Источник

ПРОКИМНЫ

Прокимном (προκλετμενον) называется краткий стих, предшествующий чтению из Священного Писания – паремиям, Апостолу и Евангелию. Если же за прокимном не следует это чтение (например, на непраздничной вечерне, когда оно не положено), то в этом случае наименование прокимна (предваряющего стиха) указывает на его назначение напоминать о необходимости для всех поучаться в Слове Божием, если не в храме, то дома. Прокимен обыкновенно берется из стихов псалма и называется в Служебнике псалмом Давидовым, – но в Богородичные праздники прокимном на литургии служит песнь Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. За прокимном всегда произносится стих, который составляет его продолжение и обыкновенно берется из одного с ним псалма. Есть прокимны, которые берутся из псалмов без всякого применения к церковному дню. Это прокимны перед паремиями на 6 часе и на вечерне Великого поста – они берутся из псалтири по порядку псалмов и распределяются на все дни Великого поста. Обыкновенно же прокимны избираются применительно к суточному и праздничному богослужению, это прокимны на литургии перед чтением Апостола. Одни из них называются прокимнами дне, т.е. соответствующими особенностям службы каждого дня седмицы; другие – прокимнами Апостола, т.е. примененными к содержанию апостольского чтения, которое само соответствует празднику.

Прокимны дня

В понедельник особенность службы составляет прославление бесплотных Сил, и потому прокимен положен следующий: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103: 4). Господь сотворил Ангелов Своих быстротечными, как ветры (духи), готовыми с быстротой ветра являться повсюду по слову Творца для исполнения Его повелений, и вместе светлыми и грозными, как пламень огня. Стих за прокимном: Благослови душе моя Господа. Господи, Боже мой, возвеличился еси зело.

Во вторник совершается служба в честь величайшего из праведников, святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, поэтому прокимен положен следующий: Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него (Пс. 63, 11), т.е. праведник от полноты благодарного сердца радуется перед Господом, услышавшим его молитву, и уверен, что Господь и впредь не оставит его Своей милостью. Стих: Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе. Этими словами выражается упование праведника на Господа.

В среду служба совершается в честь Честного и Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богоматери. Слова прокимна взяты из песни Богородицы: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. Стих: Яко призре на смирение рабы своея, се бо от ныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1, 46–48). Этими словами Дева Мария с сердечным восторгом славословит Господа, который из глубины внешнего уничижения (смирения) возвел Ее на такую высоту славы, что отныне все народы будут Ее ублажать, как Богоматерь.

В четверг служба в честь апостолов. Поэтому для прокимна и его стиха избраны слова из 18-го псалма, изображающие величие Божие, открывающееся в небесах и светилах небесных, но апостолом Павлом прилагаемые к апостолам, как светилам на тверди церковной. Вот эти слова: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь39.

В пятницу служба Честному и Животворящему Кресту Господню. Поэтому Церковь словами прокимна: Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его, яко свято есть (Пс. 98, 5), призывает нас поклоняться Распятому на Кресте с таким же благоговением, с каким израильтяне поклонялись перед ковчегом завета, который назывался подножием ног Божиих. Стих: Господь воцарился, да (пусть) трепещут народы (Пс. 98, 1). Иудеи не восхотели иметь духовным царем Христа Спасителя и пригвоздили Его ко Кресту; но Крест послужил Ему путем к царственной славе. Пусть продолжают злобствовать (да гневаются) на Него враги Его: их злоба Ему не страшна40 .

В субботу служба всем святым, достигшим упокоения в Господе и радующимся пред Лицем Его. Поэтому прокимен: Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии (Пс. 31, 11). Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония, и их же прикрышася греси.

В воскресный день совершается служба во славу Воскресшего Господа. Прокимны изменяются по гласам и в той или иной степени отражают празднуемое событие воскресения Христова.

1-й глас. Прокимен: Буди милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс. 32, 22). Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. «С радостью прославляйте Господа, истинные Его почитатели: кому, как не вам, прославлять Его? Только ваши хвалы и жертвы угодны Ему, тогда как молитва нечестивых возбуждает в Нем отвращение. Уклоняяй ухо свое не послушати закона, сам молитву свою омерзил (Притч. 28, 9). Их всесожжения, их кадило, их празднования, их посты ненугодны Господу (Ис. 1, 11–14)». Итак, празднующие воскресение Христово предостерегаются псаломским стихом, следующим за прокимном, от празднования неугодного Богу.

2-й глас. Прокимен: Kрепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение (Пс. 117, 14). Стих: Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Эти слова прокимна и стиха Церковь влагает в уста Самого воскресшего Христа, который прославляет Бога Отца за спасение от смерти, претерпенной Им в наказание не за Свои грехи, – ибо Он безгрешен, – а за грехи людей.

3-й глас. Прокимен: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте (Пс. 46, 7). Стих: Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Теми и другими словами весьма благоприлично выражается радость о воскресении Христа, спасительном для всех народов, и о Его благотворной для всех царственной власти, достигнутой Им по Своему человечеству через воскресение.

4-й глас. Прокимен: Яко возвеличишася дела Твоя Господи! Вся премудростию сотворил еси (Пс. 103, 2). Стих: Благослови душе моя Господа, Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Псалмопевец в обоих стихах изливает чувства изумления и благоговения перед мудрым, всеблагим и всемогущим Творцом мира. Но те же слова пригодны для выражения нашей благоговейной радости о нашем воссоздании через воскресение Христово.

5-й глас. Прокимен: Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век (Пс. 11, 8). «Сохрани нас Господи в безопасности от нечестивых и злонамеренных людей современного нам и грядущих (во век) поколений». Стих: Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный. «Не стало праведных и честных людей». Празднующие день воскресения Христова могут употреблять оба псаломские стиха в следующем смысле: «Как Сам Ты, Господи, воскресением Твоим восторжествовал над кознями врагов Твоих, так и нас Твоей всемогущей силой избавь от погибели, угрожающей нам от искушений со стороны мира сего».

6-й глас. Прокимен: Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое (Пс. 27, 9). В Ветхом Завете достоянием (наследием, уделом) Божиим были евреи, отделенные от всех народов на служение Ему. В Новом Завете достояние Божие суть христиане, искупленные Кровию Христовою. Стих: K Тебе, Господи, воззову: Боже мой, да не премолчиши от Мене. «Не будь безмолвен для меня, отзовись милостиво на мою мольбу о том, чтобы мне (как далее говорится в псалме) не сравняться с отходящими в могилу». Подобно этому Христос Спаситель молил Бога Отца, да не оставит души Его в аде, в области смерти, вместе со всеми земнородными.

7-й глас. Прокимен: Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит людей Своих миром (Пс. 28, 11). В применении к воскресению Христову слово миром напоминает тот мир, который Христос преподал Своим ученикам, явившись им после Своего воскресения. Стих: Принесите Господеви, сынове Божии, принеси те Господеви сыны овни. Этим стихом сыны Израилевы приглашаются принести Богу вещественную жертву из овнов, в знак благоговения перед явлением Его всемогущества и благости в видимой природе; а сыны Божии во Христе Иисусе – жертву духовную, жертву хвалы, как проявившему Свою Божественную славу в воскресении из мертвых.

8-й глас. Прокимен: Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему (Пс. 75, 12). «Возносите к Богу мольбы о ниспослании милостей, а за полученные милости воздавайте Ему благодарностью». Стих: Ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его. Истинный Бог, не оставляющий Себя сокрытым для всех народов, даже неведующих Его, преимущественно открывает Свою славу перед Его почитателями: в Ветхом Завете – израильтянам, в Новом Завете – христианам. Особенно ведом Он последним во Христе Иисусе, оживотворившем нас через Свое воскресение из мертвых.

Прокимны Апостола

В прокимнах Апостола еще больше заметна применимость к свойству праздника, чем в прокимнах дня к особенностям дневных служб. Представим два примера.

В воскресенье Ваий прокимен: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам (Пс. 117, 26–27). О применимости к празднику этих псаломских слов достаточно сказать, что ими народ приветствовал Иисуса Христа, входившего на осляти в Иерусалим. Народ этими словами приветствовал Его как своего вождя, от которого ожидал победы над внешними врагами; а мы обращаемся к Нему с тем же приветствием, как победителю смерти41. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. «Славьте Господа за Его милости в прошлом, настоящем и будущем».

В праздник Вознесения Господня прокимен: Вознесися на Небеса Боже, и по всей земле слава Твоя (Пс. 56, 6). Слава Божия состоит и в защите угнетенных (Ис. 65, 5). Псалмопевец просит Бога, чтобы Он показал эту славу перед лицом неба и земли, спасая его и подобных ему от врагов. Словами псалмопевца и мы просим вознесшегося на небо, сидящего одесную Бога Отца, нашего Спасителя, чтобы Он не переставал с высоты Своей святости защищать основанную Им Церковь от ее врагов и в торжестве над ними являть Свою славу. Стих: Готово сердце мое Боже, готово сердце мое, воспой и пой во славе моей. «Уверенность в Твоем, Господи, покровительстве делает мое сердце твердым и мужественным в борьбе с моими врагами, так что в виду их я готов весело петь перед Тобой и прославлять Тебя псалтирью и гуслями».

* * *

39

Эти же слова входят в состав антифонов Шестидесятницы (см. выше).

40

См. об этих же псаломских стихах выше: об антифонах.

41

Более обстоятельное изъяснение этих слов см. выше в статье о малом входе.


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle