Источник

IV. Постановления апостольские

В продолжение повествований наших мы старались указать на то, что писатели первых трех столетий сообщали о литургии и о благочинии церковном. Небесполезно, однако, представить тому более полное изображение; без колебаний воспользуемся для того Постановлениями апостольскими, потому что, несомненно, книга эта была известна в четвертом столетии и считалась уже тогда древней.765 Правда, вообще допускается, что она не дошла до четвертого столетия, не претерпев некоторых изменений. Но как изменения эти относятся только до подробностей, то они не могли изменить самой книги до того, чтобы не дозволительно было ею пользоваться и извлекать из неё общих указаний. Она доставляет драгоценнейшие сведения об иерархии церковной. Эта иерархия учреждена была во времена апостольские по божественному учению, как мы то доказали, кажется, неоспоримым образом.

Общие указания иерархии церковной

После сведений, заимствованных нами из писателей трех первых столетий, небесполезно добавить еще сведения из самых Постановлений апостольских, подтверждающие их во всем.

Епископа следовало избирать всему народу.766 По избрании его, народ, сонм пресвитеров и епископы собирались в церкви в следующий воскресный день. Главный из епископов делал дознание об избрании и достоинствах избранного, после чего он рукополагался тремя епископами или, по крайней мере, двумя.767 Рукоположение, сделанное одним только епископом, считалось незаконным. Рукополагающий спрашивал три раза: достоин ли избранный? После утвердительного ответа три епископа, долженствовавшие совершить рукоположение, приближались к престолу, прочие же епископы и пресвитеры молились тихо; диаконы держали божественное Евангелие над главой рукополагаемого, а старший из рукополагавших епископов произносил вслух молитву, в которой, после воспоминания о божественном установлении древнего священства и апостольства, он продолжал так:

«Ныне по ходатайству Христа Твоего и через посредство наше, сообщи дар Державного Духа Твоего, сообщаемого Сыном Твоим Иисусом Христом, и по воле Твоей дарованного святым апостолам, предопределенным для сего от вечности. Боже, испытующий сердца, даруй, именем Твоим, сему служителю, избранному Тобою во епископы, да пасет он святое стадо Твое, да действует, как первосвященник Твой, день и ночь выполняя обязанности свои безупречно, умилостивляя гнев Твой, собирая всех долженствующих получить спасение и принося дары Тебе от святой Твоей Церкви. Даруй ему, Боже всемогущий, через Христа Твоего, участие в дарованиях Святого Духа, да имеет он власть отпущать грехи по повелению Твоему, сообщать степени церковные по заповедям Твоим, разрешат всякие узы по власти, дарованной Тобой апостолам; да будет он угоден Тебе по кротости и чистоте сердца, непрестанно принося Тебе, непорочно, в воню благоухания, чистую и бескровную жертву, установленную Христом Твоим, как таинство Нового Завета, через Всесвятого Сына Твоего, Господа нашего и Спасителя, через Него же слава Тебе, честь и поклонение во святом Духе, ныне и присно и во веки веков».

Духовенство же и народ вместе ответствовали: Аминь.

Рукополагавший епископ влагает потом в руки новорукоположенного епископа гостию или освященный хлеб768 прочие епископы отводят его на кафедру, которую он должен занимать в Церкви своей, и дают лобзание любви.

Затем следовали чтения из Ветхого и Нового Завета, после чего новый епископ благословлял народ, произнося слова: «Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами».

Все отвечают: «И со духом Твоим». Потом новый епископ говорит речь народу.

После чего торжественно совершалась литургия.769 Рукоположение пресвитера совершалось епископом;770 он возлагал руку ему на голову в присутствии сонма пресвитеров и диаконов; в молитве, сопровождавшей рукоположение, он упоминал о согласии всего духовенства, которым избранный был предназначен для священства, в особенности упоминает о препоручении учительствовать, что составляло в начале главную обязанность священников.

В этом рукоположении, равно как и прочих членов духовенства, упоминается только в постановлениях апостольских о возложении рук соединенном с молитвой.

Духовенство состояло из двух частей, первую составляли епископ, пресвитер и диакон, а вторую – клирики низших степеней: священнослужители или иподиаконы, чтецы, певцы и привратники.

В постановлениях апостольских читаем:

«Послушайте вы, миряне, Церковь, избранная Богом.771 Вы составляете всесвятейшую Церковь Христову, записанную на небесах, царское священство, народ священный, народ искупленный, прекраснейшую невесту Господа Бога. Великая Церковь верных, внимай, что сказано было бывшей твоим прообразом относительно даров и приношений, которые ты должна приносить Первосвященнику-Христу и его служителям. Внимай, святая Церковь Кафолическая, уверовавшая во Христа и носящая Его имя, имеющая в Нем опору и славу свою, жертвы древние это – молитвы, моления, благодарения; начатки и дары Ветхого Завета это – приношения, приносимые святыми епископами Господу Богу через Иисуса Христа; они первосвященники, пресвитеры, священники, а диаконы, чтецы, певцы и привратники это – левиты. Над всеми ими Верховный Первосвященник.772

Епископ773 есть служитель слова, хранитель учения, посредник между Богом и верующими в богослужении, учитель благочестия; после Бога он есть отец верующих, потому что возродил их водою и Духом в их звание чад; он глава их и руководитель, царь и государь их, он как бы Бог на земле и имеет право на почесть. Он председательствует в Церкви по праву, препорученного ему божественного сана; он во главе духовенства и имеет право на повиновение всего народа. Что за преступление говорить против епископа? Через него, посредством возложения рук, даровал вам Господь Духа Святого, через него научились вы здравому вероучению, познали Бога, уверовали во Иисуса Христа; Сам Бог узнал вас, вы запечатлены елем радования, помазанием разумения, соделаны сынами света; через возложение рук епископских воздал вам Бог свидетельство и сказал вам: Ты еси Сын Мой возлюбленный, днесь родих тя, о человек!... через епископа Бог усыновляет Тебя.

После клириков упоминается о диакониссах, вдовицах, девственницах, сиротах не потому, чтобы общины эти принадлежали к духовенству, но потому, что они имели право на пособия из имущества церковного, подобно духовенству. Познай же, о сын! матернюю десницу, возлюби того, кто после Бога отцом твоим и чти его.774

Почитайте отцов ваших духовных, возродивших вас водою, исполнивших вас Духом, питавших вас словом, нашедших вас достойными животворящего Тела и честной Крови, разрешавших вас от грехов, даровавших вам участие в Евхаристии, соделавших вас наследниками божественных обетований.775

Диакон служит епископу, как Христос служит Отцу Своему; он обязан помогать ему со всем усердием, как Христос, выполнявший только волю Отца Своего; он должен делать только то, что епископ ему предписывает.776

Пресвитеры представляли собой апостолов и были преподавателями божественного вероучения. Преподавание было их главной обязанностью.777 Они составляли совет епископа и венец Церкви.

Без епископа верующие не могли приносить жертвоприношения;778 они делались повинными в святотатстве, принося жертвоприношение, и совершали дело, не имевшее никакого значения. Следственно тщетно миряне полагают похищать священство и присваивать себе право священнослужения.

Посвящением отделялись от народа облеченные священнослужением, а посвящение это исходило не от народа. В Постановлениях779 читаем о сем следующие слова: «Не дозволяем мирянам присваивать себе обязанностей священнослужения, как то: жертвоприношения, крещения, возложения рук, благословления великого и малого, потому что никто не имеет права на эту почесть, кроме призванного на то Богом, а достоинство это только даруется посредством возложения рук епископа. Тот, кто не получил сего и хочет это похитить, заслуживает казнь Озии».

Один только епископ имел право рукополагать пресвитеров, диаконов и диаконисс, чтецов, служителей, певцов и привратников. Таково правило, принятое в Церкви.780 Только один епископ имел право рукополагать; пресвитер мог только учить, приносить жертву, крестить, благословлять народ; обязанности же диакона было только служить епископу и пресвитеру.

Епископы, пресвитеры и диаконы избирались только среди сочетавшихся браком единожды,781 находилась ли жена в живых или умерла. После рукоположения им не дозволялось ни сочетаться браком, ни жить с женщиной безбрачно, но они могли пользоваться правами брачными с женой, с которой сочетались до своего рукоположения.

Члены нижнего духовенства, как служители,782 певцы, чтецы и привратники, должны были быть единоженцами, но могли сочетаться браком и после своего рукоположения, если еще не были женаты. Только они не могли жениться ни на публичной женщине, ни на рабыне, ни на вдове, ни на отверженной мужем.

Диаконисса должна быть девой или по крайней мере честной вдовой, бывшей только однажды замужем.

В Постановлениях часто говорится об обязанностях епископа.

Епископ, чтобы получить епархию или приход,783 должен быть непорочным, безупречным и по крайней мере пятидесяти лет от роду, ученым и красноречивым, как следует в эти лета. Но если в каком-нибудь незначительном приходе нет старца, достойного епископства, а находится молодой человек, который по общему мнению считается достойным, то можно препоручить ему это служение.784

Епископ785 да будет воздержен, целомудрен, честен, тверд и умерен, скромен, тих, миролюбив, бескорыстен, кроток… Да имеет одну только жену и та, чтобы не была прежде замужем за другим. Когда он призывается в рукоположении, то следует рассматривать заслуживает ли он уважения, верен ли и честен, была ли у него или есть жена целомудренная и почтенная, воспитывал ли детей своих в благочестии, обучал ли их божественному вероучению и утверждал ли в добродетели, находятся ли слуги у него в повиновении, чтят ли его и уважают ли, щедр ли он к неимущим, сострадателен ли и милостив?

Епископ786 был обязан выполнять не только служение церковное, но был также судьей верующих, которые обязывались не обращаться к судам языческим, и он обязан был присуждать их к каноническим взысканиям, смотря по вине. Как судья, епископ был обязан соблюдать: строжайшее беспристрастие, был ли тяжующийся богатым или бедным, иметь глубокое знание закона евангельского, долженствовавшего служить ему руководством при его поучениях и определениях, совершенную правдивость, большое бескорыстие и любовь к справедливости.

Епископ, по малодушию и снисхождению787 не осудивший виновного, сам становится повинным важному греху и предметом соблазна для верующих. «Вот почему, епископ старайся, да поступки твои соответствуют твоему достоинству и месту, тобой занимаемому. Ты представитель Бога между людьми, ты председательствуешь над всеми смертными: пресвитерами, царями, князьями, отцами, сынами, учителями. На престоле своем говори как имеющей право судить виновных. Потому что вам, епископам, сказано было: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешиши на земли будет разрешено на небесех.

«Суди же, о епископе со властию, по примеру Господа, принимай истинно кающихся, потому что Бог есть Бог милосердия и щедрот; увещевай виновных, предостерегай заблуждающихся, убеждай к постоянству творящих доброе потому что Господь Бог с клятвою обещал даровать помилование грехов кающимся».

При суждениях своих епископ имел помощником диакона.788 Как тот, так и другой должны быть безупречными, иначе они подвергались тому, что им скажут слова Писания: что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Но если епископ обязан быть снисходителен к кающимся грешникам, то должен быть твердым к закоренелым в вине, иначе Церковь могла сделаться вертепом разбойников. «Сознай же, о епископ! твое достоинство.789 Знай, что ты получил власть вязать и решать. Сам проводи жизнь сообразную твоему званию, зная, что должен отдать отчет еще более строгий... На сколько то возможно, окажись неповинным и берегись, чтобы никто не погиб по дурному примеру твоему».

Мирянин790 да уважает доброго пастыря, любит и боится его как Господа, как господина своего, первосвященника Божия и учителя благочестия, потому что слушающий его слушается Христа, а не уважающий его не уважает Христа.

Епископ, со своей стороны, да любит мирян как чад своих, да будет он милосерд даже при порицаниях, да хранит верно принадлежащее вере, врачуя своими поучениями нетвердых, утверждая слабеющих от искушений, отпущая грехи, приводя к Церкви заслуживающих того, пособляя всем болящим.

При суждениях своих епископ должен остерегаться доносчиков791 чтобы принять обвинение ему нужно, по крайней мере, трех свидетелей верных, известных по нравственности своей и непричастных ненависти или зависти. Случается, что, по дурным чувствам обвинителей, осужденные обращаются к идолопоклонству или подвергаются ереси. Епископ должен тщательно заботиться отвращать такие несчастия и не поражать неповинных.

Епископ был распределителем имущества церковного.792 По званию сему он имеет право брать из него ему потребное и раздавать остальное клиру своему и неимущим. Сказано: не загради уста вола молотяща, а потому он должен есть, но не съедать всего. «Вы трудитесь на гумне, то есть в Церкви, живите же от Церкви, как священники и левиты Ветхого Завета. Вы исполняете, о епископы! среди народа своего обязанности священников и левитов, вы служите священной скинии, то есть святой Церкви кафолической, вы стоите у престола Господа Нашего и Бога, вы приносите Ему, через Иисуса Верховного Первосвященника нашего, жертвы разумные и бескровные, вы для мирян являетесь пророками, князьями, руководителями, царями, вы являетесь посредниками между Богом и верующими, вы приняли слово и возвещаете его, вы знаете Писания, вы – глас Божий и свидетели воли Его; вам препоручено служение, вы имеете, следственно, право, чтобы дано вам было необходимое.

В первые столетия церкви не были многочисленны, однако мы находили в памятниках, нами приведенных упоминания собственно о храмах. Вот что находим в Постановлениях о первых храмах:

Вид их был продолговатый,793 изображавший корабль с ветрилами или помещениями с обеих сторон.

Церковь должна быть обращена к востоку, а также и оба крыла. В глубине, по середине, было седалище епископа, державшего как бы кормило; по обеим сторонам находились пресвитеры и диаконы, изображавшие как бы гребцов. В передней части церкви стояли миряне, рядами, женщины отдельно от мужчин. Их расставляли диаконы, наблюдавшие за порядком, при пособии привратников; женщин расстанавливали диакониссы.

Между местом для духовенства и народом находилось возвышение, или амвон, на котором производилось клириками чтение и пение Псалмов.

Постановления апостольские о Литургии

Первоначальная Литургия была следующая:794

Начиналась она чтением из Ветхого Завета, затем пелись Псалмы и народ ответствовал клирикам на каждый стих. После того клириком читалось место из Деяний и посланий апостольских, а диаконом или пресвитером – из Евангелия.

Во время этого чтения духовенство и народ слушали стоя и в безмолвии.

Пресвитер произносил поучение к народу; епископ говорил затем к народу другое слово.

После поучений оглашенные и кающиеся оставляли собрание, затем начиналась молитва; верующие внимали её стоя, обращенные к востоку.

После молитвы диаконы распределяли освященный хлеб. Один из них возглашал: «Возлюбим друг друга, да в единомыслии исповедуем Отца и Сына и Святого Духа», и верующие давали друг другу взаимное лобзание.

Диакон громко молился за всю церковь, за весь мир и каждую часть его, об изобилии плодов земных, о священниках и князьях, о епископе, о царе и о мире во всем мире.

На каждое прошение народ ответствовал: кирие елейсон, т. е. Господи помилуй.

После сего епископ молил Бога даровать народу мир и благословлял его в следующих выражениях: Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, приобретенное честною кровию Христа Твоего и призванное Тобою к царскому священию, к народу избранному».

После благословления, народ стоял в безмолвии и приносилась жертва. Епископ читал вступительную молитву,795 в которой воспоминал все по чину со страхом и благоговением причащаться тела и крови Господней. Женщины, подходя к причащению, имели голову покровенную. В это время двери храма затворялись, чтобы никто из неверующих или оглашенных не мог видеть совершающегося.

Епископ обязан был приглашать верующих ходить в церковь ежедневно утром и вечером, а особенно по субботам и по воскресениям.796 Каждый воскресный день было три богослужения в память трех дней, что Христос оставался во гробе; читались пророчества, возглашалось Евангелие, приносилась бескровная жертва и причащались.

Праздники, которые следовало соблюдать в течение года, были:797 Рождество, соответствовавшее двадцать пятому дню девятого месяца,798 Богоявление, когда Господь проявил Свое Божество, праздновалось 6 числа десятого месяца (6 января); | после этих двух праздников наступал пост или пощение в продолжение сорока дней, а после того пост в продолжение недели, предшествовавшей дню Пасхи. Первоначальный пост продолжался, следственно, сорок дней до понедельника недели Страстей, а пощение этой недели к сорокадневному посту уже не относилось.

Вся неделя пред Пасхой посвящалась воспоминаниям страданий Иисуса Христа и учреждение таинства (антипично), изображающего честное тело Ею и кровь,799 пост же предписывался, чтобы оплакивать нечестие и злодеяние иудеев. Пост перед Пасхой оканчивался ночью с субботы на воскресение при пении петухов, по причине погребения Господа.

В прочие субботы запрещалось поститься, потому что в этот день Бог почил после творения.

В продолжение пощения перед Пасхой, то есть на страстной неделе, дозволялось есть только хлеб, соль и овощи, а пить только воду. Следовало есть только однажды в день в девятом часу или вечером. Советовалось вовсе не есть с пятницы до пения петухов, с субботы – на воскресение. Не могущим вовсе оставаться без пищи в продолжение двух дней, следовало, по крайней мере, в субботу ничего не есть. В субботу вечером оставались в церкви до пения петухов; там читалось из Закона и пророков и пелись Псалмы. При пении петухов читалось Евангелие; епископ говорил слово к народу и пощение прекращалось.

Через неделю после Пасхи, в воскресенье, воспоминались удостоверения, дарованные Иисусом Христом апостолу Фоме.

Через сорок дней после Пасхи праздновалось Вознесение Господне, а через десять дней – Пятидесятница в память сошествия Святого Духа на апостолов. Первая седмица после сего праздника посвящалась религиозным делам, а в течение второй постились.

Пост составлял, следовательно, принадлежность христианского богослужения.

По воскресным и праздничным дням, кроме литургии, совершались утренние и вечерние богослужения.800 Молились за умерших не только в день их погребения, но также в третий, девятый и сороковой день после их кончины.801

О таинстве Крещения в Постановлениях апостольских

В Постановлениях апостольских упоминается о главных таинствах христианских.

Крещение802 считается таинством, изглаживающим грехи, кроме того, оно есть посвящение в христианство. Сначала епископ помазывал крещаемого освященным елеем, потом крестил его в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Диакон извлекал из воды крещеного, если это мужчина, а диаконисса – если женщина; затем епископ помазывал его освященным елеем, смешанным с благовониями и именуемым миром.803

Вода при крещении считалась изображением погребения христианина во Христа. Елей означал освящение новокрещаемого Духом Святым. Знамение крестное, на него полагаемое – крест, который он обязуется нести по примеру Спасителя, а миро служило ему запечатлением или утверждением в исповедании веры. Это утверждение всегда сопровождало крещение.804

Оглашенного,805 прежде чем допустить в крещении, поучали. Когда же он приступал к крещению, то его спрашивали о его верованиях и он отвечал: «отрекаюсь сатаны и всех дел его, всего велелепия его и служения ему, всех ангелов его, всей силы его и всего владычества его». Затем он делал знамение крестное и говорил: «сочетаваюся Христу, верую в Него и крещаюся во имя единого вечного, единого истинного и всемогущего Бога Отца, Творца и Вседержителя всей твари, от Него же все исходить; и во имя Господа Иисуса Христа, Сына единородного, первородного всей твари, прежде век рожденного, а не сотворенного по воле Отца, Им же сотворено все на небесах и на земли, все видимое и невидимое; в последние дни сошедшего с небес, воплотившегося и рождшагося от Святыя Девы Марии, жившего свято, по закону Бога Отца Своего, распятого при Понтии Пилате, ради нас умершего и воскресшего в третий день после страданий, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и грядущего со славою при конце мира судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца. Крещаюся также во имя Духа Святого, то есть Утешителя, действовавшего во всех святых с начала мира, и ниспосланного потом апостолам от Отца, по обетованию Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, а после апостолов ниспосланного всем, кто в святой Церкви кафолической верует в воскрешение плоти, во отпущение грехов, в царство небесное и в жизнь будущего века». После сего исповедания совершалось приготовительное помазание перед крещением.

Епископ благословлял, одно после другого, елей, воду и миро, употребляемые при совершении крещения и миропомазания.

При изложении первоначальной литургии806 видели мы, что Евхаристия считалась священным таинством, в котором верующий участвовал в плоти и крови Иисуса Христа духовным образом, не отрицающим действительности. К причащению верующие приготовлялись молитвами и после оного воздавали благодарение Богу. Причащавшиеся недостойно совершали тем осквернение святыни.807

В Постановлениях апостольских упоминается о воде и о елее, освящаемых епископом для исцеления болящих и отвращения козней бесовских.808 Елей назначался для болящих, согласно наставлению, заключающемуся в послании апостола Иакова, и употреблялся в сопровождении молитв. Таинство Елеосвящения, совершаемое над болящими, ясно имеет свое начало от апостолов. Употребление святой воды также восходит до первых столетий Церкви.

Прежде нами изложено было вероучение Постановлений, о таинстве рукоположения и мы видели, что одной из принадлежностей священства была власть разрешать грехи.

Все таинства, совершаемые еще во всех древних Церквах христианских, были, следственно, принадлежностью Церкви первоначальной.

Правила апостольские

Вместе с Постановлениями апостольскими существует памятник по благочинию древний и уважаемый, известный под названием Правила апостольские. Они были известны в начале четвертого столетия приводились как происходящие от времен апостольских. Необходимо их привести и посредством их дать надлежащее понятие о благочинии церковном в течение первых трех столетий.809

1) Епископа да поставляют два или три епископа.

2) Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ.

3) Если кто, епископ или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи, или мед, или млеко, или, вместо вина, приготовленный из чего-либо другого напиток, или птиц, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых классов или винограда, в надлежащее время, да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что либо иное разве елей для лампады и фимиам во время святого приношения.

Итак, дозволялись только колосья или новые плоды, не в приношение, но для благословения священника.

4) Всякого иного плода начатки да посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что епископ и пресвитеры разделят с диаконами и прочими причетниками.

5) Епископ или пресвитер, пли диакон, да не изгонит жены своей под видом благоговения. Если же изгонит, да будет отлучен от общения церковного, а оставаясь непреклонным, да будет извержен от священного чина.

До собора Трульского810 (в Трулло или в палате дворца константинопольского) дозволялось епископам, равно как священникам и диаконам, жить брачно с женами своими; но если они изгоняли их по причинами, определенным законами, то не могли более законно жить с ними.

6) Епископ или пресвитер, или диакон, да не принимает на себя мирских попечений, иначе да будет извержен от священного чина.

7) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет, да будет извержен от священного чина.

8) Если епископ или пресвитер, или диакон, или кто из священного списка, при совершении приношения не причастится, да представит причину, и если благословна (уважительна), да будет извинен; если, же не представит, да будет отлучен от общения церковного,811 как соделавшийся виной вреда (соблазна) народу и на совершившего приношение наведший подозрение, аки бы неправильно совершил.

9) Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.

10) Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен.

11) Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет извержен и сам.

12) Если кто из клира, или мирянин, отлученный от общения церковного или недостойный приятия в клир, отшедши в иной город принят будет без представительной (удостоверительной) грамматы, да будет отлучен и принявший и принятый.

Кроме извержения и временного совершенного отлучения, было еще наказание отлучением частным, налагаемое епископом по мере вины. Отлучение и полуотлучение были наказаниями менее тяжкими, нежели извержение, которым совершенно отделялся виновный от общества верующих.

13) Если же будет отлученный, да продолжится ему отлучение как солгавшему и обманувшему Церковь Божию.

14) Непозволительно епископу оставлять свою епархию и переходить в иную, если бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его побуждающая, как могущего большую пользу обитающим там принести слогом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению.

15) Если кто, пресвитер или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, в иной отойдет и совсем переместится, в другом житии будет без воли епископа своего, таковому повелеваем не служити более и наипаче если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушает. Если же останется в сем бесчинии, тамо, как мирянин, в общении да будет.

16) Если же епископ, у которого таковым быти случится, в ничто вменив определенное им запрещение служения, примет их, как членов клира, да будет отлучен, яко учитель бесчиния.

17) Кто по святом Крещении двумя браками сочетан был, или наложницу имел, тот не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни вообще в списка священного чина.

18) Взявший в супружество вдову или отверженную от супружества, или блудницу или рабыню, или позорищную, не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священного чина.

19) Имевший в супружестве двух сестер, или племянницу, не может быть в клире.

20) Кто из клира дает себя порукою за кого-либо, да будет извержен.

Этим он подвергал запрещение и риску имущества церковного, ему не принадлежавшие и бывшие принадлежностью бедных и духовенства.

21) Скопец, если от человеческого насилия таковым соделан, или в гонении мужских членов лишен, или тако рожден, и если достоин, да будет епископ.

22) Сам себя скопивший, да не будет принять в клир. Самоубийца бо есть и враг Божия создания.812

23) Если кто от клира скопит себя самого, да будет извержен, ибо убийца есть самого себя.

24) Мирянин, себя самого оскопивший, на три года отлучен будет от таинств. Ибо наветник есть своей жизни.

Эти правила заставляют предполагать, что добровольное скопчество и пороки противоестественные были довольно часты в обществе языческом и что христианству еще приходилось с ними бороться.

25) Епископ или пресвитер, или диакон в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличённый, да будет извержен от священства, но да не будет отлучен от общения церковного. Ибо Писание глаголет: не отмстиши дважды за едино (Наум. 1:9). Такожде и прочие причетники.

26) Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы.

Пред сим мы видели, что по Постановлениям апостольским запрещалось вступать в брак после рукоположения только епископам, пресвитерам и диаконам и что низшие клирики могли жениться после рукоположения.

27) Повелеваем епископа или пресвитера, или диакона, бьющего верных согрешающих, или неверных обидевших и чрез сие устращати хотящего, извергати от священного сана. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил, напротив того, Сам был ударяем, не наносил ударов, оскорбляем – не укорял взаимно, страдая – не угрожал.

28) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного, таковый совсем да отсечется от Церкви.

29) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон волхв мною, Петром.

30) Если который епископ мирских начальников употребив, через них получит епископскую в церкви власть, да будет извержен и отлучен и все собирающиеся с ним.813

31) Если который пресвитер, презрев собственного епископа, отдельно собрания творити будет, и алтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде, да будет извержен, яко любоначальный, ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будет отлучены от общения церковного. И сие да будет по едином и втором и третьем увещании – от епископа.

32) Если который пресвитер, или диакон, от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение прияту быти иным, но точию отлучившим его, разве когда случится умрети епископу, отлучившему его.

33) Не принимати никого из чужих епископов или пресвитеров или диаконов без представительные граммати, и когда оная предъявлена будет, да рассудят о них, и аще будут от проповедников благочестия, да приемлются, аще же ни, подайте им что нужно, а в общение не примите их, ибо многое бывает подлогом.

Членов иерархии церковной верующие так уважали, что даже не принадлежавшие к ней, находясь в местностях где их не знали, старались выдавать себя за священников. Вот почему с первых еще веков определено было, чтобы никто из клириков не принимался в Церкви, в которой не принадлежал без представительной или удостоверительной грамматы. Грамматы эти имели известную подпись для того, чтобы обман сделался если и невозможным, то весьма затруднительным. Особенно нельзя было принимать клирика в Церкви без согласия рукоположившего его епископа, и не следовало допускать до священнослужения, кроме тех, которые продолжали жизнь апостольскую, и кому дозволено было посещать прочие Церкви для распространения там вероучения христианского. Таковые были, например: хореепископы или епископы народов, не принадлежавшие исключительно ни к которой из церквей.

34) Епископам всякого народа подобает знать первого из них и призывать его как главу и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения, творить же каждому только то, что касается до его епархии и до мест, к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо такое будет единомыслие и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святой Дух.

Сначала первым епископом считался занимающий престол, от которого вышли благовестники в окружающую страну. Так Александрия была средоточием Египта и Ливии, Карфаген – Африки и Нумидии, Рим – средоточием Италии как центральной, так и южной, Антиохия – провинции азийской, а Саламина – острова Кипра.

После же Никейского Собора, церковное разделение было то же, как и гражданское империи Римской. Епископы столиц, то есть Рима и Византии, названной Константинополем, Александрии и Антиохии сделались патриархами,814 епископы главных городов провинций названы митрополитами, а меньших городов просто именовались епископами.815 Епископы каждой провинции признали своим главой митрополита, а все митрополиты со своими епископами были распределены по патриаршествам. Патриархи же в важных случаях служили посредниками взаимных сношений между всеми.

Увидим, как после Собора Никейского развилось это учреждение, основанием которого послужило 34-ое правило апостольское.816

35) Епископ да не дерзает вне пределов своей епархии творить рукоположения в городах и селах, ему не подчиненных. Если же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села, да будет извержен и он и поставленные от него.

36) Если кто, быв рукоположен во епископа, не примет служения и попечения о народе, ему порученном, да будет отлучен, доколе не примет оного. Также и пресвитер и диакон. Если же пойдет туда и не будет принят, не по своей воле, но по злобе народа, он пребывает епископом, клир же города того да будет отлучен за то, что такого непокорливого народа не учили.

37) Дважды в году до бывает Собор епископов и да рассуждают они друг со другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия. В первый раз в четвертую неделю Пятидесятницы, а во второй – октября во вторыйнадесять день.817

38) Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах и оными да распоряжает, яко Богу назирающу. Но непозволительно ему присваивать что – либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу. Если же есть неимущие, да подаст им, яко неимущим, но под сим предлогом да не продает принадлежащее Церкви.

Епископ был блюстителем церковных имуществ, но не владельцем. Он не мог их отчуждать и должен был ими управлять, делая воспомоществования духовенству и бедным.

39) Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены люди Господни и он воздаст ответ о душах их.

40) Ясно известно да будет собственное имение епископа (если он имеет собственное) и ясно известно Господне, дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное кому хочет и как хочет, дабы, под видом церковным, не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников, или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеки, дабы и Церковь не претерпевала некоего ущерба, по неизвестности имения епископского, и епископ, или его сродники не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы ближние к нему не впали в тяжбы и кончина его не была сопровождена бесславием.

41) Повелеваем епископу иметь власть над церковным именем. Аще бо драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим и со всяким благоговением; такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются, яко же и воин никогда не подъемлет оружия на враги на своем пропитании.

42) Епископ или пресвитер, или диакон, игре и пиянству преданный, или да престанет или да будет извержен.

43) Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне.

44) Епископ или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников или престанет, или да будет извержен.

45) Епископ или пресвитер, или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволить им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен.

Это правило относиться только до частных молитв, потому что, по правилам 11 и 12 общение в молитвах общественных наказывается извержением.818

46) Епископа или пресвитера, принявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Какое бо согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным.

47) Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестить, или аще от нечестивых оскверненного не окрестить, да будет извержен, яко посмевающихся Кресту и смерти Господней, и неразличающий священников от лжесвященников.

Тот действительно крещен,819 кто единожды окрещен во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Запрещено повторять крещение; но если оно совершено не по божественному установлению, то оно скорее осквернение, нежели истинное крещение, и тот, кто незаконно окрещен, должен принять крещение, им действительно непринятое.

48) Если который мирянин, изгнав свою жену, поиметь иную, или иным отринутую, да будет отлучен.

49) Если кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во имя Отца и Сына и Святого Дука, но в трех безначальных или трех сынов, или трех утешителей, да будет извержен.

50) Если кто, епископ, или пресвитер, совершить не три погружения единого тайнодействия, но единое погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестить, но шедше научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Крещение следует совершать тремя погружениями,820 во исповедание веры во Отца и Сына и Святого Духа, и один только раз во исповедание веры во единство Божие. Три погружения также напоминают три дня смерти Господней или его воскресение в третий день.821

51) Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека мужа и жену, сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание, или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин.

Некоторые из еретиков, как мы уже видели, осуждали брак, мясо и вино под предлогом совершенства. Это предполагаемое совершенство было только хулой на Бога. Можно воздерживаться даже от дозволенного по духу благочестия и покаяния, но нельзя возводить в закон общий этого воздержания без оскорбления Бога, Творца природы.

52) Если кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да будет извержен из священного чина. Опечаливаете бо Христа, рекшаго: «радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся».

53) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина гнушаяся, а не ради подвига воздержания, да будет извержен, яко сожженный в собственной совести, и бывающий виною соблазна многим. Обычай установился в Церкви считать субботу и воскресенье днями радости, в противоположность обычаям иудейским. Постившиеся в эти дни производили соблазн, потому что они, по-видимому, отказывались придерживаться мнениям, освященным Церковью.822

54) Если кто из клира не корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает.

55) Если кто из клира досадит епископу, да будет извержен, князю бо людей твоих да не речеши зла.

56) Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного.

57) Если кто из клира хромому, или глухому, или слепому, или ногами болезненному посмеется, да будет отлучен, такожде и мирянин.

58) Если кто, епископ, или пресвитер, не радеющий о причте и людях и не учащий их благочестию, да будет отлучен; если же останется в сем нерадении и лености, да будет извержен.

Одной из существенных обязанностей епископства это – учительство.823 Каждый епископ обязан поучать народ свой здравому вероучению; для сего определен он надзирателем в своей церкви и называется епископом. У пресвитеров та же обязанность, потому что они назначены подле епископа на возвышенные должности. Всякий епископ и всякий пресвитер, не выполняющий обязанности учительства, должен быть отлучен, а если после сего наказания упорствует в своем нерадении, то извергается.

59) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подаст потребного, да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, яко убивый брата своего.

60) Если кто подложные книги нечестивых, аки святые, в церкви оглашает ко вреду народа и клира, да будет извержен.

Здесь разумеются апокрифы, составленные еретиками под именами апостолов.

61) Если верный обвиняем в любодействе или прелюбодействе, или в ином каком запрещенном деле, и обличен будет, да не вводится в клир.

62) Если кто из клира, устрашась человека, иудея или Еллина, или еретика, отречется от имени Христова, да будет извержен от Церкви. Аще же отречется от имени служителя Церкви, да будет извержен от клира. Аще же покается, да будет принят яко мирянин.

63) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его (удавленину), или звероядину, или мертвечину, да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще сие соделает мирянин, да будет отлучен.

Закон этот объявлен был Собором иерусалимским.824

64) Если кто из клира усмотрен постящимся в день Господень или в субботу, кроме единыя токмо (великие субботы), да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.

Запрещалось поститься в субботу, чтобы не подражать иудеям,825 а в воскресенье делалось даже послабление поста по случаю духовной радости.

65) Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.

66) Если кто из клира в сваре кого ударит и единым ударением убьет, да будет извержен за продерзость свою. Аще же мирянин сие сотворит, да будет отлучен.

67) Если кто деву необрученну насиловав имеет, да будет отлучен от общения церковного. Не позволяти же ему брать иную, но должен удержать ту, которую избрал, аще и убога была.

68) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение, да будет извержен от священного чина и он и рукоположивший, разве еще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями Церкви быти невозможно.

Правило это вообще осуждает крещение и рукоположение от еретиков. Должно полагать, что говорится только о таинствах, незаконно совершенных, то есть не по принятым Церковью обрядам или служителями, не имевшими на то законного права.

69) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу перед Пасхой, или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.

Здесь под постом разумеется, просто, воздержание от мяса и прочей запрещенной пищи, а не совершенное воздержание от пищи.826

70) Если кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки или нечто подобное, да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.

Во времена апостольские и их первых учеников, Назореи имели значение и хотели оставаться иудеями, веруя во Иисуса Христа. Находили, что такое смешение опасно и вредит развитию истинного христианства.

71) Если который христианин принесет елей в капище языческое или синагогу иудейскую в их праздники, или возжет свечу, да будет отлучен от общения церковного.

Верующие, мало просвещенные и напитанные предрассудками своих прежних верований, оказывали привязанность к оставленному ими богослужению. Должно было им внушать, что нет никакого единения между истиною и заблуждениями.

72) Если кто из причта, или мирянин, из святой церкви похитил воск или елей, да будет отлучен от общения церковного и пятерицей да приложит к тому, что взял.

Со времен апостольских лампады и свечи употреблялись при богослужении. Вероятно, что употребляемое масло и воск освящались, а от сего до суеверных злоупотреблений один только шаг.

Чтобы воспрепятствовать тому, запрещалось уносить из церкви масло и воск. Вероятно, по той же причине постановлено было и следующее правило:

73) Сосуд златый или серебряный освященный, или завесу никто уже да не присвоит на свое употребление. Аще кто в сем усмотрен будет, да накажется отлучением.

74) Епископ от людей, вероятия достойных, обвиняемый в чем-либо, необходимо сам должен быть призван епископами, и аще престанет и признается, или обличен будет, да определится епитимия. Аще же зван быв, не послушает, да позовется вторично через посылаемых к нему двух епископов. Аще же и тако не послушает, да позовется и в третий раз через двух посылаемых к нему епископов. Аще же, сего не уважая, не престанет: Собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, да не мнится выгоду имети, бегая от суда.

75) Во свидетельство против епископа не приимати еретика, но и верного единого не довольно. При устах бо двоих или трех свидетелей твердо станет всяк глагол. (Мат. 18:16).

76) Яко не подобает епископу, из угождения брату или сыну, или иному сроднику, поставляти в достоинство епископа кого хочет. Ибо несть праведно творити наследников епископства и собственность Божию даяти в дар человеческому пристрастию. Не должно бо Церковь Божию под власть наследников поставляти. Аще же кто Сие сотворит: поставление да будет недействительно, сам же отлучением наказан да будет.

Ничто не может быть предосудительнее для духовенства как дух племени. Священство есть служение божественное и должно препоручаться достойнейшему, и правила церковные запрещают епископу избирать преемника, даже вне своего семейства, чтобы Церковь имела полную свободу при избрании своих пастырей.827

77. Если кто лишен ока, или в ногах поврежден, но достоин быть епископ, да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна.

78. Глухой же и слепой да не будет епископ, не аки бы осквернен был, но да не будет препятствия в делах церковных.

79. Если кто демона имеет, да не будет принят в клир, но ниже с верными да молится. Освободясь же, да принят будет с верными, и аще достоин, то и в клир.

В первые века христианства было много обладаемых демонами, вследствие пагубного влияния их в мире и пороков, распространившихся вследствие этого влияния. В первоначальной литургии, как она излагается в восьмой книге Постановлений апостольских, находится молитва, произносившаяся над обладаемыми демоном и которые должны были выходить из церкви до начала литургии верных.

Когда, в пятом столетии, литургия была сокращена и нисколько изменена, то оставлена была только молитва об оглашенных, что заставляет предполагать, что когда общественное влияние христианства распространилось, то число обладаемых значительно уменьшилось и что эти несчастные уже перестали составлять из себя общество, которое следовало подчинять исключительным правилам.

80. От языческого житья пришедшего и крещеного, или от порочного образа жизни обратившегося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще неиспытанному быти учителем других, разве только по благодати Божьей сие устроится.

Действие благодати должно быть явным, как, например, при обращении ап. Павла, когда Бог глаголет, то все законы человеческие должны безмолвствовать; но законы эти в случаях обыкновенных составляют необходимость.

81. Рекли мы, яко не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в народные управления, но не упустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работати по Господней заповеди.

82. Не позволяем в клир производити рабов без согласия господ, к огорчению владетелей их. Ибо от сего происходит расстройство в домах. Аще же когда раб и достоин явиться поставления в степень церковную, каковым явился и наш Онисим, и господие соизволят, и освободят и из дому отпустят, да будет произведен.

Апостолы в сущности не восставали против невольничества, сделавшегося отчасти учреждением общественным, потому что не предполагали изменять внешнего общества. Они проповедовали братство и равенство людей только перед Богом. Невольничество не могло удержаться при таких вероучениях и должно было уничтожиться при влиянии христианства гораздо скорее, нежели от возмущений. Достаточно было определения, что невольник может сделаться пастырем Церкви, чтобы все искрение христиане поняли свое нравственное равенство с невольником, братом во Христа и, быть может, более возвышенным перед Богом.

83. Епископ или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющиеся и хотящие удержать оное, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови.

84. Если кто досадит царю или князю не по правде, да понесет наказание. И аще таковый будет от клира, да будет извержен от священного чина, аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного.

85. Для всех вас, принадлежащих клиру, и для мирян, чтимыми и святыми да будут книги Ветхого Завета: Моисеевых пять: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзаконие, Иисуса Навина едина. Судей едина. Руфь едина. Царств четыре. Паралипоменон (то есть остатков от книги дней) две. Ездры две. Есфирь едина. Маккавейских три. Иова едина. Псалтирь едина. Соломоновых три: Притчи, Екклесиаст, Песнь Песней. Пророков дванадесят. Исаия едина. Иеремия едина. Иезекииля едина. Едина Даниила. Сверх же сего, вам да присовокупится в замечание, чтобы юные ваши изучали премудрость многоученого Сираха. Наши же, то есть Нового Завета: Евангелия четыре: Матвея, Марка, Луки, Иоанна. Павловых посланий четыренадесят. Петра послания два. Иоанна три. Иакова едино. Иуды едино. Климента послания два. И постановления вам, епископам, изреченные в осьми книгах (которых не подобает обнародовать пред всеми ради того, что в них таинственно) и Деяния наши апостольские.828

Должно заметить, что в сем каноне Священного Писания не упоминаются ни книги премудрости Соломона, ни книги Июдифи и Товии, ни Апокалинсис.829 Относительно же Постановлений апостольских шестой вселенский Собор удостоверил, что творение Климента подверглось изменениям от еретиков. Два послания Климента, здесь упоминаемые, писаны к Коринфянам. Первое дошло до нас, а второе уже не столь достоверно, как то было нами прежде сказано.

В конце третьего столетия Апокалипсис Иоанна Богослова не помещался еще в числе священных книг Нового Завета. Святой Дионисий Александрийский еще с живостью не одобрял его относительно слога и не полагал, чтобы эта книга писана была ап. Иоанном.

Позднее подлинность Апокалипсиса была вообще признана, а послания Климента, равно как и Постановления апостольские, изъяты из канона Священного Писания.

Ничто не может дать более точного понятия о благочинии церковном в течение первых трех столетий, как Правила апостольские. В них не находим мы никаких распоряжений, противоречащих их подлинности, напротив того, в них находится множество подробностей, заставляющих верить в их глубокую древность. Они составляют превосходный церковный сборник и все законы, в них заключающиеся, были бы еще ныне весьма полезны во всех Церквах, если бы верно прилагались.

Относительно благочиния как и догматов, несравненно лучше придерживаться древности, нежели вымышлять новое. Все творения первых столетий носят на себе столь ясный отпечаток духа христианского, что останутся навсегда истинным источником, из которого всегда искренние христиане будут почерпать.

t. VIII.

Сопоставляя выражения сего собора, обозначающие служения пресвитера и диакона, ясно видна разница. Пресвитер приносил жертву и проповедовал, а диакон предлагал хлеб и чашу и громким голосом возвещал в церкви. См. Ваlsam. Zonar. еt Аristen. Соmment.

Святому Антонию было тогда восемьдесят лет; а как он родился в 248 году, то событие, о котором повествует бл. Иероним, должно было быть около 338 года.

(Пр. переводчика). Замечание это, сделанное автором по сущности справедливо; но едва ли в руку епископа полагались запасные дары. При рукоположении пресвитера дается ему держать часть освященных за литургией даров (но не запасных), а для епископа, как уже совершавшего литургию в сане пресвитера, это не имело бы значения.

Церковь же англиканская и церкви протестантские отменили помазание, введенное со времен апостольских. Церковь англиканская преподает конфиркацию взрослым только через возложение рук епископских.

Относительно Постановлений апостольских, написанных Климентом, время и Проведение Божие открыли нужду в новом правиле, которое есть 2-е шестого Вселенского Собора. (Примечание переводчика).

* * *

765

Считаем неоспоримым, что Постановления апостольские есть именно то творение, на которое указывают Евсевий, святой Афанасий и писатель Синопсиса Св. Писания под заглавием: των αποστολων διδαχαι или διδαχγ и святой Епифаний и последующие писатели под заглавием: διαταξις или διδαχη: Постановления или учения апостольские.

766

Постанов. апостол. кн. VIII, гл. 4.

767

Там же, кн. II, гл. 20.

768

Θυσιαν. Это, кажется нам, доказательством, что освященный хлеб, сохранявшийся после причащения, всегда считался святым и освященным, как во время причащения.

769

Постанов. апост. кн. VIII, гл. 6 – 15.

770

Там же кн. VIII, гл. 16 – 27.

771

Постанов. апост. кн. II, гл. 25.

772

Должно заметить, что Иисус Христос обозначается здесь единым Верховным Первосвященником Церкви, а все прочие – его служителями.

773

Там же кн. II, гл. 26.

774

Постанов. апост. гл. 32.

775

Там же гл. 33.

776

После диакона упоминается диаконисса; как изображение Святого Духа; она находилась под руководством диакона и без дозволения не могла ничего делать, ничего говорить. В церкви выполняла она некоторые служения для особ своего пола.

777

Постанов. апост. кн. II, гл. 26 и 28.

778

Там же гл. 27. В нижеследующих главах говорится о том же относительно епископов и диаконов.

779

Постанов. апост. кн. III, гл. 10 и кн. III, гл. 6 – 27.

780

Там же кн. III, гл. 11.

781

Там же кн. IV, гл. 17.

782

Под словом γπηρετης, разумелись иподиаконы.

783

Слово приход позднее IV столетия.

784

Постанов. апост. кн.II, гл. 1.

785

Постанов. апост. кн. II, гл. 2 – 3.

786

Там же гл. 5 – 6.

787

Постанов. апост. гл. 9 – 12.

788

Там же кн. II, гл. 17, 44.

789

Там же гл. 18.

790

Там же гл. 20, 40, 41.

791

Постанов. апост. гл. 21, 37, З8, 42 и 43.

792

Там же кн. II, гл. 25.

793

Постанов. апост. кн. II, гл. 54, 57.

794

Там же гл. 57.

795

Постанов. апост. кн. VIII. В сей книге, по случаю рукоположения епископского, приводятся молитвы при литургии. Они те же самые, которые были впоследствии сокращены и вошли в состав литургии Василия Великого и Иоанна Златоустого.

796

Там же кн. II, гл. 59.

797

Там же кн. V, гл. 13, 14, 18, 19 и 20.

798

По принятому счислению в Постановлениях апостольских этот 9-й месяц соответствует нынешнему 12-му или декабрю.

799

Παραδους δε ημιν τα αντιτυπα μυστηρια του τιμιου σωματος αυτου και αιματος. Много рассуждали о слове антитип, то есть символический, которое многие из отцов употребляли для определения таинства евхаристического. Протестанты утверждают, что этим словом отрицается действительность таинства, но рассуждают неправильно. Известно, что может существовать действительность в Евхаристии, хотя это таинство и есть изображение жертвы Голгофской. Никто, никогда не утверждал, чтобы жертва Голгофская была бы принесена более чем единожды для спасения мира. Христос, установив Евхаристию в воспоминание тела Своего распятого и Крови Своей пролитой для спасение мира, установил таинство изобразительное и воспоминательное; но как из сего можно выводить что участие в плоти его и в крови (согласно ясным словам Писания) было бы участием только чисто субъективным? Слово духовное, принятое протестантами для обозначения участия в Евхаристии, есть амфибологическое, если оно обозначает не действительность и соответствует выражению участие субъективное; если же оно употребляется для обозначения только не материальности, то оно правильно, но тогда зачем употреблять его для отрицания действительности? Что такое участие в недействительном, то есть в несуществующем?

800

Постанов. апост. кн. VII, гл. 47, 46; кн. VIII, гл. 34 – 40.

801

Там же кн. VIII. гл. 41, 42.

802

Там же кн. III, гл. 9 – 10; 16 – 18; Кн. VI, гл. 15; – кн. VII, гл. 22.

803

μυπον – так именуется в Церкви восточной этот освященный, благовонный елей, именуемый в Церкви римской святой хризмой.

804

Это по сию пору обычно в Церкви кафолической восточной. Церковь же римская сохранила только второе помазание или конфирмацию, и повторяет это только над взрослыми через епископа. Можно, однако, видеть из древних требников, что это помазание после крещения считала она самым таинством конфирмации (см. собрание этих требников Дом Мартена dе antiquis ecclesiae ritibus).

805

Постанов. апост. кн. VII, гл. 39 – 45.

806

См. выше.

807

ІІостанов. апост. кн. VII, гл. 25, 26 и 28.

808

Там же кн. VIII, гл. 29.

809

Правил апостольских 85. Латинянами принимаются только первые пятьдесят и они помещены Дионисием Малым во главе его канонического сборника. О правилах этих упоминают: св. Александр Александрийский прежде собора Никейского, Собор сей в начал IV столетия н многие последующиеˆСоборы. Если даже эти правила не все были составлены самими апостолами, то все-таки считаются извлечениями из их законов, извлечение же это сделано людьми столь уважаемыми, что они считались подлинными и древними еще в начале четвертого столетия.

810

Balsam. Comment.

811

Отлучение было наказанием менее тяжким, чем извержение; последнее вовсе лишало права звания чада Церкви, тогда как отлучение было лишением права на время, смотря по вине присутствовать на собраниях верующих.

812

Это правило существовало во времена Оригена, потому-то епископ Александрийский и утверждал, что он не может быть законно возведен в пресвитеры, как самооскопившийся. Но как он сам прежде извинял великого учителя по чистоте его намерений, то епископы Палестины и рукоположили его, хотя и поступили противно правилу, запрещающему рукополагать клириков чужой епархии.

813

Небесполезно заметить, что по сему правилу епископы римские, избранные по нынешним конкордатам государями и большей частью по интригам и влияниям на государей сих светских людей, ие принадлежат Церкви и суть пастыри не законные, но раскольничьи, а равно и признающие их своимиˆпастырями.

814

Епископу Иерусалима дарован был титул патриарха в память религиозного значения сего города, где совершилось таинство спасения и который считался Матерью Церквей; но его права патриаршие не распространялись, далее самого Иерусалима.

815

Епископы более значительных городов названы были впоследствии архиепископами, как епископы некоторых второстепенных столиц названы экзархами.

816

Это учреждение сохранилось в Церкви кафолической восточной до наших дней, на Западе же оно было уничтожено с конца VIII века патриархом римским, присвоившим себе нечестивое именование епископа всемирного и главы всей Церкви. С той поры Запад перестал принадлежать к Церкви кафолической или вселенной, а составил Церковь раскольничью или раздельную под управлением епископа Рима. Впоследствии изложено будет начало и развитие этого мнимо-всемирного епископства, именуемого Папством.

817

Γ’ περβερεταιου. Δωδεκατη. Это слово происходит от диалекта сиро-македонского и обозначает месяц, по мнению Зонара, Валзамона и Дионисия Малого, соответствующий октябрю. Это слово и многие другие доказывают сирское происхождение Правил апостольских.

818

Вalzam. Соmment.

819

Zonar. et Balzam., Соmment.

820

Вalzam. Соmment.

821

Крещение обливанием или окроплением, совершаемое над больными, считалось действительным; но Церкви, принявшие исключительно это крещение и обратившие его в обычное крещение, нарушили правила апостольские, принимаемые всеми Церквами в продолжение более нежели тысячи лет.

822

Вalzam. Соmment.

823

Там же.

824

Он еще в силе в Церкви православной восточной.

825

Zonar. еt Balsam., Соmment.

826

Этот закон, вообще принимаемый в Церкви кафолической восточной, слегка был изменен по приложению правила о взыскании. См. Ваlzam Comment.

827

Zonar. еt Balsam., Соmment.

828

Правила апостольские хотя у автора приведены в точности, но здесь переписаны из книги Правил, напечатанных от Святейшего Синода в 1839 году. Там в конце Правил апостольских сказано:

829

См. Вlазаm еt Zonar. Соmmеnt.


Источник: История церкви от рождества Господа нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам / доктором богословия священником Владимиром Гетте ; Пер. с фр. - Т. 1-3. - Санкт-Петербург: тип. Морского министерства, 1872-1875. - 3 т. / Т. 2. – 1872. – XL, 429 с.

Комментарии для сайта Cackle