VII. Паремия, положенная на вечерне во вторник второй седмицы Великого поста (Быт 4, 8–15).
В сей паремии содержится повествование об умерщвлении Авеля Каином.
Быт.4:8. И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле. И бысть внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его.
Зависть к Авелю и злоба на него созрела в Каине до решимости убить его, от которой напрасно предостерегал Каина Господь. Чтобы беспрепятственно совершить злодеяние и скрыть следы его, Каин пригласил брата в поле. И приглашение, и беседа на пути, без сомнения, имели вид дружелюбия, иначе Авель не пошел бы за Каином. В душе Авеля, невинной и радостно настроенной благоволением к нему Божиим, не было и тени подозрения на брата, дышавшего злобою и скрывавшего ее под лицемерною наружностию. Каин привел Авеля в такое место, где не могло быть свидетелей замышленного им злодейства, и убил его. Убиение совершено было с пролитием крови, как это видно из обличительных слов Господа к Каину (Быт.4:10), и из слов Иисуса Христа, грозившего Иудеям казнию за их кровавые преступления, начиная от «крови Авеля праведного» (Мф 23, 35). Злодеяние Каина – это был первый взрыв предвозвещенной Богом (Быт 3, 15) вражды между семенем жены и семенем змия-диавола, продолжающейся чрез всю историю человеческого рода. Зло не может жить в мире с добром. «Всяк делающий худые дела ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3,20). Первый, исконный ненавистник добра есть диавол. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде, и потому не мог жить в мире с благословенным и святым семенем жены в лице Авеля. На такое значение Каинова преступления указывает апостол Иоанн, говоря: «Каин был от лукаваго, и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин 3, 12). Самый способ проявления вражды к Авелю свидетельствует о сродстве Каина с диаволом. Диавол лестью и коварством погубил Еву. И Каин также лестью и коварством вызвал Авеля в поле для его погубления. Диавол «человекоубийца бе искони» (Ин. 8.44), ибо «завистию диаволею смерть вниде в мир». И Каин явился подражателем диавола, сделавшись братоубийцею.
Быт.4:9. И рече Господь Бог к Каину: где есть Авель брат твой? И рече: не вем: еда страж брату моему есмь аз?
Вопросом Каину Господь хочет пробудить его совесть, расположить его к исповеданию греха, к раскаянию и к мольбе о прощении. Но Каин и слышать не хочет напоминаний о покаянии. Он с дерзостию ожесточенного грешника запирается в преступлении. От сего запирательства не удерживает его ни мысль о всеведении Божием, которая затмилась в нем, ни страх правосудия Божия, который, как увидим, пробудится в нем уже после и приведет его только к отчаянию. Какой страшный успех греха со времени грехопадения прародителей! Отец с матерью по крайней мере не запираются во грехе, а только стараются оправдать его, а сын не думает даже признаться во грехе.
Быт.4:10. И рече Господь: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли.
«Что сотворил еси сие? »В этом вопросе слышится укор злодею и сожаление о нем. «Ты пренебрег Мои внушения, какими Я предостерегал тебя от преступления; образумься по крайней мере теперь, по совершении преступления; пойми, что ты сделал, – ведь ты сделал ужасное преступление, от наказания за которое напрасно думаешь избавиться отречением от него». «Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли». Авель по незлобию своему мог совсем не жаловаться Богу на Каина и в то время, когда поражаем был от него смертельными ударами, и по смерти. Но кровь Авеля вопияла к Богу громче всякого живого доносчика; злодейство без жалоб известно было Всеведущему и требовало отмщения злодею от Правосудного. Самовольным, насильственным отъятием жизни у человека оскорблена была власть над жизнию и смертию, принадлежащая единому Творцу. Воздаянием за преступление надлежало восстановить права этой власти. Отъятием у человека такого драгоценного дара Творца, как жизнь, оскорблена была также благость и любовь Божия к человеку. Господь промыслительно хранит жизнь всякого человека, особенно жизнь благочестивых, и без особенной нужды не ускоряет их смерти. Злодей, проливающий драгоценную для Бога кровь, явно идет наперекор любви Божией, и потому может ли остаться безнаказанным? Бог – отец всех человеков: какому же отцу не горько видеть преждевременную и насильственную смерть сына? Особенно «честна (многоценна) пред Господом смерть преподобных Его» (Пс 115, 6), к числу которых принадлежал Авель. За убитого обыкновенно вступаются ближайшие сродники его. Вера Авеля сроднила его с Богом и потому сделала Его как бы естественным мстителем за кровь его. Кровь Авеля вопияла «от земли», – это значит, что земля, упитанная потоками сей крови, готова быть свидетельницею и орудием наказания злодея.
Быт.4:11. И ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея.
В чем состоит то проклятие или осуждение Каина, свидетельницею и орудием которого будет земля, оскверненная злодейством его, как некогда земля Ханаанская осквернена будет нечестием хананеев (Лев. 18:28), – это видно из следующих стихов.
Быт.4:12. Егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли.
И Адам осужден был в поте лица снедать хлеб, но все же земледелие давало ему пищу. Земледельческий труд Каина осуждается на совершенную бесплодность: земля не станет более давать силы для него, когда он будет возделывать ее. По всей вероятности, Каин питался плодами дикорастущих произведений земли. «Стеня и трясыйся будеши на земли». Сими словами дается понять о том беспокойном состоянии по душе и телу, на которое осужден Каин. Злоба на людей, в обществе которых он будет нетерпим, и которых будет подозревать в злоумышлении против него за пролитую кровь, и досада на неудачи земледелия, так расстроят его, что от мучительной душевной боли он будет стонать и всем телом дрожать. Потрясение нервов обратится у него в постоянную болезнь, так что он будет находиться непрерывно в конвульсивном состоянии. Но по точнейшему переложению с еврейского, более согласному с последующим текстом (Быт.4:13–14), вместо слов «стеня и трясыйся будеши на земли», следует читать: «ты будешь изгнанником, и станешь скитаться по земле». Это значит, что земля перестанет быть для Каина не только обильною житницею, но и покойным жилищем. Озлобляемый неудачами в земледелии, которые будет терпеть на всех полях, какие бы и как бы усердно ни стал он возделывать, и терзаемый ненавистью к людям, из общества которых будет удален, и подозрениями мщения с их стороны за свое злодеяние, – Каин будет непрестанно менять места обитания и нигде не найдет себе покойного и оседлого пристанища на земле, пока наконец совсем не бросит земледелие и не преступит к созданию «города» (Быт.4:17), по-нашему – крепости, в которой будет искать безопасности и покоя.
Быт.4:13. И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми.
«Господь не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». – «Он хощет всем человеком спастися и в разум истины приити». Весьма вероятно, что и строгий приговор Каину сделан был для того, чтобы потрясенную им душу привести к раскаянию. Раскаяние могло бы возвратить ему милость Божию. Но Каин был ожесточенный грешник, слова приговора породили в нем только отчаяние в милосердии Божием. «Вящшая вина моя, еже оставитися ми», т. е. грех мой слишком тяжел, чтобы мог быть отпущен мне, чтобы мог я ожидать прощения. Да я и не стану просить его: между мною и Богом все кончено, помышлять надобно не о прощении, а разве только о том, как бы остаться в живых.
Быт.4:14. Аще изгониши [n][ вот ты изгоняешь] мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся [n][буду изгнанником и скитальцем] на земли, и будет, всяк обретаяй мя убиет мя.
Сими словами выражается малодушие Каина. Отчаявшись в милосердии Божием, он не ждет себе пощады и от людей и боится быть убитым от первого встречного: «всяк обретаяй убиет мя». Но каких людей он мог бояться? Без сомнения, не отца и матери, а их потомков. Каин совершил братоубийство около 229 года со времени сотворения Адама и Евы (Быт 4:25, 5:3); а в такой продолжительный промежуток времени они могли иметь у себя не только многих сынов и дщерей, но и многих внуков, особенно по силе действенного благословения Божия, данного им вдруг по сотворении их: «раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт 1,28). Каин мог опасаться мщения за пролитую кровь со стороны не только современных преступлению потомков Адама, но и тех, которые вновь имели народиться. Преступление его, которое он сначала скрывал даже от Бога, огласилось, вероятно, вскоре по совершении его и возбуждало во всех ужас и отвращение от убийцы. Опасение Каина было несправедливо: Бог осудил его не на смертную казнь, а на скитание по земле. Но Каину показалось, что в самом этом осуждении заключается смертный приговор ему, что он оставлен на жертву людской мести именно вследствие того, что Господь «изгоняет его от земли», т. е. от Едемской страны, в которой он доселе обитал с родителями и родными. С удалением от их общества, он чувствует себя лишенным участия в благоволении Божием, которым пользуется это общество: «И от лица Твоего я сокроюсь». Отверженного таким образом от людей, Богом хранимых, и от самого Бога, бесприютного скитальца, «может убить меня, – говорит Каин, – всяк, кто встретится со мною». Каин думает, что никто и за грех не почтет убить его, поступить с ним так же самоуправно, как он поступил с Авелем.
Быт.4:15. И рече ему Господь Бог: не тако: всяк убивый Каина, седмижды отмстится. И положи Господь знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его.
Братоубийцу, боящегося людской мести, Господь уверяет в безопасности от нее. Господь грозит седмикратным мщением тому, кто осмелился бы убить Каина. Определенное число «седмь», как и во многих других местах Св. Писания (например, «словеса Господня» – «сребро очищено седмерицею» (Пс 11,7. слич. Пс 87, 12; Лев. 26, 28), употреблено здесь вместо неопределенного, в том смысле, что убийца Каина подвергся бы несравненно тягчайшему наказанию, чем братоубийца Каин. Почему такая строгость? Потому, что надобно быть слишком дерзким и нечестивым, чтобы решиться на убийство после того, как из примера Каина стало известно, что это злодеяние нельзя совершать безнаказанно. Для чего Господь щадит жизнь Каина, ограждая ее безопасность страшною угрозою убийце его? Для того, чтобы дать Каину время на покаяние, и для того, чтобы удержанием людей от самоуправства в отношении к злодею, приучить их вообще к отвращению от самоуправства, несовместного с существованием человеческих обществ, и внушить им, что право наказания смертию даже злодея, принадлежит единому Богу и людьми может быть употребляемо только по соизволению Божию. Кроме того, и потому Господь щадит жизнь Каина, что в ней самой, полной непрерывных тревог, заключалось наказание, мучительнейшее скорой насильственной смерти. «И положи Господь знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его». «Неизвестно, какое было сие знамение, если то не был самый вид Каина, обезображенный сперва завистью и скорбию, потом отчаянием и ужасом, и соделанный для каждого ясною печатию отвержения его» («Библейская история» митр. Филарета).