Источник

Церковь Божия

Но все это совершается в учреждении Божием, которое установил Сам Господь Иисус Христос, и которое называется Церковью: там совершаются тайны все, включая и причастие; там правильно действуют законно поставленные священники, как Божии посредники; там ежедневно совершаются богослужения; там и правильно учат христианству; там истинно воспитывают христиан в духе восстановления образа и подобия Божия, и т.д. Все это совершается постоянно в Церкви Божией. И Батюшка о.Иоанн, зная о таком значении Церкви, много и часто говорит о ней. Что же такое Церковь? Если человек создан «по образу и подобию Нашему», – сказал Бог Отец Сыну и Св. Духу, – следовательно, «человек создан по образу Пресвятыя Троицы» – так и проповедует о.Иоанн. Эту же мысль выражает он и подробнее: «Как Троица – Бог наш, Едино Существо, хотя и Три Лица; так должны быть и мы – едино. Как прост Бог наш, так должны быть и мы просты: так просты, как бы все мы были один человек, один ум, одна воля, одно сердце, одна доброта, словом, одна чистая Любовь; как Бог есть Любовь. «Да будут едино, якоже Мы едино есмы» (Ин.17:22). Сама «Св. Церковь внушает нам» это, «когда и на домашней молитве и в церковной влагает в наши уста молитвы от лица всех, а не от одного лица. Внушает нам непрестанную взаимную любовь, чтобы мы всегда и во всем на молитве и в житейском обращении, любили друг друга как себя; чтобы мы, подражая Богу в Трех Лицах, составляющих высочайшее Единство, и сами были едино, из многих составленное». «Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии (то есть все верующие, Церковь) в Нас едино будут» (Ин.17:21). Но поскольку это учение о Пресвятой Троице непостижимо уму нашему; то и о.Иоанн не раскрывает подробно и учения о Церкви Божией, как образе Божием, подобии Пресвятой Троице. «Учение о Пресвятой Троице так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения. И познание Бога во Святой Троице есть жизнь вечная для разумных тварей. Без исповедания Пресвятой Троицы нет христианства. Без исповедания Пресвятыя Троицы у нас не было бы ни Церкви, воспитывающей нас для неба. Так важно это учение».

«Но оно есть вместе и самое непостижимое. Что же касается того, как в едином Боге – Три Лица, – как Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святый Дух есть Бог, – то это выше всякого разумения. Троичность Лиц Божества есть величайшая тайна, сокрытая даже от многоочитых херувимов, которые непрестанно проникают в непостижимый свет Божества и оттоле почерпают для себя всякое ведение и блаженство». «Но где тайна, – приводит Батюшка слова св. Златоуста, – там великое молчание; где тайна, там ум призывает к себе веру». «Так, братия, разум наш необходимо должен смириться и умолкнуть пред тайной Триипостасного Божества; и, чувствуя свое бессилие постигнуть ее, – призвать себе на помощь веру». Однако, хотя догмат о Трех Лицах в едином Божестве и непостижим, о.Иоанн верою признавал его. И нам он, этот догмат о подобии Церкви Божией – Пресвятой Троице, известен из канонов. В 34-м апостольском правиле совершенно определенно указывается, что «будет единомыслие, и прославится Бог ...во Святом Духе, Отец и Сын и Св. Дух», – то есть Пресвятая Троица; если епископы будут признавать «первого из них» (митрополита округа, а теперь – Патриарха), а «первый ничего да не творит без рассуждения всех».

Но Батюшка о.Иоанн знал по своему опыту и уму. Да оно и понятно: если сказано, что человек сотворен по «образу Божию», а Бог – Троица, то человек создан по образу Пресвятой Троицы: то есть единство может быть при множестве. Поэтому Церковь есть отображение единства Пресвятыя Троицы. Или иначе: когда мы говорим вообще о Боге, или о Боге Отце, все равно разумеем всю Пресвятую Троицу. Но о.Иоанн определенно говорит, что человек создан по образу Пресвятой Троицы, – как мы видели это. Но если бы он и не говорил этого, мы должны были бы признавать это всякий раз, когда он говорит о Боге; ибо Бог есть Троица. И этот догмат есть корень всего христианства. Вот и о.Иоанн так думает и говорит о Боге. Например. «Все земное – образ и тень небесного. Так, образ богослужения на земле есть образ богослужения небесного. Здешние сладости – слабая тень будущих сладостей неизреченных». В частности, и «создание первых людей не могло быть иначе, как по образу Божию, или по образу Троицы: а иначе какому же другому образу и подобию?» «Все дела Божии в мире носят печать неподражаемой мудрости совершенства, красоты, – особенно венец творения человек», и «первая чета» их, Адам и Ева, потому были совершенны, что образ их была Пресовершенная Троица: совершеннее которой ничего не могло быть в мире! И «каково высочайшему, единственному, неподражаемому Художнику – Богу – видеть Свое лучшее создание, человека, – обезображенным, искаженным, оскверненным, растленным по душе и по телу! Посему человек, созданный по образу Божию и предназначенный к уподоблению Творцу и к вечной блаженной жизни, должен достигать совершенства в разуме и звании, исполняя заповеди Божии; и так как он существо волею падшее, должен непременно каяться в своих грехопадениях и исправляться с Божиею помощью, при своем тщании и усердии, при делании добрых дел. Диавол знает хорошо человека и красоту богообразной души и тела человека, всемерно противится намерению Божию о человеке и его назначению, и старается осквернить, обезобразить, растлить его всякими грехами». Здесь под «Художником» разумеется вообще Бог, или Святая Троица. «Молясь Богу, помните, что Бог есть Три Лица; а как Он есть Лицо, то Он в бесконечности имеет все те совершенства, какие мы можем вообразить в совершеннейшем каком-либо человеке. Человек есть образ Божий и подобие Божие; по совершенному образу можно отчасти судить о Первообразе, каков Он. Все лучшее, привлекающее наши сердечные взоры и сердечное расположение в человеке – от Бога (Отца), от Сына Его и от Духа Его». Так мыслил и о.Иоанн: Церковь – образ Троицы, – с догматической и мистической точки зрения.

Посмотрим теперь с библейской точки зрения, какую обычно приводят большею частью богословы христианские. «Господь сказал о Церкви Своей: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ей» (Мф.16:18). Это сказано, – говорит о.Иоанн, – как о пастырях Церкви, или иерархии церковной, и о всех истинно верующих; так и о всех таинствах, о всех догматах, заповедях Св. Православной Церкви, и о всех чинопоследованиях таинств, которые установлены на все века и прошли уже многие столетия неизменно. Помни эти слова Господни и ни мало не колеблись, совершая какое-либо таинство. Будь, как адамант – тверд!» Это относится ко всему содержанию христианства. Но не случайно Господь Иисус Христос говорит здесь о том, что Церковь Христову не одолеют врата адовы, то есть диавол со всем его воинством. Ту, первую Церковь, он одолел; ибо Господь изгнал их из рая, и они сделались пленниками ада. А теперь, после Христова дела, они уже не будут подвержены такому действию диавола: «Церковь основана на земле – несокрушимая никакими силами ада; крепость и твердыня, в которой могут быть безопасны от борца (диавола) все истинно верующие и приверженные к этой Церкви!» Теперь, после Христа, даровано лучшее бытие человечеству: прежде оно могло пасть, быть одоленным; а теперь Церковь Христова – неодолима. «Совершишася!» – сказал Он на кресте пред смертию. «Совет превечный совершился. Воля Божия о спасении рода человеческого совершилась. Совет змия человекоубийцы о погублении всего рода человеческого и дела диавола разрушены. Человек спасен! Утрачено блаженное бытие; дано новое, блаженнейшее, лучшее – на небесах, дано пакибытие обожения. Человек, возжелавший вначале быть Богом, не стал таковым; а погубил и то, что имел; Бог (Христос) стал человеком, чтобы Адама соделать богом. О дивные советы и неизреченные дела Божии! Теперь от воли самого человека зависит – или спастись, или погибнуть!» Святые стали неподвижными в добре, – подобно оставшимся ангелам: они уже не могут теперь больше пасть: «врата адова» (диавола) уже не могут «одолеть» их, или Церковь Божию... Только бы оставаться в Церкви Божией! В Ней пребывать!

«В искуплении человека Бог дал искупленному, избранному, подвизавшемуся человечеству больше, чем в творении. Мы сделались чадами Божиими, членами Тела Его (Христова) – «от плоти Его и от костей Его» (Еф.5:30; см.: Евр.2:11) сделались богами по благодати: «Аз рех: бози есте; и сынове Вышнего вси» (Пс.81:6; Ин.10:34). «О глубина богатства и премудрости и разума Божия!» (Рим.11:33). Для того Бог, «по вольном падени человека», «употребил для спасения его чрезвычайное средство – воплощение и вочеловечение Сына Своего Единородного, ...для избавления от проклятия и смерти и даровании снова благословения и жизни вечной, и насадил на земле Церковь Свою – это чудное, святое, Божественное, всеспасительное учерждение». И теперь эта Церковь Христова будет уже не одолена диаволом, как могла быть одоленной при творении. Отец Иоанн уже указал, что святые стали после Христа неподвижными в добре. Об этом он так говорит: «Господь, создавший человека по образу Божию и подобию Божию Своему святым, безгрешным, хотел, чтобы он своим послушанием Творцу и верностию в малом укрепился в добром произволении и достиг совершенства и твердости непоколебимой и стал непреклонным ко греху. Но диавол, возгордившийся против Бога и возмечтавший против Творца своего, сделал участником своей гордости и злобы человеческий род; и старается озлобить его и сделать его скверным в помыслах, чувствах, словах и делах, отторгнуть от Бога навеки». «С того времени человечество впало в плен первого богоотступника – диавола».

Так было до Христа. А после насаждения Им Своей Церкви, человечество в лице святых стало неодолимым диаволом. И потому-то о.Иоанн говорит, что по искуплении состояние человечества стало лучше, чем было при творении. Правда, эта мысль – не его: она встречается у св. Афанасия Великого и у других св. отцов; но взял ли ее Батюшка у них, или она у него у самого явилась, – этого я не знаю. Только отмечаю здесь.

Но не будем вникать в это, а только отметив, перейдем к дальнейшему христологическому объяснению Церкви. На этом особенно часто останавливается о.Иоанн; гораздо чаще, чем в предыдущих пунктах об образе Бога Троицы в Церкви и о значении искупления Христом. Да это и понятнее для человечества: Христос был и есть – «глава Церкви». Это мы знаем и из школьного богословия. Но лучше всего услышать это из его собственных уст.

«Христиане – члены Церкви; а Церковь есть Тело Христово, с Главою Самим Христом и Просветителем Духом Святым. «Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню:... да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» (Еф.5:25 и 27). Вы – святое и избранное стадо; вы – члены Св. Соборной и Апостольской Церкви. Что же от нас требуется? Какая святость, правда! Какое внимание себе! Какое духовное созерцание и делание втайне! Какие нравы, добродетели, какая вера, какое упование, какая любовь!»

Необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Христос. «Ты принадлежишь к Церкви Божией, или обществу верующих во Христа. Эта Церковь есть единое Тело Христа, и Христос Бог есть Глава». «Мы все – одно по единодушию и любви и духовному возрождению; и для всех нас все – Отец Небесный: «Отче наш, Иже на небесех!» Мы одно братство с одним духом; и «аще же кто Духа Христова не имать, сей несть Его» (Рим.8:9). Поймем это. Мы – Церковь Христова, у коей глава Сам Христос, кроткий, смиренный, неистощимый в благах для нас, только бы мы в любви жили. Мы – стадо, Он – Пастырь. Мы – члены, Он – Глава». «Мы – Божьи чада; мы святы во Христе. Вочеловечивыйся нас ради Слове Божий и Боже, сохрани нас во Твоей святыне! Святейшая Глава наша, не предай сердца наши скверному велиару. Даждь нам, Господи, всегда имети с Тобою, Пребожественною Главою нашею, живую связь, яко членам Тела Твоего». «Господь – Глава телу Церкви – есть очищение их (грехов). Все Главе представляй, действующей все во всех».

И таких мест – о главенстве Христа в Церкви – очень много у о.Иоанна. Всякий раз, как он понижается духом, он тотчас же взывает ко Христу, Сыну Божию. «Ты, грешник, ниспавший во глубину зол, когда представишь множество грехов твоих и впадешь в отчаяние и ожесточение, вспомни, что Отец Небесный в мир, для твоего спасения и от вечного осуждения за них, послал Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Притеки с верою к этому Ходатаю Бога и человеков. И будешь ты Отца Небесного сыном, который «был мертв, и ожил; пропадал, и нашелся» (Лк.15:24 и 32). Все это – только потому, что Христос есть Глава наш, Глава Церкви: в Нем совершилось спасение наше. «Велико и досточестно тело Церкви святой, коей Глава Сам Иисус Христос. Помни, что ты в этом великом и досточтимом теле – ничтожный, немощный член, и что ты все получаешь от Главы тела Церкви Христа и одушевляешься Духом Его. Помни, что в теле Церкви есть миллионы членов сильных, получивших от Духа Святого великие и многоразличные дарования духовные, каждый по мере своего достоинства и приемлемости. Уважай в каждом христианине члена Христовой Церкви и храм Духа Святого. Не почитай никого по гордости невеждою в истинах веры, лишенных дарования Духа; ибо «всяческая и во всех Христос» (Кол.3:11): всем внутренно являет Господь Себя, всех просвещает по мере приемлемости каждого, всякому без лицеприятия уделяет дары Свои. Итак, говори в себе: я маленький член в великом досточестном теле Церкви; я должен с любовью и уважением относиться ко всем прочим членам, как к возлюбленным дорогим членам Христа моего».

«Верую во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Веруешь ли, что все христиане православные – члены одного и того же тела, и что поэтому мы все должны «блюсти единение духа в союзе мира» (Еф.4:3), должны беречь друг друга, заботиться друг о друге, помогать друг другу? Веруешь ли, что святые угодники также члены единого тела Христова, то есть Церкви, и наши братия, ходатайствующие пред Богом о нас на небе? Уважаешь ли всякого христианина, как члена Христова, как брата Его по человечеству? Любишь ли каждого, как самого себя, как свою плоть и кровь? Прощаешь ли великодушно обиды? Помогаешь ли в нужде, если сам имеешь достаток? Наставляешь ли невежду? Обращаешь ли грешника от заблуждений пути его? Утешаешь ли печального? Все это внушает тебе, обязывает тебя делать вера в Церковь Святую, Соборную и Апостольскую. И за все это обещана тебе великая награда от Главы Церкви – Господа Иисуса Христа».

Как много у о.Иоанна таких мест о главенстве над Церковью Иисуса Христа! Выписывать все это невозможно было бы. Почему же мы озаглавили этот отдел «христологическим»? «Род человеческий есть единое великое древо Божие, разросшееся по всей земле и ветвями своими покрывающее всю землю. К прежнему гнилому корню – падшему Адаму, Божиею премудростию и благодатию привит новый корень – Господь Иисус Христос, от Которого и ведут свое начало христиане, как отрасль от целого древа. В деревьях жизнь земная, органическая; в роде христианском – жизнь Христова, небесная, духовная. И на душевные способности и силы истинных христиан надобно смотреть, как на силы Самого Христа Иисуса. «Ум Христов имамы», – говорит Апостол об истинных христианах (1Кор.2:16). Равно и на дела добродетели надо смотреть, как на плод благодати Христовой. Не по-христиански живущие христиане составляют сухие ветви на отрасли, идущей от корня – Христа; и «всяку розгу... не творящую плода», Отец Небесный отсечет и бросит в огнь» (Ин.15:2 и 6). Язычники – отрасль не возрожденная, не оживленная, идущая от гнилого корня – Адама. Верою и они прививаются к отрасли живой, здоровой, к телу Церкви, этому телу Христову (см.: Рим.11:13–24)».

Так Батюшка о.Иоанн, как мы видим, везде видит одно Тело Христово, Одну Главу, одну Церковь. «Идея Тела – Церкви с Главою ее Христом проходит все богослужение нашей Церкви; чрез все таинства нашей Церкви, чрез законодательство, чрез все Соборы вселенские и поместные и их каноны, чрез все управление Церковное». Можно бы привести множество выдержек из о.Иоанна в подтверждение этой идеи. Но мы перейдем к другой мысли и идее: о благодатной силе Церкви.

Благодатная сила Церкви есть сила Духа Святого, Который послан был от Бога Отца, но за заслуги Христа Бога. И хотя о.Иоанн говорит большею частью о Христе Господе, но разумеет, что действует Он чрез Духа Святого или Духом Святым. Это особенно ясно говорит в проповеди на день Пятидесятницы. «Событие это неизмеримо по важности, плодотворности и по спасительности для всей христианской Церкви; это день – день действительного основания христианской Церкви, или христианского общества спасаемых во Христе. В этот день посвящены Духом Святым первые пастыри – апостолы, от коих преемством и мы, наши пастыри, получили благодать священства. В этот день получили действия – спасительные таинства, совершаемые поныне в Церкви через священников. С того времени вошел Дух Святый в мир; иный Утешитель кроме Господа Иисуса Христа, равносильный Ему, равнославный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. Иисус Христос, совершив дело спасения человеческого рода, – чрез Свое воплощение и житие на земле, через Свою проповедь, бесчисленные чудеса, благодеяния страждущим, через страдания, смерть и воскресение из мертвых, – вознесся на небеса к Отцу. И вместо Себя послал от Отца Духа-Бога, да устрояет Он дело спасения человеческого; ибо Три Лица в Боге – единосущных и нераздельных, и каждое равно участвует в спасении человеческого рода. И вот пустыня человеческого рода процвела, – как поет Церковь, – и с этого события Дух Святый оживотворил ее, явил державную, плодотворную и непреоборимую силу в Церкви воинствующей. С этого события Дух Святый через св. апостолов и их святых преемников распространил проповедание Евангелия по всей вселенной. Дух Святый соделал святыми и прославил чудесами и нетлением мощей бесчисленное множество благоугодивших Богу людей и доселе содействует спасению каждого из нас. Братия мои! Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке; нет мира в душе; нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства. Без Духа Божия не может быть в нас и нет истинной веры, упования и любви, святой простоты, чистоты сердца, никакой истинной добродетели, – и нет спасения». Таким образом, Иисус Христос как бы передал Свое дело спасения людей Духу Святому. И эту мысль о.Иоанн высказывает в своем дневнике и проповедях. Иисус Христос и вознесся на небо для того, чтобы ниспослать нам единосущного и единосильного Духа Святого Утешителя». Об этом Сам Господь пред Своими страданиями говорил Своим ученикам так: «Аще бо не иду Аз, – то есть если не вознесусь к Отцу, – Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к Вам» (Ин.16:7). И вот вскоре после вознесения Господь послал Своим ученикам и апостолам, – составлявшим тогда малое стадо Христово (Церковь), – Духа Божественного, Который исполнил всех их чрезвычайными дарами: святостью, мудростью, даром языков, чистейшей и пламенною любовью, ревностью к славе Божией и о спасении душ человеческих, миром, радостью, дерзновением, бесстрастием ко всем земным превратностям, бесстрастием ко всему земному, любовью к небесному. Итак, приимите Утешителя Духа, да будет Он с вами вовеки, и да «наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13). Но помните, что Иисус Христос, вознесшийся на небо и ниспославый Утешителя Духа, и Сам никогда с нами по Божеству не разлучается, но пребывает неотступно, вопия любящим Его: Я с вами и никто против вас (кондак Вознесения). Так Утешитель Дух Святой пришел на землю только потому, что пришел и вознесся от земли на небо ко Отцу Христос Спаситель. «Потерянное блаженство и возвратил нам Сын Божий Иисус Христос. Во все продолжение нашей земной жизни Бог (Отец), ради Сына Своего, нас ради вочеловечившегося и принявшего на Себя все грехи мира, печется о нашем спасении, ведет к нему как бы за руку Духом Своим Святым, Который есть залог наследия будущих благ». Поэтому благодать, или сила, дается Духом Святым, но лишь ради Христова Креста. «Что такое благодать? Благая сила Божия, даруемая человеку верующему и крестившемуся во имя Иисуса Христа или – Святую Троицу, очищающая, освящающая, просвещающая, вспомоществующая в делании добра и удалении от зла. Неверующим ли кто был, но сделался верующим и усердным исполнителем предписаний веры, – он стал таким силою благодати. Был ли кто ненавистником и злопамятным, мстительным, но сделался вдруг человеколюбивым,... он стал таким по возрождающей, претворяющей и обновляющей силе благодати. Холоден ли кто был к Богу, к храму, к богослужению, к молитве, вообще – к таинствам веры, но впоследствии стал истинным христианином – он стал таким по действию спасающей благодати Божией», то есть силою Духа Святого. Вообще, все доброе – делается Духом Святым.

Но ниспослание Духа совершилось только крестом Христовым, только искуплением, – о чем мы будем говорить ниже. Только будем вспоминать, что «Христос есть Искупитель, и Дух Святой есть Утешитель», что Дух Святой пришел только ради Сына. Таким образом, по существу нет разницы между Христом и Духом. Поэтому о.Иоанн говорит о Них одно и то же.

«Благодарю матерь Церковь, что она указала мне в ектениях – о чем молиться; ибо «о чесом бо помолимся, якоже подобает, не вемы, но Сам Дух ходатайствует о нас» в ектениях – «воздыхании неизглаголанными» (Рим.8:26. См.: четвертую молитву на вечерне). Слава благодати Святого Утешителя Духа! Верую, что Он, по обетованию Спасителя, пребывает с нами ввек и наставляет нас «на всяку истину» (Ин.16:13) и не допускает до заблуждения ищущих усердно и смиренно истины Божией. Почему мы начинаем свои молитвы молитвою Царю Небесному, Духу Истины? Потому, что Он –Учитель молитвы и Податель молитвы. Благодарим Тебя, Господи Иисусе, яко Тебе ради и Дух Святый в мир вниде». Поэтому: Христос, Дух Святый, Благодать, Церковь – у о.Иоанна нередко употребляется одно вместо другого. Но действует в мире ныне Дух Святой «чрез» заслуги Иисуса Христа пред Отцом Небесным, – о чем будем мы говорить ниже. Что это действительно так, мы сейчас увидим из проповедей самого о.Иоанна. «Какое слово прежде всего могло быть обращено к безмерно удалившимся от Бога и жизни Его, правды Его, как не радостная весть о приближении к ним Царствия Божия? Ибо что такое Царствие Божие? – Это то же, что Царство Христово, или Сам Христос пришедший во плоти; Царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом (см.: Рим.14:17), прощение грехов, сыноположение и усыновление Богу нас грешных – чрез веру и крещение и прочие таинства». «Царство Небесное, или благодать Христа Спасителя нашего, повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, – если найдет на нас самих расположение и готовность к Нему», то есть к благодати Духа Святого. «Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо «дорогою ценою» куплено спасение наше (1Кор.6:20, 7:23). Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо, излиял на землю, – или лучше на Церковь, – всю бездну Своей благодати. Приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь.

И вот ты – в Царствии Божием; и в тебе – Царствие Божие. «Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», – говорит Господь (Мф.28:20).

Так благодать, Дух Святой, Христос, Церковь тесно связаны, – хотя и не тождественны. И практически употребляются о.Иоанном одно вместо другого; но чаще всего употребляется Христос и имя Его, – так как «чрез» Него – пришел и Дух Святой и благодать, и таинства Церкви, и учения, и каноны, и богослужения: вся благодать – чрез Христа Сына Божия.

В частности, всякая благодать подается чрез Церковь Христову. Мы не раз уже словами о.Иоанна упоминали, что нравственное учение дается через Христову истину. И хотя это уже несомненно и ясно, но хочется еще привести подлинные слова его: лучше его не скажешь! «Ты говоришь: что мне делать с моим сердцем? Противоречит оно всему истинному и святому; расслабляется неверием там, где нужна крепкая вера; изменяет там, где нужна вера до смерти; не трепещет и даже готово смеяться там, где должно страшиться. Что делать, что делать мне, – говоришь, – с моим сердцем?» И о.Иоанн отвечает: «Признай твердо, однажды навсегда, за неотменную истину, что сердце твое ложь и столп лжи: «всяк человек ложь» (Пс.115:2); а все, что есть в Церкви, начиная со слова Божия до самой кроткой молитвы, есть истина; что Церковь Божия «есть столп и утверждение истины» (1Тим.3:15); как основанная на краеугольном камне – Христе, Который есть Истина, и одушевляемая, и руководимая ввек Духом Святым, Который есть Дух истины». «Церковь – надежная дорога к вечному животу: иди по ней неуклонно, держись ее и дойдешь до Небесного Царствия. Если уклонишься на распутия своемудрия и неверия, пеняй тогда сам на себя: ты и заблудишься и погибнешь». «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.14:6). «Когда же приразится сомнение в каком-либо слове или изречении церковном, в действии, во образе, скажи ему опять: «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы» (то есть Церковь, апостолами насажденную и распространенную, особенно – пастырей и учителей) на всяку истину» (Ин.16:13). В церковных книгах, в изречениях святых отцов и учителей истины, везде дышет Дух Христов, Дух истины, любви и спасения». «Аз есмь лоза, – говорит Господь, – вы же рождие» (Ин.15:5), то есть Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская. Потому-то, как Свят Господь, так свята и Церковь; как Господь есть «путь и истины и живот», так и Церковь; потому что Церковь одно и то же с Господом, есть тело «Его от плоти и от костей Его» (Еф.5:30); или – рождие Его, внедренное от Него – лозу живую, и питающуюся от Него и возрастающую в Нем.

Церковь никогда не представляй отдельно от Господа Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа». Вследствие этого единения Церкви и Господа «каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священно-таинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую и в нем заключающуюся силу, – подобно знамению Честного и Животворящего Креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову ради обитающего в Церкви ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, Которое есть Глава Церкви».

Поэтому, если сказала что-либо когда-нибудь Церковь, то нечего уж больше сомневаться! Нечего и спрашивать больше! Церковь – то же, что Сам Христос! Если сказала Церковь, это сказал Сам Дух истины», Дух Святой. Так все объяснится так просто: спроси лишь себя самого, или других: как учила об этом или другом пункте Церковь? – И успокойся, получив ответ или зная его сам. Это относится ко всем: к истине Божественного Писания, к истине вообще, к богослужению, к таинствам и т. п. Всему учит Церковь. Вот что пишет о ней о.Иоанн. «Святая Церковь –величайшее, святейшее, благостнейшее, премудрое, необходимое учреждение Божие на земле: это – истинная скиния Божия, «юже водрузи Господь, а не человек. Церковь – богоучрежденный союз людей, соединенных между собою верою, учением, священноначалием и таинствами. Это –духовное ополчение Христово, вооруженное духовным всеоружием против вооруженного бесчисленного полчища диавольского (см.: Еф.6:11–12). Это –духовная Врачебница, где немощствующее язвою греха человечество врачуется благодатными врачеваниями, данными от Бога – покаянием и причащением Христовых Таин Тела и Крови Христовых и словом Божиим, наставлениями и советами и утешениями пастырей словесного стада Христова. Это – общая купель очищения, возрождения и освящения, в котором все освящаются Духом Святым чрез крещение, миропомазание и прочие тайнодействия и богослужение. Это – духовное солнце в мире, просвещающее и оживотворяющее всех, во тьме и тени смертной сидящих и умерщвленных грехами». Вот что такое Церковь! «Церковь едина; Глава ее едина; стадо едино; тело едино со многими членами. Без Главы Христа Церковь не Церковь, а сборище самочинное». «По сошествии Святого Духа на апостолов, часто вспоминается о всепромыслительном действии Духа Святого в Церкви, о Его вседержавном руководительстве апостолами, их спасительною проповедию и действиями в Церкви. Этот и есть «Иной Утешитель» всеблагий и всеистинный, Которого обещал послать апостолам Господь Иисус Христос». «Церковь есть первая и самая законная воспитательница христианских душ. Нет важнее дела, как дело воспитания христианского. Посудите и поймите это сами, как дороги для Бога эти разумные души бессмертные, искупленные Кровию Самого Сына Божия. В Церкви Своей Господь обращается с нами, как Творец, искусный Художник и Всесоздатель, как Отец, мудрый Врач и Спаситель, Промыслитель, Начальник жизни, Питатель и Законодатель, Вождь Своего духовного воинства, Единоборец, Победитель». «Человек же (всякий) в Его руках – разумное по образу Его создание, предназначенное к бессмертию, но падшее»; но «восстановленное от падения, избавленное от проклятия и почтенное снова благословением Отца Небесного по ходатайству и заслугам Сына, руководимое видимыми пастырями, имеющими духовное полномочие от Самого всемогущего Главы Церкви, Господа Иисуса Христа». «Вы спрашиваете: для чего в Церкви такие и такие таинства? Для чего священство и пастырство? Для чего храмы? Для чего богослужения? Для чего непрестанная проповедь слова Божия? Для чего покаяние? Для чего причащение Св. Таин? Все это необходимо для воссоздания погибающего человека». «Христос пришел обновить растлевшее грехом естество человеческое и вверил это величайшее дело Своей благости, милости, правды и премудрости – Своей Святой Церкви. Дух Святой, вошедший в мир и действующий в Церкви чрез священнослужителей, богослужение, проповедь, таинства, совершает это обновление непрестанно. Только в Церкви заключается эта обновительная сила; вне Церкви ее нет и быть не может». Вот как строго говорит о.Иоанн! И наоборот: «Кто хочет быть в святом союзе с Богом, будь в союзе с Церковью учащею, священнодействующею к святости и правде, и Царствию Божию – и спасешься!» И подобных мест у Батюшки множество: все – Церковь и церковное учение! Но Церковь разумеется Православная. И он многократно говорит об этом. Приведу выдержки из него. «Бог связал с Собою верующих православно, единым Духом Святым и единою Церковью, единою верою, единством закона, таинств, иерархии для общего блага человеческих тварей. Надо держаться этой связи чрез святость жизни и повиновение друг другу». И сам он держался Православия и повиновения Православной Церкви. «О чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый твой образ!» И действительно, он видел его. Во-первых, видел в том, что в Православной Церкви – несомненное спасение. «Великое дело, что Господь удостоил нас принадлежать к Церкви (Православной) Его, в которой заключается верное спасение: в ее таинствах, молитвах, предстательстве Божией Матери, святых ангелов и собора святых». Во-вторых, видел он прекрасное богослужение, какого нет нигде в мире, кроме Православной Церкви. «Благо, великое благо и счастье ходить часто на славословие в храм Божий. И как хороша служба в Церкви Православной. Нигде в мире, ни в какой другой вере или вероисповедании нет такой чудной, небесной, усладительной службы». «Служба Православной Церкви есть торжественный, многообразный гимн Господу Богу Спасителю, Победителю. Всякое богослужение есть торжество благодати в святых Божиих над грехом, смертью и над виновником греха и смерти – диаволом, торжество обожения человеков чрез воплотившегося Сына Божия, чрез таинства, дарованные Им Своей Церкви Православной; есть бесценное сокровище благочестивых душ православных; есть небесное на земли житие, сообщество с Богом, с Богоматерью, со всеми ангелами небесными, со всеми святыми, от века Богу угодившими. Как после этого для христианина вожделен должен быть храм! Как должно быть вожделенно богослужение от сопребывания с Богом, Источником жизни и бессмертия. И во всеми друзьями Божиими! Какое в нем благоухание святыни (кадило, св. миро)! Какой свет (лампады, свечи)! Какие ангельские гласы (поющие)!

Иногда о.Иоанн к этому торжеству Церкви добавляет торжество облачения, красоту икон и проч. Но основное в богослужении есть гимн, хвала, благодарение, славословие, торжество! И особенно – в литургии! И действительно даже количественно нет нигде такой чудной службы: восемь гласов в октоихе, двенадцать миней в течение года, триоди – постная и цветная, служебники для священнослужителей, Требник, Псалтирь, Часослов и т.д. Все это в полном распоряжении Церкви Православной.

В-третьих, – «сколько подвижников, столпов веры было между членами Св. Церкви Православной во все века! Как достойно, чудно прославил их Господь за то, что они потщались прославить Его словом и делом, и всею жизнию, возлюбив Его и заповеди Его спасительные всем сердцем, всем помышлением, всею силою, до конца жития своего. Каждый день посвящен Церковью воспоминанию и прославлению доблестных подвижников веры, увенчания от Господа на пространство всех веков честию и славою, и прославленных бесчисленными, благотворными чудесами! Не скуден светлый церковный мир своими подвижниками! Есть кем похвалиться Св. нашей Церкви! Не суетна, не тщетна, не оглагольна, не порицательна, непорочна, свята, и спасительна вера наша и Церковь Православная! И не могут зазрить ее никакие еретики и сектанты, если могут и захотят быть справедливыми к Ней!

В-четвертых, – Православная Церковь поддерживает единство в мире.

«В природе существует закон притяжения тел малых великими. В духовном мире также существует закон взаимного притяжения и единства. Мир един – Бог един, вера едина, и Церковь Божия едина; ибо Глава Ее Христос Бог и Кормчий, одушевляющий – Дух Божий, Который и всю вселенную наполняет и оживляет». Такою объединительною Церковью о.Иоанн считает Церковь Православную, а все другие веры – разделяющими это единство. Это мы увидим и дальше, но кратко укажем и сейчас. Диавол разделяет, а Бог объединяет. «Разделение церквей – дело диавола; ереси, расколы – дело диавола». Враг «вооружает людей и народы друг против друга; между тем как Бог и Святая Апостольская Церковь», – а такой о.Иоанн считает только Православную Церковь, – старается соединить их во единое, духовно-таинственное тело под единым Главою Христом, одушевляемое одним Духом Святым».

Сам о.Иоанн про себя пишет следующее. «По прочтении тайном Символа веры я прибавляю от себя следующую молитву: утверди в вере сей, соедини в вере сей все христианские великие общества, бедственно отпавшие от единства Святой Православной Кафолической и Апостольской Церкви»; «даруй им сердцем уразуметь истину и спасительность Церкви Твоея и нелестно ей соединиться; совокупи Святой Церкви и недугующих невежеством, заблуждением и упорством раскола, сломив силою благодати Духа Твоего упорство их и противление истине Твоей». И в дневнике своем он пишет то же самое.

Диавол «ухитрился чрез лукавых и гордых людей извратить Богооткровенную веру Христову, породив многие ереси и расколы, разделив христиан на многие несогласные лагери, ненавидящие истинную в мире веру христианскую, православную; да и между самими православными произвел и производит маловерие, безверие, расколы и нелепые учения, в роде толстовщины, пашковщины (баптизма), штунды, или – холодность к вере и Церкви». И «православный христианин должен всегда помнить безмерную благость к себе в том, что он имеет счастие быть членом Церкви Божией истинной, правомудрствующей и спасающей; и иметь своим Главою Самого Господа нашего Иисуса Христа, а Владычицей Саму Матерь Божию, и своими сочленами всех Святых!»

Но главное единство Православной Церкви заключается не только в том, чтобы объединять людей на земле, сколько объединять Церковь на небе и на земле. Это в сущности одна Церковь, а не две. Эту мысль о единстве двух половин Церкви о.Иоанн высказывает не один раз. «Верь, что: и в Церкви Божией, в этом великом дому Божием, разделяющемуся на две половины – небесную и земную, духовно придет к тебе на помощь какое угодно призываемое тобою лицо Церкви Небесной. Святые Божии также тебя слышат, как слышат, например, тебя в Церкви все собрание, когда ты молишься или говоришь слово; ибо они – в Духе Святом, а Дух – везде и все наполняет». «Церковь Небесная, – то есть все святые Божии, ангелы и человеки с Богоматерью Девою, и Церковь земная, то есть все христиане православные, составляют одно тело, одно Царство Христово, с Главою и Царем всемогущим Христом. Между Церковью земною и Церковью Небесною находится тесная связь, ближайшее всегдашнее и скорое сообщение. Св. апостол Павел пишет к ефесским христианам: «Вы уже не чужие и не пришельцы, (то есть в Церкви Божией), но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф.2:19–20). Из приведенных сейчас слов св. апостола Павла видите, братия, в каком тесном союзе находятся православные христиане, живущие на земле, подвизающиеся во спасение свое, – со всеми святыми на небесах! Мы составляем с ними одну Церковь, один Собор. Это общение христиан, живущих на земле, – с Церковью Небесною, то есть с Богоматерью, с ангелами и святыми, выражается ежедневно в молитвах к ним и прославлением их. Обратите ваше внимание, боголюбцы, на ежедневную, внутреннюю жизнь Церкви, на ежедневное богослужение вечернее, утреннее и литургию: из чего оно состоит в изменяющихся и неизменяемых частях своих? Что оно – в существе своем? Оно есть постоянное, непрекращающееся ни на один день молитвословие, хвалебное и благодарственное общение с Церковью Небесною. Всякий день мы в молитвенном общении с Господом, Главою Церкви, с Богоматерью и со всеми святыми. Самому Господу угодно было составить одну Церковь, одно и тело из небожителей и земнородных живущих во Христе. Можно сказать не обинуясь, что если мы благочестно и усердно молимся и благочестно живем, то с нами всегда и везде, особенно в храме... и Сам Господь, и Матерь Божия, и св. ангелы, и св. угодники Господни, – словом, вся Церковь Небесная».

Выпишу и еще: и себе на радость, и другим на пользу. Церковь небесная и земная: «Вся во всех», – в св. ангелах, в св. человеках и в живущих или ревнующих жить свято на земле христианах, – Христос (1Кор.12:6). «Того даде главу выше всех Церкви, яже есть тело Его» (Еф.1:22–23). Итак, Церковь (Небесная) – святые Божии: Матерь Божия, ангелы, святители, мученики, преподобные, праведные и все святые – тело Спасителя, а Он Сам – Глава их. Так они чисты, святы, и такое отношение они имеют к Нему, такую связь имеют они с Ним, как члены тела – с головою; и один Дух в них, Дух Божий, как душа в едином теле, и один Бог и Отец в них. И мы члены земной Церкви – едино тело». «Какая тесная связь Церкви Небесной и земной! Какая любовь у Церкви! Смотрите: она непрестанно вспоминает, призывает в молитвах и прославляет за подвиги на земле, ради Бога подъятые – Церковь Небесную. Молится непрестанно за Церковь земную и ходатайствует за умерших в надежде воскресения, жизни вечныя и общения с Богом и святыми. Необъятная любовь, величественная, Божественная любовь! Будем входить в дух этой любви матерней – Церкви нашей Православной, и будем проникаться духом этой любви. Будем считать всех ближних членами своими: себя и их – членами одного тела Церкви, и деятельно любить их, как себя, – тогда мы сами будем живыми членами Церкви небесной; и она будет деятельною и скоропослушною нашею помощницею и молитвенницею о душах наших».

«Молясь Богородице, ангелам и святым, мы признаем их за одно таинственное тело Церкви, к коему принадлежим и мы. Хотя мы и грешны, но веруем, что они по любви своей молятся о нашем спасении. Молясь об упокоении усопших – небесных, земных и преисподних, – мы считаем и их за одно тело с нами, духовное тело. Вот плоды веры Христовой – единение любви со всеми – с небесными, земными и преисподними. Как высок дух Церкви! О если бы мы возвысились до этого духа! Горе удаляющимся от Церкви: их совсем обучает дух мира, дух злобы». Эта же мысль о единстве Церкви Небесной и земной высказывается даже и на проскомидии. Мы, обычные священнослужители, смотрим на нее, как на простое приготовление. Так и переводится греческое слово «проскомизо» – приношу, проскомидия – приношение, – в древности и даже у греков доселе: обычно миряне приносили хлеб и вино в Церковь по желанию. Но о.Иоанн смотрит и тут, как на символ обшения земного с небесным. «На проскомидии образно представляется собрание около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь – Небесная и земная, – Церковь первородных, на небесах написанных, и Церковь воинствующая с врагами спасения на земле. Зрелище величественное! Восхищающее и умиляющее душу! Как! И я в этом обществе святых?! И я – искупленник Агнца Божия?! Ия – сонаследник святых, если пребуду верен до смерти Агнцу?! Как? и все ближние мои суть члены небесного, святого общества и сонаследники будущего царствия?! О, как должно распространиться сердце мое, чтобы вместить в себя всех, всех любить, о всех радеть, о спасении всех пещись, как о своем собственном! Се – мудрость и премудрость!.. «Мы дети Божии... и наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим.8:16–17). А уж про литургию и говорить нечего: «В Церкви я поистине как на земном небе: тут вижу лики Господа, Пречистой Богородицы, св. ангелов. Тут престол Божий; тут крест животворящий; тут Евангелие вечное, этот глагол Божий, Коим все сотворено; тут лики святых; я чувствую себя в явном присутствии Божием, Его Матери, небесных сил и всех святых. Это истинное небо земное: тут сознаешь и чувствуешь себя действительным членом тела Христова и Церкви Его, особенно во время Пренебесной Литургии и причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой!.. Хочу жить достойно звания христианского; но сил к тому в себе не нахожу: грех непрестанно льстит и борет душу мою».

Даже, где соберется двое или трое верующих, и там Господь посреди них (см.: Мф.18:20). «Отчего преимущественно двум или трем обещается соприсутствие Божие? Оттого, – отвечает он сам, – что там, где двое или трое собрались во имя Христово, – есть Церковь, единение веры и любви; там взаимная любовь» (см.: Ин.13:35). Так Церковь есть необходимое учреждение Православия. И не случайно о.Иоанн так часто говорит о Церкви Божией. Приведем в заключение слова его о Церкви вообще.

«Ваша душа ищет истинной жизни, сродной пищи: пищи уму – истины, сердцу – покоя и блаженства, воле – нормального направления, или законности? Ходите в Церковь: она все это доставит вам с избытком. Она всем этим обладает преизобильно. Она – «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15); потому что в ней Слово Божие, показующее начало всех вещей, начало человеческого рода, сотворение человека по образу и подобию Божию, падение его, восстановление его чрез Спасителя человеков, средство ко спасению – веру, надежду и любовь. Она (Церковь) доставляет нам покой и блаженство чрез свое богослужение, и особенно чрез таинства. Она взывает: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28).

Она научает нас истинному пути, которому должна неуклонно следовать наша воля и который приведет нас к вечной жизни: это путь заповедей Божиих». «Кто удаляется от Церкви, тот удаляется от света, тот удаляется от Бога, и впадает в непроглядную тьму страстей человеческих. Но все «удаляющий себе от Тебе, погибнут» (Пс.72:27), – говорит пророк. Церковь есть училище веры и благочестия, и богатая сокровищница благодати и всех таинств; она и дом пищи духовной, которая есть животворящее Тело и Кровь Христова; и Слово Божие с молитвою и врачебница душ и телес наших. Она – лучшая учительница покаяния, исправления и совершенства христианского. Она лучшая учительница молитвы. Как должно все это спасительно действовать на внимательного юношу или девицу, – и какой прекрасный человек образовался бы из них впоследствии! Так – потому, что Церковь учительница всех добродетелей, уподобляющих человека Богу», по образу и подобию Которого человек создан, а Церковь в этом его восстанавливает. Поэтому остается каждому из православных верующих, вместе с о.Иоанном, благодарить Бога за Церковь. «Благодарю всесвятую, всеблагую и премудрую матерь мою – Церковь Божию, спасительно руководствующую меня в сем временном житии и воспитывающую меня для гражданства небесного. Благодарю ее за все чины молитв, богослужения, таинств и обрядов; благодарю ее за посты, (...) благодарю Церковь Божию, восхищающую меня небесным богослужением своим, делающую жизнь мою блаженною».

* * *


Источник: Отец Иоанн Кронштадтский / Митр. Вениамин Федченков. - Москва : Паломник, 2000. - 749, 2 c., 1 л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle