Предстоятель
Непозволительно вменять в необходимость другим, чего сам не исполняешь: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них (Лк. 11:46).
Предстоятель слова должен быть для других образцом всего доброго, сам прежде исполняя, чему учит (4).
* * *
Предстоятель слова должен не своими только добрыми делами ограничивать свою попечительность, но собственным и исключительным делом возложенного на него попечения почитать исправление вверенных ему (4).
* * *
Предстоятель слова должен обходить все селения и города, ему порученные...
Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятствуют этому и, как бы то ни было, гонят даже до смерти (4).
* * *
Предстоятель слова должен быть милосерд и сострадателен, особенно к страждущим душевно...
K вверенным должно быть сострадательным и в телесных их нуждах и заботиться о них...
Предстоятелю слова не должно оскудевать в надлежащем тщании о важнейшем, самолично исполняя с усилием маловажное...
Не должно величаться или торговать словом учения из ласкательства слушателям, в удовлетворение собственному сластолюбию или нуждам своим, но надо быть такими, какими следует быть говорящим пред Богом и во славу Божию...
Предстоятель слова не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься перед ними, а напротив, степень сана своего обязан более обращать в повод к смиренномудрию перед ними...
Не должно проповедовать Евангелия из любопрительности, из зависти и соперничества с кем-нибудь...
Для евангельской проповеди не должно пользоваться человеческими преимуществами, чтобы ими не затмевалась Божия благодать...
Не должно думать, что успех проповеди производится собственными нашими примышлениями, но всю надежду надо возлагать на Бога...
Кому поручена проповедь евангельская, тот не должен ничего приобретать сверх необходимого для собственной своей потребности...
Не должно брать на себя попечения о житейском в угождение людям, которые с пристрастием занимаются этим...
Те, которые в угождение слушателям не с дерзновением возвещают волю Божию, раболепствуя пред теми, кому хотят угодить, не подчиняются уже владычеству Господню...
Учащий должен положить себе целью всех возвести в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, и притом каждого в собственном его чине...
Враждебно расположенных должно вразумлять с незлобием и кротостью, ожидая их покаяния, пока не исполнится мера попечения о них...
Должно быть уступчивым, а не упорно нападать на тех, которые по страху и богобоязненности отказываются принять к себе проповедующего слово...
Должно удаляться тех, которые по бесчувствию не приемлют евангельской проповеди и не пользоваться их благодеяниями даже в необходимых потребностях тела... Должно удаляться людей, которые остаются непокорными по употреблении о них попечений всякого рода...
Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не делая по пристрастию...
Предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании, с целью благоугодить Богу, как человек, имеющий нужду в одобрении и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены (4).
* * *
Каковы, по требованию Божия слова, должны быть те, которым вверена проповедь Евангельская?..
Как апостолы и служители Христовы и верные домостроители Таин Божиих, которые делом и словом неослабно исполняют единственно Господни постановления.
Как проповедники Царства Небесного к сокрушению имеющего державу смерти в грехе...
Как образец и правило благочестия, чтобы в последующих Господу производить во всем прямизну, а в непокоряющихся чему бы то ни было обличать уклонение...
Как глаз в теле, чтобы различать доброе и лукавое и направлять членов Христовых, к чему каждый обязан...
Как пастыри овец Христовых, которые не отрекаются при времени положить за них душу, только бы сообщить им Евангелие Божие...
Как врачи, чтобы с великой сострадательностью, сообразно со знанием учения Господня, врачевать душевные немощи и приводить к здравию и постоянной жизни во Христе...
Как отцы и воспитатели собственных своих чад, с великой горячностью любви о Христе готовы передать им не только благовестие Божие, но и душу свою...
Как Божии споспешники, всецело посвятившие себя для Церкви единственно делам, достойным Бога...
Как насадители Божиих розг116, которые не насаждают ничего чуждого виноградной лозе, то есть Христу, и ничего неплодоносящего, но со всяким рачением улучшают, что свойственно этой Лозе и плодоносно...
Как строители храма Божия, которые приуготовляют душу каждого, чтобы сделать ее соответственной основанию апостолов и пророков (4).
* * *
Розга – здесь: ветвь.