До какого нравственного совершенства могут довести себя люди, отрешившиеся от мира
16 (29) июня
(Слово от Патерика. Прол. Июня 16)
Некоторые из святых Божиих людей, спасавшихся в пустынях, показывают нам собою изумительные примеры самоотречения и духовного совершенства. Кроме Бога, они никого и ничего не знали, Бог для них был все, и они жили лишь с Богом и в Боге. Все это видно, например, из следующего.
Преподобный Макарий Великий однажды, когда был на пути в гору Нитрийскую, был прошен старцами сказать им что-нибудь в их назидание. Макарий отвечал им: «Скажу вам вот что: я не был монахом, но монахов видел. Когда я был однажды в Скиту и сидел в своей келии, помысел говорил мне, чтобы я шел во внутреннюю пустыню. Сначала я думал, что этот помысел от бесов; но, потом, успокоившись, пошел. И вот пришел я к одному болоту, среди которого был остров, и звери пустынные подходили к этому болоту и пили из него. И увидел я с ними двух мужей, совершенно нагих, и устрашился, думая, что это духи. Но они, видя меня в страхе, сказали мне: «Не бойся, мы такие же люди, как и ты». Я спросил: «Откуда же вы пришли в эту пустыню?» «Мы монахи, – отвечали они, – но, согласившись, оставили монастырь, пришли сюда и живем здесь уже тридцать лет». Один из них был из Египта, а другой из Ливии. В свою очередь спросили и они меня: «Скажи нам, как стоит мир и что в нем делается?» Я сказал, а потом и еще спросил их: «Скажите мне, могу ли я быть монахом?» Они сказали: «Если человек не отречется от всего мирского, то монахом быть не может». Я сказал им: «Я немощен и жить, как вы, не могу». «А не можешь, – отвечали они, – так сиди в келии и плачь о своих грехах». Я еще спросил: «Когда бывает зима, не страдаете ли вы от холода? И когда бывает лето, не сгораете ли от зноя?» Они сказали: «Бог так нас устроил, что мы и зимою не знаем зимы, и летом не ощущаем зноя».
«Итак, братие, – заключил свою речь Макарий, – я не был монахом, но подлинно монахов видел».
Да, поистине монахов, и даже выше монахов, людей Макарий видел. Он видел земных ангелов и небесных человеков. Они всегда могли сказать с Апостолом: кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни Ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет ны разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8, 35–39).
Поэтому верно, что некоторые из святых Божиих людей, спасавшихся в пустынях, показывают нам изумительные примеры самоотречения и духовного совершенства. Но эти примеры особенно должны быть дороги для нас потому, что они наглядно показали нам то, что благодать Божия есть крепче, нежели самая сильная воля, и что любовь к Богу побеждает все. Будем помнить это. Аминь.