Источник

Послушание

Но говорят: «Для чего было в раю дерево, с помощью которого диавол мог успеть в злоумышлении против нас? Ибо если бы не было у него обольстительной приманки, то как бы ввел нас в смерть через преслушание?» Оно было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания. Для того было растение, приносившее красивые плоды, чтобы мы, в уклонении от приятного показав превосходство воздержания, по праву удостоились венцов за терпение (1).

* * *

Блаженный Петр, который был предпочтен всем ученикам, который один более других был отличаем и ублажаем, которому вверены ключи Царства Небесного, когда слышит от Господа: если не умою тебя, не имеешь части со Мною (Ин. 13:8), какого, даже и каменного, сердца не убедит страшиться и трепетать судов Божиих? И это слышит тот, кто не показал и вида греха и презрения, напротив, воздал Самую высокую честь Господу и показал почтительность, свойственную рабу и ученику. Ибо видя, что его и общий всех Бог и Господь, и Царь, и Владыка, и Учитель, и Спаситель, и все вместе, препоясывается полотенцем, подобно служителю, и хочет омывать ноги его тотчас, как бы придя в сознание своего недостоинства и пораженный достоинством Приходящего, воскликнул: Господи, Тебе ли умывать мои ноги? – и еще: не умоешь ног моих вовек (Ин. 13:6, 8). И за это слышит такую угрозу, что если бы, сознав опять истину слов Господних, не ускорил исправить прекословия послушанием, то к уврачеванию настоящей его непокорности было бы недостаточно всего предшествовавшего и собственных его заслуг, и Господних ублажений, даров и обетований, и самого откровения о толиком благоволении Бога и Отца к Единородному Сыну (4).

* * *

Имей уши, отверстые к послушанию, и руки, готовые исполнять слышанное, уста имей молчаливые и сердце осмотрительное (5).

* * *

Как Бог, Который Отец всем и благоволит именоваться так, требует от Своих служителей самой точной благопокорности, так и у людей духовный отец, сообразовывающий распоряжения свои с Божиими законами, требует беспрекословного послушания. Если посвятивший себя какому-нибудь рукодельному художеству, одному из полезных нам в настоящей жизни, во всем покоряется художнику и ни в чем не противится его приказаниям, не отлучается от него и на самое короткое время, но непрестанно бывает на глазах у учителя, такую принимает пищу и такое питье, такой ведет во всем прочем образ жизни, какой тот предпишет, то кольми паче приступающие к изучению благочестия и святости, однажды уверившись, что могут приобрести таковое познание от наставника, воздадут за это всякой благопокорностью и самым точным во всем послушанием и даже не будут допытываться, на каком основании дается им приказание, но станут исполнять сказанное дело. И разве о том только пожелают знать, о чем не знающим чего-либо, относящегося ко спасению, позволительно вежливо и с надлежащей скромностью спросить и получить вразумление (5).

* * *

Поскольку Господь заповедал: кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два (Мф. 5:41), и апостол учит повиноваться друг другу в страхе Христовом (Еф. 5:21), то должно ли оказывать послушание всякому, и приказывающему что бы то ни было?

Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе. Но поскольку есть немалая разница в самих приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного, а другие согласны с заповедью, иные же, хотя по видимому и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди): то необходимо помнить сказанное апостолом: Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла (1Фес. 5:20–22). И еще: ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2Кор. 10:4, 5). Итак, если нам приказывают что-либо согласное с заповедью Господней или содействующее ей, то надо принимать это усерднее и тщательнее, как волю Божию, исполняя сказанное: долготерпением, снисходя друг ко другу любовью Христовой (Еф. 4:2). Когда же приказывает нам кто-нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее ее, тогда благовременно сказать: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5:29), помня Господа, Который говорит: за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса (Ин. 10:5), и апостола, который для нашей безопасности осмелился коснуться и самих Ангелов, сказав: но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом или советующий делать запрещенное им, всякий любящий Господа должен такового избегать и гнушаться им (5).

* * *

Как должны мы оказывать послушание друг другу?

Как рабы владыкам, по заповеданному Господом: кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою (Мк. 10:43, 9:35), – к чему Господь присовокупляет еще более убедительные слова: ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мк. 10:45); и по сказанному апостолом: любовью служите друг другу (Гал. 5:13) (5).


Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5

Комментарии для сайта Cackle