Источник

Глава XII. О святых иконахГлава I. Последование вечерни

Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих

Глава XIII. О непрестанной молитве, о числе и времени служб церковных

§1. Всякому и во всякое время необходимо молиться

К непрестанному молению обязуют нас писания пророческие и евангельские. Пророк Давид говорит: благословлю Господа на всякое время (Пс.33). Божественный Павел учит: непрестанно молитеся, о всем благодарите (1Сол.5). Но особенно Спаситель нам повелевает: бдите убо на всяко время молящеся (Лк.21). Посему всякий благочестивый христианин, следуя такому учению Священного Писания, должен творить молитву умом и языком во всякое время, стоя и ходя, и должен принуждать себя к этому: ибо он приобретет тогда величайшую тишину и радость, как это опытом узнали испытавшие. Хотя эта обязанность касается более монахов, а не людей, живущих в обществе: но долг непрестанно молиться лежит на всех; как особам священным и монашествующим, так и сущим в мире по мере сил должно приобрести навык к непрестанной молитве. Монашествующие, как на сие обрекшие себя, имеют непременный к этому долг; равным образом и лица, служащие церкви, должны принуждать себя к непрестанной молитве Богу. И хотя бы подверглись искушениям и смятению ума; но дабы не быть уловленными от врага, должно обращаться к молитве и радоваться, обращаясь к ней. Священные лица преимущественно должны радеть о сем деле, так как они носят на себе звание апостольское, совершают все Божественные таинства, и на себе являют любовь Христову. Миряне же должны по мере сил совершать непрестанную молитву, как печать и знамение своей веры, как святыню, как убежище и прогнание всякого искушения. И так всем как посвященным, так и живущим в мире и монахам следует, воставше от сна, памятовать о Христе, и это воспоминание Бога должно прежде всякой мысли принести, как спасительную жертву, Господу, спасшему и толико возлюбившему нас. Сверх того мы есмы и называемся христианами, облечены в Него Божественным крещением, запечатлены Его миром, причастились и причащаемся Его Плоти и Крови, мы члены Его и храм, и Сам Он обитает в нас. А потому должны любить и помнить Его всегда.

§2. Молитва превосходнее других добродетелей

Молитва, соединенная с любовию и верою, более других добродетелей приводит людей к Богу. Ибо всякое доброе дело, как то: милостыню, служение братии, посещение немощных, попечение о заключенных в темнице, выкуп пленных и другие добродетели человек делает из любви к своим ближним, и они приближают его к Богу; или еще например: пост, землележание, коленопреклонение, бдение и прочие подвиги, предпринимаемые христианином ради чистоты и дабы приблизиться к Богу и быть в любви у Него, хотя хороши и бывают жертвою Богу, однако приближают к Нему не непосредственно. Одна только молитва приближает человека к Самому Богу, соединяет его с Ним, и делает его любезным Богу, и, молясь, он беседует с Богом, дерзает, просит и делает едино с Ним. Поэтому необходимо молиться немолчно и непрестанно, как молятся ангелы. Ибо Бог только того и хочет от нас, чтобы мы Его помнили, с Ним были, Его одного искали, любили и видели, так чтобы могли чисто и непосредственно принять дары Его. Но так как такую немолчную и непрестанную молитву нам, по немощи плоти нашей и ради нужд наших, невозможно в совершенстве исполнять, так что только немногие иногда имели такой Божий и равноангельный дар, то церковь, снисходя к потребности нашей в этом деле, как деле божественном, установила известные и определенные времена для молитвы, избрала некоторое число молений, к исполнению которых всякий верный непременно обязан.

§3. Служб дневных считается седмь

Всех отдельных церковных служб, совершаемых всякий день и ночь, кроме священной и Божественной литургии, считается седмь, по числу даров Св. Духа. Седмь же даров Св. Духа суть: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие и страх, как говорит пророк Исаия (Ис.11:2–3): и почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: исполнит Его Дух страха Божия. Почему и церковь, подражая этому седмеричному числу даров Духа Святого, – потому что молитвы эти совершаются при содействии Св. Духа, – имеет также седмь служб или молений, дневных и ночных, о чем смотри во 2 ч., гл. 1, §5. Все эти седмь молений или служб, обозначенные у Симеона Солунского (в гл. 298), так называются: 1) полунощница, 2) утреня вместе с первым часом, 3) третий час, 4) шестый час, 5) девятый час, 6) вечерня и 7) повечерие. О седмеричном числе молений пророк Давид говорит: седмерицею днем хвалих Тя, о судьбах правды Твоея (Пс.118). Здесь под днем разумеются целые сутки, или день и ночь вместе, как говорится в кн. Бытия: и бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт.1). О каждой из седми служб упоминает пр. Давид: о полунощнице: полунощи востах исповедатися Тебе, Господи (Пс.118); об утрени и первом часе: Боже, Боже мой, к Тебе утренюю (Пс.62); заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя (Пс.5); о третьем часе, шестом и о вечерне: вечер, заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой (Пс.54); и наконец, о повечерии: измыю на всяку нощь ложе мое и слезами моими постелю мою омочу (Пс.6).

§4. Содержание дневных служб

Всякая из служб церковных, совершаемая днем или ночью, имеет свое особенное содержание. Полунощница совершается, во 1-х, в подражание бдению ангелов и немолчному их хвалению; во 2-х, чтобы безмолвием и тишиною приготовить наш ум к Божественному славословию; в 3-х, в воспоминание востания Христова: ибо заутра рано во едину от суббот воста Христос, и в 4-х, в воспоминание второго будущего пришествия Христова, которое имеет быть в полуночи, и которого мы, все верные, должны ожидать, когда Господь воздвигнет нас от смерти, как бы от сна, и явится, как жених душ наших, среди ночи. Посему и должно нам бодрствовать. Утреня совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Приводящего свет, разрушившего тьму лести и подавшего нам свет благочестия. Потому с утренею соединяется и первый час, так как им начинается день, и он приносится вместе с утренею, как дар и жертва хваления Господу. Третий час поем в честь Троицы: 1) потому, что прошла четверть дня, 2) в третьем часу иудеи обвинили Спасителя нашего и положили Его убить и 3) в этом же часу на апостолов сошел Дух Святой, Которым просветились мы все, живущие во вселенной. Подобным образом и шестый час поем так же в честь Св. Троицы: 1) потому, что еще кончилась четверть дня, 2) потому, что шестой час – средина дня и 3) в шестом часу воплотившийся нас ради Христос Господь распят был на кресте, и тогда же тьма была по всей земле, и Спаситель пострадал плотию. Славословие девятого часа бывает по следующим причинам: 1-е, потому что приближается конец дня, и еще после шести прошли три часа, 2-е, в честь Троицы, так как девять часов троекратно указывают нам троичность лиц и 3-е, особенно потому, что в девятом часу распятый за нас Христос, возгласив, предал Богу Отцу Свою душу и соделался совершенною жертвою за людей. Тогда-то земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись, и, в знаменование общего нашего востания, многие телеса усопших святых востали. Ибо смертию Господнею умертвилась смерть и сущие во аде сделались свободными. Спаситель, предав Свою святую душу Отцу и распяв волею на кресте плоть Свою, освободил наши души от рук диавольских; а чрез воскресение Господа и наши телеса удостоились бессмертия. Итак, (в девятый час) мы благодарим Того, Который за нас умер плотию, Который, предав Свою душу, принес наши души Отцу и Который Своею смертию оживил нас. Вечерняя песнь, совершаемая в 12-м часу, то есть, по прошествии последних трех часов, после девятого, или в шестом часу по полудни, самым названием внушает, дабы мы славословили Создателя нашего за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, то есть конца дня. В это время мы благодарим Его за все то, что случилось с нами в прошедший день, то есть за нашу жизнь, пищу, мысли, слова и дела; и должны просить, дабы Он ниспослал нам ночь мирную, безгрешную и неблазненную, ночь, которая, как предзнаменование конца жизни нашей, предозначает нашу смерть. Наконец, повечерие совершается ради благодарения за начало ночи, за успокоение от трудов, предпринятых во время дня, и ради воспоминания смерти, которая некогда должна постигнуть нас. Ночь эта есть дар Божий как для человека, так и для всех прочих тварей; и потому мы молимся, дабы Христос Бог сподобил нам прейти эту ночь без опасения от губительных, злобных, темных и мрачных духов, и избавил нас от них. Итак, вот эти седмь служб, которые у Давида называются и седмью хвалениями. Для них в церковных уставах изложен порядок и последование. Более подробное изложение этих служб будет показано при объяснении их.

§5. Литургия не в числе седми дневных служб

Божественная литургия не причисляется к этим седми суточным службам. Ибо эта Божественная и священнейшая жертва не из числа тех седми славословий, но жертва особенная. Она выше прочих славословий и есть как бы дело Божие, которое никто другой кроме иерея совершать не может. Все вышеизложенные седмь молений могут быть иногда совершаемы без иерея людьми мирскими, и могут совершаться вне храма, в домах. Но священная литургия совершается только в храме, и никем другим, а только иереем, получившим на это священство и власть.

Как начинаются службы мирянами

Миряне творят иное начало тем службам: они не благословляют, как это делают иереи, потому что не имеют той благодати и власти, которая составляет преимущество иерея; – но только просят Христа помиловать их молитвами отец, смиряясь пред Христом и не дерзая молиться от себя самих. Под именем же отцев они разумеют не одних только архиереев и иереев, но и лики всех святых, которых всех они называют отцами.

§6. Службы дневные начинаются с вечера

Суточные службы, положенные в праздники Господские, Богородичные и других святых, начинаются, как известно, не с утра, как начала дня, но с вечера накануне. Причины этому следующие: 1) В древности у иудеев исчисление дней было двоякое: одно церковное, а другое гражданское. Это ясно видно из следующих слов (Лев.23:32): субботы суббот будут вам: и смирите души ваша, от девятаго дне месяца... до вечера, субботствуйте субботы ваша; а в Лев.23:27–28 говорится: и в девятый день седьмаго месяца сего день очищения, наречен свят да будет вам: и смирите души ваша. Всякаго дела не сотворите в самый день сей. Из последних слов видно, что день очищения или воздержания, который весь должен быть свят, начинался с утра и оканчивался вечером. Это было по счислению гражданскому или народному, по которому день начинался с полуночи или с восхода солнечного. А из слов 32 стиха видно, что празднование субботы или службы церковной начинается с вечера прошедшего дня и продолжается до вечера настоящего. 2) Сверх этой ясной заповеди Господней, причина празднования дней церковных с вечера содержится в истории сотворения мира. Ибо при нем Сам Бог всегда начинал день с вечера, так как в сказании Моисея о сотворении мира вечер всегда упоминается прежде утра: и бысть вечер и бысть утро день един, вторый, третий и проч. 3) Всякую ночь приличнее относить к последующему дню, а не к прошедшему. Св. Афанасий Великий доказываете это воскресением Христовым. В послании к Антиоху на вопросы «в субботу ли иудейскую Христос воскрес? ночь эта была как бы субботняя», отвечает: «чтобы евреи не могли нам сказать, будто бы Христос воскрес в субботу, Сам Бог предупредил их, заповедав им дни субботние начинать с вечера». 4) Тот же св. Афанасий, в вопросе к тому же Антиоху, предлагает и таинственную причину того, для чего мы празднование воскресного дня, а следовательно и всех праздников, должны начинать с вечера, а не с утра. «Для чего, – вопрос, – Бог повелел нам начинать неделю (день воскресный) с субботнего вечера?» и отвечает: «так как Он призвал народы от тьмы неведения и от закона к свету благоразумия и Евангелия: то сообразно с сим повелел и воскресный день начинать с вечера, а оканчивать днем. Ибо странно и неприлично было бы дням Христа, Который есть истинный Свет, начинаться при свете, днем». 5) Почему празднование святых начинается с вечера, Симеон Солунский (в главе 300) так объясняет: «с вечерних песней начинаем хвалить святых, которые, во дни своей (земной) жизни, живя светом благодати Божией и кончивши свою жизнь как бы днем, – душами хотя находятся в неприступном свете, но тела их еще содержатся смертию, ожидая конечного, невечернего дня; они прияли обетование воскреснуть с нами, а это совершится с нашею плотию там».

§7. Совершаются трижды в день

Хотя все церковные суточные моления или службы, разделяемые на семь частей, должны бы были семь раз совершаться днем и ночью, каждая в свое время: но так как столь частое и отделенное одно от другого столь многими часами возношение сих песней рождает как бы уныние и леность, особенно в душах мало благоговейных; то божественнейшие отцы, движимые Божественным Духом, строго сохраняя и порядок всех славословий и отвращая предлог к лености и унынию, определили не семь раз, а только трижды совершаться тем службам в честь и славу Пресущественной Троицы. В первый раз от полуночи до утра, в течение этого времени совершаются три службы: полунощница, утреня и первый час, который хотя соединяется с утреней и не причисляется к семи хвалениям, однако есть отдельная и самостоятельная служба. Во второй раз в третий час дня (т.е. девятый утра); тогда совершаются также три службы, именно: последование третьего и шестого часов и чин изобразительных, который хотя также причисляется к семи хвалениям и поется вместе с шестым часом, но есть отдельная и самостоятельная служба. В третий раз, при конце того же дня, и тогда совершаются опять также три службы, – последование девятого часа, вечерня и повечерие. Эти три времени служб – все вместе и каждое отдельно – изображают Троицу. Посему три раза в день совершаются службы, и в каждый раз три службы, в подражание великому пророку Даниилу, который всякий день молился три раза. Сверх того, совершая по три службы в каждые три раза мы подражаем девяти чинам ангельским, которых числом трижды три и которые немолчно воспевают Бога в Троице.

§8. Литургия от одного священника совершается только однажды в день, и другие литургии на том же престоле в этот день не совершаются

Наконец, если кто спросит: можно ли одному священнику в один день совершать две или три литургии, одну после другой? Отвечаем: нельзя. Литургию одну только в день может совершить священник. Ибо Христос принес за нас Себя, как жертву, однажды, и умер на кресте только раз. Равным образом на одном престоле и в один и тот же день не могут совершать многих литургий и разные священники один после другого, имея в виду, что Христос однажды только умер и однажды пострадал.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle