Источник

VII. Паремия, положенная на вечерне во вторник второй седмицы Великого поста (Быт 4, 8–15).

В сей паремии содержится повествование об умер­щвлении Авеля Каином.

 

Быт.4:8. И рече Каин ко Авелю брату своему: пойдем на поле. И бысть внегда быти им на поли, воста Каин на Авеля брата своего и уби его.

Зависть к Авелю и злоба на него созрела в Каине до решимости убить его, от которой напрасно предостерегал Каина Господь. Чтобы беспрепятственно совершить зло­деяние и скрыть следы его, Каин пригласил брата в поле. И приглашение, и беседа на пути, без сомнения, имели вид дружелюбия, иначе Авель не пошел бы за Каином. В душе Авеля, невинной и радостно настроенной благоволением к нему Божиим, не было и тени подозрения на брата, дышав­шего злобою и скрывавшего ее под лицемерною наружностию. Каин привел Авеля в такое место, где не могло быть свидетелей замышленного им злодейства, и убил его. Убие­ние совершено было с пролитием крови, как это видно из обличительных слов Господа к Каину (Быт.4:10), и из слов Иисуса Христа, грозившего Иудеям казнию за их кровавые преступления, начиная от «крови Авеля праведного» (Мф 23, 35). Злодеяние Каина – это был первый взрыв предвозве­щенной Богом (Быт 3, 15) вражды между семенем жены и семенем змия-диавола, продолжающейся чрез всю исто­рию человеческого рода. Зло не может жить в мире с добром. «Всяк делающий худые дела ненавидит свет и не идет  к свету, чтобы не обличились дела  его, потому что они злы» (Ин 3,20). Первый, исконный ненавистник добра есть диавол. Каин был первым порождением, семенем диавола в человеческом роде, и потому не мог жить в мире с благословенным и святым семенем жены в лице Авеля. На такое значение Каинова преступления указывает апостол Иоанн, говоря: «Каин был от лукаваго, и убил брата своего. А за что убил его? За  то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин 3, 12). Самый способ проявления вражды к Авелю свидетельствует о сродстве Каина с диа­волом. Диавол лестью и коварством погубил Еву. И Каин также лестью и коварством вызвал Авеля в поле для его погубления. Диавол «человекоубийца бе искони» (Ин. 8.44), ибо «завистию диаволею смерть вниде в мир». И Каин явился подражателем диавола, сделавшись братоубийцею.

 

Быт.4:9. И рече Господь Бог к Каину: где есть Авель брат твой? И рече: не вем: еда страж брату моему есмь аз?

Вопросом Каину Господь хочет пробудить его совесть, расположить его к исповеданию греха, к раскаянию и к мольбе о прощении. Но Каин и слышать не хочет напоми­наний о покаянии. Он с дерзостию ожесточенного грешни­ка запирается в преступлении. От сего запирательства не удерживает его ни мысль о всеведении Божием, которая затмилась в нем, ни страх правосудия Божия, который, как увидим, пробудится в нем уже после и приведет его только к отчаянию. Какой страшный успех греха со времени гре­хопадения прародителей! Отец с матерью по крайней мере не запираются во грехе, а только стараются оправдать его, а сын не думает даже признаться во грехе.

 

Быт.4:10. И рече Господь: что сотворил еси сие? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли.

«Что сотворил еси сие? »В этом вопросе слышится укор злодею и сожаление о нем. «Ты пренебрег Мои внушения, какими Я предостерегал тебя от преступления; образумься по крайней мере теперь, по совершении преступления; пойми, что ты сделал, – ведь ты сделал ужасное преступление, от наказания за которое напрасно думаешь избавить­ся отречением от него». «Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли». Авель по незлобию своему мог совсем не жаловаться Богу на Каина и в то время, когда поражаем был от него смертельными ударами, и по смерти. Но кровь Авеля вопияла к Богу громче всякого живого доносчика; злодейство без жалоб известно было Всеведущему и тре­бовало отмщения злодею от Правосудного. Самовольным, насильственным отъятием жизни у человека оскорблена была власть над жизнию и смертию, принадлежащая еди­ному Творцу. Воздаянием за преступление надлежало вос­становить права этой власти. Отъятием у человека такого драгоценного дара Творца, как жизнь, оскорблена была также благость и любовь Божия к человеку. Господь про­мыслительно хранит жизнь всякого человека, особенно жизнь благочестивых, и без особенной нужды не ускоряет их смерти. Злодей, проливающий драгоценную для Бога кровь, явно идет наперекор любви Божией, и потому может ли остаться безнаказанным? Бог – отец всех человеков: какому же отцу не горько видеть преждевременную и на­сильственную смерть сына? Особенно «честна (многоцен­на) пред Господом смерть преподобных Его» (Пс 115, 6), к числу которых принадлежал Авель. За убитого обыкно­венно вступаются ближайшие сродники его. Вера Авеля сроднила его с Богом и потому сделала Его как бы естест­венным мстителем за кровь его. Кровь Авеля вопияла «от земли», – это значит, что земля, упитанная потоками сей крови, готова быть свидетельницею и орудием наказания злодея.

 

Быт.4:11. И ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея.

В чем состоит то проклятие или осуждение Каина, свидетельницею и орудием которого будет земля, оскверненная злодейством его, как некогда земля Ханаанская осквернена будет нечестием хананеев (Лев. 18:28), – это видно из следующих стихов.

 

Быт.4:12. Егда делаеши землю, и не приложит силы своея дати тебе: стеня и трясыйся будеши на земли.

И Адам осужден был в поте лица снедать хлеб, но все же земледелие давало ему пищу. Земледельческий труд Каина осуждается на совершенную бесплодность: земля не станет более давать силы для него, когда он будет возде­лывать ее. По всей вероятности, Каин питался плодами дикорастущих произведений земли. «Стеня и трясыйся будеши на земли». Сими словами дается понять о том бес­покойном состоянии по душе и телу, на которое осужден Каин. Злоба на людей, в обществе которых он будет нетер­пим, и которых будет подозревать в злоумышлении против него за пролитую кровь, и досада на неудачи земледелия, так расстроят его, что от мучительной душевной боли он будет стонать и всем телом дрожать. Потрясение нервов обратится у него в постоянную болезнь, так что он будет находиться непрерывно в конвульсивном состоянии. Но по точнейшему переложению с еврейского, более согласному с последующим текстом (Быт.4:13–14), вместо слов «стеня и трясыйся будеши на земли», следует читать: «ты будешь изгнанником, и станешь скитаться по земле». Это значит, что земля перестанет быть для Каина не только обильною житницею, но и покойным жилищем. Озлобляемый неуда­чами в земледелии, которые будет терпеть на всех полях, какие бы и как бы усердно ни стал он возделывать, и терзаемый ненавистью к людям, из общества которых будет удален, и подозрениями мщения с их стороны за свое злодеяние, – Каин будет непрестанно менять места оби­тания и нигде не найдет себе покойного и оседлого приста­нища на земле, пока наконец совсем не бросит земледелие и не преступит к созданию «города» (Быт.4:17), по-нашему – крепости, в которой будет искать безопасности и покоя.

 

Быт.4:13. И рече Каин ко Господу Богу: вящшая вина моя, еже оставитися ми.

«Господь не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему». – «Он хощет всем человеком спастися и в разум истины приити». Весьма вероятно, что и строгий приговор Каину сделан был для того, чтобы потрясенную им душу привести к раскаянию. Раскаяние могло бы возвратить ему милость Божию. Но Каин был ожесточенный грешник, слова приговора породили в нем только отчаяние в милосердии Божием. «Вящшая вина моя, еже оставитися ми», т. е. грех мой слишком тяжел, чтобы мог быть отпущен мне, чтобы мог я ожидать прощения. Да я и не стану просить его: между мною и Богом все кончено, помышлять надобно не о прощении, а разве только о том, как бы остаться в живых.

 

Быт.4:14. Аще изгониши [n][ вот ты изгоняешь] мя днесь от лица земли, и от лица Твоего скрыюся, и буду стеня и трясыйся [n][буду изгнанником и скитальцем] на земли, и будет, всяк обретаяй мя убиет мя.

Сими словами выражается малодушие Каина. Отчаяв­шись в милосердии Божием, он не ждет себе пощады и от людей и боится быть убитым от первого встречного: «всяк обретаяй убиет мя». Но каких людей он мог бояться? Без сомнения, не отца и матери, а их потомков. Каин совершил братоубийство около 229 года со времени сотворения Адама и Евы (Быт 4:25, 5:3); а в такой продолжительный промежуток времени они могли иметь у себя не только многих сынов и дщерей, но и многих внуков, особенно по силе действенного благословения Божия, данного им вдруг по сотворении их: «раститеся и множитеся и наполните землю» (Быт 1,28). Каин мог опасаться мщения за пролитую кровь со стороны не только современных преступлению потомков Адама, но и тех, которые вновь имели народить­ся. Преступление его, которое он сначала скрывал даже от Бога, огласилось, вероятно, вскоре по совершении его и возбуждало во всех ужас и отвращение от убийцы. Опасе­ние Каина было несправедливо: Бог осудил его не на смерт­ную казнь, а на скитание по земле. Но Каину показалось, что в самом этом осуждении заключается смертный при­говор ему, что он оставлен на жертву людской мести имен­но вследствие того, что Господь «изгоняет его от земли», т. е. от Едемской страны, в которой он доселе обитал с родителями и родными. С удалением от их общества, он чувствует себя лишенным участия в благоволении Божием, которым пользуется это общество: «И от лица Твоего я сокроюсь». Отверженного таким образом от людей, Богом хранимых, и от самого Бога, бесприютного скитальца, «может убить меня, – говорит Каин, – всяк, кто встре­тится со мною». Каин думает, что никто и за грех не почтет убить его, поступить с ним так же самоуправно, как он поступил с Авелем.

 

Быт.4:15. И рече ему Господь Бог: не тако: всяк убивый Каина, седмижды отмстится. И положи Господь знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его.

Братоубийцу, боящегося людской мести, Господь уве­ряет в безопасности от нее. Господь грозит седмикратным мщением тому, кто осмелился бы убить Каина. Определен­ное число «седмь», как и во многих других местах Св. Писания (например, «словеса Господня»«сребро очищено седмери­цею» (Пс 11,7. слич. Пс 87, 12; Лев. 26, 28), употреблено здесь вместо неопределенного, в том смысле, что убийца Каина подвергся бы несравненно тягчайшему наказанию, чем братоубийца Каин. Почему такая строгость? Потому, что надобно быть слишком дерзким и нечестивым, чтобы решиться на убийство после того, как из примера Каина стало известно, что это злодеяние нельзя совершать безна­казанно. Для чего Господь щадит жизнь Каина, ограждая ее безопасность страшною угрозою убийце его? Для того, чтобы дать Каину время на покаяние, и для того, чтобы удержанием людей от самоуправства в отношении к зло­дею, приучить их вообще к отвращению от самоуправства, несовместного с существованием человеческих обществ, и внушить им, что право наказания смертию даже злодея, принадлежит единому Богу и людьми может быть употреб­ляемо только по соизволению Божию. Кроме того, и пото­му Господь щадит жизнь Каина, что в ней самой, полной непрерывных тревог, заключалось наказание, мучитель­нейшее скорой насильственной смерти. «И положи Господь знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающе­му его». «Неизвестно, какое было сие знамение, если то не был самый вид Каина, обезображенный сперва завистью и скорбию, потом отчаянием и ужасом, и соделанный для каждого ясною печатию отвержения его» («Библейская исто­рия» митр. Филарета).


Источник: Толкование на паремии / епископа Виссариона. - Изд. 2-е, вновь пересмотренное. : в 3 томах. - Санкт-Петербург : Изд. книгопродавца И. Л. Тузова, 1894-1896. / Т. 1: Паримии из книг моисеевых: Бытие, Левит, Числа и второзаконие, из книги Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова. - 1894. - 605, V с. / Толкование на паремии из книги Бытия. 1-240 с.

Комментарии для сайта Cackle