У Господа все, не исключая бед и скорбей, все премудро устроено и все служит к нашему спасению и блаженству
17 (30) ноября
(Память преп. отца нашего Никона, ученика блаженного Сергия игумена нового чудотворца)
Когда нас постигают горе и несчастия, особенно тяжкие, тогда мы, большею частью, теряем веру, ропщем, жалуемся и говорим: «За что я терплю такие скорби? Зачем Господь попускает на меня оныя? За что меня наказывает? Где правда, где милосердие?» Так вопием мы обыкновенно во время скорбей, но вопием напрасно; ибо у Бога все, не исключая бед и скорбей, все премудро устроено и все служит к нашему спасению и к нашему блаженству. Это мы докажем вам, братие, и словом вселенского учителя и примером.
Св. Златоуст говорит: «Повелел Фараон бросать в реку младенцев; но если бы этого не было, то не был бы сохранен Моисей и в царских палатах не был бы воспитан. И когда он жил в роскоши – не был в почете, а когда был изгнан – в чести стал.... Некогда грозил ему еврей и говорил: «Не хочешь ли ты меня убить?» И это было ему на пользу, ибо вело его к тому, чтобы зреть в пустыне видение.... и стать после того известным. И чем более восставали против него Иудеи, тем более, чрез это, он прославлялся. Так же было и с Аароном; и когда восстали против него, тем более принесли ему славы. После этого и первосвященническая возложена на него одежда и кидар (род митры) на голову его и прочее все по достоинству его, чтобы не сомневались более в его Божественном избрании. Три отрока были брошены в печь и сего ради прославлены. Даниил ввержен в ров и, по выходе из него, стал славнейшим. Итак, видишь ли? великие напасти и здесь служат на пользу, не говоря уже о жизни будущей... Поэтому да не негодуем, но радуемся в печалях; ибо они суть врачевства, полезные в наших ранах, и хотя, с одной стороны, горьки, зато с другой – сладки... Будем благодарны Богу и за скорби, ибо не без рассуждения Он попускает оныя, но соделывая чрез них полезное душам нашим (Пролог Авг. 7). Так говорит о пользе скорбей св. Златоуст. Посмотрим теперь, что скажет нам о сем пример.
Однажды, в непродолжительном времени по кончине преподобного Сергия, к Троицкой лавре подступил со своими полчищами беззаконный татарский царь Елдегий. Иноки ужаснулись. Бывший в то время игуменом монастыря преподобный Никон также был в великой скорби и день и ночь молился Богу об избавлении от врагов. И вот раз, после всенощной молитвы, он заснул. Во сне он увидел преподобного Сергия с двумя святителями Московскими, Петром и Алексием, и преподобный Сергий сказал ему: «Что делается, то делается по неисповедимым судьбам Промысла Божия. Ты же, чадо, о нашествии Елдегия не скорби, ибо после него обитель еще более распространится». После сего явившиеся благословили Никона и стали невидимы. Как сказал преподобный Сергий, так и случилось. Правда, варвары сожгли обитель; но чем же кончилось? В самом скором времени, по уходе их, явились снова церковь, трапеза и келлии, затем еще церковь каменная, роскошно украшенная, а впоследствии и еще соборы и церкви, и монастырь Троицкий занял едва ли не первенствующее место между всеми монастырями нашего отечества.
Итак, братие, после всего сказанного, вы должны согласиться с нами в том, что у Бога все, не исключая даже бед и скорбей, все премудро устроено и все служит к нашему спасению и к нашему блаженству. Что говорит св. Златоуст? Говорит, что «не без премудрости Бог посылает нам скорби, но соделывая чрез них полезное душам нашим. Что показал пример? Показал, что из несчастия соделывается счастье и из беды веселье. А ввиду всего этого, когда придут к нам несчастие или скорбь, не будем приходить в уныние, не станем малодушествовать, не станем роптать, не станем жаловаться, не станем отчаиваться, а сейчас же представим себе то, что есть над нами Бог, любящий нас более, чем всякий из земных отцов любит своих детей, Бог всевидящий и всемогущий, Бог, Который никогда не попустит искуситься нам более, чем можем, и всегда готовый помочь нам, спасти нас, защитить, сохранить и от бед избавить. Будем же в скорбях и бедах прежде всего представлять себе это и за тем сейчас же к Нему – Богу, помощнику нашему в скорбях – и прибегать. И Он, Милосердый, конечно, услышит молитву нашу и пошлет нам Свою благодатную силу, которая даст душам нашим в скорбях терпение и великодушие, или и совсем от всех бед и скорбей избавит нас. Аминь.