Источник

Глава VIII. Божественная литургия иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

Слово: «вместообразная» – имеет три значения

И предложше вместообразная. Изобразительные псалмы и все антифоны, поемые в начале литургии, изображают пришествие Христово в мир, о чем сказано было в изъяснении литургии Златоустого, и суть образы древнего закона, тени и подобия таинств новой благодати, сбывшихся в свое время. Вместообразное же есть, во-первых, то, что полагается вместо тех образов, теней и подобий. Ибо как истина, пришедшая в мир, уничтожает образы, тени и подобия, и сама начинает сиять или быть вместообразною: то в сем смысле и настоящие Святые Дары, то есть истинное Тело и Кровь Христова, прообразуемые в древнем законе тысячью образов и теней, и предсказанные праотцами, поступают, как свет, на место теней, а поэтому отцами святыми и называются вместообразными. Во-вторых: так как Святые Дары, в литургии Василия Великого, именуются вместообразными здесь, то есть прежде освящения и пресуществления в Тело и Кровь Христову нашествием Святого Духа (как выше сказано в гл. 7, §84), то и суть вместообразные только в это время, до освящения их, а после освящения и пресуществления Дары уже суть самое Тело и Кровь Христова. В-третьих: Дары и по освящении можно подобным образом назвать вместообразными: ибо они суть образ и залог вечной и блаженной пищи, которою имеем питаться на небесах; здесь они, питая в Таинстве душу пищею, обещают тем самым, что мы получим самым делом обильнейшее насыщение на небесах. В сем смысле Амвросий (в книге I, главе 78, о должностях) говорит: сень в законе, образ в Евангелии, истина на небе. Максим, толкователь святого Дионисия, пишет: Святые Дары суть знамения горних и истиннейших (Даров). Дамаскин (в книге 4, гл. 13) говорит: «вместообразными будущих называются Дары не потому, чтобы были не истинное Тело и Кровь Христова, но потому, что ныне причащаемся Христова Божества чрез них, а тогда мысленно чрез самое уже зрение». О сем последнем мнении смотри подобное в чине литургии (§3, о тайнодействии).


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle