Разные

Беседа против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища

687. Дождь и молитва безведрия

Беседа против оставивших церковь и ушедших на зрелища. За три дня пред этим лился проливной дождь, увлекая все, исторгая, так сказать, из самых уст пищу земледельцев, ниспровергая зрелые колосья и истребляя все прочее избытком влаги; у нас были молитвы и моления, и весь наш город, подобно потоку, стекался к местам апостольским, и мы умоляли наших защитников ― святого Петра и блаженного Андрея, двоицу апостолов ― Павла и Тимофея.

Минь. Т. VI. С. 265

Творения Т. VI. С. 562

688. Пастырь за ослушание угрожает отлучением и призывает слушателей не иметь общения с ослушниками, дабы всем охранять святость Церкви

Я предупреждаю и объявляю громким голосом: если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь вот этой ограды, не сделаю причастником Таинств, не позволю ему прикоснуться к священной Трапезе; но, как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я... Ведь, уже прошел год с тех пор, как я прибыл в ваш город, (то есть Константинополь), и я не переставал часто и постоянно предлагать вам такое увещание; но так как некоторые остались в этой заразе, то теперь уже мы произведем отсечение. Хотя я не имею железа, но имею слово, острее железа; и хотя я не ношу огня, но есть у меня учение, пламеннее огня и могущее жечь сильнее. Не презирай же нашего приговора. Хотя мы не важны и весьма смиренны, однако, по благодати Божией, мы получили достоинство, по которому можем делать это. Итак, пусть не входит в Церковь никто из предающихся этому прелюбодеянию, но пусть будет он отвержен и вами, и станет общим врагом (см.: 2Сол. 3:14). Сделайте вот что: не разговаривайте с ними, не принимайте их в дом, не разделяйте с ними трапезы, не имейте с ними общения ни при входе, ни при выходе, ни на торжище; и таким образом мы легко возвратим их. И как тех зверей, которых нелегко поймать, охотники загоняют в сеть, преследуя их не с одной стороны, а со всех, так и тех, которые уподобились свирепым зверям, мы будем преследовать общими силами, мы с одной, а вы – с другой стороны, и тогда скоро уловим их в сети спасения. Не малое постигнет вас осуждение, если вы будете пренебрегать такою погибелью. Если и в домах человеческих, когда кто-нибудь из слуг уличен в краже серебра или золота, наказывается не один только похититель, но и знавшие о том и не открывшие, то тем более в Церкви. Бог скажет тебе тогда: видя, как из Моего дома украден не серебряный или золотой сосуд, но похищено целомудрие, как тот, кто причащался пречестного тела и участвовал в такой жертве, отправился в диавольское место и впал в такое преступление, почему ты молчал, почему терпел, почему не объявил священнику? И тогда ты подвергнешься немалому наказанию… Но из вас каждый даст отчет за себя самого, а я должен отвечать за спасение всех. Поэтому я не перестану делать и говорить все, – хотя бы нужно было опечалить вас, хотя бы показаться ненавистным, хотя бы несносным, – чтобы мне можно было предстать пред тем страшным престолом, не имея скверны, или порока, или нечто от таковых (Еф. 5:27).

Минь. Т. VI. С. 269

Творения Т. VI. С. 565–567

Беседа на апостольские слова: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие (2 Тим. 3:1)

689. Писание ― благовонная масть для души

Беседа на слова 2Тим. 3:1. Как ароматы издают благовоние не по количеству своему, а по своей природе, так и Божественные Писания не множеством слов, но, силою содержащегося в них, доставляют нам всякую пользу. Аромат благовонен и сам по себе, по своему свойству, а когда бросишь его на огонь, тогда он обнаруживает всю свою приятность: так и Божественное Писание весьма приятно и само по себе, а когда оно проникнет в нашу душу, как бы попав в кадильницу, тогда наполняет весь дом благовонием.

Минь. Т. VI. С. 274

Творения Т. VI. С. 570

690. Любовь пасомых ― врачевство болезни пастыря

Еще имея остатки болезни, я прибежал к вам, думая получить величайшее врачевство в общении с вашею любовью. Действительно, для меня полезнее содействия врачей и всякого происходящего отсюда облегчения наслаждаться от вашей любви, которою да сподобимся наслаждаться постоянно, молитвами и ходатайством всех святых, во славу Господа нашего Иисуса Христа.

Минь. Т. VI. С. 278

Творения Т. VI. С. 576

Беседа о совершенной любви, и о воздаянии по достоинству дел, и о сокрушении

691. Основы для взаимной любви в человеческой природе

О совершенной любви. О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13:35)... Впрочем, не только словами, но и самыми делами мы научаемся этой добродетели, – любви. И, во-первых, способом нашего рождения; создав одного человека, Бог повелел от него произойти всем, чтоб мы все считали друг друга как бы одним человеком и старались жить в любви друг к другу. Затем и посредством взаимных отношений Он премудро устроил необходимость для нас взаимной любви, а как – послушай. Наполнив вселенную множеством благ, Он даровал каждой стране особенные, ей свойственные, роды плодов, чтобы мы, вынуждаемые необходимостью, путешествуя друг к другу, сообщая другим излишнее и получая от них недостающее нам, любили однородных с нами. То же он сделал и с каждым человеком. Он не дал всем знать все, но одному сообщил способность к врачебной науке, другому – к строительной, иному – к иной, чтобы, нуждаясь друг в друге, мы любили друг друга. Так же и в предметах духовных (1Кор. 12:8–10).

Минь. Т. VI. С. 279

Творения Т. VI. С. 577

692. Память о будущем суде, где все наше откроется

2Кор. 5:10. Будем, увещеваю вас, иметь в уме то судилище и представим, что оно теперь существует, что судия сидит и все открывается и выставляется на вид. Ведь, нам нужно будет не просто предстать, но и открыться. Неужели вы не смутились? Неужели не вострепетали? Не решаемся ли мы часто лучше умереть, нежели открыть пред почтенными друзьями наше тайное преступление? Как же будем чувствовать себя тогда, когда грехи наши откроются пред всеми ангелами и всеми людьми, и предстанут пред нашими глазами? Обличу тя, говорит Господь, и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49:21).

Минь. Т. VI. С. 283

Творения Т. VI. С. 581

693. На том Суде уничтожится сострадание к родным

Тогда случится, что истребится и естественное сострадание. Так как найдутся праведные отцы грешных детей и добрые дети порочных родителей, – зло, ведь, не от природы, а от воли, – то, чтобы радость их была чистою, и сострадание не нарушало блаженства наслаждающихся теми благами, и оно тогда угаснет, так что и они вместе с Господом будут негодовать на своих единокровных (грешников). Если и теперь некоторые, видя своих детей негодными, удаляют их от себя и отказываются от родства с ними, то тем больше произойдет это на том Суде.–

Минь. Т. VI. С. 285

Творения Т. VI. С. 583

Беседа о воздержании

694. Крест, содержимый в уме, хранит от греха

Беседа о воздержании. Всегда имей пред своими глазами Крест блистающий, и ты за это время уйдешь чистым от грехов. Как облачный столб, – образ нашего креста, – покрывал народ еврейский, чтобы он не потерпел какого-либо зла от египтян (см.: Исх. 13:21), так и крест пред нашими глазами, созерцаемый нами, тотчас отгоняет всякую злую похоть. Ведь, он – спасение нашей души и спасительное противоядие от гнусных вожделений.–

Минь. Т. VI. С. 293

Творения Т. VI. С. 593

Об утешении при смерти

695. Печаль об умершем и рассуждения, ее ослабляющие ― неизбежность смерти, польза оставления суетного мира и честь быть призванным ко Господу

Об утешении при смерти. Вот лежит бездыханное тело, лежит на столе человек без человека, члены без духа; ему кричат, а он не отвечает; его зовут, а он не слышит; лежит с бледным лицом, с измененным видом, в котором выражается самая смерть; при этом вспоминаются удовольствие и польза, которые от него были, или могли быть; вспоминаются его отношения к другим, приходят на ум его приятнейшие слова, долговременное обращение с ним. Вот, без сомнения, то, что извлекает слезы, вызывает рыдание и повергает всю душу в глубокую печаль! Против этого, столь сильного, столь крепкого оружия скорби, надобно прежде всего поставить ту мысль, что все, рождающееся в этом мире, необходимо должно умереть. Это – закон Божий и неизменный приговор, который изречен был праотцу человеческого рода, после его грехопадения, в словах Божиих: земля еси, и в землю отъидеши (Быт. 3:19). Что же случилось нового, если человек, на это рожденный, выполняет закон и приговор божественный… Нет ничего необыкновенного в том, что существует издревле... Если мы знаем, что деды и прадеды наши прошли этим же путем смерти, то возведем душу свою из глубины печали; ведь, здесь человек отдает долг, которым он был должен. Как же можно печалиться, когда отдается долг? Подлинно, это – долг, которого невозможно заплатить никакими деньгами, – долг, от которого не избавляет ни мужество, ни мудрость, ни могущество, и которого не могут отклонить от себя, наконец, и сами цари. Я, конечно, посоветовал бы тебе усилить свою печаль, если бы это дело происходило от нерадения или от скупости, тогда как можно было бы тебе своими средствами откупиться от него, или отсрочить его; но если это – Божие определение, твердое и неизменное, то мы напрасно скорбим и спрашиваем себя: почему такой-то умер? – Что касается пользы, то ты, как смотришь на свою пользу, так же должен думать и о пользе умершего; может быть, это для него полезнее, как написано: восхищен бысть, да не злоба изменит разум его: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия, извести его (Прем. 4:11, 14). – Живуще в теле, отходим от Господа (2Кор. 5:6–8). Что же делаем мы, маловерные, предаваясь скорби и отчаянию, если кто-нибудь из наших возлюбленных переселяется ко Господу? Что мы делаем, утешаясь странствованием в этом мире больше, нежели тем, чтобы предстать пред лице Христово? Подлинно и воистину вся наша жизнь есть странствование: как странники в этом мире, мы не имеем верного пристанища, работаем, трудимся до поту, проходя путями трудными и исполненными опасностей; со всех сторон приготовлены нам козни – от врагов духовных и телесных, везде стези заблуждений. И несмотря на то, что нас окружает столько опасностей, мы не только сами не желаем избавиться от них, но даже и о тех, которые избавились, плачем и рыдаем, как о погибших. – Сам Господь взывает: аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Когда земной царь пригласит кого-нибудь в свой дворец, или на пиршество, то, как ты думаешь, приглашенный не поспешит ли с благодарностью. Гораздо с большим усердием должно стремиться к Небесному Царю, Который сделает тех, кого примет, не только участниками пиршества, но даже и общниками царствования, как написано: аще с Ним умрохом, с Ним и оживем; аще терпим, с Ним и воцаримся (ср.: 2Тим. 2:11, 12). И не то я говорю, чтобы иной наложил на себя руки или умертвил сам себя вопреки воле Творца Бога, или изгнал душу из временного ее жилища – своего тела; но хочу сказать то, чтобы каждый, когда позовут туда его самого, или ближнего, с радостью и веселием и сам шел, и других идущих приветствовал. В том и состоит сущность христианской веры, чтобы ожидать истинной жизни по смерти, надеяться на возвращение после исхода.–

Минь. Т. VI. С. 295

Творения Т. VI. С. 595, 596, 599

Обозрение книг Ветхого Завета. Обозрение книги Бытия

696. Еврейский язык – древнейший

Обозрение книг Ветхого Завета. Бытия. Отец Фалека Евер, говорят, не участвовал с прочими в строении башни, и за это у него не было изменено наречие, но язык его остался целым, и от него получил и самое название свое. Он назывался Евером; потому и язык его назван еврейским; это и служит величайшим доказательством того, что еврейский язык древнее всех наречий. Прежде смешения языков все употребляли этот язык (Быт. 11:14).

Минь. Т. VI. С. 318

Творения Т. VI. С. 613

Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа

697. Радость Рождества Христова

На Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. Вижу таинство необычайное и чудное: пастыри оглашают слух мой, произнося не пустынную песнь, но воспевая небесный гимн. Ангелы поют, архангелы воспевают, херувимы взывают, серафимы славословят, все торжествуют, видя Бога на земле и человека на небесах, высокого – внизу, по Его домостроительству, и низкого – вверху, по (Божию) человеколюбию. Сегодня Вифлеем уподобился небу, вместо звезд приняв поющих ангелов, а вместо солнца неизъяснимо вместив Солнце правды. Не исследуй, как это: где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас; все повинуется Богу.

Минь. Т. VI. С. 385

Творения Т. VI. С. 692

Беседа на слова: коею властию сия твориши (Мф. 21:23)

698. Божество Христа

На слова: коею властию сия твориши (Мф. 21:23). Иудеи на основании слов: Аз первый и Аз по сих, и кроме Мене несть Бога (ср.: Ис. 44:6) отрицают Божество Христа. Но пророк Варух, повторяя почти эти же слова, прибавляет: посем на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3:32–38).

Минь. Т. VI. С. 425

Творения Т. VI. С. 728 своими словами

О творении мира. Беседа о втором дне творения

699. Боязнь ограждения веры пред начальством, делает повинным пред Богом. Пророк Исаия

О Творении мира. Беседа 2. Царь, по имени Озия, вместе с другими принадлежностями царского достоинства захотел присвоить себе и священство. Священники противоречить царю много не хотели; они уважали достоинство, чтили престол, боялись войск. Исаия, и тот замолк, не противодействовал царю. Когда Бог увидел, что священники испугались, пророк изнемог, а царь покусился на дерзкий поступок, то поразил лице его проказой за то, что осмелился коснуться священных предметов; в конце концов он лишен был не только священства, но и царства, и остался прокаженным (см.: 2Пар. 26:16). Бог сделал Свое дело; но Он разгневался на священников, а больше всего на пророка за то, что он, будучи при этом, предал благочестие. Поэтому Бог хранил в отношении к пророку молчание, не говорил с ним, пока не умер беззаконник. Когда, наконец, нечестивец умер, тогда Бог, отложив гнев, примиряется с пророком (см.: Ис. 6:1). – Кого послю, и кто пойдет к людем сим? (Ис. 6:8). Господь примирился с рабом, но продолжает сохранять еще вид гнева. Подобно тому как господин, стоя перед рабами и желая упрекнуть их за леность, говорит: кого пошлю, не имею человека для нужного дела, – не потому, что нет у меня, а нет ревностного, так и Бог говорит: Кого послю? (Ис. 6:8), вместо того, чтобы сказать: пошлю ли того, кто молчал пред попиравшим священство? Что же Исаия? Как слуга, огорченный ссорою и старающийся загладить прошлое, он говорит: се аз, посли мя (ср.: Ис. 6:8).

Минь. Т. VI. С. 445

Творения Т. VI. С. 750, 753, 754

Беседа о четвертом дне творения

700. Успех проповеди по молитве слушателей

Беседа 4. Если Павел, избранный сосуд, имевший в себе глаголавшего Христа, управляемый Духом Святым, просил у слушателей поддержки молитвой, говоря: братие, молитесь о мне, да дастся ми слово во отверзение уст моих (Еф. 6:19), то насколько более мы, смиренные и ничтожные, должны просить вашего содействия, чтобы разрешились узы языка и отверзлось свободное слово, чтобы сама Божественная благодать охранила и голос от препятствий и даровала обилие мыслей, – не для того, чтобы только один проповедник получил пользу от Божественных благ, а чтобы он черпал небесное сокровище вместе с вами.

Минь. Т. VI. С. 457

Творения Т. VI. С. 765

701. Крылья поста: молитва и милостыня

Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев – молитвы и милостыни. Посмотри на Корнилия, как он вместе с постом обладал и этими крыльями. Потому он и услышал бывший ему голос с неба: Корнилие, молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша к Богу (ср.: Деян. 10:3, 4).

Минь. Т. VI. С. 470

Творения Т. VI. С. 781

702. Ереси называются по именам изобретателей, не так – вера

Премудрый Бог попустил ересям называться по именам своих начальников, дабы показать, что их мнения не учение Бога, а человеческое измышление. Македониане, например, называются так от Македония, ариане – от Ария, евномиане – от Евномия. Точно также и остаются ереси. Желая же сохранить неповрежденною веру апостольскую, Бог не попустил, чтобы она называлась по имени человеческому... А что называться по именам человеческим свойственно не верующим, а еретикам, об этом свидетельствует Павел, когда, упрекая коринфян, говорит: слышу, что у вас есть разделение; один говорит: я Павлов, а я Аполлосов, я Кифин (см.: 1Кор. 1:11, 12). Видишь, что называться по людям свойственно расколам.

Минь. Т. VI. С. 470

Творения Т. VI. С. 782

703. Пост – воздержание от кушаний и неправды

Хлеб, вода, вино, мясо, масло, все это – создание Божие; корыстолюбие же, неправда и нечестие – дела диавола. Ты отстраняешься ради поста от дел Божиих, а от дел диавола ради поста не воздерживаешься?... И затем, не постящиеся не подлежат осуждению, делающему же неправду, угрожает наказание.

Минь. Т. VI. С. 470

Творения Т. VI. С. 782

Беседа о пятом дне творения

704. Смарагд и анфракс – драгоценные камни

Беседа 5. Тамо есть злато доброе, и анфракс, и камень зеленый (ср.: Быт. 2:12); указываются только два рода камней. В Исх. 28:17–20 перечисляются 12 камней, которые изображали сыновей Израиля, и которые первосвященник носил на груди, прикрепленными на золотой плат. В этом перечне камни смарагд (зеленый) и анфракс соответствуют коленам Левия и Иуды.

Минь. Т. VI. С. 479

Творения Т. VI. С. 792 своими словами

Беседа о шестом дне творения. О первозданных людях, о змие, о древе познания, о жизни в раю и общении Бога с Адамом

705. Дети (ласка ребенка) могут рассеять печаль отца

Беседа 6. Часто бывает, что человек, возвратившись от занятий, отягченный тысячами огорчений, удрученный часто тяжелыми впечатлениями, измученный тяжкими бедствиями и лишениями, дома находит утешение в ребенке, и нежное чувство облегчает тяжесть трудов. Если в то время, когда он не в духе, засмеется слуга, то может показаться, что он смеется над огорчениями господина; если будет смеяться жена, то может показаться, что она не сочувствует горести; ласку ребенка нельзя заподозрить вследствие невинности его природы. И часто бывает, что то, чего не в силах сделать друзья своими советами, мудрецы своими наставлениями, может сделать ребенок одним своим смехом, – именно, рассеять всякое чувство горести. И вот, в самый высший момент печали, человек видит ребенка, сначала отстраняет и отвергает несвоевременное утешение, но уступает настойчивости и, обратив несколько раз свой взор, увлекается, берет, затем, ребенка, забывает печаль, и говорит: вот, кого только дарует мне Бог, и нет мне никакого дела до других. Видишь, как Бог и ничтожными вещами дает душе утешение!

Минь. Т. VI. С. 485

Творения Т. VI. С. 799

706. Диавол, древний человекоубийца, говорил чрез змея в раю

Писание нигде не сказало о том, что в змее говорил диавол; Моисей рассказал просто историю. И Павел, второй человек, бывший в раю, также не отвергает изречения о змие, а говорит: боюся, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим (ср.: 2Кор. 11:3), – не сказал, что диавол. Он был верным стражем и толковником Писания... Сам же Владыка окончательно разъяснил недоуменный вопрос, чтобы кто-нибудь не отнес грех к змею, а относил бы его к тому, кто действовал в змее. Христос, именно, говорит иудеям: вы отца вашего диавола есте (Ин. 8:44). Он указал на диавола и тотчас же напоминает историю: он, говорит, человекоубийца бе искони (Ин. 8:44). Христос не сказал просто: убийца был, а: человекоубийца, поскольку диавол убил не одного Адама, а убил чрез него всех людей.

Минь. Т. VI. С. 486

Творения Т. VI. С. 801

707. Служение Богу и мамоне запрещено в заповеди Адаму

От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (ср.: Быт. 2:17). Бог, говорят, запрещает человеку знать злое; но для чего запрещает знать и доброе?... Не знание добра запрещает Бог, а хочет лишь, чтобы вместе с знанием добра не было знания зла. Павел говорит: не можете чашу Господню пити и чашу бесовскую (1Кор. 10:21). Не обе чаши запретил он; нет, святую он признал святой, а отверг нечистую и непотребную. Так и Спаситель: не можете Богу работати и мамоне (Мф. 6:24), – невозможно в одно и тоже время служить и Богу, и демону.

Минь. Т. VI. С. 488

Творения Т. VI. С. 803

708. Стремление к Богу – повод ко греху в Адаме

Бог, создавая человека, вместе с прочими знаниями, вложил в него и страстное стремление к Богу. Вот почему диавол, видя в людях это желание, и говорит: будете яко бози (Быт. 3:4, 5). Теперь вы, как люди, не можете постоянно быть с Богом. Если вы будете как боги, то будете с Ним постоянно. Он не сказал им: если вкусите, будете врагами Богу.

Минь. Т. VI. С. 490

Творения Т. VI. С. 806

709. Богоравенство, невозможное для Адама, исполняет Христос для людей

Адам захотел стать Богом, но захотел невозможного. Его желание исполнил Христос... Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захотел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захотел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным.

Минь. Т. VI. С. 491

Творения Т. VI. С. 807

710. После греха всегда отверзаются очи наши

Воньже аще день снесте, отверзутся очи ваши (ср.: Быт. 3:5)… Когда мы грешим, грешим как бы слепые, а когда согрешим, тогда видим, чтó мы сделали… поскольку диавол пал, он знал, где очутился после падения, и тогда уразумел, что сделал. Аще снесте, отверзутся очи ваши (ср.: Быт. 3:5), то есть. как и мои; я по собственному преступлению знаю, что испытал.

Минь. Т. VI. С. 491

Творения Т. VI. С. 808

711. Медный змий, его прообразовательное значение

Почему змий медный, вознесенный Моисеем на древо в пустыне, был прообразом Христа Спасителя? 1) Медный змий имел вид и подобие змеи, а яда и злобы змеиных не имел; так и Христос, явившись в подобии плоти греха, греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (ср.: Ис. 53:9). 2) Как там одни змеи кусали, а другая за них пригвождалась ко кресту, так и здесь грешат другие люди, а пострадать должен за всех безгрешный Иисус. 3) Пригвождена ко кресту змея, чтобы стали бездейственны укушения змей; пригвожден ко Кресту Христос, чтобы упразднились действия демонов.

Минь. Т. VI. С. 503

Творения Т. VI. С. 822 своими словами

Spuria. Слово на начало Святой Четыредесятницы, об изгнании (из рая) Адама и о дурных женах

712. Характеристика распутных и порочных женщин: девиц, замужних и вдов

Spuria. На начало святой Четыредесятницы. Беседа наша будет о дурных, распутных и порочных женщинах: девицах, замужних и вдовах. 1) Изображу одежды их, нравы, хитрости, ― которыми уловляют они юношей в свои сети, и другие средства обольщения. Часто, выходя из своих покоев и переходя с места на место, они широкой походкой, неприличными улыбками и всплескиванием рук оглашают уши юношей, и просовывая руки из окна в окно, бесстыдно обнажают их до груди; сатанинскими киваниями они поражают взоры невоздержных; грудь их увешана золотом, им же унизаны пальцы на руках их, а уши обременены жемчугами и гиацинтами; да и природную красоту лица заставляют они лгать, натирая себе щеки белилами и другими красками, выпрямляя шею, как у бездушной статуи, ежедневно и ежечасно переплетая волосы и раскидывая их по лбу, как это и прилично их злонравным делам. Всем этим не свидетельствуется ли их развращенность? Они ни отцов не боятся, ни к матерям не питают уважения, ни братьев не стыдятся, ни слуг и служанок не стесняются, но для всех одинаково служат соблазном. 2) Многие замужние жены являются для своих мужей истинными аспидами... Не позволяя мужу своему иметь мира ни с соседями, ни с знакомыми, она всех оскорбляет, со всеми судится, на всех нападает, всех приводит в смущение, пред властями держит себя дерзко и бесстыдно, в судах является в качестве обиженной, в банях многоречивой, в церквях устраивает неприличные встречи, и везде болтает без меры: «Я поддерживаю наше благосостояние, я доставляю средства для жизни; муж мой только считается главой семьи, а ни о чем не заботится, ничего не знает, не входит ни во что, что делаю я в доме, кроме того, что ест и пьет за столом, не зная, как и откуда добывается это». 3) 1Тим. 5:10. Невоздержная вдовица – дикий зверь. После смерти мужа своего она озирается туда и сюда, и ищет, где бы найти себе тайного любовника, и под предлогом молитвы или заботы о своем доме она многим причиняет соблазн; совершая же беззаконные дела и во чреве зачиная, она старается это скрыть и тысячи способов употребляет, чтобы произвести у себя выкидыш, прибегая к помощи яда, или к содействию других развращенных жен. В ее сердце нет страха пред Богом, все видящим, и, совершая грех, она не стыдится, но плода этого греха стыдится и избегает.

Минь. Т. VI. С. 535

Творения Т. VI. С. 864, 865, 866, 868

На слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое (Быт. 24:2); и о различных мучениках

713. Разумение Писаний, как и искусство, предоставлено воле человека

На слова Быт. 24:2. Испытайте писаний (Ин. 5:39). Испытайте, – не просто прочитывая, но исследуя глубины его мыслей. Бог дал Писания, однако их внутреннего смысла не обнажил, но предоставил это твоим усилиям, чтобы испытать твою добросовестность и увидеть твое усердие, чтобы увидеть, будешь ли ты служить Писаниям, или будешь их насиловать. Ведь, как природу вещей Бог предуставил, а искусства скрыл, и все вещи получили свое бытие от Бога, а искусства имеют своим источником человеческую мысль, так и относительно Писаний.

Минь. Т. VI. С. 557

Творения Т. VI. С. 900

О праведном и блаженном Иове

714. Определение слова «человек» у философов и в Писании

О блаженном Иове. У языческих философов есть такое определение человека: человек, говорят они, есть животное разумное, смертное. Так определяют философы. В Писании не найдешь подобного определения, но какое? Человек непорочен, праведен, истинен (1ст.) (ср.: Иов. 1:1). Если кто спросит тебя и потребует определить, что такое человек? – скажи ему: (кто) непорочен, праведен, истинен, удаляяся от всякия лукавыя вещи (ср.: Иов. 1:1), (тот человек), а кто такими свойствами не свидетельствуется, тот не человек. Если, например, у кого характер по природе добрый, но он сам по своей воле искажает его пороками, тот слышит от пророка: человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс. 48:13).

Минь. Т. VI. С. 569

Творения Т. VI. С. 919

715. Богатство – добро и желательно при милостыне

Некоторые говорят: разве Иов не был богат? Разве Авраам не был богат? Почему же от нас ты требуешь нестяжательности? На это скажу я тебе: будь богат подобно Иову, и я пожелаю тебе еще большего обогащения. Скажи и ты подобно Иову: дверь моя всякому приходящему отверста (ср.: Иов. 31:32); скажи: плечи нищих я согрел; скажи: от стрижения агнцев моих согрешася плещи их (ср.: Иов. 31:20); скажи: уста вдовича благословиша мя (ср.: Иов. 29:13), – и тогда будь богат, сколько тебе угодно. Тогда ты окажешься не для себя обогащающимся, но для пользы бедных.

Минь. Т. VI. С. 570

Творения Т. VI. С. 921

716. Ропот на Бога по поводу бедствий не был вызван врагом у Иова

Мы можем разумевать умышления лукавого в его кознях на Иова. Он не только поражал страдальца, но устами вестников сам же и возвещал ему о бедствиях. Когда первый вестник сказал, что крупный скот украден врагами, и Иов спокойно принял эту весть, тогда другой вестник говорит иначе: огнь упал с неба и истребил мелкий скот, то есть не люди уже, а Сам Бог, Которому ты служишь, поражает тебя. То же и у третьего вестника: ветер нашел от пустыни и потряс дом, где были дети (не сыновья – τά τέκνα, но уменьшительно – παιδία – дети) его (см.: Иов. 1:14–19). Но Иов не пал духом, а напротив: встал и поклонился Господу с хвалою Ему (ср.: Иов. 1:20).

Минь. Т. VI. С. 574

Творения Т. VI. С. 928 своими словами

717. Перенесение скорбей в Новом Завете легче, нежели в Ветхом

Страдали все праведники Ветхого Завета, страдали – и жаловались на тяжесть (своего существования) в мире (см.: Иер. 15:10; Ав. 1:3). Но эти примеры не должны смущать твоей ревности, – не говори: разве я лучше Иеремии пророка, проклинавшего мир? Слова целебные пусть не обращаются для тебя в раны. Это написано для того, чтобы научить тебя, какую борьбу они вели, сколькими опасностями наполнена была жизнь, которую они проходили. А если ты хочешь научиться, каков ты должен быть, обратись к тому, что было после благодати. Страдали пророки, страдали и апостолы, но одни страдая скорбели, а другие страдая хвалились. Вот выступает Павел, страдая, но не плача, побиваемый, но не проливающий слезы, искушаемый, но хвалящийся. И что говорит? Не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим. 5:3).

Минь. Т. VI. С. 579

Творения Т. VI. С. 937

718. Умершие – живы, в примере детей Иова

Почему скота Иов получил вдвое больше, а детей только столько же? Так как скот и имущество, потерянные им, погибли для него окончательно, а человек, умирая, сохраняется для жизни и восстает в воскресении, то (Бог) и не дает ему детей вдвое, чтобы не лишить его надежды относительно отшедших, но чтобы показать ему, что и они, хотя и похищены смертью, живы.

Минь. Т. VI. С. 582

Творения Т. VI. С. 943

Об Иосифе и целомудрии

719. Окончание проповеди

Об Иосифе. Так как лучше отпустить слушателей тогда, когда они готовы послушать, чем тогда, когда от пресыщения у них явится отвращение, то оставим беседу об этом до другого дня, если будет угодно Богу, теперь же поспешим к таинственной чаше.

Минь. Т. VI. С. 590

Творения Т. VI. С. 953

О Сусанне

720. Усердие проповедника восполняет бедность его слова в очах Божиих

О Сусанне. Охотно исполняем свой словесный долг пред вами: хотя и не все, что должны, но отдадим, сколько имеем. Наше усердие готово отдать и более должного, но встречает препятствие в бедности слова, почему, согласно обещанию, отдаем вам вместо многого немногое. Впрочем, если кто из вас самое малое из нашей беседы захочет сравнить с усердием нашего сердца, то в сравнении с долгом не найдет здесь недостатка, так как усердие наше восполнит то, чего недостает в словах. Ведь, и Бог, когда видит ничтожные жертвы бедняка и щедрые блага, принимает их с равною честью, а часто даже приношения бедняка ценит выше, потому что взирает не на сумму денег, а на усердие сердца.

Минь. Т. VI. С. 590

Творения Т. VI. С. 953

5.12.1910 6.3.1919 [год смазан]

Комментарии для сайта Cackle