дерзайте, аз победих мир.»739

После сих верований признаем воскресение мертвых первенцем которых Господь наш Иисус, восприявший от девы Богоматери истинное тело, а не призрачное; живший среди человеков для изглажения грехов, распятый и умерший без ущерба Божества Своего, воскресший из мертвых, вознесшийся на небо и сидящий одесную Величия.

Вот чему мы веруем, чему учим, вот вероучение Церкви апостольской, за которое готовы положить живот наш. Арий, Ахилла и их сообщники признают противное этому вероучению и были извергнуты из Церкви по наставлениям апостольским. Никто из вас да не принимает отлученных, ни их писаний, потому что они говорят только ложь и они враги истины; они проходят только города под предлогом мира и согласия, но и сущности только для обольщения и для приобретения сторонников среди женщин, обремененных грехами. Отдалитесь от них и будьте согласны с нами, возлюбленные братия, по примеру большинства епископов Египта, Фиваиды, Ливии, Пентаполя, Сирии, Памфалии, Азии, Каппадокии и прочих соседственных провинций. Я отправил им всем изложение вероучения, которое посылаю также вам через сына моего, диакона Апиона, прося вас подписать оное, как то сделали прочие сотоварищи наши.

Послание это было не только к Александру Византийскому, но также, без сомнения, ко всем епископам Фракии.

Историк Сократ740 сохранил окружное послание, с которым епископ Александрийский обратился ко всем епископам Церкви. Вот разбор этого памятника:

«Александр, друзьям своим и дражайшим сотоварищам Церкви вселенской, во всяком месте, радоваться о Господе.

Так как тело Церкви кафолической едино и предписано в Священном Писании сохранять узы мира и согласия, то приличествует нам взаимно сообщать посланиями, что у каждого из нас происходит.741 Таким образом, если один из сочленов претерпевает или радуется, мы сочувствуем его печали или радуемся вместе с ним. Итак, в нашей епархии восстали люди развращенные, враги Христовы, проповедающие вероучение, которое по справедливости считается путем к учению антихриста. Сначала хотел я хранить о том молчание, чтобы зло потухло само собой, среди небольшого числа отступников и из опасения, чтобы, распространившись далее, не оскорбляло слуха людей простых. Но Евсевий, который ныне в Никомидии и воображающий, что по воле своей может направлять дела церковные, потому что безнаказанно оставил Церковь Бируфа для Церкви Никомидийской, принял отступников под свое покровительство, написав повсюду письма, их рекомендующие и привлекающие невежественных к ереси отвратительной, направленной против Христа, то я счел нужным прервать молчание и указать вам отступников и их заблуждения, предостерегая вас от посланий Евсевия, если вы такие получили.

Отделившиеся от Церкви: Арий, Ахилла, Карпоний, другой Арий, Сарматий, Евзоий, Лукий, Юлиан, Мина, Гелладий, Гаий и с ними Секунд и Феона, бывшие епископами.»

Суть заблуждений ариан.

Заблуждения их таковы: «Бог, говорят они, не всегда был Отцом, было время, когда Он им не был. Слово Божие не всегда было, но вышло из ничтожества. Бог, который есть сущее, извлек Его из несущего; было, следственно время, когда Его не было; итак Сын есть тварь и сотворение Божее. Он не подобен Отцу по сущности, Он не есть Слово Его, ни Премудрость, но только одно из творений Его, одна из Его тварей. Только несвойственно называется Он Словом и Премудростью, потому что Сам получил бытие Словом Божиим и Премудростью Божией, по которой Бог создал Христа, как и прочих тварей. Сын подвержен, следственно, изменению, подобно прочим разумным тварям; не участвует в сущности Отца и не знает Его совершенно. Он был как бы посредником, через которого Бог нас сотворил и не существовал бы, если Богу не угодно было сотворить нас. Они были спрошены: Сын подлежит ли изменению, подобному как диавол, и они осмелились отвечать: «конечно, Он мог бы подобным же образом измениться, потому что, будучи тварью, подлежит изменению».

Арий и сообщники его нагло поддерживали свои заблуждения, а потому епископы Египта и Ливии собрались вместе с нами на собор в числе около ста человек, и мы поразили их отлучением.

Однако Евсевий принял их в общение, пытаясь смешивать благочестие с нечестием, ложь с истиной. Но ложь не может восторжествовать, истина поборит её; не может быть слияния света со тьмой, нет никакого согласия между Христом и диаволом.

Кто без содрогания может слышать доводы новых еретиков? Против них восстает вся древность. Слышавшие Иоанна, выражающегося: В начале би Слово, могут ли сказать вместе с еретиками: Было время, когда Слова не было? Изучившие из Евангелия, что Сын единородный и что вся тем быша, могут ли слышать такую хулу: что Сын есть одна из тварей? Если Сын есть Премудрость Отчая, как учит Писание, то как же существовал Отец, когда не было Сына? Допустить это, значит сказать, что некоторое время Отец был без Премудрости. Как утверждать, что Сын подвержен изменяемости, когда Сам Он изрек: Аз во Отце и Отец во Мне есть, Аз и Отец едино есма. Как дерзают они учить, что Сын сотворен для нас, когда Павел возвещает, что всё сотворено для Него и Им? Не удивительно, что в их неуважении к Иисусу Христу они утверждают, что Он несовершенно знает Отца, однако Христос изрек: Отец Мой знает Меня и Аз знаю Отца.

Мы часто опровергали заблуждения их Священными Писаниями, но они стараются увертываться от наших рассуждений и изменяются как хамелеоны, оправдывая тем слова Писания: Когда нечестивый пал в пучину зла, то прибегает к насмешкам. Оплакиваем их ослепление, потому что они были посвящены в здравое вероучение, которое ныне оставили, чтобы проповедовать ересь самую отвратительную из всех существовавших; но Иуда также был верным прежде, нежели предал Иисуса Христа.

Итак, мы поразили их отлучением, повинуясь божественным правилам, и сообщаем вам, возлюбленные сотоварищи, их заблуждение, чтобы вы не принимали их в общение; если же Евсевий, или кто другой из их покровителей, вам будет писать за них, не давайтесь в обман. Мы, христиане, можем только противоборствовать врагам Христовым, но не должны даже их приветствовать, по наставлению апостола.

Приветствуйте братий сущих с вами. Сущие с нами вас приветствуют.»

Александр742 обратился с этим окружным посланием ко всем епископам без исключения. Некоторые с ним согласились, а другие выразились в противоположном смысле.

Император Константин ищет пути к примирению спорящих

Евсевий Никомидийский, обвиненный публично, как соумышленник ереси, восстал против послания Александра. Император Константин находился тогда в Никомидии и Евсевий был у него в большой милости, а потому многие из епископов приняли его сторону против епископа Александрийского. Евсевий осмелился писать Александру, чтобы оставил споры, поднятые между ним и Арием, и принял его в общение, а также писал многим епископам, стараясь их привлечь на свою сторону. Итак, Церковь была полна смут и раздора. Спорили страстно не только епископы между собою, но народ разделился на две партии и дошло до того, что христиан осмеивали на всех театрах, а язычники обращали эти споры в свою пользу. Мелетиане присоединились к сторонникам Ария и придали ереси более значения. Как православные, так и еретики утверждали, что вся остальная Церковь за них. Арий обнародовал целый том писем от принявших его сторону; Александр противопоставил ему том писем, писанных к нему; оба собрания эти приобрели большое значение при спорах, продолжавшихся в Церкви несколько столетий.

Но тщетно епископ Никомидийский и его сторонники писали Александру, убеждая его отменить определения об отлучении Ария. Епископ Александрийский не признавал их власти и не был человеком, способным пожертвовать православием для приобретения милости императора. Евсевий имел влияние на Константина, но этот государь имел еще более доверия к епископу Кордуанскому Озию и препоручил ему отправиться в Александрию со своим рескриптом к Александру и к Арию, приглашавшим их к миру и согласию.

Вот этот рескрипт:

«Две цели, говорить он,743 в моих усилиях со времени восшествия на престол: привести всех к познанию единого истинного Бога и уврачевать бедствия, произведенные тиранством. Для достижения этой двоякой цели необходим мир в Церкви, вот почему я старался превратить разделения, театром которых была Африка. Для поддержания мира всего более рассчитывал я на епископов сего Востока, откуда просиял для нас свет, и вот оттуда истекает раздор. О, Божественное Провидение! сколь глубоко огорчился я, когда узнал, что между вами существуют раздоры еще плачевнее африканских. Итак, мне приходится врачевать язвы там, где надеялся найти врачевство.

Узнав причину этих раздоров, я удостоверился, что она ничтожна и недостойна возбуждать столько разногласия. Вот почему, принужденный писать вам и призывая в помощь божественный Промысл, принимаю на себя обязанности посредника и примирителя. Если бы причина столкновения была серьезна и значительна, то я и тогда надеялся бы прекратить спор, обращаясь к людям благочестивым и разумным, тем более имею повод надеяться на успех, когда причина столь ничтожна.

Вот, по рассмотрению моему, причина спора. Ты, Александр, предложил пресвитерам своим напрасный вопрос о предмете, о котором бы тебе не следовало говорить; ты же, Арий, изложил мнение, которого бы не следовало иметь, а если имеешь, то хранить про себя. Вследствие такой двойной неосторожности народ разделился на две партии и общение нарушилось. На что должны вы решиться? на взаимные уступки. Признаться, что вопроса не следовало поднимать, и что не должно было на него отвечать. Действительно, такого рода утонченных вопросов не следует касаться, а если касаются их, то этого не должно распространять в народе. Кто в сущности может их постигнуть и достаточно разъяснить? Если даже в частности человек полагает, что понимает их, то может ли быть уверен, что другие поймут его объяснения? Лучше всего о таких вопросах хранить молчание, потому что, предложенные невеждам, они только могут подать повод хулам и породить расколы.

Сделайте же взаимные уступки. Из вас ни тот, ни другой не желает основать новой религии; в сущности вы согласны. Примиритесь, не разделяйте народа христианского тщетным спором. Возьмите пример с философов, школы их не разделяются вопросами второстепенными, в которых последователи их не совершенно согласны, тем более так должно быть в Церкви Иисуса Христа.

Вместо того, чтобы ставить преграды делу единения, о котором забочусь, пособствуйте оному вашим соглашением, и не распространяйте в народе начатков раздора по вопросу, столь утонченному. Я не полагаю возлагать на вас одинакового образа мыслей по сему вопросу; сохраните каждый свои мнения, но только не делайте из них предметов разделения в народе. Будьте согласны в вере и в выполнении закона, а в остальном оставайтесь при своих частных мнениях. Окажите любовь друг ко другу и восстановите в народе единение. Случается иногда, что после споров дружба делается еще теснее и искреннее.

Возвратите мне дни спокойствия и ночи, лишенные забот, потому что я не могу быть мирен, если народ Божий, все члены которого мои сотоварищи при божественной службе, не пользуются спокойствием. Я так скорблю от раздоров ваших, что принужден отказаться от путешествия, которое желал бы предпринять в страну вашу немедленно по прибытии в Никомидию; мне не хотелось бы собственными глазами видеть ваши раздоры, не могу даже слышать о них без глубокой скорби. Ваше согласие отверзет мне двери в страну вашу, где желаю видеть только народ христианский в радости и согласии».

Но пропасть разделения была уже слишком глубока, говорит Евсевий Кесарийский,744 чтобы рескрипт мог её закрыть. Демон, завидуя благостоянию Церкви, изобрел этот спор для её бедствия.

Такое рассуждение епископа Кесарийского заставляет нас предполагать, что если он не был писателем рескрипта, то, по крайней мере, внушил о нем мысли Константину. Связанный дружбой с Евсевием Никомидийским, он не хотел противоборствовать партии Ария, которой тот явно покровительствовал, но, любя православие, он не мог, безусловно допустить заблуждений пресвитера Александрийского. Он пособствовал Константину порицать его, но в то же время приписывал начало распри неблагоразумному вопросу, возбужденному Александром. Быть может, что при увертках еретиков можно было обманываться в их действительных мнениях; но последствия доказали, что епископ Александрийский не обманулся в учениях Ария и что действительно они касались божества Иисуса Христа, то есть догмата, который, по словам Самого Господа, есть краеугольный камень, основания Церкви.

Между тем как Озий ехал в Александрию с рескриптом Константина, Александр созвал собор из пресвитеров и дьяконов Египта и Мареота, и требовал согласия их с актом отлучения, произнесенного епископами.745 Все согласились, кроме осужденных вместе с Арием.

Раздор продолжается и «будет таковым ещё триста лет»

Озий, по прибытии своем в Александрию, нашел Египет возмущенный не только заблуждениями Ария, но также оживленными спорами о Пасхе.746 Озий знал, что уже несколько соборов тщетно собиралось в Египте, но, не взирая на то, он выполнил препоручение Константина.

Неизвестно, что он сделал в Александрии, но достоверно, что Арий был принужден оставить этот город и удалиться в Палестину.747 Можно полагать, что это было вследствие нового определения, против него постановленного, по которому пребывание его в Александрии сделалось невозможным. Из Палестины писал он следующее письмо прокровителю своему Евсевию Никомидийскому:748

«Дражайшему господину Евсевию, человеку Божию, верному и православному, Арий, несправедливо гонимый папой Александром за ту победоносную истину, за которую ратуешь и ты, радоваться о Господе.

«Отец мой Аммоний отправляется в Никомидию, а потому счел я долгом воспользоваться этим и засвидетельствовать тебе через него мое уважение и известить тебя о гонениях, претерпеваемых нами от епископа, зная, сколько имеешь любви и благосклонности к братии о Боге и Христе Его. Епископ выразил против нас столько злобы, что изгнал нас из города как нечестивых, и это потому, что не хотели согласиться с его утверждениями, выраженными публично: Бог всегда существовал, Сын также, Отец и Сын существовали вместе, Сын существовал вместе со Отцом нерожденным, Он всегда был рожден и рожден без рождения. Бог не предшествовал Сыну, Он был всегда Богом, а Сын всегда Сыном; Он есть Сын от Самого Бога. Потому только, что Евсевий Кесарийский, брат твой Феодот, Павлин, Афанасий, Григорий, Аэций749 и все восточные утверждают, что Бог нерожденный существовал прежде Сына рожденного, они были отлучены. Пощажены были только Филогоний, Гелланик и Макарий750 люди еретичествующие и незнающие первых оснований веры, называющие Сына или истечением или излиянием или сорожденным. Мы не можем слышать этих слов, столь нечестивых, если бы даже еретики угрожали нам тысячами смертей.

«Какое же наше мнение, какое учение, что думали мы чему учили? Что Сын не есть нерожденный, что Он не есть часть нерожденного, но что Он не исходит также из источника материального, но что по воле и по намерению Отца Он существовал прежде времени, прежде веков вполне Богом Сыном единородным, неизменимым, но что прежде Его рождения или создания, или определения, Его не было потому, что Он не был нерожденным.

«Они нападают на нас потому, что говорим: Сын имеет начало, а у Бога нет его; они преследуют нас потому, что говорим, что Сын вышел из небытия, что Он не есть часть Бога, но также не исходит из источника материального. Остальное тебе известно. Памятуй в Господе о наших скорбях, Евсевий, истинно достойный сего имени751 и дражайший сотоварищ училища Лукианова».

Эти последние слова сообщают, что Арий и Евсевий Никомидийский были слушателями преподаваний знаменитого Лукиана, пресвитера и мученика Антиохийского.

Сопоставляя послания Александра с письмами Ария, убеждаемся, что ересь последнего преимущественно состояла в том, что он считал Сына тварью, хотя более высшей и существовавшей прежде прочих, но не участвующей в божественной сущности. Он не отрицал, чтобы у Бога не было Слова и Премудрости вечной, он обращал их только в свойства или принадлежности, подобно разуму и воле принадлежностям душ человеческой. Слова не считал он Лицом предвечно рожденным из сущности Отца и воплотившимся под именем Иисуса Христа. В сущности он отрицал Св. Троицу и ересь его можно считать следствием ереси Савелиевой. Письмо его к Евсевию Никомидийскому служит доказательством, что епископ Александр в посланиях своих обвинял его за лжеучения, которые действительно он поддерживал.

Ученый Феодорит обвиняет Ария в клевете на трех великих святителей Антиохии, Иерусалима и Триполи, вместе с Церковью, только подтверждавшими, что Сын предвечен и был прежде веков равен по величию и по сущности со Отцом. По гордости своей он называл невежественными епископов, получивших по достоинствам своим знаменитые престолы в Церкви.

Можно полагать, что Арий считал своими сторонниками тех из епископов, которые его недурно принимали и склонялись к примирению. Если верить Евсевию Никомидийскому, Евсевий Кесарийский явно принял сторону Ария, но Павлин Тирский, которого Арий также считает в числе своих сторонников, только хранил молчание, которое скорее следует считать за неодобрение. Евсевий Никомидийский написал ему следующее послание:752

«Господину моему Павлину, Евсевий, радоваться о Господе:

«Узнал я, что в то время, как господин мой Евсевий (Кесарийский) выказывает много ревности для защиты истины, ты, господин, хранишь молчание. Ревность Евсевия меня очень обрадовала, а молчание твое весьма огорчило, потому что молчание человека, как ты, считаю для нас поражением. Спрошу тебя, столь способного писать, не находишь ли ты, что недостойно нас допускать распространять стольким заблуждениям, когда тебе так легко быть полезным, изложив истинное вероучение, как ему учит Писание? Никогда не слыхали мы, господин, чтобы было два бесконечных или одно, разделенное надвое, как вещественное. Мы научены, что только один нерожденный и один рожденный, действительно происходящей от Него, но не из Его сущности; Он не участвует в сущности нерожденной и не получил существования своего из Его сущности; Он совершенно различен по природе и был сотворен всемогуществом Божиим, образовавшем Его по образу Своему совершенным; начало Его не может быть выражено не только на языке человеческом, но даже существами высшими человечества.

«Мы не выражаем тем наших собственных мнений, но учение, находимое нами в Священном Писании, учащем, что Сын был сотворен и одарен природой неизменимой и неизреченной, созданной по образу своего Создателя. Господь действительно Сам сказал: «Бог создал Меня как начало путей Своих; утвердил Меня прежде времен и родил Меня прежде холмов». Если бы Он происходил от Самого Бога, как часть Его и излияние Его сущности, то не сказано было бы, что создан и сотворен. Тебе, господин, нельзя этого не знать. Существующее нерожденным не может быть сотворено ни самим собою, ни иным, потому что с самого начала Оно есть нерожденное. Если же, напротив того, его называют рожденным – разве это есть уже доказательство, что Он происходит от сущности Отца Своего и участвует в Его сущности? Нет, потому что Писание говорит нам, что люди были рождены Богом, Которого природы они, конечно, не имеют. «Я родил сынов и питал их и они меня отвергли... Ты оставил Бога, родившего тебя... Кто родил капли росы?» Существа эти не участвуют в природе божественной и рождение их есть только сотворение, причиной которого была воля Божия. Напиши в этом смысле господину Александру: я уверен, что если таким образом разъяснить ему вопрос, то он с тобою согласится.

«Приветствуй всех братий о Господе. Благодать Божия да сохранит тебя, господин, в добром здоровье и молись за нас».

Павлин Тирский был, следственно, другом епископа Александрийского, однако он подвергся влиянию Евсевия Никомидийского и написал Александру в смысле благоприятном для Ария, равно как и епископы, которых этот еретик считал своими сторонниками. Святый Афанасий753 присоединяет к ним Патрофила и Мариса. Он упрекает Евсевия Кесарийского в том, что в одном письме к Евфрациону он именно написал, что Христос не был Богом.754 Афанасий же Анзарбский осмелился даже в послании своем к Александру сказать, что Христос был только одной из ста овец, то есть одним из избранных. Пресвитер Александрийский именем Георгий, впоследствии бывший епископом Лаодикийским и живший тогда в Антиохии, писал Александру и Арианам, порицая их равным образом; но в сущности учение его было только заблуждением Ария, а потому он был лишен священства епископом Александрийским. Поддерживавшие заблуждения Ария писали друг другу письма вроде вышеприведенного; они, так сказать, готовились к борьбе и приводили в волнение Египет и Восток. Христиане, не страшась более орудий мученичества, языками своими раздирали друг друга, вооружались друг на друга, представляя врагам своим зрелище плачевное.755

Арий сам осмелился писать благочестивому епископу Александрийскому письмо, в котором изложил все свои заблуждения, утверждая, будто они только следствия из учения по преданию, и что прежде так учил сам Александр. Вот письмо это столь же еретическое, как бесстыдное.756

«Блаженному папе и епископу нашему Александру, пресвитеры и диаконы: радоваться о Господе:

«Вера, переданная нам от древних, и которой мы научились от тебя, блаженный Папа, есть следующая: признаем единого Бога, единого нерожденного, единого Вечного, единого Безначального, единого Истинного, единого Бессмертного, единого Премудрого, единого Благого, единого Всемогущего, Судию всех, правящего и направляющего все, Непреложного, Неизменного, Праведного и Всеблагого, Бога Закона Пророков и Нового Завета. Прежде всех веков родил Он Сына Единородного, через Которого сотворил время и всяческая; Он родил Его не по-видимому, но действительно, и даровал Ему бытие действием Своей собственной воли, соделав Его непреложным и неизменным. Сын стал, таким образом, тварью совершенною, а не тварью, как все прочие, Он был рожден, но не так, как другие существа рожденные; Он не есть ни исчадие Отца, как учил Валентин, ни часть единосущная757 Отца, как то полагал Манес; ни та же сущность, как Отец, как думал Савелий, ни даже, как говорил Иеракс, свет от света, или свет, разделившийся на-двое; Он также не такой сущности, которая, существуя до того, сделалась бы впоследствии Сыном и была бы рождена. Ты сам, блаженный Папа, сам несколько раз опровергал в церкви и в собраниях священников, поддерживавших эти заблуждения, и ты учил как мы, что Сын был создан волею Бога прежде времен и веков, что Бог даровал Ему бытие и жизнь, в то же время сообщив Ему Свою славу. Отец, даровал Ему обладание всяческих, без ущерба принадлежащего в собственном смысле Ему самому как единому нерожденному, потому что Он есть источник всего. Вот почему различают в Нем три сущности (υποστασεις).

«Бог, будучи причиной всего, один только без начала; но Сына, рожденного Отцом, вне времени (αχςονως), Сына же сотворенного и созданного прежде веков, до рождения не было. Хотя он единый рожденный от Отца вне времени и прежде веков, но не предвечный и ни совечный Отцу, а также не есть нерожденный, подобно Отцу. Он не имеет одновременного бытия со Отцом, как то некоторые говорят относительно различных предметов, и вводят в заблуждение допущением двух начал нерожденных. Бог, будучи единство и начало всего – прежде всего. Вот почему Он прежде Сына, как мы научились тому от тебя среди всей церкви. Итак, от того, что Он получил от Бога сущность, величие, жизнь и все остальное, то из сего следует, что Бог есть Его начало. Бог превыше Его, потому что Он Бог Его и был прежде Него. Если из слов: от Него, из лона Его, исшел от Отца и пришел хотят выводить, что Он единосущен (ομοουσιος)758 Отцу и от Него истекает, то должно также допустить, что Отец сложен, делим и изменим как тела, или, будучи бестелесным, имеет все свойства тел.»

Это послание было подписано759 отлученными пресвитерами и диаконами. Оба епископа, Секунд и Феона, подписались после них, а также некто именем Пистос, низложенный епископ, которого Ариане восстановили, препоручив ему всех своих сторонников в Александрии.

Послание Ария к Александру служит доказательством, что еретик был не только врагом здравого вероучения, но и плохим философом. Действительно, как можно рассудительно утверждать, что Сын был рожден вне времени и прежде всех веков и в то же время говорит, что был момент, когда Его не было? Момент относится ко времени, как атом к материи, вне времени только одна вечность, то есть целое, исключающее всякое понятие о постепенности моментов, первенства или последовательности. Принужденный вселенским преданием постановить существование Сына прежде всякой твари, то есть прежде всякого случайного бытия, последовательное существование которого изменяется временем, Арий вынужден был считать вечность как бы составляемой из последовательных моментов, то есть отрицать идею о вечности и в то же время допускать ее. С другой стороны, как понимать передачу Божества существу созданному, то есть бесконечное конечному? В обоих отношениях система Ария не философическая; он выражал явные противоречия, не объясняя таинства Св. Троицы. Если Церковь и передает учение таинственное, то она также не льстит себя надеждой объяснить своего учения, непостижимого как бесконечное, и не впадает в противоречия и бессмыслицы этого еретика. Она приняла из Откровения учение о Боге, едином по сущности, начале Слова и Духа, совечных Ему и единосущных. Это тайна о Божестве, едином по сущности и троичном по ипостасям, конечно, непостижима, но она не представляет несообразностей ереси Ария и вовсе не нужно было пытаться заместить в Церкви тайны непостижимой тайной также непостижимой с добавлением многих явных несообразностей. Арий старался приобретать себе сторонников не только между богословами, но также и среди простых верующих. Он составил для сего несколько песнопений на народные напевы. Главное называлось Фалия.760 Оно сделалось как бы символом Церкви арианской и писатель заключил в него весь яд своей ереси под формами, заимствованными из Священного Писания рифмом сладострастным и комическим, в подражание египетскому песеннику именем Сотадису. Во главе этого песнопения он оставил следующее лицемерное предисловие: «Вера избранных Божиих, искусных в познании божества, сынов святых и православных, принявших Духа Святого от Бога и сообщенная мне просвещенными философами, наученными Самим Богом и мудрыми во всем. Разделяя их вероучения, я последовал им; я говорю, столь известный страданиями, мною перенесенными за славу Божию и получивший от Бога премудрость и знание».

Святой Афанасий Великий761 называет вероучения, изложенные в Фалии, шутовством нечестивым и отвратительным и делает из них следующее извлечение:

Не всегда Бог был Отцом;

Когда был один, то Отцом не был;

Но Им впоследствии сделался.

Сын не всегда был;

Все твари, вышли из ничтожества,

Были сотворены и созданы.

Слово Само извлечено из ничтожества;

Было время, когда его не было.

До сотворения Его не было,

Существование его имеет начало;

Сначала Бог был один,

Слова же и Премудрости еще не существовало.

Когда Бог захотел нас создать,

То сотворил существо, названное Словом Премудростью, Сыном,

Чтобы чрез Него создать нас.

Итак, две Премудрости,

Одна собственная существующая одновременно с Богом ;

В этой Премудрости сотворен Сын;

Она была Ему сообщена,

Почему и назван Он Премудростью или Словом.

Премудрость существовала по Премудрости и по воле Премудрого Бога;

Кроме Слова в Боге есть другое Слово;

Сын в нем участвует;

По благодати только назван Он Сыном и Словом.

В Боге, несколько действий;

Одно ему свойственное и составляющее Его сущность;

Христос сим действием не был;

А был одним из лестницы существ сотворенных, начинающейся с насекомого.

Он не только творение Божие,

Но даже великое Творение;

Однако, подобно нам, подлежит изменению;

По своему свободному произволению, Он мог творить и доброе и злое.

Но Бог, предвидев, что пребудет в добре,

Даровал Ему славу, которую должен был заслужить;

Сотворил Его таковым, каковым Его предвидел

По добрым делам, им совершенным.

«Итак, Слово не Бог,

Хотя называют Его Богом.

Как прочие существа, Оно не участвует

В сущности божественной и Его именование Бог – простое слово.

«Все существа, по природе своей, различествуют от Бога,

Также и Слово, по природе Своей,

Совершенно различно от сущности божественной,

Подобно всякому творению,

Отца не может видеть Сын,

Само Слово понимает в Отце

Только то, что может постигнуть своими способностями,

Подобно всем прочим тварям.

Сын не только не понимает Отца,

Вполне и точным образом

По недостатку разумения,

Но не знает хорошо даже своей собственной сущности.

Существа, называемые Сыном и Духом Святым,

По сущности совершенно различны от Отца.

Бесконечное различие

Между ними в сущности и Славы.

Относительно сущности и Славы

Слово существенно различно от Отца и Духа Святого.

Между ним и Отцом такое различие,

Что Слово нисколько не участвует в сущности Отца».

Вот сокращение знаменитой Фалии Ария. Это было шутовство, говорит св. Афанасий, которым возмущался всякий серьезный человек, когда его распевали.

Афанасий762 был тогда диаконом в Александрии. Хотя он был еще молод, но успел приобрести большое влияние на Александра, ценившего усердие его, ученость и привязанность к православию. Евсевий Никомидийский обвинял его отчасти в неуспешности всех усилий ариан преодолеть Александра; от того произошла вся ненависть к нему ариан и в особенности Евсевия Никомидийского. Александр получал все письма, писанных ему сторонниками Ария по просьбам епископа Никомидийского; но не преклонился и не отменил определения против еретика и его сообщников пресвитеров и диаконов александрийских.

Евсевий Никомидийский созвал собор в Вифинии, убедив там написать окружное послание к епископам Церкви, приглашающее их войти в общение с Арием и его сообщниками, а также убеждать к тому же Александра. Поступок этот не имел никаких последствий. Тогда Арий отправил некоторых из своих сообщников к Павлину Тирскому, Евсевию Кесарийскому и к Патрофилу Скифополийскому просить их допустить низложенным пресвитерам Александрийским иметь собрания в их церквах со своими сторонниками, по обычаю александрийскому. В городах Палестины, которые были невелики, верующие составляли одно только собрание, под председательством епископа. В Александрии же, как мы уже имели случай то заметить, было несколько приходов и во главе каждого пресвитер. Епископы Палестины согласились на просьбу Ария, но с условием, чтобы он и его сообщники все признавали бы своим законным епископом Александра и продолжали просить его принять их в мир и в общение. Между тем как ересь Ария возмущала всю Церковь, вопрос о Пасхе пришел в волнение более прежнего.763 Среди придерживавшихся различных обычаев встречались люди рассудительные, считавшим этот вопрос не столь важным, чтобы из-за него прекращать общение; но другие скорбели о разделении между христианами, происходившем от разновременного празднования главного христианского торжества; их возмущало, что одни радостно празднуют, тогда как другие пребывают еще в подвигах сокрушения и поста. Некоторые фанатики, а во главе их некто Авдий,764 до того привязаны были к празднованию Пасхи в тот же день, как Евреи, что отказывались от общения с христианами, следовавшими другому обычаю.

Авдий принадлежал к знатному роду из Месопотамии и отличался добродетелями и своей ревностью. Он не страшился упрекать в лицо епископов и пресвитеров корыстолюбивых или любивших слишком повеселиться. Его откровенные и смелые укоризны наделали ему много врагов и привлекали гонения, терпеливо им переносимые; но часто порицания его были несправедливы; он недостаточно помнил правило, что для обвинения епископа или пресвитера требуется несколько свидетелей. Порицания его, однако, нравились некоторым из верующих, разделявшими его воззрения; особенно соглашались с ним монахи. Он оказался во главе многочисленной партии, вскоре сделавшейся сектой. Главные учения её состояли в привязанности, до того преувеличенной к дню Пасхи иудейской, что они считали раскольниками всех, праздновавших её в иной день. Кроме того, Авдий утверждал, что у Бога вид человеческий и был первым вводителем антропоморфизма.

Константина особенно опечаливали раздоры, возбужденные спорами о дне Пасхи и о заблуждениях Ария. Он решился, для прекращения их, прибегнуть к епископству всей Церкви; вот почему созвал в Никеи великий Собор, бывший первым из именуемых вселенскими или всеобщими.

Собором этим начинается второй период Церковной Истории, то есть период Соборов вселенских, с четвертого до восьмого столетия эры христианской.

* * *

727

Евсев. Жизнь Констан. В. кн. II, 61.

728

Евсевий, Жизнь Констант. кн. II, 61.

729

Феодор. Ц. И кн. I, гл. 1.

730

Там же.

731

Епифаний Пр. ересей 69.

732

Созомен Ц. И. кн. I, гл. 15.

733

Феодорит. Ц. И. кн. I, гл. 1.

734

Епиф. Пр. ересей 69, § 3.; Феодор. Там же.; Сократ Ц. И. кн. I гл. 56, Созом. Ц И. кн. I, гл. 15.

735

Феодорит Ц. И. кн. I, гл. 3.

736

Шестым правилом апостольским запрещается епископу принимать в общение отлученного другим епископом. Это указание св. Александра служит доказательством, что в начале четвертого столетия признавалась подлинность Постановлений апостольских.

737

Александр добавляет к этим еретикам еще Лукиана Антиохийского, оставшегося отделенным от Церкви в продолжение управления трех епископов сего престола. Лукиан принял горячо сторону своего епископа Павла, также как и он уроженца Самосадского; вот почему он, вероятно, отказывался от общения с тремя первыми его преемниками, то есть в продолжение десяти и двенадцати лет. При епископстве Тиронна он примирился с Церковью и претерпел мученичество при Диоклетиане.

738

Без труда можно видеть в этом исповедания веры св. Александра первоначальный символ, уже встречавшийся у предшествующих писателей. Должно заметить, что о Церкви говорится здесь как о предмете веры, а не в том смысле, что свидетельство её должно быть причиной достоверности откровенного вероучения. Некоторые новейшие богословы Церкви римской приняли последнее толкование этого члена в символе. Послание св. Александра служит доказательством, что толкование их не согласно с толкованием древних. То же послание противопоставляется мнению тех из ученых, которые утверждают, будто член символа о Церкви составляет одно с членом о Духе Святом.

739

Считаем необходимым обратить внимание читателей на Евангельский текст, на который опирается св. Александр для доказательства непреодолимости Церкви. Он, конечно, также знал текст, который стали употреблять впоследствии: «И врата адовы не преодолеют ю». Конечно, он относит слова эти не к самой Церкви, но к божеству Иисуса Христа, на Котором основана Церковь. Этот текст действительно можно относить к тому и к другому, то есть к Церкви или камню – основанию Церкви, то есть к божеству Иисуса Христа, тогда как текст, приведенный св. Александром, прямо относится к божественному Лицу Самого Иисуса Христа.

740

Сократ Ц. И. кн. I гл. 6.

741

Александр выражает здесь весьма ясно вероучение, всегда принимавшееся с самого начала о единстве Церкви, истекающее из взаимных сношений между членами того же епископства, а не от власти одного из них.

742

Сократ Ц. И. кн I гл. 6.

743

Евсев. Жизнь Констан. В. кн. II, гл. 64 и послед.

744

Епифан. О ересях гл, 69. § 4.

745

Евсев. Жизнь Констан. В. кн. II, гл. 73.

746

См. Посл. Александ. Патролог. Греч. т. ХVIII.

747

Сократ Ц. И. кн. I, гл. 8. – Созом. Ц. И. кн. I, гл. 16.

748

Феодоритъ Ц. И кн. I, гл. 4.

749

Феодот был епископом Лаодикии в Палестине, Павлин в Тире, Афанасий в Аназарбе, в Киликии, Григорий в Бируфе, Аэций в Лиде или Диаполе (Феодор. Ц. И кн. I, гл. 4).

750

Филогон был епископом Антиохии, Геллапин в Триполи, в Финикии, Макарий в Иерусалиме (там же).

751

Евсевий значит по-гречески Благочестивый.

752

Феодор. Ц. И. кн. I, гл. 5.

753

Афанас. В О соборе § 17.

754

Должно заметить, что слово Бога, взятое в общем смысле в древних памятниках христианского богословия, значит Бог Отец. Можно полагать, что епископ Кесарийский понимал Его в этом смысле, тем более, что в творениях его, которые имеем, он исповедует божество Иисуса Христа. Не имеем намерения защищать его от всякого подозрения в арианстве, а довольствуемся только указанием на смягчающие обстоятельства.

755

Феодор. Ц. И. кн. I, гл. 5.

756

По Афанас. В. О Собор. § 15. – Епиф. О ересях 69 § 7 и послед.

757

Должно заметить, что Арий в этом письме два раза употребляет слово единосущный, которое, как утверждают, было изобретено на соборе Никейском. Это служит новым доказательством, что это слово употреблялось прежде сего Собора для выражения верования Церкви.

758

Опять слово единосущный (ομοουσιος).

759

Св. Епифаний приводит все подписи. В его изложении есть небольшие различия с изложением св. Афанасия.

760

Св. Афанас. Об опред. Никейск. Соб. § 16. – Посл. Еписк. Египта и Ливии §§ 7 и 20. – Об опред. Дионис. § 6. – Беседа I, Пр. Ариана §§ 4 – 7.

761

Св. Афанас. Бесед. I. Пр. Ариан §§ 5 и 6.

762

Св. Афанас. Аполог. пр. Ариан § 6. – Созоменъ Ц. И. кн. I, гл. 15.

763

Евсев. Жизнь Конст. В. кн. III, гл. 5. – Св. Афанас О Собор. § 5. – Сократ. Ц. И. кн. I, гл. 8. – Созомен. Ц. И. кн. I, гл. 16. – Епифан. О ерес. 70, § 9.

764

Феодор. Басн, еретич. кн. IV, гл. 10. – Епифан. О ерес. 70.


Источник: История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам / доктором богословия священником Владимиром Гетте ; Пер. с фр. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург: тип. Морского министерства, 1872-1875. - 3 т. / Т. 2. – 1872. – XL, 429 с.

Комментарии для сайта Cackle