Не должно осуждать людей, свято живущих, за то, что они иногда не принимают нас или вообще не исполняют наших желаний
5 (18) февраля
(Слово от Патерика. Февр. 5)
К людям, известным святостью жизни, обыкновенно всегда собирается множество народа, который желает их видеть и получить от них наставление. Но понятно, что благочестно живущие не могут удовлетворить всех и некоторым в приеме отказывают. Тогда эти последние начинают обыкновенно роптать на не принявших их, осуждают и сами в скорби пребывают. Так, братие, относиться к людям праведным и осуждать их и роптать на них и в скорби пребывать из-за того, что они не приняли нас, не следует, ибо у них к непринятию нас могут быть свои причины – уважительные.
Однажды к преподобному Арсению пришла из Рима дева, дочь вельможи, весьма богатая, но вместе с сим и благочестивая и богобоязненная, желая видеть его. Чтобы скорее достигнуть своей цели и увидеть Арсения, она обратилась к архиепископу Феофилу и просила сказать о ней Арсению. Феофил сказал, но Арсений ее не принял. Тогда дева-вельможа воскликнула: «Хочу видеть его! ведь многие за пророка его почитают!» И с этими словами отправилась к преподобному. По смотрению Божию, устроилось так, что, когда она подходила к келии Арсения, он вышел из нее и дочь вельможи, увидев его, бросилась к ногам его. Преподобный поднял ее и с гневом сказал ей: «Ну, что ты? меня захотела видеть? Ну, смотри». Девица опустила глаза. Старец продолжал: «Ты слышала о делах моих: что же, их, что ли, хочешь видеть? Подумай, зачем тебе было так дерзко поступать? Ведь ты женщина: могла ли ты входить сюда? И вот теперь ты придешь домой и будешь хвалиться пред другими женами: я видела Арсения, я видела Арсения! И те поедут сюда, чтобы меня видеть». Дочь вельможи отвечала: «Не сделаю я этого, отче, только прошу тебя, помолись обо мне!» Преподобный сказал: «Да, я буду молиться о том, чтобы мне поскорее забыть тебя!» Слыша это, девица, скорбная и смущенная, оставила старца. Пришедши же домой, от печали она захворала. Архиепископ, узнавши о сем, пришел навестить ее и когда узнал о причине ее болезни, то сказал ей: «Ты забыла, что ты жена. А преподобный знал и помнил это, равно как и то, что через жен враг соблазняет и святых; а поэтому тебя и не принял. Но не скорби: он постоянно молится о тебе». Этими словами дочь вельможи весьма утешилась и с великою радостью благодарила архиепископа.
Так вот, значит, никогда не нужно скорбеть и роптать и в том случае, если какой-либо, известный своей святою жизнью, муж нас и не примет, и никогда не следует и осуждать его. Он ведь один, а нас у него тысячи. И он такой же, по составу своему, человек, как и мы. И понятно поэтому, что ему нужно отдать время и не одним нам. Кроме нас, ему нужно время и на молитву домашнюю, и на посещение храма Божия, и на другие житейские нужды, и, наконец, и на покой, и на отдых. Ведь он, повторяем, такой же человек, как и мы. А как сейчас видели из повествования, у него могут быть и другие, уже нравственные, причины к непринятию нас. Да еще, наконец, нужно заметить: всегда ли мы идем за делом к святым мужам? Не влекут ли нас к ним, кроме и целей благочестивых, еще и самолюбие, и суеверие, и праздное любопытство? Да, бывает и это. Аминь.