Разные

К Феодору падшему увещание 1-е

99. Отчаяние противоположно упованию

К Феодору падшему. Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, – этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути, ведущем к небу, это спасение погибающих душ. Упованием бо, говорит (апостол), спасохомся (Рим. 8:24). Ибо оно, как бы какая крепкая цепь, свешенная с неба, поддерживает наши души, мало-помалу поднимая на высоту тех, которые крепко держатся за нее, и вознося нас превыше бури житейских зол. Посему, если кто ослабеет и опустит из рук этот священный якорь, тот сейчас же упадет и погибнет в бездне порока. Зная это, лукавый, как только заметит, что мы сами тяготимся сознанием злых дел, пришедши и сам еще налагает на нас помысл отчаяния, который тяжелее свинца; и если мы примем его, то увлекаемые тяжестию и оторванные от той цепи, неизбежно тотчас низринемся во глубину зол.

Минь. Т. I. С. 279

Творения Т. I. С. 3

100. Баня и горячка – образы геенны

Когда бываешь в бане, натопленной сильнее надлежащего, то представь себе огонь гееннский; и если когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись мыслию к тому пламени: и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Если даже баня и горячка так мучат и беспокоят нас, то что мы будем чувствовать тогда, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем.

Минь. Т. I. С. 289

Творения Т. I. С. 13

101. Красота тела и души

Телесную красоту Бог заключил в пределах природы, но красота души, как несравненно лучшая телесного благообразия, свободна от такой необходимости и подчиненности, и вполне зависит от нас и от воли Божией. Человеколюбивый Владыка наш и тем особенно почтил род наш, что менее важное и мало полезное для нас, потеря чего безразлична, подчинил естественной необходимости, а распорядителями истинно доброго сделал нас самих. Если бы Он сделал нас властными и в телесной красоте, то мы и лишнюю заботу получили бы, и все время тратили бы на бесполезное, и весьма вознерадели бы о душе.

Минь. Т. I. С. 295

Творения Т. I. С. 20

К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни

102. Труд доброделания и награда за него

К враждующим против привлечения к монашеской жизни… Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает больше и обильнее, когда делающие это добро подвергаются еще опасностям и великому безчестию; пусть доброе дело будет одинаково, как у того, кто сделал его без труда, так и у того, кто совершил его с трудами; но почесть и венцы будут не одинаковы. Так и на войне (всякий) одержавший победу, конечно, награждается, но много более – тот, кто может еще показать и раны, которыми он приобрел победу.

Минь. Т. I. С. 324

Творения Т. I. С. 48

103. Нерон и смерть Апостола Павла

Вы, конечно, слыхали о Нероне (этот человек был знаменит развратом; он первый и один при такой своей власти изобрел какие-то новые виды безчинства и распутства). Этот Нерон, блаженного Павла (который был ему современник) обвиняя за то же самое, за что и вы – этих святых мужей (Павел, убедив самую любимую наложницу его принять учение веры, вместе с тем убедил прервать и нечистую с ним связь), обвиняя его за это, и называя и губителем, и обманщиком, и другими такими же именами, какие вы даете (отшельникам), сперва заключил его в узы, а как не мог заставить его, чтобы он перестал давать советы девице, то предал наконец смерти.

Минь. Т. I. С. 324

Творения Т. I. С. 48

104. Сообщники греха и наказание за него

Чем же утешаемся мы в своем несчастном (греховном) положении? – Тем, что все, как бы по уговору какому, низринулись в бездну порока. Но это самое и есть важнейшее доказательство усиления болезни, когда нам доставляет утешение в несчастии то, что должно быть причиною бόльшей скорби. Многочисленность сообщников в грехах, конечно, не освобождает нас от виновности и наказаний.

Минь. Т. I. С. 330

Творения Т. I. С. 56

105. Дети Илия

К верующему отцу. Следовало бы (Илию в отношении детей своих) и усилить угрозы, и прогнать их с глаз своих, и наказать бичами, и быть гораздо более строгим и суровым. А так как он ничего этого не сделал, то разгневал Бога и против себя и против них, и, оказав неуместное снисхождение к своим детям, вместе с детьми погубил и свое спасение –

Минь. Т. I. С. 352

Творения Т. I. С. 81

106. Родители и дети

Господь Сам имеет заботу о воспитании наших детей. Установляя закон о пасхе, Он прибавил повеление, чтобы каждый отец объяснил этот закон своему сыну (см.: Исх. 13:8); то же самое – в законе о перворожденных (см.: Исх. 8:14‒15). Далее, в природу родителей Он вложил естественную необходимость и влечение к воспитанию своих детей, а последних всецело подчинил воле родителей. Наконец, Он не только дал заповедь, в которой обещает детям благоденствие за почтение к родителям и наоборот, но и самих родителей то наказывает за нерадение о детях, как Илия (см.: 1Цар. 4:18), то награждает за заботу о них, как Авраама (см.: Быт. 18:19), который заповесть сыном своим… и сохранят пути Господа Бога творити правду и суд. После этого родители, – как имеющие при себе детей своих в нежном возрасте, когда из них можно сделать все, – не будут иметь никакого извинения, если их дети будут развратны. Такие родители, говорящие детям только о внешних отличиях в жизни и умалчивающие о законе Господнем, хуже детоубийц.

Минь. Т. I. С. 353

Творения Т. I. С. 82‒87 своими словами

107. Воспитание детей родителями бывает пагубно

Не только то ужасно, что вы внушаете (детям) противное заповедям Христовым, но и то еще, что прикрываете порочность благозвучными наименованиями, называя постоянное пребывание в театрах светскостию, обладание богатством – свободою, славолюбие – великодушием, дерзость – откровенностию, расточительность – человеколюбием, несправедливость – мужеством. Потом, как будто мало и этого обмана, вы и добродетели называете противоположными наименованиями: скромность – неучтивостью, кротость – трусостию, справедливость – слабостию, смирение – раболепством, незлобие – бессилием, как будто опасаясь, чтобы дети, услышав от других истинное название этих (добродетелей и пороков), не удалились от заразы. Ибо название пороков прямыми и подлинными их наименованиями не мало способствует к отвращению от них: оно может так сильно поражать грешников, что часто многие, отличающиеся безчестнейшими делами, не переносят равнодушно, когда их называют тем, чтό они есть на самом деле, но приходят в сильный гнев и зверское раздражение, как будто терпят что-нибудь ужасное… Я знаю много и таких, которые этим способом были образумлены, и от резких слов сделались более скромными.

Минь. Т. I. С. 360

Творения Т. I. С. 90

108. Воспитание и наука

Когда мы хотим ознакомить детей с науками, то устраняем все, чтό препятствует, и доставляем все, чтό содействует учению… А скромность нравов и строгость доблестной жизни, неужели, по вашему мнению, придут сами собой и притом при столь многих к тому препятствиях?... Ведь любомудрие души настолько труднее и тяжелее изучения наук, насколько деятельность труднее разглагольствования и насколько дела труднее слов.

Минь. Т. I. С. 363

Творения Т. I. С. 94

109. Промысл Божий

Теперь происходит тоже, как если бы во время бури кормчий делал все со своей стороны и старался бы спасти судно, но его ревностное искусство не было бы замечаемо находящимися на судне вследствие смятения и страха, и беспокойства от угрожающих бедствий. Так и Бог управляет вселенною и теперь, но многие не видят этого вследствие смятения и неустройства в делах, которое эти люди производят больше всех, так что не только извращают общественную жизнь, но вредят и благочестию, отрицая Промысл.

Минь. Т. I. С. 365

Творения Т. I. С. 97

110. Юность

Человеку надобно бороться в течение всей настоящей жизни, начиная с самого юного возраста, или с десяти лет (ибо с этого возраста надлежит давать отчет за грехи, как показывает пример отроков, пожранных медведями за насмешки над Елисеем).

Минь. Т. I. С. 378

Творения Т. I. С. 112

111. Молодость.

Молодому человеку надобно быть всегда в тишине и спокойствии, не вмешиваться в (мирские) дела и не вращаться в той среде, где много шума и смятения.

Минь. Т. I. С. 378

Творения Т. I. С. 112

112. Закон Божий, как предмет воспитания

Если бы мы детей своих прежде всего другого наставляли быть друзьями Божиими и учили вместо всех и прежде всех прочих наук духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь избавилась бы от бесчисленных зол, и то, что говорится о будущей жизни, то есть отбеже болезнь, и печаль, и воздыхание (ср.: Ис. 35:10), все мы имели бы и здесь.

Минь. Т. I. С. 381

Творения Т. I. С. 116

113. Проповедники добра и зла

Как привлекающий к любомудрию, убедит ли он, или не убедит, получит полную награду (ибо он исполнил свое дело), так и желающий развратить, успеет ли сделать это, или нет, потерпит одинаковое наказание: потому что и он исполнил свое дело.

Минь. Т. I. С. 386

Творения Т. I. С. 121

О душевном сокрушении. К Димитрию монаху

114. Враги Христа – мы

О сокрушении 1-е. Если бы кто со стороны пришел к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы еще мог он представить себе других врагов Христа хуже нас; потому что мы идем такою дорогою, как будто решились идти против заповедей Его!

Минь. Т. I. С. 395

Творения Т. I. С. 130

115. Приветствие взаимное

Мы приветствуем друг друга, но делаем это большей частью только языком и устами. Но Господь хочет не этого, а того, чтобы мы давали ближнему лобзание от души и приветствие от сердца. Это и есть истинное приветствие, а то – ложь и притворство; и кто так целует (ближнего), тот скорее прогневает, чем умилостивит Бога. Он требует от нас искренней и крепкой дружбы, а не такой, которая имеет у нас часто вид и призрак (дружбы), а силу вовсе утратила.

Минь. Т. I. С. 398

Творения Т. I. С. 134

116. Терпение обиды

Нужно показывать готовность терпеть зло более, нежели сколько есть страсти у врагов делать нам зло. Так, когда желающий обижать найдет, что обижаемый готов потерпеть более, нежели сколько ему хотелось, и, удовлетворив своей страсти, увидит, что оскорбленный с преизбытком оказывает свое великодушие, то отойдет прочь, побежденный и посрамленный превосходством терпения; и, хотя бы он был зверь, и даже свирепее его, сделается потом скромнее, ясно увидев из сравнения и свою злость, и его добродетель.

Минь. Т. I. С. 399

Творения Т. I. С. 135

117. Благотворение врагу

Если ты, хотя и не делаешь зла (врагу), однако отвращаешься от него, смотришь на него с неудовольствием, то ты еще не исполнил заповеди, которую дал тебе Христос. Как же ты просишь Бога, чтобы Он был милостив (к тебе), когда сам ты не милостив к оскорбившим тебя. Посмеваясь этому, один мудрец говорит: человек на человека сохраняет гнев, а от Господа ищет исцеления. Над человеком, подобным себе, не имать милости, а о гресех своих молится! Сам сый плоть, хранит гнев, и кто очистит грехи его (ср.: Сир. 28:3‒5)?

Минь. Т. I. С. 401

Творения Т. I. С. 137

118. Заповеди трудные и легкие. Грех осуждения

Мы одинаково грешим не только в отношении к более трудным, но и в отношении к легчайшим (заповедям); нарушая равно и эти и те, и преступлением легчайших доказываем, что мы и труднейших не исполняем по своему пренебрежению, а не по трудности самих заповедей. Так, скажи мне, какой труд в том, чтобы не разведывать о чужих делах и не осуждать грехов ближнего? Напротив, труд нужен на то, чтобы разведывать и судить о других. Кто же, услышав это, поверит когда-либо нам, что мы дошли до нарушения (заповедей) по беспечности, а не с намерением и не по желанию?

Минь. Т. I. С. 402

Творения Т. I. С. 138

119. Святыня таинств и псы, недостойные ее

Не дадите святая псом… (Мф. 7:6). Христос дал эту заповедь как повеление, а мы, по тщеславию и неразумному дружелюбию, нарушили и это повеление, допуская к общению таинств, просто и без исследования, людей развратных, неверующих и исполненных множества пороков; прежде точного дознания их нрава, открываем им все учение о догматах и вдруг вводим в святилище тех, которые еще не могут видеть и преддверия… И даже мы нарушаем эту весьма страшную заповедь не только по отношению к другим, но и по отношению к самим себе, когда, имея нужду приобщиться бессмертных таин, часто делаем это с присущею нам нечистотою и с бесстыдством.

Минь. Т. I. С. 401

Творения Т. I. С. 139

120. Любовь

Если плотская любовь так порабощает душу, что отвлекает ее от всего и подчиняет влиянию одной возлюбленной, то чего не сделает любовь ко Христу?

Минь. Т. I. С. 404

Творения Т. I. С. 141

О душевном сокрушении. К Стелехию

121. Смерть для мира

О сокрушении 2-е. Мне мир распяся, и аз миру (ср.: Гал. 6:14). Велико любомудрие в том, чтобы мир почитать мертвым; но еще бόльшее и гораздо важнейшее в том, чтобы и самому быть как бы умершим для него. Итак, изречение Павла означает следующее: он… далек был от настоящего не столько, сколько живые от мертвых, но столько, сколько мертвые от мертвых. Живой, конечно, не питает пристрастия к умершему, однако имеет другое какое-либо чувство, – или удивляется еще красоте покойного, или жалеет и плачет об нем; а мертвый к мертвому не питает и такого чувства и расположения. Это желая выразить, он к словам: мне мир распяся, прибавил: и аз миру.

Минь. Т. I. С. 413

Творения Т. I. С. 150

122. Тишина ночи – покой для тела и души

Темнота сделана принадлежностью ночи не напрасно и не без цели, но для большего успокоения. Как сердобольные матери, желая усыпить беспокойных детей, берут их в свои объятия и, накинув на глаза их покрывало, усыпляют их: так и Бог, распростерши по вселенной темноту, как бы какой покров, успокаивает людей от трудов. Если бы этого не было, то мы все надорвались бы от суетливости или чрезмерного сребролюбия и от трудов; а теперь нас поневоле (ночь) отрывает от занятий. И такой закон (природы) не только тела наши восстановляет, но и душу не меньше тел. Говорить ли о тишине и спокойствии в это время, как тогда все полно молчания, свободно от шума, не слышно ничьего крика, как это бывает днем.

Минь. Т. I. С. 418

Творения Т. I. С. 157

123. Угождение Богу и награда

Мы и своего малого добра не делаем с пристойной свободным людям ревностию, но наперед разведываем, есть ли за то награда, велика ли награда, будет ли то вменено нам самим, произнося слова людей несвободных и наемников. Что говоришь ты, малодушный и жалкий человек? Тебе надлежит сделать нечто угодное Богу, а ты стоишь с заботой о награде?... Истинно не знаешь ты, какое великое благо угодить Богу; потому что, если бы ты знал это, то никакой другой награды не сравнял бы (с этим благом). Разве ты не знаешь, что награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды?

Минь. Т. I. С. 420

Творения Т. I. С. 159

К Стагирию подвижнику, одержимому демоном

124. Положение человека в мире

К Стагирию подвижнику 1-е. Бог приводит к Адаму всех животных и повелевает дать всем им имена; но, среди них не обретеся помощник подобный ему (Быт. 2:20) Показав этим человеку, что он занимает средину между двумя естествами (небесным и земным), что он выше всего земного и что из множества этих творений ни одно не равно ему, Бог творит потом и жену.

Минь. Т. I. С. 428

Творения Т. I. С. 167

125. Диавол может послужить нам на пользу, если мы не соглашаемся с ним

Если кто скажет: почему Бог не уничтожил древнего искусителя, то это Он сделал, заботясь о нас. Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность; но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то для чего же устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? – Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобресть через него много и добра, конечно, против его воли и желания; в этом и открывается особенное чудо и превосходство человеколюбия Божия. То, что люди делаются лучшими, само по себе уже терзает и мучит диавола; а когда мы будем достигать этого через него же, то он не в состоянии будет и перенести такого посрамления. Но как это достигается через него? Когда мы, страшась его жестокости, постоянных наветов и непрерывных козней, будем отгонять от себя тяжкий сон, бодрствовать и всегда помнить о Господе... (см.: 1Пет. 5:8‒9.)… Кто видит наступающего врага, тот скорее прибегает и прилепляется к могущему помочь. Так и малые дети, когда увидят что-нибудь страшное, бегут в объятия матери, хватаются за одежду ее, крепко держатся за нее, и не отстают, не смотря на старания многих оттащить их прочь; а когда нет ничего страшного, они не слушают ни ее зова, ни побуждения, отвергают ее приглашения, отворачиваются, когда она всячески старается приманить их к себе, и даже не смотрят на предложенную пищу. Поэтому многие матери, когда не подействуют убеждениями, посредством пугал и страшилищ ухищряются возвратить к себе детей и убеждают их опять прибежать к ним. Так бывает не только с детьми, но и с нами. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу.

Минь. Т. I. С. 432

Творения Т. I. С. 171, 172, 173

126. Мы согрешили бы и без диавола-искусителя

Если обратить строгое внимание на дела, то (можно заметить, что) на худое не всегда толкает нас диавол; хотя он делает нам много зла, но много и мы сами вредим себе, единственно по своей беспечности и нерадению. – Предположим, что диавол не внушил бы ничего Еве и ни слова не сказал бы ей о древе: неужели в таком случае прародители не пали бы никогда? Нельзя этого сказать. Кто так легко послушался жены, тот и без диавола, сам по себе, скоро впал бы в грех, за что подвергся бы еще бόльшему наказанию.

Минь. Т. I. С. 434, 435

Творения Т. I. С. 174, 175

127. Заповедь, данная прародителям; ее значение для них

Есть люди, которые говорят: для чего Бог дал людям заповедь, когда знал, что они согрешат? – Это – измышления ума нечестивого. Бог, дав заповедь, показал бόльшее попечение (о людях), нежели когда бы Он не дал ее; это видно из следующего… Адам, еще не уверенный в бессмертии, только с сомнительной надеждой на него, дошел до такой гордости и безумия, что надеялся сделаться богом, хотя и видел, что обещавший ему это ни в каком отношении не заслуживает доверия: до какого же безумия не дошел бы он, если бы несомненно обладал бессмертием? Какого бы не сделал греха? Стал ли бы когда-нибудь повиноваться Богу?... И если бы к человеку, не получившему заповеди, диавол приступил с советом отступить от Бога, то легко склонил бы его к этому; потому что, кто по получении заповеди презрел Давшего ее, тот, если бы вовсе ничего не слыхал от Него, скоро позабыл бы даже то, что он находится под властию Господа. Поэтому Бог Своею заповедию заранее научил его, что он имеет Господина, Которому во всем должен повиноваться. Но, скажут, какая польза произошла от этого?... Дарование заповеди не осталось бесполезным и после ее нарушения: и то, что первые люди скрылись, и исповедали грех, и старались сложить вину преступления муж на жену, а жена на змия, – все это показывает, что они убоялись, вострепетали и признали над собой власть Божию. А как полезно было от сатанинской надежды быть богами перейти к такому страху, – это понятно для всякого. Тот, кто мечтал о равенстве с Богом, так смирил и уничижил себя, что боится наказания и мучения, и признается в грехе своем!

Минь. Т. I. С. 435

Творения Т. I. С. 175, 176

128. Сила Божия

Действие силы Божией в том особенно и состоит, чтобы из безвыходного положения находить выход.

Минь. Т. I. С. 438

Творения Т. I. С. 178

129. Печаль. Наказания Божии

Если некоторые и меньше нас наказываются, мы не должны соблазняться этим; потому что увеличение трудов служит к увеличению наград и бывает твердым оплотом против вольных или невольных падений: оно обуздывает гордость, прогоняет беспечность, делает нас более благоразумными и благочестивыми. Никто из тех, о ком много печется Бог, не бывает без печали.

Минь. Т. I. С. 440, 441

Творения Т. I. С. 181

130. Промысл; его пути неисповедимы

Мы должны быть убеждены в одном только, что Богом все посылается для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. Знать его для нас и невозможно, и бесполезно: первое – потому, что мы смертны; второе – потому, что мы скоро увлекаемся гордостью.

Минь. Т. I. С. 441

Творения Т. I. С. 182

К тому же Стагирию, об унынии

131. Земная жизнь наша подобна гостинице, а мы странники здесь

К тому же Стагирию 3-е. Если бы кто призвал тебя на царство земное, и между тем тебе предстояло бы, прежде чем войдешь в город и наденешь на себя венец, остановиться в гостинице, в которой и грязь, и дым, и шум от путешественников, и опасности от разбойников, и теснота, и беспорядок великий, неужели ты обратил бы внимание на эти неприятности, а не пренебрег всеми ими, как ничтожными? Так не странно ли, что надеющийся обладать землей не смущается никакими встречающимися трудностями, одушевляясь надеждами царствования, а призываемый на небеса падает духом и смущается при каждой из случающихся с нами в этой гостинице неприятностей? Состояние здешней жизни нисколько не разнится от гостиницы и пребывания в постоялом доме: это и желали выразить святые, называя себя странниками и пришельцами, и такими словами научая нас пренебрегать и удовольствиями и неприятностями настоящей жизни и, отрешившись от земли, всей душой прилепляться к небу.

Минь. Т. I. С. 472

Творения Т. I. С. 217

132. Уныние – польза и вред от него для души

Бог вложил уныние в нашу природу не для того, чтобы мы предавались ему неразумно, но чтобы получали от него величайшую пользу. Как же мы можем получать от него пользу? Если будем предаваться ему в надлежащее время; а время уныния не то, когда мы терпим зло, но когда делаем зло. Мы же извратили порядок и перемешали времена; делая множество зла, мы не сокрушаемся и на короткое время, а если от кого-либо потерпим хотя малое зло, падаем духом, безумствуем, спешим отказаться и избавиться от жизни… Как врачевство сильное, разъедающее и, так сказать, очищающее нашу порочность, уныние, когда прилагается к душе праздной, изнеженной и имеющей в себе великую тяжесть грехов, весьма много помогает принявшему его; а когда прилагается к душе деятельной, подвизающейся, трудящейся, заботливой и подвергающейся бедствиям, то не только не приносит никакой пользы, но и причиняет великий вред, делая ее слабейшей и удобопоражаемой… Уныние – такое сильное врачевство, что когда и к нуждающимся в нем было прилагаемо долее надлежащего времени, причиняло много зла (см.: 2Кор. 2:7). Если же оно, приражаясь сверх меры губит и тех, кто имеет в нем нужду, то чего не сделает оно с теми, которые совсем не имеют в нем нужды, если они предадутся ему в великой степени?... Для христианина, если он когда-нибудь скорбит, должны быть только два повода к унынию, – когда или сам он, или ближний его оскорбит Бога.

Минь. Т. I. С. 492

Творения Т. I. С. 240, 241

133. Покаяние избавляет нас от наказания за грехи.

Если Бог посылает наказания для того, чтобы грешников обратить к покаянию, то когда принесено покаяние, наказание по этому самому излишне. Бог столь далек от желания наказывать нас, что часто даже тогда, как мы делаем достойное наказания и нуждаемся в сильном вразумлении, Он вразумляет нас только угрозой и устрашающими словами. Это ты можешь видеть на примере израильтян и города ниневитян: Бог не только не навел на них наказания, когда они принесли покаяние, но тотчас прекратил и угрозу. Он гораздо более нас самих желает, чтобы мы не терпели никакого зла, и никто из нас не щадит себя так, как Бог щадит всех нас. –

Минь. Т. I. С. 493

Творения Т. I. С. 242

13/11/1909

Слово к жившим вместе с девственницами

134. Соблазн – великий грех, но иногда бывает допустим

К жившим с девственницами. Великий грех – давать своим поведением соблазн для других. Нужно всячески остерегаться соблазнительных действий. Только в одном случае они допустимы, именно, когда от них происходит другая польза, бόльшая того вреда, какой они причиняют своим соблазнительным характером. Подтверждением этому есть в Евангелии. Так когда Спаситель беседовал о свойстве яств и объяснял, что они по природе своей чисты, и когда Петр пришел и сказал: соблазнишася, то Он ответил: остави их, и не только презрел их, но и осудил, сказав: всяк сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится (ср.: Мф. 15:12‒14). Когда же требовавшие дидрахмы, приступив к Петру, говорили: учитель твой не даст ли дидрахмы, то Он не поступил так же, как в отношении к первым, но принимает во внимание соблазн и говорит: но да не соблазним их, шед на море, верзи удицу, и, юже прежде имеши рыбу, возьми, и отверз уста ей, обрящеши статир: той взем даждь (им) за мя и за ся (ср.: Мф. 17:24‒27). Видишь ли, как Он и заботился и не заботился о соблазняющихся? В 1-м случае не было неотложной нужды открыть славу Единородного; как (могло быть) это, когда Он еще старался прикрывать ее, и заповедывал не говорить народу, что Он – Христос. Во 2-м случае от уплаты дидрахмы не было никакого вреда, а от неуплаты ее произошло бы великое зло; ибо тогда стали бы отвращаться от Него, как властолюбца, возмутителя, врага всего государства и подвергающего других крайним опасностям.

Минь. Т. I. С. 499

Творения Т. I. С. 250, своими словами

135. Грех тайный и явный другим, или соблазн; их различие

Кто совершит великие грехи, но сделает это незаметно и никого не соблазнит, тот подвергнется меньшему наказанию, нежели согрешивший легче, но с дерзостью и с соблазном для многих. Так, Моисей оказывал некоторое послушание Богу (см.: Чис. 11:21‒22), противоречил Ему, быв посылаем в Египет, противился и отказывался от управления народом, – однако все это не мешало ему быть другом Божиим. Когда же он, в присутствии сынов Израилевых обнаружил маловерие при изведении воды из скалы, то этот грех, хотя и маловажнее тех по существу своему, но, как соединенный с соблазном народа, был поставлен в вину Моисею и повлек за собой тяжелое наказание, – Моисей не вошел в землю Обетованную.

Минь. Т. I. С. 506

Творения Т. I. С. 258, своими словами

136. Подавление в себе страсти равно мученичеству

Не ниже подвизавшихся величайшими подвигами и переносивших жестокие мучения ставлю я того человека, который, быв предан давней похоти и привержен к какой-либо приятнейшей и застарелой привычке, потом по страху Божию расторгает эти узы и прибегает к воле Божией. Подлинно, одно из труднейших дел – отвергнуть пристрастие и старую привязанность, расторгнуть многосложные соблазны, окрылиться и вознестись до сводов небесных. Как у мучеников тяжел подвиг, так и у этих бывает продолжительна скорбь. –

Минь. Т. I. С. 513

Творения Т. I. С. 268

Комментарии для сайта Cackle