Не должно на исповеди скрывать своих грехов
5 (18) января
(Поучение перед Крещением Господним)
Иные по неверию, другие по маловерию, третьи из-за ложного страха, четвертые из-за ложного стыда скрывают на исповеди свои грехи и думают, что это ничего. Но это вовсе не ничего. Господь прощает только тех, которые приступают к исповеди с сокрушением сердца и исповедуются во всех грехах без исключения; а тех, которые скрывают их, осуждает, как и говорит священник пред исповедью кающемуся: «аще ли что скрыеши от Мене, сугуб грех имаши». Поэтому, братие, будьте откровенны на исповеди и ничего не скрывайте. И тогда только Господь простит вас.
Слово церковное «перед Крещением Господним» по этому делу учит так: имея милостивого Владыку, не будем ленивы повседневно молиться Ему о прощении всех грехов наших, которые мы соделали или в пьянстве, или во лжи, или в лакомствах и хищениях. Обо всем том придется отвечать всем нам – и рабу, и свободному, и богатому, и убогому – на Страшном Суде Христовом, где нет лицеприятия. Никто из нас там друг другу не поможет: ни отец сыну, ни мать дочери, ни брат брату, ни раб господину; но каждого из нас собственные его дела или оправдают, или осудят. Поэтому, братие, не будем утаивать на исповеди грехов наших, но, открывая их пред отцом духовным, покаемся в них чистым сердцем. Ибо, если иначе, когда утаим их здесь, то доставим радость врагу нашему дьяволу. А если исповедуемся в них искренно, то плач нанесем врагу, а Богу доставим радость. Ведь Сам Господь сказал, что радость на небесах бывает более об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, которые не имеют нужды в покаянии. А мы вот, братие, и однажды не хотим в грехе покаяться, и до смерти в нем живем, прилагая к нему и другие грехи. Опомнимся же, и от грехов чрез покаяние очистимся и к Богу возопием: «Владыко, согрешили мы на небо и пред Тобою и недостойны называться сынами Твоими! Сотвори нас, как единого от наемников Твоих, и прости нам согрешения наши!»
Так учит нас слово церковное и учит, как видите, быть откровенными на исповеди и не скрывать на оной наших грехов. Да, так, конечно, и должно быть непременно. Как скрывать грехи, когда Господь ведает даже и сущая во тьме (Дан. 2, 22); как скрывать, когда очи Господни на всяком месте смотряют злые же и благия (Притч. 15, 3)? Как скрывать, когда очи Его назирают всю землю (2Пар. 16, 9). И Он всеведущ! Нет, братие, от Бога не уйдешь и ничего не скроешь. Вся нага и объявлена пред очима Его, говорит Апостол (Евр. 4, 13). Не будем же лжецами пред Ним, а пойдем к Нему, как дети, ищущие у Него, как у отца, прощения, с полною откровенностью, с полным сознанием своей греховности, сокрушением сердца и смирением. И тогда Он примет покаяние наше. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Печаль бо яже по Бозе, покаяние нераскаянно (т.е. неизменное) во спасение соделовает (2Кор. 7, 10). Аминь.