Источник

Глава II. Молитва во еже знаменати отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего

§1. Знамением креста младенец приводится к оглашению

Назнаменати отроча. Назнаменание, под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы, по некотором времени, преподать ему благодать крещения. Ибо оглашенные всегда присоединяемы были к церкви и приготовляемы к крещению слушанием слова Божия и крестным знамением. В сем смысле Августин тех же самых оглашенных увещевает (в книге о Символе, гл. 1): «приимите вы, имеющие печать веры, слово Божие, как сродную вам пищу. Чрез него Сам Господь соделает вам приращение. Ибо вы не отрождены еще святым крещением, но только еще зачаты знамением креста во чреве св. матери церкви».

Сила и преимущество крестного знамения

Тот же Августин (книга 1 исповедания, в гл. 11) свидетельствует, что и младенцы, только что происшедшие на свет, тотчас после своего рождения назнаменуемы были крестом, как говорит он это о себе самом: «назнаменан был уже я знамением креста и растворен солию (христианского учения) еще от самого чрева своей матери». Силу и преимущество такового назнаменания объясняет тот же писатель (в тракт. 11 на Иоанна): «оглашенные имеют на челе знамение креста: следовательно они принадлежат уже к великому дому (Божию) и из рабов становятся свободными».

§2. Младенцы приемлют имя в осьмый день

Приемлюще имя в осьмый день. Новорожденные младенцы нередко скоро умирают. Посему греческие язычники давали имена новорожденным не ранее седьмого дня. Аристотель (в истории о животн., кн. 8) говорит: «многие младенцы умирают прежде седьмого дня; посему новорожденным младенцам дают имена только тогда, когда возымеют более надежды на продолжение их жизни». Афиняне ожидали для этого девятого дня. Тот же день для наречения имени младенцам назначили и римляне; отчего у них девятодневная или празднуемая в девятый день после рождения богиня называлась Nundina, и самый тот девятый день почитался светлым (Lustricus) и знаменитым праздником, установленным для очищения младенцев мужеского пола; а для младенцев женского пола назначали осьмый день. Но высочайший из всех Законодатель Бог избрал в Ветхом Завете осьмый день для очищения еврейских младенцев (мужеского пола) от первородного греха отнятием крайней плоти по обряду обрезания и для наречения имени. В осьмый день и Сам Христос, Спаситель наш, восприемля имя Своего Лица и звания, благоволил запечатлеть Себя знамением обрезания и принять имя. Отсюда и христиане, воспоминая это первое священное таинство и залог нашего искупления, взяли пример в сей же осьмый день назнаменовать своих младенцев и по наречении имени считать их в числе живущих. Симеон Солунский (в гл. 59) говорит: «в осьмый день приносится младенец к Богу, – и пред дверьми храма, ибо он не освящен еще крещением, – иерей запечатлевает его на челе, устах и персях, и священною молитвою дает ему имя, какого пожелали бы родители; с этим именем он и крещается. Так это было и с Господом: ибо, быв обрезан в осьмый день, Он был наречен Иисусом. Мы обрезания не имеем, ибо Спаситель вместо нас исполнил требование закона и избавил нас от работы законныя. Нам даровал Он обрезание иное, во всем естестве, то есть Божественное крещение, которое не плоть обрезывает, но отъемлет грех».

Знаменования осьмого дня

Тот же писатель объясняет потом таинственный смысл и значение осьмого дня в особенности: «в осьмый день иудеи совершали обрезание; а теперь мы – верные – принимаем в этот день имя, так как осьмый день знаменует обновление. Ибо когда окончится седьмый день, далее которого не простирается счет дней недели в этой жизни, совершающей свой круг по седмицам, – с осьмого снова начинается счет, что служит знамением воскресения и предызображением жизни вечной. Ибо в осьмый день и Господь воскрес и мы чаем последнего дня вечной жизни, которая будет уже бесконечна, как мы научены. Так в этот-то осьмый день обрезывались иудеи в мужеском только поле, как несовершенные, приемля печать на члене сластном, – с одной стороны, также предвозвещая воскресение по окончании седмицы здешнего века, а с другой, самым обрезанием знаменуя, что похоть плоти некогда прекратится и настанет жизнь нетленная, – хотя они и не разумели этого вполне и не помышляли об истинном обрезании – отложении греха, что совершается во святом крещении, которое внушает, что все существо человеческое будет некогда нетленно и цело и ни в чем невредимо; между тем как тот, кто обрезывается, портит тело и уже не сохраняет своей природы в целости. И так как мы рождаемся не бесстрастно, то это рождение от похоти нам оставлено. Но чрез крещение даруется нам рождение не от похоти плотской, и не от похоти мужеской, но от Бога, то есть возрождение банею пакибытия; почему и имя получает младенец в осьмый день подобно Спасителю, нареченному спасительным именем: Иисус». Получив таким образом в осьмый день имя, младенец в то же время предается церкви и причисляется к лику оглашенных. Подобное учение об осьмом дне смотри ниже.

§3. Знамением креста знаменуются чело, уста и перси

Знаменует его чело, уста и перси. Крестным знамением знаменуются различные члены младенца. Симеон Солунский (в гл. 59) говорит: «знаменует (иерей) младенца на челе ради ума; на устах ради слова и дыхания, и на сердце ради жизненной силы, да пребывает он под благодатным охранением до спасительного крещения». И в другом месте (в гл. 60): «будучи запечатлен и приняв священную молитву, как принесенный Господу, и будучи знаменан крестом на челе, как сказал я, ради ума, на устах ради слова и на сердце ради жизненных сил, вместе с возложением на него имени вписанный в книгу вечную (младенец) возвращается матери». Посему и церковь в последующей молитве во утверждение образа крестного знамения на челе и устах молит: «да знаменуется свет лица Твоего на рабе Твоем сем»; для утверждения образа крестного знамения на персях молит: «да знаменуется крест в сердце его и в помышлении его»; для утверждения дарованного ему имени просит: «даждь, Господи, неотречену пребыти имени Твоему Святому на нем».

§4. Знамение креста есть печать

И сохранив печать нерушиму. Знамение креста, сообщаемое душе верующего при крещении, у св. Григория Назианзина (в сл. 40) и у св. Василия Великого (в кн. 3, против Евномия) именуется печатию; равным образом знамение того же креста, полагаемое на оглашенных и на младенцев новорожденных, также называется печатию. В этой молитве церковь умоляет Бога, дабы Он сохранил ту и другую печать нерушимо.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle