Источник

Диавол легко побеждает людей, преданных самомнению

9 (22) января

(Из слова о некоем монасе, иже бе влез в вертеп работати Господеви, и прельщен от дьявола, и паки сведен в монастырь спасеся)

Диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити, говорит слово Божие (1Петр. 5, 8). Ходит, ищет, и кого находит, поглощает. Кого же именно? Разумеется, прежде всего тех, которые всем существом работают миру и его похотям и, так сказать, сами падают в его пасть; а затем добычею его делаются люди, хотя и заботящиеся о своем спасении, но легкомысленные и воображающие, что они слишком высоко стоят на лестнице, ведущей к небу. Как погибельны бывают козни врага рода человеческого по отношению к сим последним, для примера возьмем следующий случай.

Один молодой инок, немного пожив в монастыре, стал проситься у игумена на житье в пустыню. Сколько опытный старец ни уговаривал его, чтобы не спешил приводить в исполнение свое намерение, инок оставался непреклонен, и старец уступил. Ушел инок в пустыню и, нашедши пещеру, поселился в ней. Начал упражняться в богомыслии, молитве, посте. Чего бы, кажется, лучше такой жизни? Но дьявол не дремал. Сначала он стал смущать его злыми помыслами; а когда это не помогло совратить инока с пути, начал действовать иначе. Преобразившись в ангела света, он явился неопытному подвижнику и сказал: «Знай, что ради твоей чистоты и доброго жития послал меня Господь служить тебе». – «Да что же я сделал такого, чтобы служили мне Ангелы?» – воскликнул изумленный монах. Бес отвечал: «Все, что ты сделал доселе, велико и высоко пред Богом. Ты оставил мир и сделался монахом; ты постоянно утруждаешь себя молитвами и Постом; ты даже в пустыню ушел. Как же Ангелам не служить тебе?» Задели за живое монаха эти слова бесовские, и стал он думать: «А что, ведь и в самом деле, должно быть, я велик и высок пред Богом!» Дьявол же, между тем, продолжал свое дело и все являлся ему, а чтобы скорее погубить его, к прежним козням присоединил новую. Некоторый человек, будучи окраден ворами, задумал спросить о своей покраже упомянутого инока. В это время дьявол, явившись последнему, сказал: «Человеку, который придет к тебе, укажи, что украденное у него лежит в таком-то месте». Обкраденный действительно пришел, и монах чрез указание покражу возвратил ему. За эту услугу человек тот прославил его по всей стране той, как пророка, и вот стало стекаться к монаху множество народа, и всем он предсказывал, и слава его повсюду распространялась. Наконец, дьявол окончательно задумал погубить его. Явившись ему снова, он сказал: «Знай, отче, что ради ангелоподобного и непорочного твоего жития скоро явятся к тебе другие ангелы и с телом возьмут тебя на небеса, и там будешь вечно царствовать со всеми святыми». Услыхав это, инок смутился и, чрез приносившего к нему пищу брата, попросил к себе на совет игумена. Сей не замедлил прийти. «Ах! – увидавши его, воскликнул прельщенный, – чем я заплачу тебе, отче, за все, что ты сделал для меня?» «Да, что ж я сделал для тебя?» – спросил игумен. «Да как же, – отвечал монах, – чрез тебя я сподобился принять ангельский образ, ради тебя получил пророческий дар; ради тебя вижу ангелов и завтра чрез них имею быть вознесенным на небеса!» Из себя вышел старец, выслушав бредни прельщенного, и, строго укорив его, в заключение сказал: «Не выйду же от тебя дотоле, пока сам своими глазами не увижу того, что готовится тебе». И, затворившись, остался с иноком в вертепе. Наступил час исполнения дьявольского обещания, и инок, увидавши бесов, воскликнул: «Вот, отче, пришли!» Тогда игумен, охвативши его рукою, сказал: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги сему прельстившемуся рабу и не предай его нечистым бесам в обладание!» Бесы окружили прельщенного и старались вырвать его из рук старца; но последний запретил им, и они, не имея возможности взять того, кто был почти совсем уже в их руках, схватили его мантию и скрылись. Когда через несколько времени похищенная мантия слетела сверху и пала на землю, старец сказал иноку: «Видишь ли, безумный, что сделали бесы с твоей мантией? Ведь точно так же они хотели поступить и с тобой, и ты бы зле предал им окаянную свою душу». Затем он снова взял его в монастырь, заставил служить в пекарне и поварне и участвовать в прочих службах монастырских, и этим, смирив его помыслы, спас его.

Научитесь отсюда, братие, искать Царства Небесного путем смирения, терпения и послушания; оставьте затем суетное желание искать чудес; не думайте, что непременно удостоитесь их; и, наконец, не забывайте, что дьявол ни за кем так не следит и ни над кем так не ругается, как над людьми, хотя ищущими спасения, но легкомысленными и зараженными духовною самонадеянностью. Аминь.


Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с.

Комментарии для сайта Cackle