Против кощунства
20 октября (2 ноября)
(Повесть о чудесах св. великомученика Артемия)
Третья заповедь Божия: «Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе», запрещая грехи богохуления, ложной клятвы, клятвопреступления, нарушения обетов, данных Богу, божбы, ропота на Бога, невнимательности в молитве, запрещает вместе с тем и грех кощунства, т.е. когда священные предметы обращаются в шутку и поругание. Этот грех – один из самых распространенных между христианами. Сколько ныне найдется людей, которые с какою-то злобою глумятся над предметами веры и Церкви! Так глумятся и посмеиваются над ними многие из людей так называемых образованных, вовсе не желающих знать Бога; посмеиваются многие из раскольников, особенно, например, над новоявленными угодниками и многоцелебными их мощами; посмеиваются, наконец, и многие из совершенных невежд, не ведущих и не желающих ведать истины веры Христовой. А легкие шутки над предметами священными в обыкновенных разговорах слышатся повсюду и не встречают отпора даже со стороны благочестивых людей. Братие, нужно ли говорить, что за грех кощунства виновные дорого поплатятся в жизни будущей? Вы сами знаете, что Бог поругаем не бывает. Но я скажу вам, что кощунники не остаются без наказания и в жизни настоящей. Выслушайте нечто по этому поводу из повести о чудесах св. великомученика Артемия.
Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к св. великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути с ним встретился один из знакомых его и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» «Иду помолиться св. Артемию», – был ответ. Встретивший, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь». Шедший к великомученику не отвечал на насмешку и, совершивши при мощах святого молитву, пошел домой. Что же? На обратном пути его действительно постигает жестокая болезнь; он чувствует нестерпимую боль в теле – оно местами стало отекать, и он делается не в состоянии дойти к своему дому. Так как на пути стоял дом встретившегося ему и насмехавшегося над св. великомучеником друга, то он с величайшим трудом побрел туда и, пришедши, почувствовал, что болезнь его еще более усилилась. На него напало нечто вроде беснования; язык его онемел, и болезнь казалась смертельною. Однако через несколько времени он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась ему ради слов насмешника, сказал: «За что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга?» Тот же, с своей стороны, начал укорять больного и снова насмехаться, и между обоими дело дошло уже до явной ссоры, так что и из мимоходящих многие останавливались и спрашивали о причине ссоры. Больной передал им о своей встрече с другом на пути к св. Артемию и о его кощунстве и, сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но, о, ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который и начал кричать: «Увы мне! Горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и, прославив Бога и св. угодника, сказали: «Праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочие тобою да вразумлены будут не вменять в хулу и помехи чудеса, бывающая от Бога, святыми Его угодники».
О, вы, не ужасающиеся относиться с поруганием к великим делам Божиим и святых Его угодников! Смотрите, не пришлось бы и вам кричать еще в сей жизни когда-нибудь: «Увы мне! горе мне!» А что этого вы не минуете в будущей жизни, это несомненно; ибо верно слово Божие: горе вам, смеющиеся ныне, как восплачете и возрыдаете. Аминь.