Источник

Глава XV. Последование малого освящения водыГлава XVII. Последование в одеяние рясы и камилавки

Часть четвертая. О молитвах и последованиях, содержащихся в требнике

Глава XVI. Последование великого освящения святых Богоявлений

§1. Великое водоосвящение совершается в день Богоявления и для крещающихся

По сему последованию, с большим обрядом, чем в малом водоосвящении, освящается вода сначала в навечерии Богоявления Господня, а потом – во второй раз – и в самый праздник, после литургии. Первую употребляют для раздаяния народу – в питие и окропление домов; вторая – освященная в самый праздник после литургии, с великим благоговением сохраняется в церкви в продолжение всего года и употребляется для причащения кающихся, состоящих под запрещением, и для освящения новых икон и других вещей, имеющих священное употребление или оскверненных чем-либо нечистым. Сверх сего, в навечерии того же праздника Богоявления Господня, освящалась вода великим освящением и для крещения оглашенных. Св. Григорий Назианзин (в сл. 39) в день просвещения говорит: «время возрождения, да родимся свыше! время воссоздания: облечемся в первого Адама, да не пребудем тем, чем теперь, но чем были, да будем!» – В следующем (40) слове говорит: «итак, спогребемся Христу в крещении, да с Ним и совосстанем; – низойдем с Ним, да с Ним и воздвижемся, взойдем с Ним, да с Ним и прославимся». И ниже: «ты извиняешься и тем и другим и представляешь многие извинения во грехах своих, говоря: жду дня светов (т.е. Богоявления); для меня честнее Пасха; подожду Пятидесятницы; лучше просветиться вместе со Христом; лучше вместе со Христом воскреснуть в воскресный день; хочу почтить пришествие Духа» и т. д. Та же вода (т.е. освященная последованием великого освящения), кроме потребности крещающихся, освящаема была в день Богоявления Господня и для воспоминания крещения Христова. Св. Златоуст в беседе на день того же Богоявления говорит: «почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот в который крестился? – Потому что в этот день освятились воды. И явственное бывает чудо (над освященною в сей день водою): она не повреждается в своем естестве продолжением времени, но почерпнутая сего дня вода в течение целого года, часто в продолжение двух и даже трех лет, пребывает в своем неповрежденном цвете и после столь долгого времени равняется воде, только что почерпнутой из источников».

§2. Литургия в навечерии

По еже рещи священнику заамвонную молитву. Великое водоосвящение в навечерии бывает по прочтении заамвонной молитвы после литургии, которая по причине поста пред Богоявлением, совершается также вечером. А если навечерие сего праздника случится в субботу или в день воскресный: то для чести сих дней литургия совершается не вечером, но в свое время и пост отчасти разрешается, но тогда водоосвящение исполняется уже не на литургии, бываемой поутру, и не по заамвонной молитве, но в вечеру, после великой вечерни. Матфей Властарь (под буквою К, в гл. 37) пишет: «Феофил Александрийский по случаю стечения праздника святых Богоявлений, в который мы обыкновенно постимся до вечера, со днем воскресным, повелевает отдавать каждому празднику подобающее. Ибо, он говорит, что и долг и обычай обязуют нас чествовать всякий воскресный день и торжествовать оный: потому что Господь наш Иисус Христос даровал нам в этот день воскресение из мертвых. Почему и в Священном Писании он назван первым (днем), как начало нашей бессмертной жизни, и осьмым, как день, превосходящий иудейскую субботу. Но если день этот, в который случился праздник Богоявления, будет постный, то употребим искусство – сохранить честь и святость того и другого праздника: вкусив немного фиников – после литургии, мы уклонимся и от тех ересей, которые не почитают дня воскресного, и вместе отдадим должное дню постному, ожидая вечернего собрания и богослужения, которое совершается здесь от девятого (третьего по полудни) часа». Во все прочие и простые дни – не только пред Рождеством, пред Богоявлением и пред Светлым Воскресением Христовым в субботу, но и в самый праздник Благовещения и в самый Четверток великий, литургии всегда переносятся на вечер. Матфей Властарь (под буквою Т, в гл. 5) всю причину сего перенесения литургии на вечер приписывает сокровенным таинствам, совершившимся в эти дни и вновь открывшимся для нас не во дни, но в нощи и как бы в некоем примраке. Он говорит: «во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются оные таинства, сокрытые во глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание, – так впрочем, что из такового начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к Божественной любви. Но как скоро явился совершенный и полный свет на земли человекам как бы в вечеру, то есть в конце веков: тогда, как говорят, течение законного века окончилось, а восприяло свое начало сияние нового завета и стало разгонять мрачные тени многобожия, которые сеновный закон долженствовал терпеть (сносить) столь долгое время. Почему Спаситель сообщил оное Таинство (причащения) ученикам, имеющим в то время принять, а в последствии – совершать оное, не во дни, но в глубокий вечер Великого четвертка, возбуждая их к священным подвигам, равно увещевая их удаляться от порока с совершенным спокойствием духа и с твердым намерением во глубине сердца, а не пред очами других: ибо в новоблагодатной церкви надлежало быть лучшим делам, нежели каковы были по ветхому завету. Посему хотя в прочие дни года совершается Божественное священнодействие, – сколько нам дозволяется знать, – в третий час дня (девятый по полуночи): однако в показанные знаменитые праздники, – и только в одни эти праздники, – по установлению св. отцев, сохраняется вечернее время. Ибо св. отцы обыкли почасту переменять служение Божественного священнодействия, чтобы посредством такового разнообразия снисходительно открывать нам непостижимость таинств и чудным образом показывать путь к единому, неизреченному и верховному познанию. Впрочем и исторически известно, что Пресвятая Дева в нощи родила Господа, как явствует из слов евангелиста: и пастырие беху стрегуще стражу нощную (Лк.2:8). Также во время ночи крестился и Господь от Иоанна, дабы Дух Божий, сходящий на Него в виде голубине, озаряя ночь довольным светом и поражая людей необычайным зрелищем, склонил их к познанию Бога Спасителя свидетельством Своего сошествия. Сверх того в нощи Господь преподал Тайную вечерю ученикам; в нощи совершилось спасительное Его воскресение; в нощи же наконец и Пресвятая Дева Мария приняла дивное приветствие и благовестие от архангела Гавриила».

§3. Многолетствие в навечерие Богоявления

Дондеже освятятся вся братия. По окончании водоосвящения в навечерии Богоявления предстоящие многолетствуют, то есть изъявляют взаимно друг другу желание многих лет. Несмотря на то, что – по прошествии уже одного или двух часов после вечера – темная и мрачная ночь покрывает небо облаками и тьмою, они желают взаимно друг другу не доброй ночи, по обыкновению (да отъидет от пресветлого праздника эта густая тьма), но торжественно приветствуют друг друга с добрым днем и с добрым утром, как бы уже настал день: потому что праздник уже настал и заря нового завета начала прогонять тьму ветхого многобожия. В то же время они именуют себя и просвещенными, – по причине окропления и причащения своего священною водою: ибо когда священник окропляет их настоящею освященною водою, тогда они веруют и говорят, что он их освящает или просвещает.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle