Источник

Том III. Вопросы и ответы

ВОПРОС: Почему гнали христиан и мучили их?

ОТВЕТ: Припомним, что предсказывал Иисус Христос ученикам Своим? Он предсказывал им ненависть мира, гонения, побои, смерть насильственную. Почему так? Почему мир принял так враждебно своих просветителей, преобразователей, обновителей? Потому, что он был прелюбодеен и грешен и до того растлен, что зло считал добром, благополучием, а добродетель – нечестием, и всех, кто посягал на исправление, обновление его, почитал дерзкими, нечестивыми, возмутителями общественного спокойствия. Мир спал во грехах и не думал пробуждаться. И вот, когда явились люди, которые начали будить его от сладкой дремоты греха, когда апостолы стали изобличать заблуждения мира и возвещать новое учение, новую жизнь, новые правила жизни, покаяние, распинание плоти с ее страстями и похотями, когда тронули они больные места растленного мира, когда они затронули и злобную власть велиара, то есть диавола, царствовавшего свободно над миром в продолжение тысячелетий, тогда воспрянул мир от сна своего и вооружился всею силой злобы на пробудивших его от этого сна, то есть на апостолов, представших к нему с светом небесной истины, потому что для него болезнью был этой истины свет, и – начал их преследовать как врагов, как возмутителей общественной тишины, как злодеев, как противников власти кесаревой – и каких клевет не было возведено на посланников Господних.

ВОПРОС: Почему можно убедиться, что мы истинные христиане?

ОТВЕТ: Нашей кротостью, если гонят нас, мы терпим; если нас злословят, мы благословляем; если хулят нас, мы молимся за хулителей Богу, чтобы Он не поставил им греха сего и обратил их сердца к Нему. «Мы, – говорит далее Апостол, – как сор для мира, как прах, всеми попираемый» (1Кор.4:12–13). Отчего так? Отчего апостолы, это злато Божие, были сором, прахом для мира? Потому что у мира есть свои драгоценности, свои почтенные особы: богатство и богатые люди, благородство, образованность светская, дорогие одежды и хорошо одетые люди; эти и подобные люди для мира почтенны. А апостолы? Да они бедные, алчущие, жаждущие, нагие, не имеют светского образования. За что же их миру уважать? И мир презирал их и ни во что ставил за то только, что они не имели того, что нравится растленному вкусу мира.

ВОПРОС: Кто управлял грешным человечеством?

ОТВЕТ: В ветхом человеке, живет, имеет свой престол, действует и управляет сатана. Все мы грешны в превратной любви к самим себе, к своему «я». Почему? Потому что весьма многие не знают, кто этот «я», и оттого усердно служат ему, исполняют его страсти и похоти. Этот «я», который притворяется нашим искренним доброжелателем и требует себе нашего усердного внимания, любви и услуг, и коего мы так усердно любим, есть самый злой враг наш.

ВОПРОС: Нужно ли думать о себе, или о других?

ОТВЕТ: В мире все ищут только своего, а вы, забывая себя, пекитесь наипаче о других; вечное благо людей ставьте выше своей жизни.

Вы будете проповедовать людям нечто новое и необыкновенное, и от вас потребуется живой пример, которому могли бы наставляемые вами подражать; возьмите этот пример с Меня: идите за Мною. Чтобы научить людей презирать дольнее, земное и стремиться к горнему, – вы сами должны наперед отложить всякое житейское попечение, – оставить, как сор, все земное, дорогое для обыкновенного, плотского человека, обратить ваши мысли и сердца к горнему отечеству и жить прочее время исключительно для спасения погибающих в безднах греха душ человеческих, дороже которых нет ничего в мире, ибо Я Сам снисшел для того, Сам принял зрак раба для спасения рабов, Сам хочу дать в выкуп за них кровь Свою и душу свою. Итак, идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

ВОПРОС: Какова связь с Церковью в деле помощи бедным?

ОТВЕТ: Разве вы не знаете учения Евангелия, что мы все едино тело, а друг для друга члены, и если страдает один член, ему сострадают все? Если мы бедного не будем признавать своим членом или братом, то и Церковь не признает нас своими членами, и от тела ее мы будем отсечены, как гнилые члены, и погибнем, как неверные. Нам скажет на последнем суде всемирный Судия: отыди от Меня делающий беззаконие: Я не знаю тебя.

ВОПРОС: Унывать ли падшему по немощи?

ОТВЕТ: Если случиться пасть по немощи, не унывать и снова восставать; слезно просить у Бога благодати – жить осмотрительно, добродетельно, очистить сердце и обновить дух правый. «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12); неопустительно говеть во все посты, или – по крайней мере в Великий пост, искренно и глубоко исповедываться во всех грехах и с верою и любовию причащаться святых и животворящих Таин, в которых преимущественно и заключается сила обновления.

ВОПРОС: Каково значение богослужения?

ОТВЕТ: Богослужение есть душа, сила христианина, обновляющая всю его жизнь. Ибо во время богослужения, когда Сам Господь обещал присутствовать преимущественно среди молящихся, особенно совершается благодатное возрождение и обновление верующих; в это особенно время «Дух, идеже хощет, дышит, и глас Его слышиши, но не веси, откуду приходит, и како идет» (Ин.3:8).

Надо принуждать себя ходить в храм, и молиться с усердием, и малопомалу полюбится богослужение, придет охота ходить в храм, и молитва сделается потребностью сердца. Ведь в храме, в богослужении все сокровище наших душ: тут особенно совершается наше избавление от лукавого, наше очищение, возрождение и обновление, освящение, усыновление Богу; тут пища и питие наших душ, тут наша сила против греха и диавола, тут преддверие неба и вечной жизни и предвкушение вечного блаженства, наша слава небесная; тут преподается мир душам нашим, которого не может дать мир, во зле лежащий (1Ин.5:19); тут наипаче нисходит помощь от Господа. Св. царь и пророк Давид, по опыту знавший небесное блаженство – быть в храме, просил у Господа, как величайшей милости, быть всегда в храме: «едино просих от Господа, – говорит он, – то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс.26:4).

ВОПРОС: Нужно ли читать Евангелие?

ОТВЕТ: Читайте и нехотя Евангелие. Иные говорят: мы Евангелие прочитали и знаем его, зачем еще читать его? Или: в Церкви, говорят, все читают, поют, священнодействуют одно и то же, а одно и то же наскучивает. О, как поверхностны, неосновательны и ложны такие оправдания.

Одно и то же богослужение, благоговейно совершаемое, укрощает страсти, очищает грехи с верою и покаянием молящихся, препоясует силою свыше, соединяет с ангелами и с Самим Богом, восторгает от земли на небо. «В храме славы Твоея стояще, на небеси стояти мним», – говорится в одно церковной песне. Разве этого мало? Пусть же не говорит никто: скучно слушать одно и то же богослужение. Кто так говорит, тому скучно было бы и на небе.

ВОПРОС: Был ли человек такой же, как и после падения?

ОТВЕТ: Сколь чист и прекрасен был человек и по душе и телу вначале, в первобытном до падения своего состоянии, – можно судить уже потому, что он сотворен был по образу и подобию Божию и был живым, одушевленным храмом Божества: божественные свойства – святость, благодать и любовь, совершенное незлобие, простота, правда, разум, премудрость, непоколебимое мужество, бесстрастие, мир, радость и блаженство и некое божественное величие и власть были уделом его души и светились, изображались в его лице и взоре. Первый человек – это была несравненная красота на земле, как бы некий бог в виде человека, пред которым раболепно преклонялись, коему повиновались все твари земные.

Иисус Христос, Богочеловек, восстановил в Своем Божественном лице всю первоначальную доброту и благолепие образа Божия, Пречистое Тело Его было истинным храмом Божества. Словом и примером Он показал нам, как мы должны восстановлять и обновлять в себе обезображенный страстями нашими нетленный прекрасный образ Божий в душах наших, и даровал нам в Своей Св. Церкви все силы и средства к очищению, обновлению и украшению нашего внутреннего храма.

ВОПРОС: Нам ли, русским, не веровать?

ОТВЕТ: Нам ли, русским, православным, ослабевать в вере, когда Начальник и Совершитель нашей веры Христос так славно прославился и всегда прославляется среди нас бесчисленными чудесами – то в св. мощах, то и в св. чудотворных иконах, то в животворящих Тайнах, то в различных силах, являемых Им на верующих в Него во всех концах нашего пространного отечества? Нам ли не веровать во Христа, Сына Божия, Спасителя мира, когда Он видимо спасал и спасает отечество наше и царя нашего православного от всех врагов и супостатов и еще так недавно явил крепкую руку Свою над возлюбленным помазанником Своим? Нам ли, братия, не веровать во Христа, когда Он и нас с вами многократно спасал от бед, болезней, скорбей, особенно же – от грехов наших, – когда Он нас питает, одевает, просвещает, упокоевает, животворит. Нам ли не веровать во Христа, когда мы сердцем своим чувствуем, что Он живет в нас, действует в нас, непрестанно спасает, животворит, укрепляет нас? Было бы сумасшествием, если бы кто сказал, что он не верует во Христа, как Сына Божия, безумием, нелепостью. У нас, в России, почти всякое место, всякий город, селение, обитель, храм, есть свидетельство силы Христовой, – всякий благочестивый христианин есть живой свидетель силы Христовой, в немощах совершающейся.

ВОПРОС: Способен ли корыстный священник спасать души пасомых?

ОТВЕТ: Наше дело не гнаться за корыстью, не собирать богатство погибающее; наше дело, наша корысть – есть спасение душ человеческих, искупленных кровью Сына Божия, и да и свое собственное спасение. И горе, горе нам, если мы погонимся за корыстью, как Иуда Искариотский. Тогда мы и себя погубим и души, нам врученные от Бога: ибо может ли, захочет ли спасать души священник, которого сердце увлечено корыстью? Он знает цену только деньгам, и не знает, сердцем своим не знает, не чувствует, как дорого спасение души; спасение для него – пустое слово. Кто не заботится о своем спасении, тот станет ли заботиться о спасении других? Нет, не станет. Потому апостолы Христовы все земное сочли за сор, а спасение душ человеческих считали главнейшим своим делом.

И в самом деле, что может быть дороже спасения души человеческой, которая есть образ и подобие бессмертного Бога? Весь мир не стоит одной души. «Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Мф.16:26).

ВОПРОС: Как понимать слова Господа: Петр – камень?

ОТВЕТ: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи Царства Небеснаго» и проч. (Мф.16:18–19). Не сказал: даю, а – дам, потому что еще не принесена была тогда крестная жертва за грехи мира, и не настало еще время даровать эту власть, она дана по воскресении Господа из мертвых, когда Он, явившись апостолам, дунул на них и сказал: «приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин.20:22–23). Отсюда видите, братия, как свят, важен, досточтим и необходим в Церкви Христовой сан апостолов и их преемников – архиереев и священников: они – слуги Христовы и строители Таин Божиих; они продолжатели дела Христова; они отворяют и затворяют небо для людей; без них нет власти вязать и решать грехи человеческие, нет спасения. Бог Отец передал всю власть Иисусу Христу, а Иисус Христос – апостолам и священникам. Отсюда видите и то, братия, что ключи Царства Небесного всегда удобно достать желающим войти в него: ибо они находятся у всякого священника, и надобно только от всего сердца раскаиваться пред ними в своих беззакониях и творить потом дела, достойные покаяния.

ВОПРОС: Отчего мучения будут вечны?

ОТВЕТ: Расположения, наклонности душевные, приобретенные здесь, переходят с нами и в том век, и какая мука будет там, за гробом, всем тем, которые умерли со своими земными, греховными наклонностями и всегда заглушали и подавляли небесные потребности души, не успев принести всесердечного в них раскаяния? Вот откуда произойдет тот неумирающий червь, о котором так часто говорит в Евангелии Спаситель наш: этот червь – живущие и неумирающие и по смерти греховные наши наклонности, кои ничем удовлетворены быть не могут, но к этому неумирающему червю присоедините еще и огнь неугасающий, огнь лютейший, ибо сказано: «червь их не умирает, и огнь не угасает» (Мф.9:44).

ВОПРОС: Какие качества нужно иметь христианину?

ОТВЕТ: Эти качества суть: святая простота нрава, живая вера в Иисуса Христа, как Сына Божия единородного, твердейшая адаманта (алмаза), непоколебимое упование на Бога, чистейшая, пламенная к Богу любовь, и в Боге – к человечеству погибающему и искупленному бесценною кровью Сына Божия, кротость и смирение неизменное и ко всем равное, соединенное с уважением ко всякому человеку, в особенности ищущему истины и спасения; всегдашняя близость и доступность ко всем, терпение ангельское, до конца жизни – всегдашняя, горячая ревность о спасении всех людей, всегдашнее воздержание, полное самоотречение от угождения плоти и от всякого мирского пристрастия, ум, зрящий непрестанно горе, преданность Богу всецелая, святость во всем житии – вот главные черты их характера по обновлении благодатию.

ВОПРОС: Природна ли человеку святость?

ОТВЕТ: Святость, утраченная нами чрез грех Адама, была природным свойством души нашей; эту святость, снова дарованную нам во святом крещении и миропомазании, мы опять утратили и постоянно утрачиваем чрез несчастную греховную наклонность, сделавшуюся природною для нас, после грехопадения прародителей. Святость, говорю, была природным свойством душ наших, потому что мы вначале сотворены по образу и подобию Божию, а Бог – свят.

ВОПРОС: Что нового принесло христианство?

ОТВЕТ: Какая же это действительная новость, которой мы должны искать, желать, которую должны действительно полюбить, к которой должны мы привязываться всем сердцем, всем существом нашим? Эта новость – есть благодать Божия, принесенная на землю воплотившимся Сыном Божиим, благодать обновления, примирения с Богом, прощения грехов, возрождения, освящения, обожения. Вот наша истинная, животворная, вечная новость – благодать Господа нашего Иисуса Христа и обновление наших душ Божиею благодатию. Мы должны возродиться, обновиться, обожиться, отбросить от себя с отвращением всякую прелестную нелепость и ветхость греховную, и жить в новости христианской жизни, свято, непорочно. Если «кто во Христе, тот новая тварь», – говорит св. Апостол (2Кор.5:17).

ВОПРОС: Скоро ли будет конец мира?

ОТВЕТ: Знайте, – громогласно повторяю вам: скоро паки приидет Господь Иисус Христос судити живым и мертвым. Но в другой проповеди о.Иоанн говорит уже осторожнее, предположительно: «Вот придет некогда, и,      может быть скоро, Судия праведнейший, сидящий на Престоле славы, сотворит суд праведный всем и всех нас повлечет пред судилище Его ужасная река огненная».

ВОПРОС: Должны ли мы все быть святыми?

ОТВЕТ: Мы все, возлюбленные братия, можем и должны быть святыми – не своею силою и заслугами пред Богом – нет, а силою благодати Божией, а благодать «комуждо, – сказано, – нас дадеся» (Еф.4:7), то есть дана каждому из нас, и – заслугами Христовыми. Да, мы можем быть святыми и действительно бываем уже святыми и в этой жизни, хотя ненадолго, тогда, когда достойно причащаемся святых, пречистых и животворящих Таин Христовых; о, тогда мы, несомненно, бываем святы святостью Христовою, и душа наша паче снега убеляется Кровью Христовой. Потому причащайся каждый чаще, причащайся достойно, и ты будешь часто возвращать теряемую святость, будешь часто обновлять растлеваемое грехом естество свое и мало-помалу сделаешься святым и по собственному расположению, возбуждаемому и поддерживаемому благодатию Христовой. Да, непременно сделаешься святым, если не будешь жить в духовной дремоте и бездействии, а будешь деятельно воевать на страсти и на врага бесплотного, ежедневно усиливающегося поджигать нас страстями и пристрастиями житейскими. Святость не есть завидная доля только одних апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых, а прекрасная доля всех нас. Апостол говорит, что Бог призвал всех нас не на нечистоту, а в святость (см.: 1Кор.4:7).

ВОПРОС: Какое значение для общества имеют святые?

ОТВЕТ: Благочестие служит основанием прочного благосостояния государства.

«Семя свято стояние его», – сказал пророк Божий Исаия о царстве Иудейском (Ис.6:13). Мир дотоле стоит и остается в своем порядке, доколе есть в нем люди благочестивые, святые.

Общество людей благочестивых в своем совершеннейшем виде однажды было на земле и доказало людям, какое прочное, веселящее сердце благоденствие бывает там, где живут люди благочестивые. Первенствующая Церковь представляет пример такого рода. В книге Апостольских Деяний говорится, что «народу же веровавшему бе сердце и душа едина: и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти... Не бяше бо нищ ни един в них» (Деян.4:32 и 34).

При таком единодушии, когда бы могло нарушиться благосостояние человеческих обществ? Всем довольные и счастливые, люди жили и сидели бы кийждо под виноградом своим и под смоковницею (см.: Мих. 4:4), во всяком изобилии, как Израиль во дни Соломона, без горя, без нужды.

Таким образом, если мы будем считать себя слугами общественного дела, общественного блага и не будем только себе угождать, то и малопомалу стяжем нищету духа, заповеданную нам Спасителем, – будем ощущать в себе внутреннее удовольствие и блаженство и, живя еще на земле, будем предвкушать сладость Царствия Небесного.

Человек создан именно на дела благие, то есть на дела святости, верности, правды, любви и милосердия, на дела самоотвержения и мужества, воздержания, многостороннего и разнообразного учения, – для служения многообразным нуждам Церкви и отечества. Человек создан не для себя одного, а для служения обществу, как и общество, в свою очередь, служит ему. Всякий из нас есть член, с одной стороны, Церкви, или благодатного Царства Божия на земле, члены коего должны преуспевать непрестанно в вере, правде и благочестии, с другой стороны, – член гражданского общества, или великого политического тела, называемого государством. Тому и другому обществу, церковному и гражданскому, каждый из нас обязан верно служить и во всем повиноваться его властями в пределах правды и закона; общественное благо предпочитать своему частному и, в случае нужды, не щадить для него своего здоровья, сил, спокойствия, имущества, даже самой жизни.

ВОПРОС: Как побеждать себя?

ОТВЕТ: Трудно, возлюбленные братия, побежать себя. Нет на свете труднее победы, как победа над самим собою, но надо непременно побеждать себя, то есть побеждать зло, гнездящееся и действующее в сердцах наших и во плоти нашей, или многоразличные страсти плотские и духовные, воюющие ежедневно в плоти нашей. Без победы нет венца победного, нет наследия Царства Небесного. Как же побеждать себя? Чтобы побеждать себя, нужно возненавидеть себя или отвергнуться себя, по учению Христову, как негодного и смрадного сосуда, исполненного зловония и смердящих страстей. «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Мк.8:34). Нужно возлюбить единого Бога и Его святую волю, верою и любовью соединиться с Ним в одном духе. А всего этого можно достигнуть не иначе, как непрестанною молитвою в посте и воздыханиях, частым и усердным призыванием имени Иисуса Христа или Пресвятые Троицы и ежедневною борьбою со своими греховными склонностями и страстями. Нужны тысячи опытов борьбы с разными порочными наклонностями своего сердца, чтобы, наконец, выйти из этой борьбы победителем, при помощи благодати Божией. И вот эта-то упорная и скорбная внутренняя война делает для нас вполне понятными слова Апостола, что «многими скорбми подобает нам внити в Царство Божие» (Деян.14:22). Точно, многими скорбями.

В настоящую половину девятнадцатого столетия подобное слово может показаться совершенно несовременным, отсталым от века, несогласным со взглядом большинства людей: потому что любимое выражение нынешних людей, оправдываемое делом, такое: ни в чем себе не отказывай, если можешь, живи в свое удовольствие, жизнь коротка, спеши наслаждаться, сегодня живы, завтра умрем, и конец нам. Но проповедник слова истины не должен потворствовать духу века – соображать со взглядами людскими, он должен говорить чистую истину Божию, идти против ложного направления духа времени, исправлять ложные мнения и направления людей. Итак, именем вечной истины утверждаем, что всякий человек, христианин особенно, должен побеждать себя.

ВОПРОС: Разве всем нужно быть пустынниками?

ОТВЕТ: Как отделяться от людей, – скажут многие, – и не жить так, как живут другие? Не заключаться же дома, не все же молиться и поститься, не быть же в мире монахом! Возлюбленные чада Церкви Православной! Никто от вас не требует, чтобы вы отделялись от людей и жили уединенно, мы должны быть общительны, но Бог и Церковь от нас требует, во имя нашего вечного спасения, чтобы мы имели общение христианское, разумное, духовное, боголюбезное; преходит бо образ мира сего» (1Кор.7:31). Никто не требует, чтобы вы постоянно молились и постились, хотя истинный христианин, слыша Апостола, говорящего: «непрестанно молитеся» (1Сол.5:17), не чуждается и непрестанной молитвы духом и истиною. Но Церковь требует, чтобы вы хотя известные времена посвящали молитве и воздержанию.

ВОПРОС: Какое наше главное дело?

ОТВЕТ: Главным и неотложным делом нашей жизни, нашей, так сказать, стихией – должно быть стремление к совершенству, как повелевает это нам Иисус Христос: «будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5:48). И что если мы не будем стремиться к совершенству, не будем побежать своих страстей, – то они сделаются злокачественной нашей привычкой, болезнью, обратятся в природу, в жизнь, окрепнут в нас.

Каждый из нас обязан вести брань с начальствами и властями и миродержителями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными и побеждать их. Эти невидимые всезлобные противники и враги Божии и наши, не имея никакой возможности причинить вреда Всемогущему Богу, по попущению Божию, всячески клевещут человекам на Бога, внушая им хулу на Него, ропот, дерзость против Него, противление Его заповедям, научая их всякой нечистоте. Знают они, мерзкие, что человек есть прелюбезное творение Божие, созданное по образу Божию, и думают нанести печаль Богу, уродуя Его творение, искажая в нем образ Божий, вооружая человека против Бога, отчуждая его сердце от Бога, и приковывая его к вещественности, к земности и оскверняя его всевозможными страстями.

Против этих исконных врагов – духов злобы, убийц человека, надо вести непрестанную войну мысленную, надо непрестанно внимать себе, своим помыслам, сердечным движениям, надо изучить и знать Св. Писание, чтобы побежать их словом Божиим, против коего они не могут стоять, надо стяжать живую, крепкую веру в Господа Иисуса Христа, зреть Его всегда пред собою и несомненно призывать Его в помощь против этих умных, невидимых, сильных, лукавых, злейших и дерзких врагов. Против твердого призывания имени Господа Иисуса Христа они не могут стоять, обыкновенно обращают хребет свой и предаются бегству. Так говорят опытные в духовной брани подвижники.

ВОПРОС: Почему нам нужны плач и слезы?

ОТВЕТ: Да, плач и слезы необходимы грешникам. Если бы мы были безгрешны, то нам оставалось бы только вечно радоваться, как и созданы мы для вечной радости. Не плакать о грехах может только тот, кто не знает, что такое грех, как он смертоносен, что Бог бесконечно гнушается всяким грехом, потому что Он бесконечно свят, что для избавления нас от ужаснейшего бедствия греха нужна была бесконечная и ужасная жертва – смерть Сына Божия, словом – кто не знает всех ужасных последствий греха. А мы с вами, кажется, знаем, что такое грех: как он лишает общения с Богом и как ужасны его последствия временные и вечные.

ВОПРОС: Опасно ли, хоть на минуту, быть без Господа?

ОТВЕТ: Нередко бывает, что христианин, чрез какой-то грех лишившись Господа, Коего носил в сердце своем, и чувствуя без Него пустоту и тесноту в сердце, снова усердно ищет Его, вопрошая себя внутренно: какой грех мой, вольный или невольный, был причиною Его удаления от меня? И нашедши, что и тот и сей грех были причиною Его удаления, кается усердно и принимает решительное намерение как бы взять, восхитить снова Господа усердным покаянием и молитвою и, обретши, не отпускать Его более. Так, братия мои, не пребудем ни единой минуты без Господа, когда по немощи или рассеянности или страсти какой-либо лишимся Его, но немедленно взыщем Его сердечным покаянием, верою и любовью. Ибо кто, согрешая, не касается тотчас же и не ищет снова соединения с Господом, тот спит греховной смертью, не видит и не чувствует опасности своего положения и, будучи мертв, мечтает, что он жив. Несознание и нечувствие своих грехов и несознание нужды в Спасителе есть верный признак смерти духовной, есть состояние, весьма опасное для человека.

ВОПРОС: О чем говорят войны?

ОТВЕТ: Войны показывают, что народы еще далеки от духа евангельского и не усвоили его себе, не ввели его в отношения международные; война, особенно наступательная, свидетельствует о языческом еще направлении народа, о земных его стремлениях. Таким образом, грехи и страсти подтачивают, как червь, корни самых царств. И вот источник их слабости! Как ни желают народоправители укрепить и как ни укрепляют свои царства, но они все колеблются, все опасаются усиления соседей и ниспровержения на них; какие ни выдумываются страшные по своей смертоносности орудия брани, какие ни воздвигаются крепости, какие ни строятся суда, покрытые железной бронею, но вся надежда на них оказывается непрочною: потому что сообразно оборонительным, придумываются и устраиваются и разрушительные орудия войны. Пусть же знают все царства и народы, все цари и поданные, что нет на земле ни одного непоколебимого царства, не было и не будет, что они стоят и колеблются, ниспровергаются и исчезают, подобно многим древним исчезнувшим царствам; и дотоле стоят твердо, доколе тверды в народе вера и благочестие, а коль скоро одолели безверие и безнравственность, тогда неизбежно падают царства и народы.

ВОПРОС: Чем отличается истинный христианин?

ОТВЕТ: Истинный христианин образуется только под крестом: кто не несет крест, то есть искушений, скорбей, лишений, тот не может быть истинным христианином, тот бывает всегда рабом греха, греховных привычек и страстей. «Кто хочет идти за Мною, – говорит Господь, – отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).

Истинного христианина всегда отличает смирение, он считает себя меньшим из всех, никогда не превозносится, не гордится, хотя бы он стоял на высоте земного величия. Во всякому звании и состоянии он всем раб во благое, всем слуга во благое, и это-то смирение составляет его истинное величие, привлекает к нему сердца всех, тогда как, напротив, гордость, самолюбие, надменность, недоступность унижают его, отталкивают от него сердца народа или подчиненных.

ВОПРОС: Не важнее ли чудес любовь?

ОТВЕТ: Вы скажете: это – чудесные дела милосердия, а нам не дано власти творить чудес. Отвечаю: и не надо нам чудес, дар чудес дается по особенным обстоятельствам и немногим избранникам. Но быть добрыми, сострадательными, милостивыми, терпеливыми, незлопамятными, немстительными, искренно любящими – состоит в нашей власти и возможности. Искренняя любовь и прямо добрые дела – важнее чудес, и нередко приятнее Богу многих чудес, потому что цель и конец, исполнение всего закона – есть любовь, и кто любит ближнего как себя, тот исполнил весь закон (ср.: Рим.13:8 и 10), тот сам есть истинное чудо.

ВОПРОС: Есть ли бессмертие?

ОТВЕТ: Да что распространяться о бессмертии души человеческой. Эта истина так ясна и очевидна для нас – христиан, как солнце. Мы вкушаем Тело и Кровь Христову и чрез это носим в себе еще здесь явные начатки своего бессмертия: еще здесь животворящие Тайны оживотворяют умерщвленные грехами наши души, а с душами и тела наши, нередко ощущающие в себе начатки смерти от воюющих на душу страстей, – и тем предызображают жизнь нашу и по смерти. Истины слова Спасителя: «Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный» (Ин.6:54). Таков несомненный залог бессмертия носит в душе своей христианин!

А явные чудеса святых Божиих после смерти их, над верующими, разве не свидетельствуют яснее дня, что святые Божии человеки живы и по смерти, и мало того, что живы сами, и других, по благодати Божией, оживотворяют душевно и телесно. Сколько творил и творит чудес угодник Христов Николай! Если бы собрать все повести о его чудесах, то «ни самому мню всему миру вместити пишемых книг» (Ин.21:25) об них. Так их много! Это подтверждают опыты.

ВОПРОС: Долго ли был о.Иоанн законоучителем в гимназии?

ОТВЕТ: Последний раз я здесь, в этом святилище науки, предстою молитвенником о вас пред Богом, потому что оставляю гимназию как законоучитель, будучи не в состоянии совместить уроков в гимназии с моими обязанностями и делами по священству. Но всегда буду и впредь помнить вас и молиться за вас Господу в храме, в особенно при совершении литургии и принесении Бескровной Жертвы Богу. Что же сказать вам в последний раз, пред совершением соборной нашей молитвы? Скажу: простите, братия и дети возлюбленные, и не поминайте меня лихом! В чем чувствовал пробел или недостаток, – того не взыщите, потому что по временам мне трудно было, а иногда и невозможно совместить службы по церкви со службой по гимназии. Вновь поступивший законоучитель может всецело посвятить себя делу законоучительства. Полюбите его, как вы любили меня! Он же, конечно, вас полюбит, как детей своих, если будете такими же благонравными, прилежными к учению благочестия, какими были всегда при мне. Да благословит вас, чада, Господь, Сущий посреди нас! Не бесследно прошли для меня почти ежедневные службы в храме и 27 лет моего законоучительства, но углубляли меня в науку великого самопознания и богопознания, – и я учился, как и доселе учусь, служить Богу и духе и истине, объемля в моей смиренной молитве, по благодати Божией, всех и вся и принося бескровную жертву за всех и за вся.

ВОПРОС: Какие мысли были у о.Иоанна при вступлении на пастырство?

ОТВЕТ: Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей: чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического, но уповаю на благодать и милость Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую. Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание. Это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братия мои. Потому-то и Господь, восстановляя отрекшегося ученика в звании апостола, троектратно спросил его: «Любиши ли Мя», и после каждого ответа его: «Люблю Тя», повторял ему: «Паси овцы Моя, паси агнцы Моя» (Ин.21:15–17).

Любовь великая сила: она и немощного делает сильным, и малого – великим, и незначительного – достопочтенным, и прежде незнакомого и чужого делает скоро близким и знаемым и любезным. Таково свойство любви чистой, евангельской. Да даст и мне любвеобильный ко всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым.

Это дело высшей благодати, это дело безмерных заслуг Христовых. Он – Ходатай и приемлющий ходатайство. А если взять еще во внимание совершение прочих таинств, особенно – крещения, покаяния, брака, елеосвящения, какая требуется святыня, какое богатство любви Христовой от священника, совершающего эти таинства? Ибо во всех молитвах и священнодействиях, составляющих принадлежность таинств, дышит дух бесконечной любви Божией к роду человеческому, милосердия, крайнего снисхождения, святыни и нетления.

А проповедание слова Божия – какая это высокая и трудная обязанность? Без сомнения, во всем поможет нам благодать Божия, если мы будем достойны ее, и если вы будете стараться ходить или жить достойно высокого звания христианского.

Примите меня в любовь вашу и воспоминайте меня пред Господом в молитвах ваших, которые вы ежедневно Ему возносите. Заключу его благословением апостольским: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор.13:13).

ВОПРОС: Какой стыд будет для нас на Страшном Суде?

ОТВЕТ: Если и тот из нас, кого обличают в одном грехе пред немногими и равными ему, крайне стыдится своего греха, а если пред высшими и многочисленными людьми – притом не в одном, а во многих грехах, – то чувствует большой стыд. Какой стыд будет для нас в тот день и час, когда обличится не один только какой-либо греха наш, но все грехи наши – делом, словом и помышлением соделанные, – причем не только пред равными нам грешниками, но пред всеми святыми и пред чинами ангельскими?

ВОПРОС: Одни ли иудеи распяли Иисуса Христа?

ОТВЕТ: Нет: и мы с вами, братия мои, – каждый из нас влил в ужасную чашу Его страданий много горькой желчи. Ибо в нас действуют те же страсти, кои действовали в распинателях Христовых. Эта мысль не моя, а Апостола. Это, причиняемое ближнему, причиняется и Самому Христу, Коего он член. Итак, приди каждый из нас сюда, к этому гробу Господа и Спасителя и плачь над этими язвами, над всеми поругательными мучениями этой жертвы всего мира, этого Агнца Божия, вземляющего грехи всех. Язвы эти – наше дело.

ВОПРОС: О чем говорил о.Иоанн в день 25-летия, 35-летия, 40-летия своего священства?

ОТВЕТ: Да, я исполнен немощей и знаю мои немощи, но сила Божия в немощи совершается (см.: 2Кор.12:9), и она дивно совершалась во мне в продолжение 25-летнего священствования моего, и дерзну сказать – ибо скажу истину – чрез меня совершалась во многих, в простоте верующих, очевидным и осязательным образом. Слава благодати, Слава Господу Иисусу Христу, даровавшему нам «благодать на благодать» (Ин.1:16). Говорю вам об этой силе Божией во мне для того, чтобы вы вместе со мною прославили великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Коего благодать и милость не оскудевают и ныне, как не оскудеют до века. Кто исчислит за все это время бездну спасения Божия, совершавшегося во мне благодатию Христовой всякий день и многократно! Не могу исчислить бесчисленного множества козней миродержца и приступов страстей, разрушенных милостию и силою Христовою во мне, по моей тайной молитве веры, ради сердечного покаяния и особенно – силою Божественного причащения! Какой ангельский, многообъемлющий ум изочтет все тайные дары Божии душе моей, – благодатные дары милости, коих я невидимо сподоблялся во все дни моего священствования! Не могу исчислить бесчисленного множества врачеваний благодатных – душевных и телесных, совершенных во мне Господом чрез сердечное призывание чудного имени Его. Слава Спасителю нашему Богу! Он видит, что я неложно воссылаю Ему эту славу. Только Им и о имени Его я славен. Да пребудут незабвенными для меня эти милости Господни вовек, да укрепляют они мою веру и надежду на будущее время.

Вы в лице моем, – говорил о.Иоанн в 35-летний юбилей, – воздаете честь священному сану, коим почтила благодать Христова подобных вам, немощных по природе людей, в том числе и меня. Честь, воздаваемая вами мне ныне, восходит к Самому вечному Первосвященнику, Господу нашему Иисусу Христу, за нас святившему Себя и принесшему Самого Себя в жертву за нас Отцу Своему Небесному; ибо священство мое и всех освященных – есть Христово священство: истинный, вечный Священник – один Христос, и в лице нашем священствует Он Сам, вечный Первосвященник по чину Мелхиседекову. Христе Боже, Ты Сам прослави прославляющих нас, Твоих священников на земле, и нам, священникам, даруй благодать достойно проходить высочайшее служение священства и сами всегда освящаться и других освящать и спасать данной нам благодатью.

Сделал ли я все, что должен был сделать? По совести скажу – нет! Много недоставало в моем служении по внутреннему человеку, и, вообще, служение мое было не без недостатков.

Желаю всем сердцем святыни и совершенства и буду всеми силами, с помощью Божией, стремиться к исправлению и совершенству, ибо нам сказано: «Будите... совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф.5:48).

Прожить и прослужить сорок лет, – говорит батюшка в сорокалетие, – в духовном сане беспорочно, в смысле общепринятом, – дело великой и особенной благодати Божией; дремать и облениваться во все это время мне не приходилось, а надо было стоять всегда на духовной страже своей, на страже обучающегося юношества и паствы приходской, данной нам от Бога, – почти постоянно совершать службы в храме, проповедовать слово Божие, исполнять приходские требы, учить и учиться, служить, по силе, бедным и нищим. Не в похвалу себе говорю это, ибо не хвалящий себя искусен, а тот, кого Бог восхваляет (см.: 2Кор.10:18), а чтобы показать, что я делал то, что должен был делать, я должен был зорко следить за злохитрыми действиями неусыпающих, лукавых, злых, невидимых врагов, нападающих на меня чрез различные страсти и страхования, и часто терпеть наносимые мне от них раны в душе, язвы, смущения, тесноты, поражения, хотя, в свою очередь, и я поражал их оружием веры, молитвы, покаяния, причащения Св. Таин Христовых. И в этой невидимой, но упорной, полной уязвлений душевных брани, от которой страдала и плоть, – Господь научал постоянно «руце мои духовные на ополчение и персты моя на брань» (Пс.143:1), в этой невидимой, жестокой войне я учился искренней вере, упованию, терпению, молитве, правоте духа, чистоте сердца, непрестанному призыванию имени незримого, державного Победителя ада и Пастыреначальника Иисуса Христа, и Его именем и силою побеждал врагов и свои душетленные страсти, рыкавшие на меня, подобно львам, или завывавшие, подобно волкам.

Бывши законоучителем и воспитателем юношества в местной гимназии, я уча учился, более и более входил в себя и вдумываясь в истины евангельские, в заповеди Божии, в исторические события церковные на пространстве минувших веков и углубляясь в наше дивное, небоподобное богослужение. Не бесследно прошли для меня почти ежедневные службы в храме и 27 лет моего законоучительства, но углубляли меня в науку великого самопознания и богопознания, – и я учился, как и доселе учусь, служить Богу в духе и истине, объемля в моей смиренной молитве по благодати Божией – всех и вся и принося Бескровную Жертву за всех и за вся. Но трудно достигать духовного совершенства, живя в мире, среди житейских соблазнов всякого рода, ибо трудно отрешиться от всего того, что льстит зрению, вкусу, осязанию, вообще, чувствам многострастной плоти; сильно воюет миродержитель тьмы века сего чрез чувства плотские, тонко и глубоко впускает в наше сердце огненное жало свое, увлекающее ко всяким житейским страстям, чрез них он усиливается отвращать взоры душевные от единого на потребу, от восхождения горе по лествице добродетелей, и льстиво поучает непрестанной измене в любви и преданности единому достойному всей нашей любви, пречистому, прекрасному и бессмертному Жениху душ наших – Христу Богу, не допуская нас всегда уязвляться сладчайшею, нетленною любовь к Нему.

Стократ блаженны, – часто думал я, – пустынники, удалявшиеся, ради неразвлекаемого служения Богу и спасения души, – в пустыни, чуждые соблазнов мира. Но надо, – опять думал я, – подвизаться и в мире, живя среди людей и сохранять себя нескверным от мира.

ВОПРОС: Из какого рода происходил о.Иоанн?

ОТВЕТ: Он сам говорил при освящении церкви в селе Суре, где родился:

Слава Богу! Это не сон и не привидение! Это действительность, видимая глазами и осязаемая руками! Хотя и доселе стоят два деревянных храма, но, по причине древности, крайне ветхих и близких к разрушению. И кому же суждено Богом создать этот величественный храм Богу и угодникам Его? Сыну бедного сельского причетника, служившего в этом же селе, в котором, по крайней мере, три с половиною столетия преемственно в разное время священствовали иереи из рода Сергиевых...

Господи! Люблю я дом Твой и место селения славы Твоей, как не любить храм Божий – это небо земное, в котором престол Божий, в котором Господь столь дивно, таинственно, ощутительно, осязательно приближается к человекам верующим, соединяясь, страстворяясь с ними в животворящих Своих Тайнах, очищая, освящая, обновляя и утверждая с верою и любовью причащающихся! Как не любить храм Божий, в котором совершается непрестанно пресладкое, радующее душу богослужение, которое утешает и поучает и просвещает, и укрепляет души христианские, руководит их к Богу и к вечному блаженству на небесах.

ВОПРОС: Возможно ли спасение вне Церкви?

ОТВЕТ: Только в общении с Церковью и ее священноначалием и в ее таинствах и богослужении – спасение наше, сила наша и всякая благодать и милость Божия, а без Церкви и вне Церкви – нет спасения. «Аще кто Церковь преслушает, – говорит Сам Господь, – тот как язычник и мытарь» (см.: Мф.18:17).

Все отделившиеся, отпавшие от Церкви – раскольники старые и новые со всеми их сектами, равно все нераскаянные грешники – суть дикие растения, солома и определены к сожжению в огне вечном, если не обратятся к Церкви истинно. Господи! обрати имиже веси судьбами всех заблудившихся к Церкви Твоей, сними с очей их мрачное, дьявольское покрывало, и да узрят они ясно свет истинной, Православной Церкви Твоей, в которой одной вечное спасение Твое.

ВОПРОС: Долго ли был о.Иоанн диаконом до священства?

ОТВЕТ: Я только два дня, а он проработал Господу во всех степенях долгие дни и годы, как бы постепенно восходя на высочайшую степень священства. Когда я, около тридцати лет тому назад поступил к сему храму иереем, о. Александр был диаконом и слишком двадцать лет служил со мною пред престолом Божиим и как степенно, благоговейно, сердечно.

ВОПРОС: Какая польза нам от чтения Слова Божия?

ОТВЕТ: Чтобы Слово Божие, в котором ты должен постоянно поучаться, как страж дома Божия, имело для тебя всю святую привлекательность, – гляди на него всегда не сквозь тусклый покров твоих страстей, но оком очищенного от всякой нечистоты сердца: и тогда ты увидишь его в сиянии солнца Божия, сияющего животворными лучами своими на всех, у кого не потемнены сердечные очи. При чтении его ты опытно узнаешь, что оно есть свет для твоего ума, с которым не только без боязни, но и с радостью ты можешь идти путем самой сени смертной, при котором увидишь, что в прекрасном, светозарном мире Божием нет смерти, что смертное безобразие в телесной природе человека есть следствие греха и вместе следствие всеобщего закона земного, по которому все вещественное подвержено тлению и разрушению, но так, впрочем, что из этого тления восстает новая жизнь; что этот порядок вещей не слишком продолжителен и с течением времени, которое уже самым течением своим свидетельствует о своей конечности, – кончится, уступив место вечной жизни, всегда юной, нестареющейся. Опытно уже также узнаешь, что Слово Божие доставляет сладчайшую жизнь для твоего сердца, радуя, согревая, умягчая, очищая, просвещая, животворя его своими светложивотворными лучами. Ты увидишь, как самые кости твои и все тело твое ощутят священный, животворный трепет радости, и весь мир, вся тварь Божия представится тебе ликовствующею от радости и славословящею своего Создателя, дающего всему «живот и дыхание и вся» (Деян.17:25). Сердечные очи твои узрят, как, радуясь вкупе и трепеща, предстоят престолу вседержавного Творца тысящи тысящ и тьмы тем чистых, светлейших, мощных, блаженных духов, херувимов и серафимов и прочих сил бесплотных. Узришь, как от Престола Господа славы некоторые из этих святых и светлых сил бесплотных, превосходящих человека умом, волею и могуществом, нисходят, по воле Творца любвеобильного, на грешную, мрачную землю нашу – с братской любовью и заботливостью охранять не только стихии земные, наши царства, города и веси, но и в отдельности каждого человека; ты увидишь, вместе со светлыми и блаженными духами и духов мрачных и злобных, но они не устрашат тебя при виде могущественнейших духов света. Ты будешь благодарить от полноты сердечной радости и признательности Творца духов и твоего собственного за Его отеческое попечение о твоем счастии временном и спасении вечном. Расширившееся от радости сердце твое вместит в себя всех людей, которым ты искренно пожелаешь избавиться от этих демонов губителей и быть друзьями ангелов Господних. Вся вселенная, как она ни необъятна для нашего ума, есть единый дом Божий, устроенный рукою всемогущего, вездесущего, премудрого и всеблагого Художника; Творец – Хозяин этого дома, Коего Дух исполняет его (Дух Господен исполни вселенную), и о постоянном присутствии Коего в этом доме свидетельствует повсюдная жизнь, изумительная стройность и порядок, как в целом, так и во всех частях. Когда будешь надлежащим образом смотреть на Слово Божие и читать его, то увидишь, как закипит в душе твоей святое стремление ко всеми истинному, прекрасному и доброму, или говоря языком богословским, – к богоподражанию, так как Бог есть высочайшая истина, красота и добро. «Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?.. Боже сердца моего, и часть моя Боже, во век» (Пс.72:25–26). Бог будет для тебя, так сказать, центром, к которому ты, подобно земным телам, будешь всегда и везде и своею мыслию стремиться и своим чувством и всемогуществом своим. Служение Богу будет для тебя самою сладкою пищей, самым приятным животворным занятием, так что для тебя будут возлюблены селения Господа сил. Ты будешь стремиться ко всякой добродетели, особенно к точному исполнению обязанностей своего звания, и твоя душа будет кипеть святою энергией, которая будет возбуждаться с новой силой каждый раз, как святое слово Божие будет раскрыто пред твоими очами.

ВОПРОС: О чем говорил о.Иоанн брачующимся?

ОТВЕТ: Вы ныне приступаете к великой тайне, называемой браком, великой потому, что брачный союз мужа и жены изображает святейший союз Иисуса Христа с Церковью, то есть с верующими в Него: «как муж есть глава жены», так «Христос глава Церкви» (Еф.5:23); как жених и невеста в браке венчаются в плоть едину, так и Христос и Церковь Его – также едино тело, ибо истинно верующие в Него – суть «члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30). Цель высокая и святая, отныне вы делаетесь одушевленными орудиями божественной благости и всемогущества, ибо чрез мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих Его чад и наследников Царствия Божия, – и вы, если и вас Господь благословит ими, должны будете воспитать их в правилах Православной веры и жизни христианской. Берегите друг друга, снисходите один к другому, покрывая немощи друг друга любовью. Бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. Отчего они несчастны? Большею частью от несходства характеров, от взаимной неуступчивости, от строптивости, самоуправства и взыскательности. Сожитие ваше должно быть любовное и мирное. И может ли быть иначе? «Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Господь Церковь». А вы отныне будете одна плоть. Муж должен любить свою жену, как свое тело, ибо «любящий свою жену, любит себя самого» (Еф.5:29 и 28). Если будете жить во взаимной любви, вы низведете на себя и потомство свое Божию благодать, и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все добро.

Наконец, сожитие ваше должно быть неразрывно – до гроба: любовь христианская любит до конца, а не на время, – она тверда и постоянна.

ВОПРОС: Что говорил батюшка присужденному к смертной казни за убийство?

ОТВЕТ: Начальство твое и Церковь пригласили меня к этому позорному столбу для того, чтобы призвать тебя к покаянию и спасти душу твою от вечной смерти. Но можешь воскреснуть покаянием. Итак, приведи на память свои беззакония, возведи глаза к небу, где в вечном, неприступном свете живет общий наш Судия, грозный к нераскаянным, но милостивый к кающимся грешникам, да смягчит Он твою загрубевшую в грехах душу и да даст тебе слезы покаяния. Сейчас в слух твой и всех здесь находящихся прочитаю Евангелие о двух злодеях, распятых со Христом. Ты слышал, как один остался в ожесточении, хуля распятого за нас, безгрешного Господа Иисуса Христа – и погиб душой и телом, а другой – унимая его, признавал себя и товарища по разбою достойными определенного им наказания, покаялся и сказал Спасителю мира: «помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии» Твоем (Лк.23:42). Будь подобен благоразумному разбойнику. Бог милостив, Он скоро принимает искренно кающихся, не отвергнет и тебя, но грозен, страшен, для нераскаянных; если не раскаешься, то повинен будешь вечному суду.

ВОПРОС: Вопрос в том: какое утешение человеку может подать вера наша в болезни или смерти?

ОТВЕТ: Каким лучом веры осветим мы это ужасное явление в жизни человека – Бог есть сущая благость, бесконечное добро, бесконечная любовь. Отчего же попускаются Богом на людей такие ужасные бедствия? Отчего человек предается духу злобы, который сокрушает его и доводит до смерти? На это отвечает богодухновенный Апостол: да дух спасется, – чтобы душа спаслась. Во времена Апостола был один грешник между христианами, которого, в страх прочим, для уцеломудрения прочих верующих, Апостол осудил предать «сатане во измождение плоти, да дух спасется» (1Кор.5:5), и предал, а потом, когда дух злобы в довольной мере измучил его, и он вразумился, Апостол помиловал его. Вот луч света, который проливает вера на эти ужасные случаи. Но неужели, скажете, он был такой великий грешник, что нужно было предать его сатане? Не грешнее нас, конечно, братия, но не всегда Бог и наказывает в этой жизни, и то только величайших грешников, иные остаются и без наказания здесь на земле, но его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет.

ВОПРОС: Нужно ли быть готовыми к смерти?

ОТВЕТ: Смерть к каждому из нас близка. Говорят, что на могиле одного человека была такая надпись: сегодня я, завтра – ты, то есть умрешь. И правда, что наша жизнь? По Апостолу – это пар, на время являющийся и потом исчезающий (см.: Иак.4:14). Между тем за пределами этой жизни следует суд, воздаяние, вечность, и мы должны непременно приготовиться к ответу, к вечности, должны явиться с плодами добрых дел, с умноженными талантами, данными нам Владыкою жизни для прощения.

Будем же готовы, братия!

ВОПРОС: Будет ли воскресение мертвых?

ОТВЕТ: Воскресение мертвых совершится непреложно, как непреложно восходит солнце над землею и земнородными, как непреложно после зимы приходит весна, а после весны – лето плодоносное, как верно, что Христос воскрес из мертвых. «Но Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших», – говорит Апостол (1Кор.15:20). Аз есмь первый и последний: И живый, и бых мертв, и се жив есмь во веки веков, аминь; и имам ключи ада и смерти» (Откр.1:17–18), говорит Сам воскресший и вознесшийся на небеса и седящий одесную Бога Отца. Если воскрес Первенец из умерших, Богочеловек Иисус, для того и умерший, чтобы победить смерть и даровать воскресение смертному роду человеческому, то, конечно, воскреснут и все; если есть начаток воскресения, Христос, то совершится, без сомнения, и общее всех людей воскресение. И к этим словам прибавляет сладостное утешение в словах: «И имею ключи ада и смерти», то есть как бы говорит: не бойтесь – ключи от ада и смерти теперь у Меня, вашего Спасителя, вашего брата по человечеству, искупившего вас от грехов ваших и от осуждения во ад; никто не затворит вас в нем, если Я не затворю. Я – Победитель ада и смерти. Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф.28:18). О божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа, преисполненный любви и сострадания роду смертному, бессмертный Спасителю наш! Благодарим Тебя за утешительные слова Твои. Не затвори же нас во аде, достойных ко грехам нашим заключения в нем вовеки.

ВОПРОС: Что чувствовал умирающий священник?

ОТВЕТ: Усопший брат наш и сослужитель иерей Василий давно был предрасположен к тому недугу, от которого слег в постель и скончался. Я знал его несколько еще прежде принятия им священного сана, и тогда уже заметны были в нем признаки скрывающейся чахотки. Тяжки были страдания усопшего: три месяца он лежал в постели и постоянно страдал; но он был крайне терпелив в своей тяжкой болезни и не испускал ни стонов, ни слова ропота. При такой болезни ему было, конечно, не до посетителей и не до собеседований, к которым он, впрочем, сделался и неспособен по своей глухоте, вследствие своего недуга. И он не принимал к себе никого, кроме верного друга своего – жены. Когда один из его собратов пришел к нему навестить его в начале болезни его, то он сказал: теперь я вам не товарищ, теперь я Богу собеседник.

ВОПРОС: Какое значение имеет сорокоуст?

ОТВЕТ: Нежная супруга и чада, братия и сестры и сродники почившего, молитесь за него ныне усердно, ибо душа его ныне проходит страшный и неизвестный ей дотоле путь – путь мытарств воздушных, это странствие продолжается сорок дней, после которых определяется участь почившего до Страшного общего Суда Христова. Вот почему вошло в обычай совершать сорокоусты по умершим. Нет большего благодеяния для умершего, как теплая молитва по душе его в продолжении сорока дней. Не скорбите безутешно о почившем; он сподобился христианской кончины и блаженного напутствия покаянием и Св. Тайнами: он был христианин душой. Кто не знает, как он любил церковное пение, как умилялся, таял душой, когда слышал стройное пение певчих! Как он был кроток, незлобив и доволен своим состоянием и теми годами жизни, которые он прожил! Он умер, можно сказать, с благодарностью на устах и в сердце ко Господу за все те блага жизни, которыми наградил его Промысл.

Для того умираем, чтобы ожить и жить вечно или умирать вечно, второй смертию, а живем во времени для того, чтобы умереть.

ВОПРОС: Что внушает неожиданная смерть невесты?

ОТВЕТ: Что это ты, Александра, так скоро собралась от нас в путь далекий в страну небесную и не предупредила о том никого даже болезнью? А ты как бы отвечаешь им: Господь Вседержитель позвал меня к Себе – и я поспешила на зов Его. Позовет и вас: поспешите и вы.

Да, поразительная твоя кончина: убрали, приготовили тебя совсем к браку, и жених уже радовался о тебе, по писаному: радуется жених о невесте, а ты вдруг неожиданно сделала напрасными почти все приготовления и навеки разлучилась с женихом, с родными и со всеми нами. Вот и сбылись твои слова, которые, видно по предчувствию, говорила ты жениху: наша свадьба будет в четверток, а не в воскресенье.

Все мы, возлюбленные, дети Отца Небесного, странники и пришельцы в земном дому Его. Живем в этом дому, но не знаем, когда Отец Небесный позовет нас пред лице Свое, а верно, что позовет. Скоро Отец Небесный позовет вас из земного дома в небесный и поставит там пред страшным Престолом славы Своей для ответа: как вы жили на земле? Помнили ли Бога, любили ли Его больше всего, как дети; благодарны ли были Ему за все, что имели, или жили в забвении о Боге, ходя в волях сердец своих, пользовались Его дарами и не любили Благодетеля, не возносились к Нему благодарными сердцами. Худые те дети, которые не знают своего Отца Небесного, постоянно питающего и греющего их. О! Будем помнить Отца Небесного и не забудем, что чрез смерть Он позовет нас к Себе. Мы не знаем, когда Он позовет нас, потому что Он не дал нам разуметь «времена и лета, яже... положи во Своей власти» (Деян.1:7).

Что сказать в утешение вам, отец и мать почившей? Да утешит вас Дух Отца Небесного. Бог дал вам вашу дщерь, Бог и взял: «Господь даде, Господь отъят: буди имя Господне благословенно» (Иов.1:21). Так говорит св. Иов, которого показал Господь всем людям в пример покорности Промыслу. Вы, как родители, любили и берегли свою дщерь настолько, насколько доставало к тому ваших сил, вашего разума, вашего образования, ваших понятий о жизни и истинном благе человека; но Отец Небесный, «из Негоже всяко отечество на небесах и на земли именуется» (Еф.3:15), как всеблагий, премудрый без сомнения любил и любит ее больше вас. Если вы желали ей счастья, то Он тем больше, «аще убо вы, – говорит Иисус Христос всем родителям, – лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш Небесный» (Мф.7:11). Если вы желали ей временного благополучия в супружеской жизни, то Он наградит ее вечным блаженством в общении с Собою. Господи! Да будет воля Твоя!

ВОПРОС: Что означает имя наше и Спасителя?

ОТВЕТ: Слово тезоименитство значит тожеименитство или одноименность чьего-либо имени с именем святого. Имя, рассматриваемое вообще, значит нашу ограниченность, по началу бытия нашего, и напоминает или должно напоминать нам о том, что все мы еще очень недавно не существовали, не были в этом прекрасном мире.

Святые, коих имена мы носим, победоносно, славно протекли земное поприще, наследовали небесную, вечную славу и ублажаются верующими во все века; они сильны своею молитвою пред Престолом вечного Царя царей, давшего им благодать молитися за нас, и готовы служить нашему спасению, как Ангелы хранители, если мы не оскорбляем их безверием и холодными равнодушием и обращаемся к ним с молитвою веры. Отсюда проистекает общая наша обязанность к ним – чтить их память и призывать их в нашей молитве во всякое время, но особенно в день тезоименитства, как ближайших подобострастных нам ходатаев наших пред Богом, которые «покоя не имут день и нощь» (Откр.4:8) и молятся о нашем спасении.

Далее, если рассматривать значение христианских имен наших, они означают нашу ограниченность по силам и совершенную нашу зависимость от Бога: имя говорит нам, что мы не свои, а Божии. Я призвал тебя именем твоим: ты Мой, говорит Господь.

Говоря о значении имен, нельзя не сказать, что тех имен своих, коих значение должно оправдываться делом, то есть нашею жизнью, люди большею частью не оправдывают своею жизнью, как не оправдывают и величайшего из имен – имени христианина. И в этом отношении имя Божественного Спасителя нашего – Иисус – нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве, есть единственное по своему точному исполнению на самом деле. Ибо когда не был Иисус Христос Спасителем верных? «Несть бо иного имене под небесем даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам» (Деян.4:12), то есть кроме имени Иисуса, и Он один спасал, спасает и будет спасать нас по вере нашей всегда – от грехов наших, от скорбей наших, от бедствий наших, от болезней наших и что всего важнее, – от вечной погибели нашей. Слава Тебе Имя вечно-спасительное! Слава Тебе, Имя сладчайшее! Слава Тебе, Имя всемогущее!

ВОПРОС: Почему Церковь празднует святым?

ОТВЕТ: В Святой Церкви Православной, в ее заповедях, правилах и постановлениях, в богослужении и обрядах нет ничего такого, что было бы установлено и соблюдалось не по повелению и не по внушению Божию; потому что Дух Святой, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, вместе и нераздельно с Ним – Главою Церкви Господом нашим Иисусом Христом, пребывает в ней вечно и неразлучно и наставляет ее на всякую истину.

Почему Св. Церковь прославляет торжественно память святых угодников Божиих? Потому что они возлюбили Бога всем сердцем и исполнили Его божественные намерения относительно их и человеческого рода, исполнили Его святую волю, побороли в себе все враждебное Богу и враждебное им самим, то есть грех, победили демонские козни, все мятежные страсти в себе или все греховные искушения от многострастной плоти, мира, во зле лежащего, и диавола, орудующего на нас чрез плоть нашу и чрез своих клевретов – людей лукавых; словом, они отсекли в себе все, что составляет вражду на Бога, и стяжали совершенную любовь к Богу.

И Бог, видя их непрестанные труды, борения и подвиги их из любви к Нему и ради общения с Ним, Источником живота нашего, помог им одолеть совершенно грех и диавола, утвердил их в святости и добродетели, вселился в них и сделал их Своими нерукотворенными храмами: ибо Он свят и во святых почивает. Это говорит и Священное Писание. «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1Кор.3:16)? Судите теперь сами о величии их души и великости их подвигов. Да, чудное величие духа человеческого во святых!

Господь в награду за их подвиги удостоил их, еще при жизни, дара чудес и прозрения будущего, и они источали и источают бездну исцелений душевных и телесных для всех, прибегавших к ним с верою.

Причина собрания нашего – восхваление подвигов преподобного отца нашего Иоанна Рыльского и совершение Бескровной Жертвы Христовой, которою преподобный освятился и достиг преподобия и правды и вечной славы на небесах, и которою и мы освящаемся, оживляемся, обновляемся, обожаемся.

Святая Церковь, прославляя память преподобного Иоанна, хочет побудить и нас подражать его добродетелям, по силе каждого, потому что и нам велено от Бога быть святыми: «будете святи, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш» (Лев.11:44).

ВОПРОС: Почему о.Иоанн часто говорит о грехах?

ОТВЕТ: Не напоминал бы я себе и вам, братья и дети, об этой темной стороне нашей природы, да нельзя: ежедневный, горький опыт твердит нам, что мы – дети падшего и растлевшего грехом Адама, и нудит нас зорко смотреть как за собою, так и за вами, дети, во вех проявлениях вашей жизни, как бы уловить нас, как бы укорениться в нас.

ВОПРОС: Отчего у иных бывает вера, а у других неверие?

ОТВЕТ: В чем секрет, достоинство, превосходство веры сотника, что даже Господь Сам удивился ей?

Секрет, сила, благоприятность веры заключается в смирении, простосердечии, добросердечии и сострадательности твердой, непоколебимой и разумной веры сотника. Примечайте, господин сам приходит к Господу и просит за своего слугу усердно, неотступно, с верою в неисследимую благость и силу Господа.

Отчего же вера, или верующим и просящим таким образом, предоставлено получить милость и помощь Господа, а сомневающимся и неверующим не дано этого? Причина простая: подобное соединяется с подобным, высокое (то есть Господь) со смиренным, праведное с праведным, или ищущим правды, чистое с чистым, или искренне желающим чистоты.

Сердце же, закрытое сомнением, и неверием ожесточенное, остается нечистым и недоступным благодати Святого Духа, ибо кое общение свету ко тьме, правде к беззаконию, или какая часть верному с неверными?

Чрез искреннюю веру, молитву и покаяние человек может все получить от Господа, всякую благодать и помощь. Хочешь ли получить от Господа дар слова во спасение свое и других? Получишь – ибо сказано в Писании: «веруй в Мя, яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды живы» (Ин.7:38). Хочешь ли исцелиться от болезни или получить дар исцелять других? Молитва веры спасает болящего (см.: Иак.5:15), чему мы видим бесчисленные примеры и ныне. Хочешь ли победить свои страсти, борющие и томящие тебя? Молись с верою, противостой, не поддавайся – и победишь: «мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе, мой» (антифон четвертого гласа).

С молитвою и покаянием вера в Бога всегда творила чудеса в людях, делая в них спасительную перемену в душах и телах их. Так будем веровать, так будем угождать Богу своею верою.

ВОПРОС: Что такое грех, всех нас омрачающий, путающий, посрамляющий, губящий, и как бороться с ним?

ОТВЕТ: Это – порождение диавола, злейшего духа, утратившего свою первую доброту и светлость чрез гордыню и противление Богу; это лютая язва, рана, покрывающая все человечество, духовный струп, гнойный, смердящий на всем человеческом роде.

Против этого недуга, против этой язвы, этого тайного струпа, этой тли – только одно средство, вера в Господа Иисуса Христа и искреннее покаяние. Люди самые мудрые, образованные, сильные и великие мира, совершившие много великих дел, не могли победить в себе греха, как и нынешние светски образованные, умные люди и великие мира не могут сами собою победить греха без веры во Христа. Один Христос, совершенный Праведник, исполнивший весь закон, наш Искупитель, дает нам силу избавиться от греха и победить грех благодатию Его. Христос же всегда к нам близок со Своею благодатной помощью, лишь бы мы сами стремились получить эту помощь, были бы готовы принять ее, как сказано: «Близ Господь всем призывающым Его» (Пс.144:18), ты только обратись к Нему, призови Его с верою и от чистого сердца, а Он тут как тут, близ тебя и с тобою. Он знает нашу склонность ко греху, видит наши немощи и, по великой милости Своей, всегда готов помогать нам, если мы сознаем свои грехи и раскаиваемся в них.

Конечно, это нелегко, даже очень трудно, – оставить свои греховные привычки, вырвать из своего сердца любимый им грех. Нам указаны и вспомогательные для сего средства: молитва и пост.

ВОПРОС: Как относились к настоятельству в Андреевском соборе о.Иоанна?

ОТВЕТ: Это настоятельство дано ему было 19 февраля 1894 г., то есть после 40 лет священства. Вот что он сам пишет:

Божиею милостию и избранием архипастыря нашего, настоятелем в этом храме ныне поставлен я, хотя я и отказывался от этого непосильного для меня бремени, при настоящем моем положении и молитвенных трудах в разных местностях России. Архипастырь дозволил и благословил и даже сам указал мне помощника по моему настоятельству, с обязательством заменять меня во многом, чего я сам не могу исполнять, – и я, после отказа одного, нашел другого, весьма почтенного пастыря, нынешнего нашего благочинного, протоиерея Иоанна Фаворского, жительствующего ныне в Петергофе. Он и будет заменять меня во многом. Да будет воля Божия.

ВОПРОС: Кто и что были причиною смерти Иисуса Христа?

ОТВЕТ: Если глубже вникнуть во все это кровавое дело, то надобно сказать правду, правду глубокую, – что причиною Его страданий и смерти были все люди, были и мы все, не исключая никого, – ибо причиною были грехи, а кто же из нас без греха? Господь Иисус Христос, по воле Отца Своего Небесного и по Своей собственной, изволил принять казнь, по человеческому естеству Своему, неразлучному с Божеством, бесстрастным, – за грехи всего мира, значит, и за меня и за тебя, брат, сестра.

На кресте казнится грех мира в безгрешном Агнце Божием, в святейшем Сыне Божием, Который из единого благоутробия Своего восхотел искупить нас, неправедных и грешных, Своею бесконечною правдою, Своими страданиями и смертью, – и, вкусив смерть, победить нашу смерть, и воскресением Своим из мертвых подать воскресение из мертвых всему человеческому роду! Вот как премудрость, благость и правда Божия открылись в крестной смерти Богочеловека! Вот как ужасно наказаны грехи наши в Богочеловеке. Проклятие, от которого избавил нас Своими страстями и смертью Господь Иисус Христос, Сам «быв по нас клятва» (Гал.3:13), – и дал благословение всем верующим в Него.

Приди же всякий человек, всякий пол и возраст, приидите и плачьте пред Божественным Мертвецом, плачьте и рыдайте о своих грехах неисчетных, вольных и невольных, и помните, каких казней заслуживает по правосудию Божию грехи наши.

Значит, если бы Богочеловек не пострадал и не умер за мир, – мир погиб бы без жертвы всеискупительной, каковою стал за всех нас Господь Иисус Христос. Но Он дал за нас собственную душу, жизнь, принял смерть телесную в искупление мира, и чрез Его страдания и смерть Отец Небесный примирился с грешным миром. Преграда непроходимая между Богом и миром разрушена, на земле основана Самим Христом Святая Церковь, или общество спасаемых во Христе, со всеми благодатными силами к животу и благочестию.

Вот какая бездна спасающей благодати Божией явилась в мире прелюбодейном и грешном, вот сколько грешников спаслось и вошло в рай! Но сколько и еще входит, сколько еще войдет, ибо несомненно, что спасающиеся есть и будут до скончания мира по всей земле! И все это есть и будет плод спасительных страданий и смерти Иисуса Христа. Слава страстям Твоим, слава животворной смерти Твоей, Господи. Так чрез искупительную смерть Богочеловека излилась на мир бездна благодати милующей, спасающей, а без искупительной смерти Спасителя он был бы лишен ее! И так все мы Тебя воспеваем, прославляем, Тебя благодарим, Господи, за вольные страдания и смерть твою за нас.

Ради страданий и смерти Господа нам дано покаяние в живот вечный и все истинно покаявшиеся спасутся, и только нераскаянные вовеки погибнут.

После бичевания Господа, по приказу Пилата, у позорного мраморного столба и по венчании Его головы язвительным тернием и ругательном облачении в грубую багряницу наподобие царской Пилат вывел неповинного и безгрешного Страдальца Иисуса напоказ первосвященникам, книжникам и народу, чтобы разжалобить их, и сказал: «Се вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в нем никакой вины». И вот вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, и сказал им Пилат: «Се человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни Его!» Остановимся на этих словах и спросим себя: кто были эти исступленные крикуны? Люди или злые демоны? Это были бешеные человеки, по виду люди, а по духу демоны, ибо они были в это время сосуды диавола. И всякий человек, возлюбленные братия и сестры, подверженный страсти или имеющий земное, а не небесное мудрование, есть бес или сын сатаны, ибо даже одному из апостолов, имевшему только в данную минуту земное, человеческое мудрование, именно Петру, Господь с негодование сказал: «Иди от Меня, сатана: ибо ты мыслишь не о том, что Божие, а что человеческое» (см.: Мф.16:23; Мк.8:33).

ВОПРОС: Кто такой священник?

ОТВЕТ: Мы, пастыри, – уполномоченные от Пастыреначальника Христа на просветительную деятельность в народе, должны день и ночь, как некогда апостолы, поучать вверенный нам от Бога народ истинам и правилам веры, отводя его от гибельных путей греха и направляя к христианской жизни в страхе Божием.

Сам Господь наш Иисус Христос самолично невидимо присутствует среди собравшихся во имя Его, как Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди их» (Мф.18:20).

ВОПРОС: Где же мир на земле, о коем пели ангелы?

ОТВЕТ: В нынешний день Восточная Церковь, – говорит о.Иоанн под Рождество Христово в 1895 году, – во всей вселенной совершает празднественное торжество в честь и славу Рождества по плоти Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа. Это – величайшее из чудес, бывших когда-либо на земле.

Оно явило и прославило вечную правду и святыню Божества, совершившего посредством воплощения Единого от Троицы примирение и соединение неба с землею, – грешного человечества с пречистым Божеством. Чрез воплощение человечество сподобилось очищения, освящения и обновления, избавилось от праведной клятвы Божией и вечного в аде мучения и удостоено благословения и вечной жизни.

Но где же мир на земле? Обитатели земного шара по-прежнему мятутся от неведения Бога, или от маловерия и безверия, от ересей и расколов и разных ложных сектантов, и от пламенной ненависти друг к другу, от разных всегубительных страстей и пороков, от уныния и отчаяния.

Этот небесный, святый блаженный мир дан Церкви Божией, или богоучрежденному обществу правоверующих во Христа и в Его Евангелие, всем христианам, которые верны заветам и заповедям Христовым: они носят этот мир внутри себя, потому что укротили или укрощают в себе всякие тлетворные страсти, их бури и волны, и носят в сердце своем Христа, Царя мира и правды. В их душах, кротких, смиренных, незлобных, благопокорных, терпеливых, благожелательных, любящих, сострадательных и милостивых, царствует Бог и с Ним мир и благоволение. Св. Церковь есть носительница, провозвестница и подательница людям этого мира небесного. Она, данной ей от Бога благодатию, Словом Божиим, богослужением и таинствами, укрощает все страсти верных ей чад, совершая в них чудное обновление, даруя им силу побеждать все прелести и насилия грехов, воюющих в членах наших, и твердый и непоколебимый мир.

Мир земной обуревается страстями, войнами и междуусобными бранями, обагряется кровью человеческой, оттого в нем доселе господствуют всевозможные страсти.

ВОПРОС: Какие были прежде кощунства в храмах?

ОТВЕТ: В нынешний век, век материализма, можно нередко встречать между христианами людей, которые отвергают бытие духов и не веруют в разумно-сознательное существование душ человеческих по смерти тела – в вечность блаженства праведных и вечность мучений грешников, в чудесное нетление св. мощей и в чудеса, совершающиеся от них силою Духа Святого.

И поэтому в шестидесятых годах прошлого столетия о.Иоанн пишет большое сочинение о страданиях св. вмч. Евфимии (память ее 16 сентября). Оно осязательно удостоверяет всякого, кто будет читать, в том, что есть жизнь будущего века и будущее воздаяние каждому по делам.

Из этого жизнеописания мы выпишем о кощунствах иконоборцев с мощами святой.

Однажды ночью он [царь] вошел с своими единомышленниками тайным образом в церковь св. Евфимии и открыл гроб ее, ибо Христос Бог попустил нечестивым христианам коснуться руками своими честных мощей невесты Своей и нанесть им бесчестие на большее этих лживых людей осуждение.

Открыв гроб, злочестивый царь взял из него с деревянным ковчегом чудотворные и нетленные мощи св. Евфимии, положив вместо них в каменный гроб какие-то гнилые и смрадные кости, нарочно для того приготовленные, и покрыв их опять доскою, ушел, хищнически взяв с собою те святые мощи, и положил их в одной комнате внутри своих палат. Сестры же его и дочери тайно от него приходили к ним, воскуряли пред ними фимиам и ставили свечи, усердно их почитая и с любовью им поклонялись. Скоро, однако же, злочестивый царь узнал об этом и, взяв ковчег с мощами, ночью пустил его в море. Утром же, собрав единомышленников своих в иконоборстве и некоторых из православных, явно смеялся над правоверными, изрыгая хулы и укоризны на святые мощи великомученицы и говоря им: «Идите, безумные, и узнайте свое обольщение, в котором вы находитесь, называя нетленными и чудотворными мощи св. Евфимии, откройте гроб и посмотрите, истинны ли ваши верования и слова!» Затем послал своих людей открыть гроб при народе. Пришли и открыли гроб, и что же увидели? Все увидели кости согнившие и смердящие. При этом еретики начали смеяться и ругаться над православными, называя их поклонниками смердящих костей, а эти, удивляясь такой нечаянности, недоумевали и внутренно сгорали от стыда и жалости. Тогда многие сочли чудеса святой за обман и обольщение и, оплевав эти смрадные кости, выбросили их вон, – равно извлекли и мраморный гроб, и храм Божий превратили в мерзость запустения, так что он сделался пустым вертепом или скотским хлевом, или даже и того хуже, потому что в нем было место для всяких скверн и нечистот. Наконец, кузнецы, наделав на нем кузнечных печей, производили тут свои работы, и оттоле, где прежде был слышен глас славословия Божия, исходили звуки молотов, ударяющих по железной наковальне, и слышны были нелепые звуки сквернословия и говора бесчинных людей. Ибо кузнечные мастера жили в этой опустошенной церкви с женами и детьми своими, и в святом алтаре, как в тайном месте, имели отход для телесной нужды. Так Бог долготерпеливо сносил осквернения Своей святыни, дотоле, пока злых зле погубив, опять вознес Православие и место Свое очистив и освятив, сделал его опять селением Своей славы.

Недолго спустя после того, как злочестивый царь пустил в море мощи всехвальной Евфимии, по смирению Божию плыло судно от пристани, называвшейся Софиина. Хозяевами этого судна были два брата – Сергий и Сергон. Они и спасли св. мощи.

Все это было при царе Льве Исаврянине (717–741). При царице Ирине церковь св. великомученицы Евфимии в Константинополе, что близ ипподрома, о которой мы говорили прежде, опустошенная Львом Исаврянином, снова была обновлена. После того она была торжественно освящена и опять стали совершаться в ней Божественные службы.

Св. мощи при патриархе Тарасии были возвращены в 796, они и доселе хранятся в Константинополе в храме св. Георгия, частица их была в Новгороде, в Свято-Духовском монастыре.

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle