Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих
Глава XII. О святых иконах
§1. Иконы святые от Бога преданы
Сказавши о силе и почитании св. креста, следует сказать и о св. иконах, которые, как и самый крест, всеми благоговейно почитаются, и которые поставляются как в церкви и в домах, так и на всяком месте вне оных. Ибо всещедрый и премилостивый Господь Бог, всегда промышляющий о спасении рода человеческого, не восхотел верных Своих оставить в неведении о тех спасительных благодеяниях и предивных чудесах Своих, которые Он соделал на земле в образе человеческом; но, по премногой Своей благости, предал все это возлюбленной Своей церкви в изображениях на св. иконах, дабы мы видели Его чудеса своими телесными очами. Церковь же, украсившись иконами, как багряницею царскою, достойно чтит их и призывает своих православных сынов к надлежащему их почитанию. Так как почитание св. икон как в древнем законе, так и в новой благодати, введено не волею человеческою, но повелением Божиим: то необходимо здесь из Св. Писания показать происхождение св. икон, потом вкратце изложить историю, с каким благоговением издревле были почитаемы св. иконы и как мужественно защищаемы, и наконец, в каком смысле они почитаются церковию.
§2. Доказательство о св. иконах из Ветхого Завета
В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня (Исх.28:36). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Господь Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: на опонах множество херувимов сотвориши (Исх.25:18–19). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать медного змия: сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет (Чис.21:8). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменные скрижали (таблицы). И рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалех словеса (Исх.34:1). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. Еще повелел Бог Моисею: и да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, и олтарь кадильный. И освятиши я и будут святая святых: всяк прикасаяйся им, освятится (Исх.30). Соломон же премудрый сотвори на дверях изваянны херувимы... объятыя златом свешеным на изображение (3Цар.6:35). Провидев все это, пророк Давид возгласил: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея (Пс.25). И еще: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем (Пс.5). Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Все эти свидетельства не противоречат заповеди данной Богом людям израилевым: слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть (Втор.6). Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим, да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им (Втор.5:7 и след.). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как напр. египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтобы к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил делать такие подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: се бози твои, Израилю, и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувимов, медного змия, и другие украшения, имевшие быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Которого они были сделаны.
§3. Из Нового Завета
Обращаясь к Новому Завету, мы видим, что и здесь образа получили начало от Самого Иисуса Христа. Ибо когда Авгарь, царь едесский, послал в Иудею живописца снять с Господа нашего образ, и когда живописец не мог сего сделать, по причине блистающей светлости лица Иисусова: тогда Сам Господь, приложив убрус к Своему Божественному и Животворящему лицу и отпечатлев на нем Свое изображение, послал его к ожидавшему Авгарю. Об этой иконе подробнее читай в Четьи-Минеи августа 16 дня. Кровоточивая жена в Кесарии, где она и родилась, сделала медный образ Господа Иисуса Христа, и у ног этого образа выросло дерево, которое исцеляло всякие болезни. «Этот образ», пишет Евсевий (кн. 7, гл. 18), «сохранился и до наших дней, и мы, когда ни приходили в город, всегда его видели». Тот же Евсевий в той же главе пишет о себе: «иконы апостолов Петра и Павла, изображенных на досках, мы видели сохранившимися и до наших дней». Что иконы были и во времена святых апостолов, об этом в слове на Неделю Православия свидетельствует св. Иоанн Дамаскин: «прими (во свидетели) и благовестника Луку. Как апостолы повелели евангелисту Луке написать образ Спасителя, так и авва Иосиф написал честную икону Пречистой Девы Марии, и послал ее к Феофилу». И ниже: «св. апостол Лука прежде написал на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, а потом изображения св. апостолов и пророков». Древние писатели говорят, что когда «образа, написанные св. евангелистом Лукою, были принесены к Пречистой Деве Марии, она благословила их, сказав: благодать Сына Моего и Моя да будет с ними. И тотчас вследствие благословения Богоматери от этих образов стали совершаться многие чудеса и до ныне совершаются». А что касается до того, что об этом не писано в Евангелии, или в посланиях апостольских (почему иконоборцы и не веруют), то на это нужно сказать, что не все написано в Евангелии, что и самое Евангелие свидетельствует: многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих (Ин.20:30).
В Деяниях апостольских пишется: предаяше им хранити уставы сужденныя от Апостол и старец, иже во Иерусалиме (Деян.16:4). И в другом месте: тем же убо, братие, стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2Сол.2:15). Отсюда видно, что чего не написали апостолы, то после них, когда христианство распространилось и служение демонам престало, написали и преподали словесно ученики их. Ученик св. апостола Павла, св. Дионисий Ареопагит, в книге о небесной иерархии, спрашивает: «почему пишут ангела в образе человеческом? и для чего евангелистов пишут в четверовидных изображениях?» Отсюда видно, что образы были в употреблении и во времена апостольские. В конце первого столетия по Рождестве Христовом Евстафию Плакиде явился образ Распятия Христова, о чем см. в Четьи-Минеи 20 сентября. В греческой хронике пишется, что во втором столетии по Рождестве Христовом, когда на христиан было воздвигнуто язычниками лютое гонение, они не смели явно показывать образа. Внук едесского царя Авгаря был идолопоклонник, и поэтому Нерукотворенный образ хотел снять с ворот, где Авгарь поставил его с честию; но епископ едесский, будучи поставлен откровением Божиим, ночью положил сей образ в стену и, закрыв его, поставил перед ним горящую свечу. И он находился там до прихода Хозроя, царя персидского; тогда он чудесным образом был обретен и перенесен в Константинополь. О сем см. Четьи-Минеи августа 16-го дня. Сильвестр, папа римский, показывал Великому царю Константину образ св. первоверховных апостолов, говоря: «вот изображения тех, которые тебе явились в ночном видении». Св. Афанасий Великий, бывший на первом Вселенском соборе, пишет: «в городе Вирите, в области антиохийской, жиды поругались над иконами Распятия Христова. Но когда из иконы истекла кровь и вода, то совершились многие чудеса и исцеления больных, и многие из жидов уверовали и крестились». У св. Иоанна Златоустого были образа, потому что св. Прокл, ученик его, увидевши апостола Павла, указал на образ его. О чем см. в житии его. Созомен, один из древних и славных историков (в кн. 1, гл. 21), пишет: «об образе Христове, который сокрушил Юлиан Отступник, но вскоре после того и сам погиб». В особенности же было много икон в пятом столетии: потому что, по повелению царя Константина Великого, воздвигнуто было много церквей, которые украшаемы были св. иконами. Мария Египетская, помолившись пред образом Пречистой Богородицы, ушла в пустыню, а образ этот был в притворе церковном; посему, если в притворе были иконы, то тем более были они в самой церкви.
§4. Святые иконы почитаются издревле
В течение многих лет, с самого Рождества Христова, св. отцы имели святые иконы в великом почтении. И если бы они были устроены без соизволения Божия, то на соборах св. отцы, конечно, их не приняли бы. И если бы они допустили это на первом соборе, то на втором, на третьем, на четвертом или пятом они упомянули бы об этом. И точно: на шестом Вселенском соборе, в 82 правиле, отцы положили: «не пиши агнца во образе Христа, но пиши образ Его Самого». В толковании сего правила так говорится: «агнец был образом истинного Христа Бога нашего, а потому не следует образ почитать выше истины и на честных иконах писать агнца, указуемого перстом Предвечного, но Самого Христа Бога нашего, и писать Его в человеческом образе». На седьмом Вселенском соборе св. богоносные отцы, как видно из деяний сего собора, учение о св. иконах изложили так: «последующе богоглаголивому учению св. отец наших и преданию кафолической церкви, подобно изображению Честного и Животворящего Креста, повелеваем полагати во св. Божиих церквах иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, и всех святых мужей, и чествовати их не богопоклонением, еже подобает единому Божественному естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению Креста Христова, Евангелию и иным святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному». Потом отцы того же собора единогласно возгласили: «все тако веруем, все содержим едино исповедание первых соборов и все подписуемся; сия вера апостольская, сия вера св. отцев» и прочая.
§5. Св. иконы ревностно были защищаемы
В следующие века, когда возникло иконоборство, св. отцы не только писанием, но и самым делом мужественно сопротивлялись этой ереси. В сочинении об иконах, в кн. 3 и 4, а в особенности в слове на Неделю Православия, св. Иоанн Дамаскин писал против иконоборцев, за что, по клевете еретиков, ему отсекли руку; но он получил исцеление от иконы Пречистой Богородицы. Св. Андрей Критский за иконы был обнажен, без милости бит, и от отсечения ноги скончался. Св. Герман, патриарх Цареграда, за иконы бесчестно был изгнан из патриаршего дома. Св. Никифор, патриарх цареградский, из-за них же отошел на вечный покой ко Господу в изгнании и в крайней нужде. Св. Тарасий, константинопольский патриарх, при котором был седьмой св. Вселенский собор, потерпел за иконы оскорбления и много разных бедствий. Св. Мефодий, патриарх цареградский, за иконы скончался в нищете и в глубоком рве (о чем смотри жития их). Если же самые православные патриархи столько страдали за св. иконы: то какие муки должны были вынести клирики церковные, и сколь велико должно быть число сих мучеников? В житии св. Андрея Критского пишется: «многие, твердо держались предания св. отец, дерзновенно сопротивлялись иконоборцам и были различно мучены; и повсюду видны были оковы, темницы и глубокие рвы, наполненные не разбойниками, не ворами или другими какими-нибудь злодеями, но епископами, священниками, иноками и другими благочестивыми людьми».
§6. В каком смысле св. иконы почитаются
Изложивши эти ясные свидетельства Ветхого и Нового Завета о св. иконах, упомянем наконец и о том, что все, сделанное в Ветхом Завете для почитания и хваления истинного Бога, все это народ Божий имел в чести и благоговейно хранил в дому Божием. Взирая на сие, евреи покланялись Творцу Богу и в Нем полагали всю надежду. Так поступаем и мы, христиане. Образа, которые мы поставляем в честь истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы и всех святых, почитаем благоговейно; взирая на них, вспоминаем все смотрение Избавителя, нас ради соделанное, и воздавая Ему хвалу, покланяемся Ему и на Него полагаем всю надежду свою. И святых тоже благоговейно почитаем, потому что об них Иисус Христос сказал: и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Аз в них, и Ты во Мне (Ин.7:22–23). Посему, когда взираем на иконы, изображающие Христа Господа, Пречистую Богородицу или святых: то мы как бы читаем историю Ветхого и Нового Завета, припоминаем таким образом их и возгораемся к ним большею любовию. Но мы покланяемся не доскам, но лицам тех, которые на них изображены; взирая телесными очами на иконы, сердечные очи обращаем к тому, чей образ созерцаем; целуем их устнами, в том смысле, как и блаженный патриарх Иаков целовал окровавленную ризу возлюбленного своего сына Иосифа; почитаем и любим священные изображения, как некогда народ ветхозаветный благочестиво почитал ковчег Моисеев, воздавая честь не древу и почитая не краски, но Того Самого, в честь и славу Которого ковчег был устроен.