Источник

Внецерковное общество

«Некоторые из «прогрессивных» почитают Церковь врагом для себя. Но если кто любвеобильнее, благожелательнее и мудрее в своей любви относительно людей – после Бога, – то это Церковь: все, что есть сообразнейшего с нашею природою и благопотребнейшего для нее – все это заключается в Церкви, как в сокровищнице, подобно тому как в Евангелии заключены глаголы Живота.

Церковь есть истинная мать всего человечества, право верующего во Христа, самый верный друг христиан. Она сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием, или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым «всяка душа живится». «Вера и Церковь, богослужение, таинства, обряды – все это, – говорят вольнодумцы и безбожники, – придумано людьми для того, чтобы держать народ в страхе, подчинении, и поддерживать добрую нравственность; да, пожалуй, чтобы и доходы собирать с него. Вот как милосердие Божие и чудное Его домостроительство нашего спасения, самое воплощение, страдания и смерть ради нас Сына Божия хулится невеждами и вольнодумцами, потерявшими страх Божий. Зато посмотрите на их жизнь: как они живут и долго ли живут? Потеряв силы и здоровье в разврате и пьянстве, они преждевременно дряхлеют, тупеют, болеют и умирают». «Ныне ученые люди поставили и ставят огромного идола и велят всем поклоняться ему, да и сами поклоняются ему. Это идол – отрицательная литература: нечистый дух, нас движающий, – гордый, богопротивный, неверующий разум. Диавол хитер, о, как хитер! Он и в христианстве изобрел тонкое идолопоклонство, сообразно с духом века и со степенью его умственного развития. Уж какой злой хитрец! Как он ворочает бедным человечеством, удалившимся от сердечной веры во Христа! Как он сильно влечет людей в ад, оплетенных и постоянно оплетаемых вервием от самих же людей. Нашим же разумом, который должен был нас вести к Животу вечному Богу, он губит нас!»

Но дело – не в разуме лишь, а в диаволе, виновнике направления этого разума против Бога. Так было до Христа; так было и после явления Его во плоти. «Только в общении с Церковью и ее священноначалием и в ее таинствах и богослужении – спасение наше; а без Церкви и вне Церкви нет спасения. Аще кто «Церковь преслушает, – говорит Сам Господь, – тот да будет «как язычник и мытарь» (Мф.18:17), отверженный от Бога и Его царствия человек. Все отделившиеся, отпавшие от Церкви – раскольники старые и новые со всеми их сектами, равно все нераскаянные грешники суть дикие растения, солома, и определены к сожжению в огне вечном, – если не обратятся к Церкви истинно». И эта борьба началась еще раньше, с Самого Христа Господа. «Блаженни изгнани правды ради» (Мф.5:10). Под «правдою» здесь вообще разумеется вера христианская и жизнь по заповедям Христовым». За что же мир гонит Церковь с самого начала ее бытия? Еще в Ветхом Завете, – а после – и в Новом? Обычно педагоги и книги о гонении на Церковь объясняют нас все это – естественным путем: различием вер, умственным развитием, политикой и т. п. И никогда, включая до славного профессора Болотова, никто нам не говорил, ни в семинарии, ни в академии, – о диаволе, как источнике гонений на христиан в течение первых 300 лет. Положительно я не помню этого! И только Сам Господь и Его апостолы стали говорить в Посланиях. А среди педагогов стал выделяться о.Иоанн – больше всех! Но лучше приведем его собственные слова. «Отчего мир гонит истинную веру, благочестие, правду, которые столь благотворны для людей, внося в разрозненные общества человеческие – единство, взаимную любовь, добрые нравы, мир, тишину, порядок?»

И сам отвечает словами апостола любви Иоанна Богослова: оттого, что «и мир весь во зле лежит» (1Ин.5:19); люди возлюбили «злобу паче благостыни» (Пс.51:5). А это отчего? Оттого, – отвечает Батюшка, – что «князь мира сего» (Ин.12:31, 16:11), диавол, действующий «в сынах противления» (Еф.2:2), ненавидит правду адскою ненавистью, и гонит ее; так как она (правда) служит обличением неправде, колет ей глаза, стесняет ее».

Далее о.Иоанн приводит примеру «злых и развратных» людей Ветхого Завета: Каина, зверонравного Исава, неправедных детей патриарха Иакова, нечестивого Саула, и наконец иудеев, убивших Самого Господа нашего Иисуса Христа. Апостол Павел, перечисляя разные виды гонений за правду в Ветхом Завете, и отчасти – в Новом, говорит в Послании к Евреям так: «Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущелиям земли» (Евр.11:35–38).

А после Христа начались новые гонения на христиан. «По воскресении и вознесении Его на небо вера Христова встретила ужасные гонения в мире от иудеев и идолопоклонников: христиане были забиваемы в колоды и бросаемы в темницы, распинаемы на крестах, отдаваемы на растерзание зверям; их посекали, топили в реках, терзали железными когтями, колесовали; отсекали у них руки или постепенно все члены тела; прободали копьями; обливали кипящим оловом или маслом; или опускали в кипящие котлы; сожигали на горячих сковородах или в раскаленных медных волах; не говоря уж о ругательствах, насмешках, побоях, пощечинах, которыми подвергались исповедники имени Христова. Вот какие гонения воздвигнуты были в мире на христиан! Последователи Христа Распятого должны были бороться не с людьми только, – с их нечестием, невежеством и злобою, – но с целым адом, с сатаною и его споспешною силою. Ибо исчисленные гонения воздвиг на Церковь Христову сам сатана, имея своими орудиями нечестивых людей. Ублажая мучеников, Церковь поет: «Вами врата адова, на Церковь отверзшаяся, заключишася» (Канон Всем святым, гл. 6). Есть ли и теперь, – спрашивает о.Иоанн, – поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; потому что еще не пришло Царствие Божие во всей силе для многих; а для большей части еще и совсем не пришло; еще много нечестия и неправды в самих христианских обществах. Еще не связан сатана и свободно обходит землю и проходит поднебесную. И теперь-то, кажется, он наиболее свирепствует на держащихся правой веры, и «ведый, яко время мало имать» (Откр.12:12).

«Только теперь он гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом – движением вперед, либеральностию; попросту – вольнодумством, безразборчивостью к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами. Веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность – слабодушием и нервною раздражительностью; милостыню – глупою расточительностью; наружную молитву – лицемерием; услаждение и радость молитвенную – идиотством, едва не сумасшествием. Напротив, широкую разнузданность плоти, или распущенность, угождение всем ее бесчисленным похотям, – современным прогрессом;... жизнь, не похожую ни на христианскую, ни на языческую, а какуюто животную, чуждую всяких обязательств веры, – считают известным тоном, признаком современного человека». «Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих, среди таких людей, весьма неприятно; и счастлив тот, кто среди них не живет. А кто живет, – терпи гонения, насмешки, колкости; впрочем, не будь безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие; «отвещай безумному по безумию его, да не явится мудр» пред тобою (Притч.26:5).

«Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». По мере того, как праведные за свою правду терпят на земле поношения, гонения, лишения – увеличается и их награда на небесах; здесь они часто лишаются всего, там получают с избытком все». А «люди впали в безверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы или вовсе не имели и не имеют его, короче – оттого, что не молятся. Князю века сего (сатане) – простор для действия в сердцах таких людей; он господин в них. И вот сердца, испорченные по природе, без живительной росы Духа Святого пересохли; и от крайней сухости наконец запылали адским пламенем неверия и различных страстей. А диавол знает только воспламенять страсти, поддерживающие этот ужасный огонь; и торжествует при виде погибели несчастных душ, искупленных кровию Того, Кто попрал его (диавола) державу». А «учившаяся и недоучившаяся молодежь редко ходит в церковь. Это – плод гордости, неразвитости духовной.

Считают посещение храма и богослужения общественного делом простого народа да женщин, забывая, что в храме со страхом служат вместе с человеками ангелы и вменяют это себе в величайшее блаженство». «О Храм святый! Сколь благо, сколь сладостно в тебе молиться! – мыслит верующий. – Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих, пред престолом Божиим и пред Лицом Седящего на нем? Поистине душа тает от умиления молитвенного! Слезы по ланитам струятся, как вода! Сладостно молиться за всех!» «Вы не могли заметить, что вся сила – в сердце: легко на сердце – и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце – и всему худо. Но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви, как месте веры по преимуществу. Здесь Бог касается очищающею благодатию Своею сердец наших и дает нам носить Свое «благое иго». – Вот великий секрет, который узнать стоит всем. При легкости на сердце человек готов бегать, скакать: оттого –Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя» (см.: 1Пар.13:8; Пасхальный канон, песнь 4).

И наоборот: когда человек перестает ходить в храм, или в церковь, то исчезает в нем совсем мало-помалу и вера. «С тех пор, как человек по своей воле отпал от Бога, он, – как животное, бывшее некогда домашним, но потом одичавшее в дремучих лесах, – неохотно смотрит на место прежнего жительства своего; любит больше мрак леса, то есть здешнего мира, чем свет прежнего места, то есть рая Божия. Трудно он соединяется с Богом, – и по соединении часто отпадает от Него; трудно верует искренно в Бога и во все, что Он открыл ему; не заботится постоянно о сохранении в сердце небесного дара».

Поэтому о.Иоанн еще удивляется, как это люди, переставшие ходить в церковь, хранят иногда в душе своей веру! Церковь – питательница веры!

Поэтому оторвавшиеся от Церкви, – в духовном или телесном смысле этого слова, – непременно отрываются, или по крайней мере изменяются в своей прежней вере. Поэтому Батюшка Церковью истинною считает лишь Православную Церковь. А там, где хоть сколько-нибудь изменили православную веру, он уже считает церковью «самодельною», – как и называет ее. Вот, например, как пишет он о лютеранах или англиканах, потому лишь, что они не почитают Божию Матерь и святых и не имеют их икон.

«Это столь естественное, должное и богоугодное дело – почитание святых икон – многие лютеране и англиканцы считают чем-то неестественным, противным Богу, идолопоклонством и ересью; и не только в домах своих, но и в храмах своих не имеют икон и считают за грех иметь их и поклоняться им; через что чрезвычайно много теряют для веры и благочестия. Ибо, прервавши видимую связь со святыми, – они через то порвали и связь невидимую; между тем как Церковь Небесная и земная – едино тело. Таким образом они прервали связь и с умершими, потому что не молятся за них и не приносят жертв по душам их, – жертв, которыми благоугождается милосердый Бог; и тем показывают они свое неверие и силу молитв Церкви за умерших. Что же это и за церковь – та церковь, которая неразумно и дерзновенно порвала связь с Небесною Церковью торжествующею, прервала общение с умершими в молитвах и прервала общение с Церковью (русскою, или и греческою), исповедающею веру Христову в первобытной чистоте!? Есть ли это – живое и святое тело Церкви? Можно ли назвать телом организованным и живым одно туловище без головы и без рук, без глаз и без ушей? И такое общество провозглашает свою веру очищенною, истинною верою, и чуждается обрядов нашей веры святой, непорочной! Та ли вера очищенная, которая отвергла священство и прочие таинства, – кроме крещения, и причащения, которое впрочем недействительно; отвергла почитание святых, их мощей, икон, посты, монашество, молитвы за умерших? Это ли вера Евангельская? Нет! Это – самодеятельная церковь, составленная по произволу человеческому, под влиянием страстей человеческих и угождающая страстям человеческим. Это – «истина в неправде» (см.: Рим.1:18). Это – превращенное благовествование Христово; это – развращение, или отвращение людей Христовых «во ино благовествование», о котором Апостол сказал: «аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче еже благовестихом вам, анафема да будет» (Гал.1:8). Это не церковь, а душепагубное рассечение Тела Христова!» А «почитание икон и естественно, и справедливо, и богоугодно, и полезно». Правда, здесь о.Иоанн не разделяет так называемой «высокой» церкви от «низкой»; ибо написаны были эти строки, когда «высокая» церковь в Англии еще мало оформила свою веру. Теперь уже она признает и семь таинств, и иконы, и святых; но и то еще не вся целиком. Но зато «низкая» церковь, – мечтающая и доселе о господстве над «высокою» и продолжающаю жить совместно в одном храме, – вполне еще присоединяется к лютеранству, баптистам, и другим протестантствующим обществам, к коим вполне приложимы слова о.Иоанна. Тем более, что сам о.Иоанн совсем иначе воспринимал иконы. Вот возьму хотя бы одну выдержку из его дневника. «Чудотворный образ Спасителя – Сам Господь на нем. Горько и как бы невольно плачу я: по благодати, обильно от Него на меня изливающейся, лью я потоки слезные, очищающие душу мою, и мир и радость на сердце у меня производящие». «Православные христиане – как бы семейство, дети Иисуса Христа; а в добром семействе мать всегда в высоком почтении – Матерь Божия; равно как старшие братья пользуются уважением и почтением от младших и эти последние подражают святым», – то есть земные верующие подражают святым небесным. «Лютеране и англикане! Отчего у вас этого нет? Отчего Матерь Божия не пользуется у вас должным благоговением и торжественным почитанием и поклонением? Отчего святые ангелы и святые Божии человеки не пользуются торжественным почтением и поклонами? Или вы одного Бога почитаете, Ему Одному поклоняетесь? – Но вы должны помнить, что Матерь Господа Иисуса Христа, св. ангелы и св. человеки – чистые образы Божии и друзья Божии, как Авраам назван другом Божиим. И как ученики Самим Господом Христом названы также были друзьями, а не рабами (Ин.15:14–15).

А после англикан, да еще «низких», о.Иоанн относится так же и к католикам, – как это записано и в выдержках его из дневников – в «Христианскую философию». Вот примеры. «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Сам Господь всегда присущ Своей Церкви, для чего же наместник – папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? – Не может! Наместником, заместителем Господа, безначального, Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Верно! Католики заблуждаются. Внуши им, Господи, яко нелепи суть тако утверждающий и гордостью обложены, как ожерельем». «Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной небесной религии есть – главенство человека в Церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность; ибо папа есть человек грешный. И беда, если он возмнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих, выдумала католическая папская церковь – в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужениях, в мертвящих злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах обращенных к Православной Церкви и к православным христианам. И во всем этом виноват непогрешимый, якобы, папа; его и иезуитов доктрина, их дух лжи, двоедушия и всяких неправильных средств... к большей, якобы, славе Божией». «Католики выдумали новую главу, унизив единую истинную Главу Церкви – Христа. Лютеране – отпали и без Главы остались. Англиканцы – тоже: Церкви у них нет; союз с Главою порван, помощи всесильной нет; а велиар – (диавол) воюет всею силою, коварством и всех держит в своей прелести и погибели». «Причины всех фальшей Римско-католической церкви есть гордость и признание папы действительно главою церкви, да еще – непогрешимою. Отсюда весь гнет западной церкви». «Папа и паписты до того возгордились и вознесли себя, что вздумали критиковать Самого Христа, Саму Ипостасную Премудрость Божию; и простерли – под предлогом развития догматов – гордость свою до того, что извратили некоторые Его словеса, заповеди и установления, которые не должны быть изменяемы до скончания века: например, слово о Духе Святом (о происхождении от Отца и Сына); заповедь о чаше Пречистой Крови Его, Которой они лишали мирян, ни во что поставив слова Господа Иисуса Христа (см.: Мф.26:26) и ап. Павла: «Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет» (1Кор.11:26): вместо квасного хлеба употребляют на литургии опресноки». «Приидите к нам вы, именующие себя католиками, а нас порицающие схизматиками, и истяжемся: посмотрим беспристрастно, по Божьей правде, по Божьему цензу на ваших святых, – папою, а не Богом прославленных, – и сравним их с нашими святыми, Самим Богом засвидетельствованными бесчисленными чудесами исцелений и разных утешений с верою прибегавших к ним православных! Какая разница! Как истина веры нашей сияет и своим светом помрачает вашу, омраченную ересями и ложными мудрованиями, веру! Как пойдете вы против очевидной истины православной веры, именем и делом православной и спасительной?! Или против Самого Бога дерзнете восставать и говорить неправду?! Смирит вас Бог правды и, если нужно, вооружит тварь в месть врагам. Но Он – долготерпелив и ждет обращения заблуждающих!

Что же касается лютеран и последователей их – разных баптистов, методистов, евангелистов, англикан и др., – то они сами не могут похвалиться по достоянию, по Божьему праву, ни одним истинно святым и богоугодным человеком, который бы получил явное свидетельство неба о своей святости и богоугодности! Ересью и расколом никто и никогда не угождал Богу!

Еретики, раскольники, сектанты! Выведите пред нами на средину хоть одного вашего святого: не найдете; хотя весь век будете искать его! Разве будете дерзко и нелепо оспаривать действительность нетления и чудес наших святых? Вы – буии и слепые!» В заключение можно спросить у внецерковных раскольников, еретиков и сектантов: «Как побеждать врагов спасения, сильных своею ложью, хулою, клеветою на Бога и на Его Церковь? Как там спастись? – Невозможно! – Разумейте же это, пребывающие в расколах и ересях и сектах: не ратуйте против единой спасающей Церкви и обратитесь к ней!»

Итак, унижение Истинной Главы Церкви – Христа, изобретение догмата о «непогрешимости» папы, о причащении под видом Тела Христова и лишение Крови, о неистинных святых или о полном их отсутствии, о непочитании икон, – все это о.Иоанн ставит – католикам, англиканам, лютеранам и последователям их – в недостатки их церквам, или точнее – общинам. А в последние годы своей жизни он особенно нападает на писателя Льва Толстого. В проповедях своих, в дневниках и в брошюрах, распространяемых по столице России, Батюшка резко осуждает его и последователей его. За что же именно?

«Граф Л.Толстой посягнул на истину Евангелия и всего Св. Писания и исказил смысл Евангелия, непререкаемо важный и драгоценный для людей всех веков. Отвергся веры во Христа, как Сына Божия, Искупителя и Спасителя мира; и совратил многих вслед за собою и погубил их; отвергся Церкви, основанной Христом; попрал благодать крещения, миропомазания, покаяния, причащения и всех таинств. Себя, по высокоумию, считает судией слова Божия и высшим критерием его, а не себя им проверяет. Но горе тем, «иже мудри в себе самих и пред собою разумни» (Ис.5:21).

Здесь сжато, но верно указаны о.Иоанном главные недостатки Л.Толстого. Вол знает своего хозяина и осел ясли господина своего (см.: Ис.1:3); а ты не хочешь знать своего Творца, Спасителя, Благодетеля, Питателя, Судию своего: чужим стал Ему; одичал, как дикий зверь; и рыкаешь, хулы изрыгаешь на своего Создателя, как Лев Толстой с своими лаятелями. Что же тебя ждет наконец, если не образумишься? – Тебя ждет отвержение, проклятие Божие, муки вечные с злыми духами. «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.25:41).

В особенности сильно стал нападать на Толстого о.Иоанн после того, как дозволено было распространять из дневников его критику на знаменитого писателя, – то есть с 1900–1905 гг. До этого, по-видимому, не дозволялось им печатать всех произведений Л.Толстого, ни проповедей против него. Особенно это нужно сказать после 1905 года. За это особенно возненавидели о.Иоанна «сподвижники» Л.Толстого: неверующие, безбожники, евреи. И он, Батюшка, знал это и ожидал мщения от них. В газетах появилось множество статей против него. Но кто же был во главе этих «лаятелей» о.Иоанна? «Начало всех лжеучений, ересей, сект, расколов – в змие, льстящем вселенную», – то есть диаволе. «Оттуда все ереси, секты и расколы. Хотят быть учителями, но не от Бога, а от себя и по своим страстям. Оттуда – толстовцы, пашковцы, штундисты и др.». За ними пошли и другие последователи. «Характер людей XIX века, второй половины – самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие)».

«Вот наше современное в христианстве идолопоклонство: самолюбие, честолюбие, наслаждение земное, чревоугодие, любостяжание, любодеяние. Оно-то совсем отвратило очи наши и сердца наши от Бога и небесного отечества и пригвоздило к земле. Горе, горе нам!» У христиан и наука, и литература все почти только земные. Вообще, у всех-то лихорадочная, земная деятельность – об угождении Богу и о спасении души никто почти не думает. Жалкое состояние! Об этих людях, то есть безбожниках, о.Иоанн уже и не думает. «Могут ли язычники угодить Богу, или евреи, магометане, если не уверуют во Христа?» – спрашивает он, или – точнее – спрашивали его.

«Не могут, – отвечает он. – Нужно им уверовать во Христа, Единого могущего оправдать нечестивых, и родиться водою и Духом» (в крещении).

«Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут: и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут» (Рим.2:12). Вот ответ Писания на вопрос: ужели язычники все погибнут? Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое; и вверил это величайшее дело Своей благости, милосердия, правды и премудрости – Своей Святой Церкви. Дух Святой, вошедший в мир и действующий в Церкви – чрез священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства – совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила: вне Церкви ее нет и быть не может».

Заканчиваю этот отдел общими словами о Церкви. «Христианин без Церкви, как рыба без воды, не может жить истинною жизнью: Церковь – его стихия. Нигде мы так глубоко, искренно, всецело не входим в себя, как в храме; ибо тут особенно присутствует спасающий нас Бог; действует особенно благодать. Тут человек познает себя во всей наготе, свое глубокое падение и растление, свою немощь, свою бедность, свое окаянство, свою крайнюю греховность, и – бесконечное милосердие Божие. Никто так не воспитывает человека для Неба, как Церковь. Это – наилучший педагог!» «Единение с Богом достигается не иначе, как единением и общением с Церковью; и без Церкви никто не может соединиться с Богом; ибо соединительные силы и средства все предоставлены Церкви. И Сам Господь говорит, что если кто «церковь преслушает», тот будет «как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Все святые достигли единения с Богом только в Церкви и при Ее посредстве. Поэтому все еретики, и сектанты, и раскольники не могут быть в общении с Богом и достигнуть спасения души; хотя бы раздали все свое имение, и хотя бы были замучены за Христа. Церковь есть великое духовное Тело Христа, Который есть Глава ее и Спаситель Тела. И вне Церкви нет спасения».

И при все том член Церкви, а особенно священник не должен зложелательствовать даже врагу Церкви, согласно завету Христову о молитве и за врагов. «Доброжелательствуй всякому, – говорит о.Иоанн, – даже врагу твоему или врагу твоей православной веры и твоего отечества, чтобы исполнить точно Закон Христа Бога, повелевшего любить врагов, благословлять проклинающих, добро творить ненавидящим нас (см.: Мф.5:44). Если же пожелаешь зло и позлорадствуешь врагу, то нарушишь закон Божий, закон любви, закон жизни; сотворишь лукавство и самосуд пред Господом, и себе причинишь вред и зло, лишишься мира сердечного и отягчишь душу грехом. Врагам правой веры – то есть Православной Церкви, – и отечества отмстит праведный Господь, сказавший – чрез Апостола: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «у Мне отмщение, Я воздам» (Втор.32:31–36; Рим.12:19; Евр.10:30).

Это нужно добавить к воззрениям о.Иоанна о язычниках, неверах, отвергающих Св. Евангелие, сектантах, еретиках, раскольниках, иудеях, магометанах и других религиях. И тогда его воззрения будут полнее и чище.

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle