Источник

Глава IX. О светильниках, воске, елее и фимиамеГлава XI. О святом кресте

Часть первая. О церкви вообще, о всех частях ее и о всех вещах и утварях, к ней принадлежащих

Глава X. О притворе и паперти, о оглашенных и кающихся

§1. Притвор и паперть

Притвор есть третья часть храма и, как предхрамие, от молитвенного или среднего храма отделяется особенною стеною, в которой находятся одни или трои двери. В притворе во время поучений и некоторых церковных служб по правилам велено было стоять оглашенным, т.е. готовящимся к крещению и кающимся. Паперть при храме за притвором есть крыльцо или сени с покрышкою. Эти сени или крыльцо греки называют внешним притвором, а самый притвор внутренним. Так как внутренний притвор назначается для оглашенных и кающихся, то здесь следует знать, что означает слово оглашенный? Кто суть ныне оглашенные? и как разделяются кающиеся? кому из них во время службы позволено было стоять в храме, кому в притворе, кому в паперти? и наконец, для каких других надобностей необходим внутренний притвор?

§2. Оглашенные имеются и ныне

Оглашенный есть поучающийся вере, и о святом крещении, как сказано в Кормчей (на листе 24); т.е. оглашенным называется тот, который принят в число готовящихся ко крещению и чрез поучение живым голосом научается вере, или оглашается и приготовляется к св. крещению. Некоторые утверждают, что теперь не могут быть оглашенные, которые находились в древней церкви; ибо ныне все делаются христианами вскоре после рождения, а не возрастные, как было в древней церкви, а потому, говорят они, и на литургии после Евангелия молитвы пред изведением оглашенных из церкви не должны читаться. Сему противоречит 19 правило Лаодикийского собора. И само по себе мнение это несправедливо. Симеон Солунский (в гл. 74) пишет: «знаю, что некоторые осуждают то, что мы повелеваем выходить оглашенным, когда нет оглашенных; такие люди заблуждаются, не зная писаний, ни тайн церкви и тому подобного. В церкви всегда есть оглашенные. Во-первых, оглашенные суть все некрещенные младенцы христианские, над которыми тотчас после рождения совершаются священные молитвы; и эти младенцы еще не христиане, потому что над ними не совершено еще крещение, о них-то мы всегда молимся, и во время св. Четыредесятницы творим молитвы и моления о готовящихся к святому просвещению. Во-вторых, оглашенные суть те, кои скрывают свою веру в сердце, стараясь убежать от нечестивых и опять присоединиться к церкви. Оглашенными называются и иноверцы, обратившиеся к православной вере, но непомазанные Божественным миром. В-третьих, оглашенными могут называться и все те, которые впали в какие-нибудь грехи, убийство, или в другой какой-нибудь тяжкий грех: таким людям не следует приобщаться Таин, но только позволяется слушать одно Божественное слово. И это последнее сделано по человеколюбию отцев: прежде и они извергались». Итак, к числу оглашенных теперь принадлежат: младенцы некрещенные, те, кто находится в плену у язычников и веры своей не может открыто исповедать, иноверцы, обратившиеся в нашу веру и требующие миропомазания и, наконец, кающиеся и отлученные от св. причастия. Сверх того, к оглашенным могут быть причислены и те, кои удаляются от церкви и живут в нераскаянии; церковь во всегдашнем своем священнодействии и об этих заблудших молится, дабы Бог открыл им Евангелие правды, присоединил их к церкви, просветил их разумом благочестия и проч. Наконец, и всякий верный, побуждаемый совестию, должен самого себя полагать в числе оглашенных и молиться вместе с теми же оглашенными, дабы Бог очистил его тайные согрешения и не попустил ему входить в большие уклонения в деле веры и благочестия.

§3. Кающиеся суть четырех родов

Василий Великий кающихся или находящихся под запрещением разделяет на четыре разряда: на плачущих, послушающих, припадающих и стоящих с верными. Слова сего отца церкви в 83 правиле изложены так в Кормчей книге (на листе 243): «ниже волхвом верующе, и возводяще некия от них в домы своя на обретение чародеяний, лето едино да плачутся; другое да послушают; три лета да припадают; и едино стояще с верными, и потом прияти будут на причащение».

§4. Плачущие

Плачущие, как последний род кающихся, несли на себе самый тяжкий образ покаяния. Они стояли в паперти, как во внешнем притворе и месте, находящемся вне церкви, и стоя в грубом одеянии и на голой земле, всем входящим в церковь кланялись, и просили прощения и молитв о себе к Богу и умоляли принять их по-прежнему в церковь. Плачущие не впускались ни в какую часть храма, но должны были стоять на паперти и на открытом воздухе, подвергаться холоду, пыли и грязи. Сии плачущие в 17 правиле собора Анкирского называются ввающиеся, т.е. терпящие зиму или холод: потому что этот род кающихся обречен был переносить все непогоды, сырость, большие болезни и страдания. В пятом правиле собора Неокесарийского о плачущих сказано: Из церкве весьма да изринутся. Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский, объясняя второе правило Дионисия Александрийского, пишет: «предхрамие (внутренний притвор) есть место второго рода кающихся, называемых слушающими; в нем не позволено стоять людям, которым запрещено входить в церковь и которые должны вне притвора плакать». Следовательно, место плачущих было вне предхрамия или внутреннего притвора. Св. Григорий чудотворец говорит: «плакание должно быть вне дверей храма, где стоящему грешнику следует просить верных, входящих в храм, дабы они за него помолились». Без всякого сомнения, св. Григорий разумеет здесь паперть, как внешний притвор, вне храма находящийся. С сим святым согласен Властарь, который (в гл. 6) пишет: «кающиеся разделяются на четыре разряда, на плачущих, слушающих, припадающих и стоящих с верными. Плачущие суть те, кои стоят за дверью молитвенного храма, и от верных, входящих в церковь и исходящих, просят молитвы и прощения своих грехов». Некоторые думают, что вне внутреннего притвора вместе с плачущими иногда стояли и требующие крещения. Но другие писатели готовящихся ко крещению освобождают от этого тяжкого наказания; впрочем, во время наставления в вере они находились вне церкви, как это показано будет ниже (в §11). Род покаяния, назначенный кающимся, несли и беснующиеся, и это было установлено для того, чтобы смирить гордость вселившегося в них беса, и чтобы службу церковную и слушание слова Божия совершать без всякого смятения и препятствия, в мире и свободе от врага мира и покоя.

§5. Слушающие

После открытой паперти или внешнего притвора, в котором стояли плачущие, ближе к церкви следует внутренний притвор. Эта часть храма в некоторых церквах, а особенно в обителях называется трапезою, потому что в ней иноки обедают. Внутренний притвор есть второе место кающихся, т.е. слушающих, об исправлении которых печется церковь. Св. Григорий чудотворец пишет: «слушающие должны стоять внутри храма в притворе, и этим грешникам здесь можно стоять только до оглашенных (т.е. до того времени, до которого позволено стоять на литургии оглашенным), а потом уже выходить оттуда. Слушающий, выслушав чтение и поучение, должен выходить; он недостоин принимать участие в молитвах». То же говорит и Властарь: «слушающие, стоящие за дверью, в так называемом притворе, по выслушании Божественного Писания и общего учения, должны выходить с оглашенными».

§6. Припадающие

Местом припадающих была последняя половина среднего или молитвенного храма. Им дозволялось, войдя из притвора в храм одною дверью, стоять близ оной, не доходя до амвона, где архиерей облачается. Властарь (в той же 6 гл.) пишет: «припадающими называются те, кои стоят внутри храма, позади амвона, и когда диакон скажет: елицы оглашении, исходят с оглашенными». В пятом правиле собора Неокесарийского припадающие называются преклоняющими колена, и говорится: «оглашенный, если согрешит, и если находится с преклоняющими колена, должен быть причислен к слушающим, да не согрешает. Если же, находясь и между слушающими, он согрешит, тогда должен извергнуться». Припадающие и преклоняющие колена, по окончании молитвы об оглашенных, могли, если хотели, стоять всю литургию в притворе, потому что это, как говорит Вальсамон в изъяснении на второе правило Дионисия Александрийского, служит к большему их сокрушению.

§7. Стоящие с верными

Стоящие с верными находились, как кажется, в самом недре храма. Они вместе с верными стояли и участвовали во всех молитвах, пениях и поклонении до конца всей службы, но причащения Св. Таин признавались недостойными. Эти кающиеся, удостоенные имени стоящих с верными, несли последний род покаяния. Св. Григорий, сказав о припадающих, говорит и о стоящих с верными: «припадание», пишет он, «совершается близ двери храма, и стоящий здесь грешник исходит с оглашенными. Стояние же с верными бывает тогда, когда грешник вместе с верными молится и с оглашенными уже не исходит». Властарь в вышеозначенной главе говорит: «стоящие с верными вместе с ними молятся и поют псалмы, но причащения святыни (Св. Таин) удерживаются дотоле, пока, по исполнении совершенного времени, примут Божественное общение».

§8. Причастившиеся

По исполнении сих четырех степеней покаяния, кающиеся хотя и удостоиваются причащения Св. Таин, но не освобождаются совершенно от мер исправления, а несут некоторый пятый род покаяния, сверх прежних четырех. Хотя стоящие с верными к принятию Св. Таин и допускаются, но не получают всех тех преимуществ, какие имеют верные, ничем не опорочившие своей христианской жизни. Эти кающиеся, и удостоившись причащения, носят на себе некоторые признаки прежде бывшего наказания; они не допускаются быть участниками всех без исключения почестей церковных. Посему св. Григорий и называет их особенным именем, причастившимися. Это, кажется, и теперь бывает. Так, некоторые христиане, хотя Св. Таин приобщались, но носят на себе признаки своего покаяния, т.е. ходят слушать церковные молитвы и пребывают в воздержании. Это в простом народе называется отгавливать. Этот пятый род исправления, кроме кающихся, исполняли и оглашенные, о чем смотри в 4 ч., гл. 7, §1.

§9. Притворы – домы оглашенных

В притворах оглашенные не только стояли во время церковных служб, но оставались там и для слушания Катехизиса, который им объяснялся. Посему притвор и может назваться началом храма, предхрамием или домом оглашенных. Симеон Солунский (в 154 гл.) пишет: «притворы называются началом храмов, т.е. домом оглашенных: и это значит то, что оглашенные общниками Божественных Таин делаются только чрез слушание и зрение: они только устнами и языком исповедуют веру и поют глаголы благочестия, но не стоят вместе с верными и не молятся с ними; эти грешники не присоединены еще к числу верных, но отделены от них». В тех же церквах, где внутреннего притвора не было, оглашенные и кающиеся, которым надлежало стоять в притворе, стояли в последней части молитвенного храма, у задней стены за амвоном. Симеон Солунский (в гл. 152) говорит: «тако стоит благочестивый народ во храме, видимо образуя мир небесный и земный; входят в него только одни люди благочестивые, которые на земле Божией благочестиво воспевают Владыку неба и земли. Нет здесь ни нечестивых, ни иноверующих, так как нет ничего общего у Христа с велиаром. Те же, которые хотя и благочестивы и веру Христову исповедуют, но еще не просвещены и Божественного крещения не приняли, стоят в последней части храма, за амвоном. Неверные же, которых члены не запечатлены церковным благословением, совершенно извергаются. Также не удостоивается общения с верными падший после крещения, отрекшийся Бога, или осквернивший себя братскою кровию, соделавший убийство, или учинивший другое что-нибудь, препятствующее общению». Наконец, тот же Симеон Солунский (в гл. 153) свидетельствует, что теперь не все кающиеся вместе с оглашенными выходят из храма. «Прежде», говорит он, «все, не принадлежащие к числу верных, вместе с оглашенными выходили из храма. Но теперь, как св. отцы нашли необходимым, выходят только оглашенные, отрекшиеся веры и убившие кого-нибудь. Прочие же, принявшие св. крещение, остаются во храме; они только несут особливый подвиг покаяния, назначаемый духовными отцами. Выводимые из церкви в то время, когда совершаются страшные Тайны, стоят в паперти или на месте, назначенном для оглашенных (в притворе)».

§10. Оглашенные исполняют все четыре степени

И самые оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию христианской веры и крещения, исполняли все четыре рода покаяния, впрочем исполняли их хотя без ослабления, но не в одинаковой степени с кающимися. Один из древних писателей говорит: «всегда должно помнить, что оглашенные в вере проходили чрез многие степени. В древности не рождались, но делались христианами, и делались не скоро и не случайно, но постепенно, по прошествии некоторого определенного для сего времени. Так точно животным, чтобы от начала своего зачатия до рождения развиться, принять свой настоящий вид и выйти на свет, требуется больше времени, чем неодушевленным предметам. Если же кому-нибудь свет, от Бога происходящий, внушит мысль быть христианином, тому прежде всего в уединении и в отдельном месте показываются и объясняются все обманы и суеверия его прежнего язычества. Но к слушанию Божественных и истинных поучений, преподаваемых верным, таковой оглашенный не допускается, и проходит степень покаяния, как плачущие. Потом уже позволялось ему являться к слушанию поучений христианской веры; и все находящиеся в сем состоянии назывались слушающими. Затем оглашенный проходил третью степень, где позволялось ему участвовать во всех тех молитвах, которые установлены для оглашенных третьего разряда, и право преклонять колена в самой церкви. Наконец, по прохождении сих трех степеней, оглашенный, по общему обычаю, переводится в число избранных или стоящих с верными и после всего этого он вместе с другими омывается св. крещением». Избранными некогда назывались те, кои, пройдя все катехизические и огласительные испытания и представив доказательство своего истинного благочестия, отделялись от прочих оглашенных и считались, по усмотрению священноначальников, достойными крещения, которое рано или поздно и принимали.

§11. Моления в притворе

Внутренний притвор назначается не только для стояния оглашенных или кающихся, но он необходим и для совершения некоторых молитвословий церковных. Так, в притворе поется лития на вечерни; в обителях, по монашескому чину, читаются девятый час, повечерие, полунощница и первый час, как повелевают уставы сих молитвословий. Церковь, как бы в образе кающихся, смиряясь перед Богом и испрашивая Его помилования, совершает на вечерне литию вместе с оглашенными и кающимися: об этом пространнее будет сказано на своем месте. Но монахи, как большему подвигу покаяния себя посвятившие и являющие в себе преимущественное смирение, кроме литии, в тот же внутренний притвор исходят совершать девятый час и повечерие на вечерни, полунощницу и первый час на утрени; и эти молитвословия, как и лития, совершаются вместе с кающимися и оглашенными.

Завеса в западных дверях

Значение молитвословий, совершаемых в притворе, Симеон Солунский (в гл. 12, о храме) так выражает: «когда мы перед храмом (во внутреннем притворе) творим молитвы, тогда храм самый образует для нас небо, и уподобляется раю, бывшему в Едеме. Посему в некоторых священных обителях, во время пения вне храма (в притворе), самый храм отделяется завесами, которые открываются, когда служащие входят в него. Этот обычай напоминает то, как Христос нисшел даже до нас, средостение преграды разрушить, подал мир и небеса отверз». В гл. 155 тот же писатель говорит: «в начале служения стоим вне храма, как бы пред раем или самым небом, изображая только землю: с нами часто стоят кающиеся, обратившиеся к вере, или после отречения, или после убийства какого-нибудь, или оглашенные в вере. Когда же после молитвословия, совершенного в притворе, отверзаются врата (западные), тогда мы входим в Божественный храм, как бы в рай или в самое небо. Оглашенные и кающиеся остаются вне храма, в притворе, и тем самым на деле показывают, что нам, т.е. верным, отверзлись небеса, открыт вход во святая святых, и что мы приближаемся ко свету и престолу Господню. Идя к востоку, или алтарю, мы, как на облацех, с восторгом поем Божественные словеса и песни; вошедши во внутренний храм, мы, как на воздухе, идем во сретение Господу, Который, взошед на небо возвел и нас горе и уготовал нам путь чрез Самого Себя, дабы мы всегда пребывали с Самим Господом, Который за нас священнодействует». Вот почему, когда входят из притвора во храм, врата отверзаются и завесы отдергиваются, так как теперь горнее открылось и соединилось с земным. Оглашенные и кающиеся, стоящие в притворе, стоят как бы на земле; и одни из них, отвергшиеся Бога или виновные в человекоубийстве, весьма далеки от входа на небо, т.е. в храм, или только несколько к нему приближены. Симеон Солунский с особенным вниманием объясняет вход из притвора в храм, бывающий по окончании полунощницы. «Когда срединощная песнь (полунощница) совершится», говорит он (в гл. 309), «тогда отверзаются врата, ведущие в храм, как бы на небо, и мы входим туда, как бы от земли, подобно тому, как по втором пришествии, иже Христови суть восхитятся на облацех, и тако всегда с Господем будут».

Средние и боковые двери в притворе

«Когда же все войдут в храм, игумен царскими вратами (средними западными), а прочие, как его подчиненные и рабы, боковыми, иерей от жертвенника благословляет (Бога), как служитель Христов, славя Его со Отцем и Святым Духом пред престолом и святыми Его; и все поют трисвятое и проч.».

Трисвятое пред утренею

Утреня начинается пением или чтением трисвятого, только в одну св. Четыредесятницу, т.е. когда полунощница совершается в притворе; но когда она читается не в притворе, а в храме, тогда утреня начинается словами: приидите, поклонимся и проч.; об этом будет сказано во 2 части, гл. 4, §2.

Кающиеся и оглашенные не были допускаемы на вечерню и утреню

Из сего видно, что оглашенные, так как время крещения их отлагалось надолго, не только не могли присутствовать при совершении таинственной и Божественной литургии, после возглашения диаконом: елицы оглашеннии изыдите; но не допускались и на вечерню по девятом часе, и на утреню, после полунощницы; и вечерня, и утреня, как службы священнейшие, совершаемы были одними верными. Поэтому монахи при своих обителях в притворе, где совершаются частые и долговременные службы, у стен ставят скамейки для сидения как им самим, так и оглашенным и кающимся; а сам внутренний притвор оградили со всех сторон стенами, и сделали его частию храма. Это произошло или от обыкновения, с древних времен введенного, или для избежания воздушных перемен. Подле внутреннего притвора, около крыльца, устроялась со стенами паперть или внешний притвор, который должен был защищать от непогоды входящих во внутренний притвор и церковь; поэтому паперть и получила название внешнего притвора. Впрочем, паперть в устройстве своем проще других частей церкви; она состоит вне оной и по пространству своему в некоторых местах не занимает всей широты западной стороны храма. По обеим сторонам паперти и теперь в Греции, вместо наших колоколен, висят железные и деревянные доски, называемые в наших уставах билами и клепалами, в которые ударяют для созывания народа в церковь. Об этом во многих местах упоминает Григорович-Барский.


Источник: Новая Скрижаль или объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах и утварях церковных, Вениамина, архиепископа Нижегородского и Арзамасского (1739-1811). В четырех частях. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Митрополита Московского, 1999. - 309 с.

Комментарии для сайта Cackle