Вернувшись из путешествия по важнейшим аскетическим центрам христианского Востока, свт. Василий Великий составил «Нравственные правила», в числе 80, причем многие из них подразделяются еще на главы. Примерное время написания сочинения – 360-364 гг.
По жанру произведение напоминает «учительные книги». Правила изложены словами Священного Писания и определяют всю христианскую жизнь и деятельность как вообще, так и в разных состояниях (проповедники Евангелия, предстоятели, лица, живущие в супружестве, вдовы, рабы и господа, дети и родители, девы, воины, государи и подданные).
Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет ориентироваться в здешнем временном бытии. Оно определяет всю жизнь христиан как учеников Господа. Поэтому «слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а несогласное отметать и держащихся таковых учений еще более отвращаться» (Правило 72, гл. 1). Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет нам ориентироваться в здешнем временном бытии: «По признакам, объявленным нам в Писании, узнавая о настоящем времени, каково оно, и соображаясь с сим, должно располагать свои дела» (Правило 17). Все нормы поведения христиан и их внутреннее устроение души регламентируются Божиими глаголами. Вследствие чего они «как ученики Христовы, которые сообразуются с тем единственно, что во Христе видят или от Христа слышат» (Правило 80, гл. 1), должны направлять жизнь свою к единственной цели – Царству Небесному.
Правило 46. О тщательном преуспеянии в великом или малом
Глава 1. Сравнительно с порядком какой соблюдаем в делах маловажных, требуется от нас тщательность и в делах важнейших.
(Лк.13,15–16): «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?».
(Лк.18,1–7): «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь».
(2Тим.2,4–5): «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться».
Глава 2. Обличенные в презрении важнейшего и в нерадении об оном подвергнутся большему осуждению сравнительно с теми, которые и в менее важном показали в себе страх вследствие веры и тщательности вследствие похвального вожделения.
(Лк.11,31): «Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона».
(Мф.12,41): «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы».
Глава 3. Показывающий тщательность в менее важном не должен презирать важнейшего: но, исполняя преимущественно важнейшие заповеди, обязан он успевать и в менее важном.
(Мф.23,23–24): «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!»