Воскресение Христово – Пасха Господня

Источник

Вот и наступило Воскресение Христово. В народе этот праздник широко известен именем Пасха. Думаю, что многие из вас уже поздравили друг друга пасхальным возгласом «Христос воскресе! Воистину воскресе!». Я тоже приветствую каждого из вас этой дивной вестью о воскресшем Христе Спасителе1.

Праздник Пасхи, наверное, самый древний из всех христианских праздников. Его следы находят уже в первом веке, но тогда вспоминали только крестную смерть Иисуса Христа. На всем христианском Востоке Пасху совершали 14 числа еврейского месяца Нисан, когда евреи приготавливали пасхального агнца. Тогда-то по Евангелию от Иоанна и по свидетельствам древнейших отцов церкви и последовала крестная смерть Христа. Уже древнейшие отцы Церкви Ириней Лионский (+ок. 202) , Тертуллиан (+ок. 225), Ориген (+254) хотели видеть в пасхальном агнце евреев прообраз Иисуса Христа, Который в Священном Писании так и называется агнцем Божиим, агнцем пасхальным, Пасхой (1Кор. 5, 7; Ин.19:33)2.

Интересно происхождение слова Пасха. Обычно думают, что оно происходит от еврейского P`esach или арамейского «пасха», что означает прохождение, пощада и напоминает об одном из великих иудейских праздников в честь избавления израильских первенцев от ангела смерти и потом чудесного освобождения Израиля от египетского рабства3.

Но в древней Церкви это слово больше связывали с греческим «p`as- chein – страдать, чем подчеркивался главный смысл этого праздника – воспоминание спасительных страданий Иисуса Христа. Причем тогда праздник состоял из двух отдельный торжеств, которые оба назывались пасхой. Первая Пасха в честь смерти Иисуса Христа – pascha staurosimon и Пасха в честь воскресения Христова pascha anastasimon. Первая проводилась в строгом посте и скорби в пятницу и субботу и заканчивалась воскресной евхаристией, с которой начиналась вторая Пасха. Она продолжалась 50 дней и включала в себя отдельные теперь праздники Вознесения и Сошествия Святого Духа4.

Пасха по-разному вошла в сознание разных народов. Для современных греков – это народное гулянье, и они будут много и с удовольствием рассказывать вам о традициях, кухне, шествиях, танцах. У нас для верующих людей – более важно ее религиозное содержание, и они силятся познать мистическую тайну Креста и Воскресения. Попробуем разобраться в этом и мы.

Смысл Пасхи Господней очень ярко представлен в словах краткого пасхального гимна, который знают или слышали почти все:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…».

Речь идет как бы о разных действиях смерти – в обычном человеке и у Божественного Страдальца. У нас людей – смерть вызревает изнутри, мы носим ее в себе. Она – естественна, биологически логична и психологически понятна, потому что является просто неустранимым стержнем бытия. Плоть или тело облекает этот стержень и постепенно распадается от болезней и времени.

Совсем по – другому у Христа. Его человеческая природа – цельная и нетленная, потому что пронизана Божеством. На церковном языке ее красиво называют богосиянной и приводят в пример железо, раскаленное огнем, которое становится огнем, и в то же время остается железом. Такая природа не должна была испытывать смерти, и она стала для Богочеловека противоприродным раздранием5.

И потому только Христос познал, что такое подлинная смерть и смог измерить всю меру агонии, ведь смерть овладевала Им извне. В том-то и тайна Креста Господня, что во Христе смерть входит в Божество и испепеляется. Она не находит в Нем места. Полнота Божественной жизни поглощает смерть. А это и есть Воскресение. Но смерть Христа обращена к человеку, она освящает все этапы его жизни, в том числе и саму смерть. Через воскресшее тело Христа сила жизни вторгается и в космос, чтобы его обновить окончательной победой над смертью6.

Святой Иоанн Златоуст сравнивает это преображение смерти с родами: «Когда Христос оставался добровольным пленником, смерть мучалась родовыми муками. Она не могла сопротивляться, она разверзлась, она нас освободила»7. А другого яркого проповедника епископа Илию Минятия (+1714) поражает бессилие смерти после Воскресения Христова:

«Мы спасены, и больше уже не пленники смерти. Мы смотрим на нее и не боимся ее свирепого вида. До воскресения Христа смерть была страшна человеку, после Воскресения Христова человек стал страшен для смерти. Смерть, где твое жало? Как смертные мы падаем, но как бессмертные воскресаем…Мы ждем смерти, но предвидим бессмертную жизнь, залог чего нам дало Воскресение Спасителя»8.

И теперь каждая человеческая жизнь может в любой момент возобновится во Христе, как бы не была она отягчена грехами. И это дело Христа распространяется на всех людей, живых и мертвых. Всякая вера в торжество жизни над смертью, всякое предчувствие Воскресения, косвенно уже являются верой во Христа – Подателя жизни9.

Сила Его воскресения нисходит во все сферы бытия. После его победы над смертью Воскресение стало общим законом не только для человечества, но и для всей природы – животных, растений, минералов, и бескрайний океан света изливается от воскресшего тела Спасителя10. Ну, как тут не воскликнуть: «Воистину воскрес Христос!».

* * *

1

«Христос воскресе!, – восклицает святитель Филарет Московский (+1867), – Сказав это, что могу вам сказать больше? Всё сказано.

Надо ли обосновать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, просветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но реальность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, всё озаряющая и никого е поражающая? – На всё сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: Христос воскресе!» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Слово (CXIII) (58). В день святой Пасхи. Т. 3. М., 1877. С. 20).

2

Христианство. Энциклопедический Словарь. Т. 2. М., 1995. С. 308–309).

3

Песах или Пасах. «Хотя этот термин упоминается в Ветхом Завете 49 раз, его значение остается спорным. Этимологию слова Песах, которое означает одновременно ритуал и закланное по этому поводу животное, до сих пор выяснить не удалось. По-прежнему неясно, связано ли упоминаемое в книге Исход (12, 13, 23, 27) существительное paesah c глаголом psh, или же речь идет о разных корнях, которые народная этимология связала вместе» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 7. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1998. S. 1415).

«Этимология корня psh, возможно, связана с основным значением «отскакивать, отталкивать, отбивать». В 12 главе Исхода psh могло означать неприятие крови на косяках дверей. Едва ли приемлемо родство с египетским psb («удар» с смысле наносящего удар (наказующего) Бога…

В старых исследованиях, на основании сравнительного анализа библейских текстов, делался следующий вывод:

Самостоятельные когда-то праздники Песах (пасха) и опресноков (Маццот) возникли в доизраильское время, и совершались при рождении первенцев и в начале жатвы ячменя. При этом Пасха была связана со скотоводством, а опресноки – с сельским хозяйством в Ханаане. С переходом к оседлому образу жизни Песах всё больше терял свое значение и совершался по преимуществу в пустынных местностях Иудеи. И только при Иосии под влиянием книги Второзакония он был восстановлен и объединен с праздником опресноков…»

Весьма проблематичным остается предположение некоторых ученых (I. Engnell, J. B. Segal) о том, что праздник Песах – Маццот является своеобразной интерпретацией распространенного на всем Древнем Востоке весеннем праздновании Нового Года, в котором особое место отводилось фигуре царя…» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 26. Berlin – New-York, 1996. S. 232–233).

4

Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 44. Терра, 1992. С. 947.

5

Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Богословские труды, № 8. М., 1978. С. 78 –79).

6

Уже в древности противники христианства спрашивали: «Если Христос действительно воскрес, то почему Он не явился всенародно и перед Своими врагами, чтобы в Его Воскресение уверовали все?» Убедительный ответ на этот вопрос дает святитель Иоанн Златоуст:

«…Многие спрашивают…и говорят, почему Господь, воскресши, не явился тотчас иудеям? Это вопрос излишний и напрасный.

Если бы была надежда обратить иудеев к вере, то Он не преминул бы по воскресении явиться всем. А что не было надежды, чтобы Он, явившись им по воскресении, обратил их к вере, это видно из события с Лазарем. Воскресив этого четверодневного мертвеца, смердевшего и истлевавшего, и повелев ему, связанному повязками, выйти перед глазами всех, Он не только не обратил их к вере, но и возбудил ненависть, потому что, собравшись, они хотели даже убить Его за это. Если же тогда, когда Он воскресил другого, они не уверовали, то, если бы Он, воскресив Себя, явился им, не пришли ли бы они опять в неистовство против Него? И хотя они не могли бы иметь никакого успеха, но показали бы свое нечестие покушением.

Поэтому, желая избавить их от излишнего неистовства, Он сокрыл Себя, потому что сделал бы их еще более достойными наказания, если бы явился им после крестных страданий. Потому, щадя их, Он и сокрыл Себя от их взоров, а показал явлением знамений, потому что слышать слова Петра: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи» (Деян.3:6). Значило не меньше, как видеть и Самого воскресшего. А что действительно это есть величайшее доказательство воскресения и удобнее приводит к вере, чем последнее, и что явление знамений, совершаемых во имя Его, лучше могло убедить умы людей, ежели лицезрение Самого воскресшего, это видно из следующего.

Христос воскрес и явился ученикам; но между ними нашелся некто Фома, называемый близнец, и нужно было ему вложить руки в раны от гвоздей, нужно было и осязать ребра Его (Ин.20:24). Если же ученик, обращавшийся с Ним три года, участвовавший в трапезе Господней, видевший величайшие знамения и чудеса, слушавший беседы Господа, увидев Его воскресшего, не прежде уверовал, как осмотрев раны от гвоздей и раны от копья, то скажи мне, могла ли уверовать вселенная, если бы увидела Его воскресшего…И не только с этой, но и с другой стороны мы покажем, что знамения убеждали более, чем лицезрение Воскресшего. Народ, услышав Петра, сказавшего хромому: «Во имя Иисуса Христа встань и ходи», уверовал во Христа в числе трех тысяч, а потом в числе пяти тысяч мужей; ученик же, увидев Воскресшего, не веровал. Видишь ли, как первое гораздо удобнее приводило к вере в воскресение? Увидев Воскресшего, и собственный ученик Его не веровал, а увидев знамения, и враги уверовали…Но что я говорю о Фоме? И прочие ученики не уверовали при первом видении» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Книга первая. Беседа о том, что небезопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении явился не всем. СПб.: Репринт, 1903).

А в другом месте он как бы продолжает эту мысль:

«Почему же Он явился не всем, а только апостолам? Потому, что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами ученики сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в общении трапезы, то чего, естественно, следовало бы ожидать от народа? Потому –то Воскресение неопровержимо и доказывается чудесами, чтобы оно было несомненным не только для тогдашних людей, но и для всех последующих родов. Что у первых происходило оттого, что они видели чудеса, то у всех последующих должно было происходить от веры» (Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Книга первая. Беседа первая на Деяния Апостольские. СПб.: Репринт, 1903. С. 11).

(Протоиерей Николай Малиновский приводит эти тексты в несколько ином переводе. См. Малиновский Н., протоиерей. Православное Догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 340–341).

Вообще существует три взгляда на Воскресение Христово, из которых большинством богословов два первых уже давно были отвергнуты как несостоятельные, и признан подлинным только третий. Не вдаваясь в детальный разбор, только назовем их:

«1) Христос не умирал на кресте, а только впал в обморок, и потом, очнувшись, вышел из него и являлся Своим ученикам в своем прежнем телесном виде. 2) Он умер и не воскрес. 3) Он действительно умер и действительно воскрес» (См. подробный анализ: Православная богословская энциклопедия. Т. 3. Петроград, 1902. С. 893–926).

7

Лосский В. Н. Указ. соч. С. 180.

8

Илия Минятий, епископ Кефалонитский. Слово в неделю Пасхи. Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1902. С. 100.

Так же думает и святитель Феофан Затворник (+1894):

«…В Воскресении Христовом положено начало и основание воскресению всех, что сила его так велика, что из него изойдет жизнь для всех…Умирают все, которые от Адама, по той причине, что уже умерли в нем; и оживут все о Христе, по той причине, что оживлены уже в Нем все. Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности; и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе воскресшем положено в возможности…

Для того Христос умирает, чтобы разрушить силу смерти, для того воскресает, чтобы для всех положить основание воскресения; для того, чтобы входить в славу, чтобы и всем открыть дверь ко вступлению в эту славу. Древние святые не входили в рай, а сходили в особое место – шеол, и там ждали, пока придет Обетованный и проложит им туда путь. Пришел, прошел и ввел их в рай, только человеческою душею, потому что то есть еще предначинательный рай. Так всюду прошло обоженное человеческое естество, чтобы собою проложить путь восстановлению всех людей» (Святитель Феофан Затворник. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М.: Репринт, 1893. С. 547, 548, 549).

О сошествии в шеол (ад) замечательно сказал святитель Григорий Нисский (+395), который усматривал в этом событии мистическую реальность: – во аде Господь в три дня попирает диавола и уничтожает космическое зло:

«Поскольку сердце есть некоторое жилище ума: ибо в сердце пребывает, как думают, властвующая сила души, то поэтому Господь нисходит в сердце земли, которое заменяет небесное для «великого ума» (диавола), чтобы соделать безумным его замысел, как говорит пророк (Ис. 19, 11), уловить мудрого в коварстве его и обратить против него же его лукавые предприятия (Иов.5:12–13). Начальнику тьмы невозможно было приблизиться к Пришедшему чистому Свету, если бы он не узрел в Нем некоторой части плоти. Поэтому, как только он увидел богоносное тело, а вместе увидел и творимые Самим Божеством чудеса, то возымел надежду, что если через смерть овладеет плотью, то овладеет и всею в ней находящейся силою. И посему проглотив приманку плоти, пронзается удою божества…

Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму, чтобы смертное было поглощено жизнью, а зло обратилось в ничтожество, после истребления последнего врага, который есть смерть (1Кор. 15, 26)…

Исчисли мне все мимошедшие поколения людей, (начиная) от первого появления зла (в мире) и до его уничтожения: сколько человек в каждом поколении и сколько тысяч можно их насчитать? Невозможно объять числом множество тех, к которых по преемству распространялось зло. Худое богатство порока, разделяясь каждому из них, каждым увеличивалось, и таким образом плодородное зло перешло в непрерывно следующие поколения. Разливаясь по множеству людей до бесконечности, пока, дойдя до самого предела, овладело всем человеческим естеством, как прямо сказал пророк о всех вообще: «Все уклонились, сделались равно непотребными» (Пс. 13, 3), и было ничего в существующем, что не было бы орудием зла.

Итак, Уничтоживший в три дня такое скопление зла, собиравшееся от устроения мира до совершения нашего спасения через смерть Господа, – неужели малое для тебя доказательство превосходящей силы? Не сильнее ли оно всех (упоминаемых) в священном Писании чудес?…Одно простое и непостижимое пришествие Света для сидящих во тьме и сени смертной, произвело полное исчезновение и уничтожение тьмы и смерти» (Святитель Григорий Нисский. Творения. Часть восьмая. Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова. М., 1866. С. 32, 33, 34, 35).

9

«Как одно мгновение изменяет лицо мира!, – размышляет о тайне Воскресения Христова святитель Филарет Московский, – Я не узнаю ада, я не знаю, что небо и что земля!. Ад ли это, заключивший рабов проклятия, который теперь отдает сынов свободы? Земля ли это, где Божество сияет пренебесною славою? Небо ли это, где поселяются земнородные и царствует человечество? Непостижимое прехождение от совершенного истощания к полноте совершенства, от глубочайшего бедствия к высочайшему блаженству, от смерти к бессмертию, из ада в небо, из человека в Бога! Великая Пасха!» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Слово (XVIII) (5). В день Святыя Пасхи. Т. 1. М., 1873. С. 140).

«Теперь, – продолжает он в другой проповеди, – Когда Христос воскресе, и когда Ему, как Богочеловеку, дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), не только небо сделалось досягаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ними предел и различие: ибо и на земле является Божество, и на небе человечество: ангелы, которых Иаков видел восходящих и нисходящих по лестнице небесной, теперь сонмами ходят по земле, как вестники Сына Человеческого, Который владычествует на небе…

По этим неистощимым чудесам, уже совершившимся, совершающимся и тем которым совершиться еще предстоит, Воскресение Христово есть для нас источник размышления, созерцания, удивления, радости, благодарности, надежды, всегда полный, как бы часто мы из него не черпали. Оно есть вечная новость!» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слова и речи. Слово (LIII) (24). В день Святыя Пасхи. Т. 2. М., 1874. С.72:73).

10

Лосский В. Н. Указ. соч. С. 183.

В слове на святую Пасху о Воскресении святитель Григорий Нисский отыскивает аналогии воскресения из мертвых в человеке, его деятельности, и в природе, которые помогают пытливому уму принять на веру эту неизреченную тайну:

«Признавая Бога Творцом, ты не можешь сказать, что для Него что-либо невозможно, и не можешь подумать, что мудрость Непостижимого постижима твоей мыслью, ибо для Него нет ничего беспредельного, а для тебя беспредельное неисследимо.

Еще лучше и яснее раскроем эту мысль, если…исследуем и способ нашего происхождения…Этот способ неизъясним и недоступен человеческой мысли. Ибо как семя, будучи влажным веществом, бесформенным и безвидным, становится плотным в голове, отвердевает в…кости и ребра, делает мозг мягким и рыхлым, а облегающий его череп таким твердым и крепким…И как семя, будучи в начале бесформенным,…неизреченным искусством Божиим,…принимает вид и возрастает в плотное тело, так нисколько не странно…если вещество, находящееся в гробах, некогда имевшее вид, опять возобновится в прежней форме, и прах снова сделается человеком, так как и прежде он из него же и произошел…

Допустим, что Бог может сделать столько, сколько в силах сделать горшечник… Взяв бесформенную массу глины, он превращает её в сосуд, и выставив его на солнечные лучи, сушит и делает твердым. Так он лепит кувшин, блюдо или сосуд для вина. Но если что-нибудь нечаянно упадет на эти вещи и опрокинет их, то от падения они разбиваются и становятся опять бесформенною землею. Художник же, если захочет, скоро поправляет случившееся и опять искусно придает форму глине и делает сосуд нисколько не хуже прежнего. И это делает горшечник – ничтожное создание Божие. Как же не верят Богу, когда Он обещает восстановить умершего?

…А какие чудные дела представляет одно сгнившее зерно? Упав на землю, оно одно в каком числе зерен воскресает? Человек же с воскресением ничего не получает большего; получает опять то, что имел и поэтому наше обновление оказывается более удобным, чем в земледелии возрастание пшеницы…

…А деревья, для которых зима каждый год заменяет смерть?…После же того, как наступит время весны, они покрываются самым приятным цветом…

…А жизнь змей? …В зимнее время их жизненная сила замирает и в течение шести месяцев они лежат в норах совершенно неподвижные. Но после того, как наступит время и мир огласиться звуками грома, они, приняв удары грома, как сигнал, быстро выползают и долго живут своей обычной жизнью…

А сон наш и бодрствование, не служат ли для разумного человека уроком? Ибо первый есть образ смерти, а второе – подобие воскресения…

Ибо тело не исчезает окончательно, но разрешается на части, из которых сложено; и эти части существуют в воде и воздухе, в земле и огне. Поскольку первообразные стихии всегда пребывают, и в них возвращается после разрушения то, что от них заимствовано, то в этих стихиях совершенно остаются целыми и части тела. Если же Богу весьма легко создать из ничего, ибо так в начале всё восприяло бытие, то производить из начал уже существующих, конечно гораздо легче и удобнее» (Святитель Григорий Нисский. Слово на Святую Пасху о Воскресении. Указ. соч. С. 72, 73, 75, 78, 79).

Комментарии для сайта Cackle