Беседы на пророка Исаию

Толкование на пророка Исаию

639. Пророчества

Глава 1. Мне кажется, с пророками происходило тоже, как если бы чистая вода, приняв в себя солнечные лучи, просветилась. И души пророков, очистившись наперед собственною добродетелью, принимают дар Духа и, проникнувшись этим светом, получают видение будущего.

Минь. Т. VI. С. 14

Творения Т. VI. С. 9

640. Жертвы в Илиаде

Тука агнцев и крове юнцов и козлов не хощу (ср.: Ис. 1:11). Бесы негодовали, когда им не были приносимы жертвы, и непрестанно с настойчивостью требовали себе дыма и смрада, и говорили: Мы получили этот дар в жребий (ср.: Илиад. 4:49). А Бог и вначале не требовал их, и когда установил, то показал, что не по Своему желанию Он допустил их.

Минь. Т. VI. С. 19

Творения Т. VI. С. 14

641. Еммануил – слово от дел Христа Спасителя

И по сих наречешися град правды, мати градовом, верный Сiон (Ис.1:26). Но мы не находим, где бы прилагалось такое название к городу Иерусалиму. Что же можно сказать на это? То, что он говорит здесь о названии, выраженном делами. Это немало поможет нам, когда иудеи потребуют от нас объяснения имени Еммануила. Если Исаия сказал, что Христос будет назван таким именем, а между тем Он нигде так не назван, то мы можем сказать им, что пророк назвал Его по значению дел Его. Так точно и здесь.

Минь. Т. VI. С. 25

Творения Т. VI. С. 22

642. Война до Христа и теперь. Сократ, Демосфен. –

Глава 2. Прежде закон повелевал всем браться за оружие, и никто не был свободен от такой службы. Этот закон имел силу не только у иудеев, но и по всей вселенной, так что и ораторы и философы, не имевшие ничего, кроме плаща, по призыву к войне, брали щиты и становились в воинский строй. Так Сократ, сын Софроникса, весьма славившийся между афинянами своим спокойствием и любомудрием, раз или два стоял в строю; и глава их ораторов, Демосфен, часто с кафедры выходил на войну. Если же ораторов и философов никакой закон не освобождал от войны, то еще менее кто-нибудь другой из народа освобождался от такой обязанности. Но теперь нельзя видеть ничего подобного. После того, как воссияло Солнце правды, – и города, и народы, и все племена стали столь далеки от жизни в таких опасностях, что даже не умеют взяться за что-нибудь воинское, но, сидя внутри стен и городов, издали узнают о делах воинских; и весь народ живет на свободе и без обязанности к такой неприятнейшей службе… Христос мог бы уничтожить и остатки войн, но Он попускает быть набегам варваров для некоторого вразумления людей беспечных, делающихся во время мира более нерадивыми.

Минь. Т. VI. С. 33

Творения Т. VI. С. 31, 32

643. Проповедь: обличение и плач, обличение ввсем и по сословиям

Глава 3. Превосходнейшему учителю свойственно разнообразить речь, не повергать только в скорбь и не доставлять только удовольствие, но иногда предлагать то, а иногда другое, чтобы от такого смешения происходила великая польза. Потому и пророк не только обличает, но и плачет, чтό бывает еще сильнее обличений, однако причиняет меньшую скорбь. Он не плачет только, но и врачует, и употребляет еще иной, дивный способ наставления. Какой же именно? Укоряет не всех вместе, но отделяет народ от начальников и на их голову обращает укоризны. Польза такого рода обличений так велика, что и Моисей весьма часто употреблял его (см.: Исх. 32:21,25).

Минь. Т. VI. С. 46

Творения Т. VI. С. 47

644. Пророчества о событиях ближайших и отдаленных – в Ветхом Завете. А в Новом Завете – чудеса и пророчество

Глава VII. Чтобы увеличить силу и значение пророчества, Господь в Ветхом Завете соединял пророчество отдаленнейшее с ближайшим (как у Ис. 7 гл.), и слушатели пророка, видя своими глазами исполнение ближайшего пророчества, утверждались в несомненности отдаленнейшего.– В Евангелиях же пользу такого рода Он устрояет другим образом: соединяет с пророчествами чудеса и подтверждает одни другими. Так, когда отрок сотника был исцелен от тяжкой болезни, и сотник оказал дивную и великую веру, то Христос присовокупил: мнози от восток и запад приидут…сынове же царствия изгнани будут (Мф. 8:11−12). В этих словах Он предсказывал и образование Церкви из язычников, и отвержение иудеев, что теперь исполнилось на самом деле и для всех видно яснее солнца; но тогда было пока неясно и невероятно для неверующих. Для того предварительно и совершено было тогда знамение, чтобы внушить великую веру в то, чтό имело совершиться после, равно как и самое пророчество, исполнившееся ныне на самом деле, служит твердым подтверждением бывшему тогда знамению. Скажешь ли неверующий, что прокаженный не очистился? Но пусть он посмотрит на истину пророчества, и от этого пусть верит и в знамение. Сказали ли бы тогдашние иудеи, что предсказания Его не истинны? Но пусть они посмотрят на очистившегося прокаженного, и после бывшего с ним не сомневаются и касательно будущего.

Минь. Т. VI. С. 77

Творения Т. VI. С. своими словами 85

Счет страниц по переводу мекитаристов.

645. В гневе Своем Господь бывает более милостив к нам и тогда особенно следует стремиться к Нему. –

Глава VIII. Пожду Бога, отвращшаго лице Свое (ср.: Ис. 8:17). Пожду, говорит, терпеливо Того, Кто сокрушил меня и подверг меня наказаниям. Ведь, когда мы находимся в ссоре с отцом или матерью, мы не ищем другого отца и другой матери, но стараемся примириться с ними же; тем больше, когда Бог прогневается на нас, нам должно стремиться к Нему… Когда Он гневается, тогда Он бывает более милостивым к тебе: если удары от друзей лучше, нежели ласки от врагов, – то насколько лучше вразумление от Бога? См.: 2Цар. 15:25−26. Не будем полагать для Него законов и спрашивать у Него основания относительно того, что происходит с нами; но только одно должно нам делать, когда Он нас вразумляет, – принимать вразумление с благодарностью.

Минь. Т. VI. С. 125

Творения Т. VI. С. 108

646. Душа после смерти человека

Хотя демон владеет искусством убеждать (людей), что он может вызывать души умерших, но мы утверждаем, что душа, по выходе из тела, вступает в некоторое жилище и пребывает там, – выйти оттуда она не может. Демон же старается показать, что она ходит туда и сюда, блуждая понапрасну, что она не подчинена какой-либо власти, ни даже Божественному промышлению, и не будет подвержена какому-либо наказанию за содеянные преступления. Таким образом он делает то, что многие верят, будто после смерти души постоянно блуждают. Но это – басни детей и старух, и остерегайтесь верить им, когда вас привлекают такими вымыслами.

Минь. Т. VI. С. 127

Творения Т. VI. С. 110

647. Царь и Держащий в руке сердце царя. –

Глава XIV. Видя царствующим сурового князя, человекоубийцу жестокого, не молись, чтобы он был изъят из среды живых, но примирись с Богом, Который может укротить его жестокость. Если же не примиришься с Богом, Он может возбудить других более жестоких князей. Будем прибегать не к людям, а к небесной власти, от которой поставляется власть князей. Сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит ѐ (Прит. 21:1). Итак, не бойся сердца князя, но бойся Держащего это сердце в руке.

Минь. Т. VI. С. 171

Творения Т. VI. С. 144

648. Смерть, ее легкость для праведника

Как человек, близкий к смерти, дает правила и повеления относительно своего дома, жены и детей, и располагает все, как желает, хотя это его не касается больше, а потом думает ни о чем больше, как о смерти, так – тем более тот, кто собрал столько сокровищ, с которыми он уверенно может предстать к Богу. Душа его станет пред Богом, после того как священная смерть снимет тягость грехов; легкий дух взойдет на небо и уверенно устремится к Богу, когда у него отнята будет злая совесть, – не боясь какого-либо наказания и не страшась… оставляя тело охотно, без битвы и борьбы и не насильственно влекомый вожатаями. Весело и охотно он отдается им, как отрок, ищущий кормилицу, отца или матерь, – отлично зная, что он призывается не для мучения и вечной смерти, но для царской почести и трапезы, уготованной всем добрым, и понимая, что то тело, которое он на некоторое время оставляет, он примет вновь с великой славой и честью.–

Минь. Т. VI. С. 176

Творения Т. VI. С. 148, 149

649. Молитва святых не исключает нашей собственной, которая необходима

Глава XXXIII. Никто, хотя бы превосходящий тебя и более благочестивый, не может молиться за тебя лучше, чем мог бы сделать это ты сам. Даже когда ты нечист и лишен уверенности в Боге, Ему твои молитвы угодны более, чем молитвы за тебя какого-либо святого и верующего, – потому что Бог не о Своей чести заботится, отталкивая тебя и принимая молитвы других за тебя, а только того желает Бог, чтобы ты был с Ним в дружественных сношениях… Мы так же молимся вместе со святыми, но наша надежда да будет великой и в наших молитвах… Не говори: я не умею молиться, недостоин, у меня нет веры; выставляя причины недостоинства и молчания, ты показываешь большую необходимость молиться. Ты недостоин, не имеешь веры? Когда ты таков, то употребляй, как лекарство против зла, молитвы… То, что ты говоришь мне, что ты недостоин и не имеешь веры, скажи Господу всяческих, и скоро приобретешь веру. Совесть твоя не позволяет смотреть с уверенностью на небо? Но это послужило мытарю даже на пользу. То, что ты считаешь препятствием для твоих молитв, это освящает твои молитвы.–

Минь. Т. VI. С. 215

Творения Т. VI. С. 182, 183

650. Богообщение

У нас есть два способа сношений с Богом: один – чрез молитву, другой – чрез добродетели.

Минь. Т. VI. С. 220

Творения Т. VI. С. 187

651. Самоубийца

Глава XXXVIII. Если умирает какой-либо удавленник, то Бог не желает этого, а попускает по гордой воле таковых.

Минь. Т. VI. С. 244

Творения Т. VI. С. 206

652. Священник – печальник

Глава XL. Свойство священников – заступаться и исправлять; они – гавань народов, заступники для умилостивления Бога, посредники между Богом и людьми.

Минь. Т. VI. С. 253

Творения Т. VI. С. 213

653. Терпение

Терпящии Господа, окрылатеют аки орли (ср.: Ис. 40:31). Не видишь ли, какова и сколь велика добродетель терпения? Потому никогда не должно падать духом, никогда – страшиться, оставлять надежду; в каком бы положении ни находились дела, никогда не должно приходить в смущение, но всегда быть твердым и переносить все терпеливо.

Минь. Т. VI. С. 279

Творения Т. VI. С. 234

654. Христианство держит мир

Глава XLII. Хотя и теперь существуют идолослужители, однако… они воздают благодарность христианам, если не ради религии, которая приводит к познанию Бога, то ради справедливых законов, которые изменили их извращенные нравы к лучшему, и очистили землю от пороков. Если бы христианская религия была искоренена, то совершенный мир окончательно разрушился бы.–

Минь. Т. VI. С. 292

Творения Т. VI. С. 245

655. Обращение к Богу покаянием

Глава XLV. Обратитеся ко Мне, и спасетеся (ср.: Ис. 45:22). Я желаю только того, чтобы вы обратились, чтобы начало обращения происходило от вас, а не от Меня. Я же буду много помогать вам, когда вы обратитесь ко Мне. Я не требую ничего иного, кроме покаяния.

Минь. Т. VI. С. 325

Творения Т. VI. С. 272

656. Нечестивые, отвергнув радость Писания, не могут найти ее нигде на земле

Глава XLVIII. Несть радоватися нечестивым (Ис. 48:22). Они не могут слышать Писаний, потому что не желают слышать о своих наказаниях. Писания, хотя не мучают злых прямо, однако всем им угрожают. Слыша таковые угрозы, нечестивые постоянно изнывают… Если же Писания не доставляют им утешения, то что иное может принести облегчение? Ты, может быть желаешь, чтобы мы повели его на публичное зрелище, где место радости и смеха? Ныне говорят: здесь мы облегчаем нашу ежедневную печаль, которая давит дух. Пусть будет так. Итак, приходит он на публичное зрелище, слышит певцов, видит действующих лиц. Когда он там видит изнасилователя чужой жены потерпевшим, то он возвращается домой уязвленным. Хотя никто из зрителей не знает о соделанном им преступлении, тем не менее, совесть его угнетает дух и говорит ему, что смех народа из-за жены ближнего касается не того, кто играл эту роль, но его самого, который совершил такую вину. Если ты желаешь, то мы поведем его туда, где есть радость, где люди предаются игре и где происходит свадьба или движения плясунов. Но и здесь он сильно скорбит и стонет, вследствие совершенных беззаконий… Куда же ты желаешь вести этого прелюбодея? Может быть, к судилищу судей, где очень много собирается подобных ему? Здесь же он увидит великие преступления и великую печаль. Когда он увидит там одного преданным мучениям, себя же самого, виновного в той же вине, остающимся безвредным, то скорби его будут умножаться более и более… Если мы будем присутствовать при смерти того человека (нечестивого), то увидим печаль и несказанные бедствия.–

Минь. Т. VI. С. 338

Творения Т. VI. С. 282, 283, 284

657. «Раб Божий» – выше названия Архангела. –

Глава XLIX. И рече ми: велие ти есть, еже назватися тебе отроком Моим (ср.: Ис. 49:6); другие же говорят: рабом Моим. Почему так говорится? Кому неизвестно, что ныне ничего подобного этому? Моисей, говорится, раб Мой, скончался (Нав. 1:2). Но если великое дело – называться рабом, то какого наказания достойны мы, которые, хотя называемся сынами, тем не менее остаемся неблагодарными относительно Его? Если бы мы назывались даже архангелами, то такое название, однако, было бы не славнее и не больше того, потому что невозможно словами выразить этого рода чести.–

Минь. Т. VI. С. 344

Творения Т. VI. С. 287

658. Самонаблюдение

Глава 51. Из того, что случалось со мною, я считаю за исследованное и достоверное то, что происходит с остальными. Я сам, хотя часто желал спокойно взвесить всю свою жизнь и тщательно исследовать, но никогда не решался, чтобы не угнетать своего ума чрезмерною скорбью и печалью.

Минь. Т. VI. С. 364

Творения Т. VI. С. 302

659. Величие Господа, пред Которым все народы, как капля, и любовь Его, идущего на поиски одной овцы

Глава LI. Вси язы́цы, аки капля от кади и аки плюнове́ние, и яко притяжение веса вменишася (ср.: Ис. 40:15); если все люди вменяются таким образом, то как будет только один достоин явиться пред лицом Господа, особенно когда он грешник? Но спасение человеческое служит для Бога предметом такой заботливости, что Он ради одного кающегося грешника подвергает радости небо и землю. Что иное может сравниться с таким попечением? Но ты не думай, что Сын послан Богом Отцом только для спасения всего мира. Если бы только один человек нуждался в искуплении, то тем не менее Бог не нашел бы недостойным послать Своего Сына. Скажут: какими соображениями ты можешь это подтвердить? Выслушай говорящего Павла: верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене, и предавшаго Себе́ по мне (Гал. 2:20). Что ты говоришь, Павел? Ужели ты желаешь ограничить дары Божии? Не ты ли недавно сказал: Иже Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его (ср.: Рим. 8:32). Почему же теперь говоришь: предавшаго Себе по мне (Гал. 2:20)? Конечно, говорит, для того, чтобы показать тебе, что хотя бы нужно было предать Сына ради одного, и тогда Бог ни под каким условием не отказался бы исполнить это. Желаешь ли, чтобы я показал тебе это с помощью какого-либо сравнения? Но разве не одна только погибла овца, а 99 уцелели? Однако, медлил ли Он, не предпочел ли Он оставить тех и пойти по горам, равнинам и долинам? Прекратил ли Он Свое хождение прежде, чем нашел ее? Разве остальные не могли бы быть для Него утешением, когда отсутствовала одна только? Подобного рода вещи проявляются там, где, конечно, существует горячая любовь… Посмотри, пожалуйста, на любовь Его после того, как найдена одна овца: с каким попечением и любовью Он полагает ее на Свои плечи; Он не наносил ей ударов, не подвергал ее какому-либо иному наказанию: таково свойство любящих и расположенных людей.

Минь. Т. VI. С. 369

Творения Т. VI. С. 306, 307

660. Добродетель и здоровье тела

Добродетель делает здоровыми не только души, но также и тела, сохраняя их от разложения, на подобие острой и холодной зимы.

Минь. Т. VI. С. 372

Творения Т. VI. С. 309

661. Святость рук священника. –

Глава LVI. Велика сила рук для излияния молитв и для щедродарения бедным; они также уязвляют сатану, когда святые поднимаются к Богу. Если ты желаешь уразуметь силу рук, то посмотри на мужей и жен, целующих руки священника. Почему они не целуют голову или иной член? Потому, что им (рукам) придана великая сила, они – служительницы неизреченных тайн; ими каждый возрождается к новой жизни. Смотри на апостолов: сколько и каковы дела они совершили своими пречистыми руками: тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго (Деян. 8:17). И теперь какую помощь и какие блага даруют нам святые руки священников!

Минь. Т. VI. С. 410

Творения Т. VI. С. 340

662. Милостыня без ропота на просящего

Глава LVIII. Зачем ты, человек, ропщешь по поводу просьб бедного?... Когда мы требуем чего-либо у Бога, то Он не гневается на нас, но гневается тогда, когда не просим. Твой Господь пылает гневом ради того, что ты ничего не просишь у Него; а ты гневаешься, когда у тебя просят.

Минь. Т. VI. С. 430

Творения Т. VI. С. 356

663. Милостыня утешает во время печали

Хотя бы мы были окружены, как бы мраком, бедствиями и искушениями и прочим подобным, однако, добродетель милостыни в состоянии разогнать весь этот мрак; подобно тому, как когда является солнце, то оно разгоняет густой воздух, так точно и милостыня удаляет мрак притеснений и печалей.–

Минь. Т. VI. С. 430

Творения Т. VI. С. 356

664. Милость Господа одних умягчает, а других ожесточает. –

Глава LXIII. Подобно тому, как солнце увеселяет своим светом многих, а больным глазами причиняет мучения, подобно тому, как огонь иное вещество делает жестким, а иное размягчает, – золото расплавляет, а глину делает жесткою, но то и другое производит своим жаром, – точно так же и Господь единым Своим милосердием сотворил рай и ад. А потому истинно сказано: Аз есмь тойжде (ср.: Ис. 41:4; 43:10).–

Минь. Т. VI. С. 455

Творения Т. VI. С. 374

Беседы на слова пророка Исаии и Иеремии

Беседа 1. Похвала тем, которые пришли в церковь; о благочинии при славословиях, и на слова пророка Исаии: видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1)

665. Благоговейное и неприличное стояние в храме за богослужением

Беседа I. Мы желаем, чтобы, вознося божественные песнопения, вы были проникнуты великим страхом и украшены благоговением, и таким образом возносили их. Из присутствующих здесь есть люди, которые, не почитая Бога и считая изречения Духа обыкновенными, издают нестройные звуки и ведут себя нисколько не лучше беснующихся, показывая нравы, чуждые духовному бдению. Жалкий и несчастный! Тебе должно с изумлением и трепетом возносить ангельское славословие, со страхом совершать исповедание пред Создателем и чрез это испрашивать прощение грехов; а ты переносишь сюда обычаи шутов… Как ты не боишься и не трепещешь, дерзко слушая такие изречения? Разве ты не знаешь, что здесь невидимо присутствует сам Господь, измеривая движения каждого и испытывая совесть? Разве ты не знаешь, что ангелы предстоят этой страшной трапезе и окружают ее со страхом? Но ты не разумеешь этого, потому что слышанное и виденное тобою на зрелищах помрачило твой ум, и совершаемое там ты вносишь в церковные обряды… Как ты не стыдишься того изречения, которое здесь произносишь: работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом (ср.: Пс. 2:11). Это значит: исполнять всякую заповедь со страхом, а так как исполнение заповеди обыкновенно доставляет радость упражняющемуся в добродетели, то и ей, говорит, надобно предаваться со страхом и трепетом, чтобы нам, забывшись от бесстрашия не погубить трудов и не оскорбить Бога.

Минь. Т. VI. С. 99

Творения Т. VI. С. 381, 382

666. Посещение храма делает нашу жизнь радостной. –

О, дарования Христовы! На небе славословят ангельские воинства; на земле люди, в церквах составляя лики, подражают такому их славословию; на небе серафимы взывают Трисвятую песнь; на земле множество людей возносит ту же песнь; составляется общее торжество небесных и земных существ, одна благодарность, один восторг, одно радостное ликостояние… Ничто так не делает нашей жизни радостною, как веселие в церкви. В церкви сохраняется радость радующихся, в церкви утешение для унывающих, в церкви веселие для скорбящих, в церкви успокоение для изнуренных, в церкви отдохновение для утружденных.

Минь. Т. VI. С. 98

Творения Т. VI. С. 380

667. Общение с Богом в храме

И серафимы стояху окрест Его (ср.: Ис. 6:2). Они были исполнены страха и изумления, и самым видом своим показывали неизреченный трепет, ибо они двема крылами покрываху лица своя (ср.: Ис. 6:2)... Так должно предстоять и нам, принося Ему славословие со страхом и трепетом, и как бы созерцая Его самого очами ума. Подлинно, здесь присутствует Сам Он, неописуемый никаким местом, и отмечает голоса всех.

Минь. Т. VI. С. 101

Творения Т. VI. С. 383, 384

668. Разговоры с соседями в храме непростительны

Предполагающие беседовать в храме с Богом и возносящие Ему славословие, потом, оставив Его, каждый выбирает соседа и начинает разговаривать о делах, происходящих дома, на торжищах, в народе, на зрелищах, в войске, как устроено то и как опущено это, что излишне в распоряжениях и чего не достает в них, и вообще разговаривает здесь о всех делах общественных и частных. Заслуживает ли это прощения? Беседующий и с земным царем говорит только о том, о чем тот хотел бы слышать и о чем он сам предлагает вопросы, и не осмелится упомянуть о чем-нибудь другом портив его желания: а ты, беседуя с Царем царствующих, Которому с трепетом служат ангелы, оставив беседу с Ним, разговариваешь о грязи, о пыли, о паутине? Таковы, ведь, настоящие дела. Как ты перенесешь наказание за такое пренебрежение? Кто избавит тебя от этого наказания?

Минь. Т. VI. С. 103

Творения Т. VI. С. 385

669. Общественные нестроения зависят не от одних правителей, но и нас

Мы часто обвиняем правителей наших в худом положении общественных дел. Но это несправедливо. Если правитель безрассудный, то он дан Богом в наказание за наши грехи. Если правитель праведен, и тогда мы своими грехами разрушаем свое счастье даже и при нем. Примеры: Моисей не мог ввести евреев, исшедших из Египта в землю Обетованную, – все они умерли в пустыне за грехи свои; за грехи некоторых, прельстившихся женами иноплеменников, поражение постигло весь стан Израиля; даже за грехи одного Ахара гнев Божий возгорелся на весь народ при мудром и праведном вожде его – Навине.–

Минь. Т. VI. С. 104

Творения Т. VI. С. 386 своими словами

Беседа 2. На слова пророка Исаии: в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном (Ис. 6:1). И о том, что не должно оставлять без внимания ни времени, ни даже единой буквы божественных Писаний

670. Проповедник, имея один талант, не желает скрывать его

Беседа II. Хотя наша трапеза (слова) очень скудна, но мы не скроем и ее, но вынесем все, что есть у нас, на средину и предложим вам. Хотя ее мало и скудно, но мы предлагаем. Так и тот, которому вверен был талант, не за то был осужден, что не представил пяти талантов, но за то, что и один, полученный им, зарыл в землю, – за это он и был наказан. И Бог, и люди требуют не малого или многого, но того, чтобы приношение было никак не меньше настоящей силы.

Минь. Т. VI. С. 107

Творения Т. VI. С. 390

Беседа 3. На первую (чит. вторую) Паралипоменон, где говорится: возгордилось сердце его (2 Пар. 26:16), также о смиренномудрии, о том, что добродетельному не следует быть самонадеянным, и о том, сколь великое зло – гордость

671. Гордость опасна, ибо зарождается от доброй совести

Беседа III. Таково зло – гордость: она после многих трудов уничтожает все сокровище добродетели. Прочие грехи обыкновенно происходят от нашей беспечности; а она зарождается в нас, когда мы поступаем правильно. Обыкновенно ничто так не производит гордости, как добрая совесть, если мы не будем внимательны. Потому и Христос, зная, что эта страсть приходит к нам после добрых дел, говорил ученикам: егда сотворите вся, глаголите, яко раби неключими есмы (ср.: Лк. 17:10). Когда будет приступать к вам этот зверь, тогда этими словами, говорит, заприте от него двери. Не сказал: когда исполните все, тогда вы ничего не стоите; но сами вы глаголите, яко неключими есмы; говори, не бойся, не по твоему суду произношу Я приговор. Если ты сам назовешь себя непотребным, то Я увенчаю тебя, как благопотребного.–

Минь. Т. VI. С. 113

Творения Т. VI. С. 397

Беседа 4. На слова пророка Исаии: в год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; похвала городу Антиохии и вдохновенное обличение запрещающих брак

672. Счастье проповедника в любви слушателей

Беседа IV. Говорю это, желая не льстить вашей любви, но возвестить о вашей добродетели. Блажен я вами; блаженны вы сами собою. Блажен, говорит Писание, поведаяй во уши послушающих (ср.: Сир. 25:12); потому и я стал блаженным.

Минь. Т. VI. С. 120

Творения Т. VI. С. 406

673. Крепость Церкви, она ценнее неба

Легче погаснуть солнцу, чем уничтожиться Церкви. Кто, скажешь, возвещает об этом? Тот, Кто основал ее. Небо и земля мимоидут, говорит Он, словеса же Моя не мимоидут (ср.: Мф. 24:35). Это Он не только сказал, но и исполнил. Почему же Он основал Церковь тверже неба? Потому, что Церковь драгоценнее неба. Для чего небо? Для Церкви, а не Церковь для неба. Небо для человека, а не человек для неба. Это видно и из того, что Он Сам сделал. Христос принял не небесное тело.

Минь. Т. VI. С. 122

Творения Т. VI. С. 407

674. Жар в храме нужно перенести. –

Хотя теперь большой жар, но еще больше роса слова; хотя утомляется изнемогающее тело, но радуется бодрствующая душа. Не говори мне о жаре и поте… Когда ты думаешь о поте, то думай и о награде, и о воздаянии. Водолаз осмеливается бросаться в глубину вод для извлечения жемчужин: а ты для того, чтобы получить сокровище неоскудевающее и возрастить виноград в душе своей, не хочешь переносить жара и пота?

Минь. Т. VI. С. 124

Творения Т. VI. С. 410

675. Озия и прекращение пророчества в дни его. –

Царь Озия, сначала праведный, потом возгордился и, восхитив непринадлежащие ему права священства, вошел во Святое Святых, с целью совершить каждение. Священник, обнаруживая свое дерзновение, нераболепный образ мыслей и ничем не стесняющуюся свободу, запрещал царю, напоминая, что каждение – обязанность сынов Аарона, у которого не могли отнять это право сообщники Корея; но царь не послушал. Тогда Господь поразил его проказою на челе. Был закон тогда – всякого прокаженного изгонять из города, но народ, боясь порфиры и царской власти, не изгнал Озию из города, и не осмелился сделать ничего должного – ни малого, ни великого. Но за это Господь отвратился от Израиля и во все время жизни Озии не говорил с народом чрез пророков, не давал откровений. И только в год смерти Озии Исаия увидел Господа, седяща на престоле высоце и превознесенне (ср.: Ис. 6:1).–

Минь. Т. VI. С. 129

Творения Т. VI. С. 415 своими словами

Беседа 5. На слова пророка Исаии: в год смерти царя Озии видел я Господа, и докузательство того, что справедливо наказан был проказою Озия, недостойно кадивший, что позволительно не царям, а священникам

676. Кротость более нужна проповеднику, чем дерзновение

Беседа V. Нам нужно не только дерзновение, когда мы намереваемся обличать, но еще больше – кротость, нежели дерзновение, потому что грешники никого из людей так не отвращаются и не ненавидят, как того, кто намеревается обличать их; они стараются найти предлог – уклониться и избежать обличения; поэтому нужно удерживать их кротостью и снисходительностью. Обличитель несносен для грешников не только тогда, когда они слышат его голос, но и тогда, когда только видят его. Тяжек есть нам, говорят они, и к видению (Прем. 2:15); поэтому нужно оказывать к ним великую кротость.–

Минь. Т. VI. С. 132

Творения Т. VI. С. 418

Беседа 6. О серафимах

677. Брак и спасение

Беседа VI. Брак не служит препятствием для шествия к небу. Если бы он был препятствием, и жена была бы причиною наших бедствий, то Бог, вначале сотворив ее, не назвал бы ее помощницею.

Минь. Т. VI. С. 136

Творения Т. VI. С. 424

678. Пост – время для Причащения. Приготовление ко Святому Причащению

Вот наступают дни поста, которые придают легкие крылья душе и бремя плоти делают легким, хотя бы они нашли тело тяжелее всякого свинца... Цель поста – чистое приобщение; для того отцы и распространили поприще поста и дали нам время покаяния, чтобы мы, очистив и омыв себя, таким образом приступали к таинству. Поэтому и я уже теперь громким голосом взываю, свидетельствую, прошу и умоляю – не с нечистотою, не с порочною совестью приступать к этой священной трапезе, потому что иначе это не будет приобщением, хотя бы мы тысячу раз прикасались к Святому Телу, но осуждением, мучением, увеличением наказания. Итак, никакой грешник пусть не приступает, или лучше, я не скажу: никакой грешник, – потому что в таком случае я себя прежде всех отлучаю от божественной трапезы, – но пусть не приступает никто, оставаясь грешником. Для того я уже теперь наперед и говорю это, чтобы, когда наступит царское пиршество, и настанет та священная вечеря, никто не мог сказать: я пришел неприготовленным и нагим.

Минь. Т. VI. С. 139

Творения Т. VI. С. 427

679. Тяжесть греха, как оскорбление безмерно любящего нас Господа

Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (ср.: Ис. 49:15). Это изречение верно и без доказательства, потому что оно – Божие; однако мы представим теперь и доказательство от дел. Некогда Ревекка велела сыну своему притворным образом предвосхитить благословение, одела его хорошо со всех сторон и дала ему вид брата; но увидев, что он и при этом не ободряется, и желая уничтожить в сыне всякий страх, сказала: на мне клятва твоя, чадо (Быт. 27:13); слова – истинно свойственные матери, пламенеющей любовью к сыну. Но Христос не сказал только, но и сделал это, не обещал только, но и показал на деле, как Павел ясно говорит: Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3:13). И Его мы раздражаем? Не несноснее ли это, скажи мне, самой геенны?

Минь. Т. VI. С. 140

Творения Т. VI. С. 428

Беседа 7. На слова пророка Исаии: Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия (Ис. 45:7)

680. Польза христианину от нравственно безразличного. –

На слова пророка Исаии (Ис. 45:7). Из всех предметов одни – добро (целомудрие, милостыня); другие – зло (разврат, жестокость); а третьи – нечто среднее, и, смотря по людям, иногда бывает для них тем, иногда другим, или же только кажется тем или другим. Например, богатство кажется добром, а бывает и добром, и злом; бедность, голод – кажутся злом, а бывают часто добром. Так, Иову все несчастия, почитаемые людьми за зло, принесли очень много добра. Вот это – то среднее, чтό мы часто почитаем за зло Господь и посылает нам для воспитания нашего. В этом смысле говорится: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори (Ам. 3:6); или: Аз Господь Бог, сотворивый свет и тьму, творяй мир и зиждяй злая (ср.: Ис. 45:7). Миру, ведь, противоположен плен, а не разврат. По сравнению со светом тьму мы почитаем за зло, а она благо для нас.

Минь. Т. VI. С. 147

Творения Т. VI. С. 435 своими словами

Беседа 8. На слова пророка Иеремии: Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10:23)

681. Жития святых в проповеди

Проповедь должна иметь своим предметом то легкие для понимания мысли, чтобы дать слушателям отдых, то трудные, чтобы истребить в них беспечность. К предметам наиболее доступным и легким для усвоения относятся жития святых.

Минь. Т. VI. С. 154

Творения Т. VI. С. 443 своими словами

682. Неясность пророчеств о призвании язычников

Неясности в пророчествах Ветхого Завета касаются только предсказаний о том, что закон Моисея будет упразднен явлением Христа. Если бы иудеи знали об этом ясно, то убили бы пророков (см.: 3Цар. 19:10) и сожгли бы сами книги (см.: Иер. 36:23). Потому-то в чтении Ветхого Завета покрывало лежит пред глазами их, и оно лишь о Христе престает (2Кор. 3:12‒14). Были, правда, и точные указания у пророков относительно призвания язычников, но это была великая смелость пророков, например, Исаии (см.: Ис. 65:1Рим. 10:20).–

Минь. Т. VI. С. 174

Творения Т. VI. С. 463 своими словами

683. Проповедник и слушатели

Рыбы, как скоро увидят закидываемые сети, тотчас отклоняются и отбегают, а вы поступаете напротив: когда увидите вставшего и распростершего невод учения, то не только не уклоняетесь и не убегаете, но идете далее внутрь, стекаясь со всех сторон, и каждый, толкая и тесня ближнего, старается сам первым подойти и попасть в сеть. Поэтому мы никогда не извлекали невода пустым, не по причине нашей опытности, а – вашего усердия.

Минь. Т. VI. С. 176

Творения Т. VI. С. 466

684. Особенная сила молитвы церковной, возносимой совместно с пастырями

Молясь сами по себе, мы бываем слабы, а когда соберемся, становимся более сильными; потому мы и молим Бога всенародно и со взаимной помощью… Говорю это для того, чтобы вы всегда спешили в собрания, чтобы вы не говорили: что же, разве я не могу молиться дома? Можешь молиться, но эта молитва имеет не столь великую силу, как та, которая совершается вместе с сочленами, когда все тело Церкви единодушно и единогласно воссылает прошение, в присутствии священников, возносящих молитвы всего народа (см.: Рим. 15:30; Еф. 6:18; 2Кор. 1:11; Деян. 12:5). Что может быть сильнее этой молитвы, которая приносила пользу столпам и твердыням Церкви? Павел и Петр – твердыни и столпы Церкви: и на одном из них она расторгла узы, другому отверзла уста. Но, чтобы показать сугубую ее силу не только из тогдашних событий, но из совершающихся ежедневно, мы напомним вам о самой молитве, совершаемой народом. Если бы кто-нибудь из простых людей велел вам, каждому по себе, молиться о спасении епископа, то каждый, конечно, отказался бы, как от бремени, превышающего его силу. Когда же вы все вместе слышите диакона, повелевающего это в словах: помолимся о епископе, и о старости, и о заступлении, да право правит слово истины, и о сущих здесь и повсюду, – тогда не отказываетесь исполнить повеление, но, сознавая силу вашего собрания, усердно возносите молитву.

Минь. Т. VI. С. 181

Творения Т. VI. С. 472–473

685. Грешник должен быть не адвокатом, а прокурором для себя

Праведник себе самаго оглагольник в первословии (ср.: Притч. 18:17). Что значит: в первословии? Слушай внимательно. В судилищах бывают две стороны: одна обвинителей, другая – обвиняемых, и начало речи предоставляется обвинителю. Но здесь – напротив. Ты, виновный, предвосхить начало речи, чтобы тебе сделаться невиновным; не дожидайся обвинителя. Хотя бы ты принадлежал и к виновным, но прежде, нежели услышишь что-нибудь подобное от обвинителя, сам обвини свои прегрешения.–

Минь. Т. VI. С. 188

Творения Т. VI. С. 480

Толкование на книгу пророка Даниила

Глава 1. И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского, привел 4 отроков

686. Честь начальнику не есть лесть

Толкование на пророка Даниила. Глава I. Даниил говорит: царю, во веки живи (Дан. 6:21). Видишь слово, исполненное лести; но я назвал бы это не лестью, а благоразумием и мудростию… Он не отказывался воздавать честь людям, где это нисколько не вредило благочестию. И Павел делал то же самое. Начиная защитительную речь, он прежде всего в похвалу судии говорил так: мног мир улучающе тобою (Деян. 24:3); он пользуется здесь общественными делами. Также Нафан, пророчествуя, оказывал честь Давиду, Иаков ― фараону, Авраам ― сожителям. (3Цар. 1:23; Быт. 47:10; Быт. 23:7).

Минь. Т. VI. С. 198

Творения Т. VI. С. 496

Комментарии для сайта Cackle