Полная исповедь: испытание совести

Источник

Содержание

Как должно каяться Испытание совести по десятословию (десяти заповедям Закона Божия) Первая заповедь Вторая заповедь Третья заповедь Четвертая заповедь Пятая заповедь Шестая заповедь Седьмая заповедь Восьмая заповедь Девятая заповедь Десятая заповедь Испытание совести по заповедям Блаженства Первая заповедь Вторая заповедь Третья заповедь Четвертая заповедь Пятая заповедь Шестая заповедь Седьмая заповедь Восьмая заповедь Девятая заповедь

 

Как должно каяться

Из слова свт. Феофана Затворника

Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию Святых Христовых Тайн, к принятию Самого Господа, который говорит: ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.

Как Господь есть Пречист, а мы нечисты, то приобщению Святых Пречистых Христовых Тайн предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в таинстве покаяния.

Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель: Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится, причина этому – наша нечистота. Стало быть, главное в нас дело есть очищение совести и получение прощения в таинстве покаяния. Вот на это и обратим ныне всю свою заботу и попечение.

Очистится в совести и получит прощение тот, кто как должно покается. Спрашивается теперь: кто же как должно кается? Тот, кто познаёт свои грехи и сознаётся в них искренне; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их. Сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога своими грехами и, наконец, в этих расположениях смиренно исповедует все грехи свои перед духовником, чтобы получить разрешение в них и явиться к Чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими.

Итак, озаботьтесь познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи – значит сказать, что такой-то и такой грех совершен нами; а сознаться в них – значит осудить себя в них, сказать «виноват», не допуская никаких оправданий и извинений. «Согрешил», «виноват» – эти два слова надобно произнести прежде всего, и произнести искренно.

Посмотрите же: в чем и как согрешили вы? Не думаю, чтобы это было трудно. Заповеди ведомы, и совесть есть. Заповедь укажет, что следовало нам делать, а совесть засвидетельствует, сделано ли то нами или нет.

Для сего просмотри Заповеди десятословия и Заповеди о блаженствах и смотри, какая заповедь нарушена и каких добродетелей недостает в сердце. Как в зеркале чистом, когда в него смотрят с незакрытыми и незапорошенными глазами, видны и малые крапинки на лице, так обнаружатся все наши проступки и грехи в словах, делах и помышлениях, когда заставим совесть свою смотреться в зеркало заповедей Божиих, в Слове Божием указанных.

Останется только приложить к этому осуждение себя, сознание своей виновности, и это придет, когда отвергнем всякое оправдание себя ни обстоятельствами жизни, ни родом служения и условием отношений, ни увлечениями, ни неведением, – словом, ничем, а сделаем так, чтобы, коль скоро замечен грех, искренно говорить: «Виноват, безответно виноват».

Сознав, грехи, надобно оплакать их, сокрушаться о том, что они сделаны. Кто искренне сказал «виноват», тому недалеко до того, чтобы сказать: «Зачем же все это мной наделано?» – пожалеть о том, устыдить себя, поболеть перед Господом, устрашиться суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих!

Недалеко до сего, однако ж и это требует труда над собой, самоуправления и самопринуждения, ибо есть окаменение сердца, по которому, и сознавая грехи, и не имея чем оправдаться в них, говорят: «Что же такое?». Помяни, сколько раз говорил ты «не буду», «не буду» и все грешил, и еще более и упорнее, чем прежде. Помяни, что никто тебя не принуждал, сам, по злому нраву своему, грешил и оскорблял в лицо Бога, который все видит, и руку Его, которою Он останавливал тебя, ты отривал. Помяни смерть, суд, ад; помяни и прочее все, чем надеешься сокрушить упорное сердце свое. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение. К этим размышлениям приложи молитву к Господу, чтобы Владыка всяческих дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали, сокрушения!

Вслед за болезнью сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими более Господа и не губить себя. А за этим последует исповедание грехов самое искреннее и разрешение их самое действенное. И совершится покаяние воистину спасительное.

А то, что пользы, если без чувств, со скукой или рассеянием будем стоять на службах, досадуя, что долго тянутся; время, свободное от служб, будем проводить в полусне и бездействии, затем холодно проговорим на духу «грешен» про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главной у нас целью должно быть совершенное исправление жизни... Что пользы? Это будет значить исполнить обычай говения, а не говеть во спасение.

Блюдите, како опасно ходите, паче в дни сии, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатью Божией средства к очищению от грехов и тем продолжить владычество свое над нами.

Испытание совести по десятословию (десяти заповедям Закона Божия)

Исход, гл. 20:2–17; Второзаконие, гл. 5:6–21

Первая заповедь

«Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня».

Кайся, христианин, в чем согрешаешь ты против этой заповеди.

1. Имеешь ли ты твердую веру в Слово Божие и учение святой Церкви и не имеешь ли каких-либо сомнений в истинности святой веры, изложенной в Священном Писании?

2. Не допускаешь ли ты мысли о том, будто совсем нет загробной жизни?

3. Во всяком ли деле с молитвой обращаешься к Богу, надеясь на Его помощь?

4. Благодаришь ли Бога за все от чистого сердца? Не ропщешь ли иногда, осуждая дела Его творений и Его Промысл?

5. Не открывал ли своих сомнений в вере другим с намерением породить и в них такие же сомнения и неверие?

6. Не допускал ли сомнения в Промысле Божием? Не терял ли веры в Промысл при виде, как зло торжествует, а добродетель угнетена? Не допускал ли мысли или не говорил ли: «чем я грешнее других?», «почему неверующие благоденствуют, а верующие терпят скорби?»

7. Не был ли ты когда безбожником или в душе не сочувствовал ли когда безбожникам?

8. Не хулил ли имени Божия, Божией Матери или святых?

9. Не повинен ли ты в грехе ереси или сочувствия еретическим или сектантским учениям?

10. Не одобрял ли когда раскольнических самочинных собраний вне единства с Православной Церковью?

11. Не подвергался ли когда малодушию или унынию или даже отчаянию в своем спасении с потерей всякой надежды на милосердие Божие по случаю каких-либо тяжких грехов, тобою содеянных?

12. Хорошо ли знаешь истины и заповеди православной веры и стараешься ли исполнять их?

13. Не допускаешь ли нерадения к чтению Слова Божия? Стараешься ли читать Святое Евангелие, творения святых отцов и другие спасительные книги?

14. Не позволяешь ли себе небрежного обращения с книгами Священного Писания? Не читаешь ли книг, противных учению веры и добрым нравам и не занимаешься ли подобными разговорами?

15. Не обращался ли когда к «волшебникам», или ворожеям, или предсказателям будущего? Не гадал ли сам?

16. Не ворожил ли сам на Библии или Псалтири?

17. Не имеешь ли чрезмерной веры без разбору всем снам?

18. Не веришь ли в существование домовых?

19. Не ставил ли свечи за упокой живых и тем самым не проявлял ли двойной грех и зложелательство в злоупотреблении священным обычаем?

20. Не ленишься ли молиться Богу? Не страдаешь ли рассеянностью на молитве, употребляя только молитву умственную, а не сердечную? Не пропускал ли утренних и вечерних молитв, перед пищею и после нее, перед началом и по окончании всякого труда и работы? Не был ли на молитве обуреваем богохульными помыслами?

21. Не любил ли тварь больше Творца: отца, мать, жену, мужа, сына больше Бога? Не пристращался ли к чему-либо до забвения Бога?

22. Не допускал ли греха человекоугодия, т.е. не льстил ли кому, не одобрял ли его плохих дел?

23. Не надеялся ли на человека более, чем на Бога, сказавшего: «проклят тот, кто надеется только на человека»?

24. Не обращал ли священных слов в шутку, в глупый смысл и кощунство?

25. Не отвергал ли явной истины, касающейся веры, и не утверждал ли чего-либо против совести?

26. Не повинен ли в грехе неблагодарности Богу за Его бесчисленные благодеяния тебе?

27. От малодушного стыда перед неверующими не убоялся ли ты или не постыдился ли поддерживать славу имени Божия, или защитить священные предметы от поругания их людьми нечестивыми или кощунниками?

28. Всецело ли и всегда ли предаешь себя на волю Божию? Не роптал ли на Бога во время болезни или в других несчастных случаях в жизни и вообще при разных неприятностях и скорбных обстоятельствах?

29. Не допускал ли неверия в чудеса, часто встречающиеся в жизни нашей и совершающиеся силой Божией?

30. Не согрешал ли вольным мнением о Божественных предметах, противным учению Православной Церкви?

31. Не согрешал ли несбыточными мечтаниями и построением своих самонадеянных и счастливых планов для жизни своей, а также упрямым исканием мнимого счастья, без веры и без Бога?

32. Не согрешил ли суеверием каким-нибудь, например, перемешиванием трав (ладанок) для предохранения от болезней или несчастья, ворожбой, гаданием ради узнавания будущего или какой-нибудь тайны; заговорами болезней, верой в неизбежную судьбу, в слепой случай, в дни черные, тяжелые, легкие; ложным мнением, будто от встречи со священником случится несчастье, или другими суевериями?

33. Не имеешь ли неразумного страха, боязни?

34. Не согрешил ли самонадеянностью, т.е. надеждою на одни свои способности, силы, труды, добродетель или богатство и т.п., а не на милость Божию?

35. Не согрешил ли надеждою на сильного, богатого человека с забвением Бога?

36. Не согрешил ли недостатком преданности воле Божией, покорности распоряжениям Промысла Божия, упрямым желанием, чтобы все было только по твоему хотению?

37. Не согрешил ли нерадением о своем спасении и в неразумной надежде на милосердие Божие?

38. Не согрешил ли нетерпимостью и ропотом в болезни, несчастье и вообще, когда Бог делает с нами не то, чего бы нам хотелось? (Например, мы часто грешим ропотом на скверную погоду, которая также зависит от Промысла Божия.)

39. Не согрешил ли человекоугодием в неправых делах, во вред другим, вообще в нарушение заповедей Божиих?

40. Не имел ли пристрастия к какому-либо человеку или вещам больше, чем любви к Богу?

Первая заповедь, запрещая означенный грех, обязывает нас: приобретать правильное познание о Боге, Его воле, твердо веровать в Него, надеяться на Него, любить Его с совершенной преданностью Его воле и с благодарностью и с благоговением или сыновним страхом, как бы не оскорбить Его чем-нибудь.

Стараетесь ли вы расширить в себе эти добродетели?

Вторая заповедь

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что наверху на небе, и что на земле внизу, и что в воде, ниже земли. Не кланяйся им, и не служи им».

Грехи против этой заповеди:

1. Обоготворение икон и называние их «богами» и «божествами».

2. Представление Бога в виде какой-нибудь вещи и убеждение, что Он в существе Своем таков, каков на изображениях.

3. Невнимание к святым иконам, несодержание их в чистоте.

4. Употребление иконы, совсем утратившей свое изображение. Здесь не может служить оправданием даже и родительское благословение этой иконой.

5. Убеждение, что некоторые места и вещи спасают сами по себе.

6. Поставление рядом с иконами, без всякого промежутка и расстояния, портретов, картин и вещей.

7. Считать храмы Божий наряду с другими общественными домами.

8. Опущение долга зажигать масло и свечи перед иконами, что заповедано Самим Богом и Священным Писанием (Исх. 30: 7–8) и утверждено Вселенским Собором.

9. Неимение дома святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников Божиих.

10. Имение и содержание в доме вещей, наговоренных ворожеями.

11. Считать идолопоклонством поклонение святым иконам и святым вещам.

12. Небрежное отношение к святым иконам, к Кресту Господню, которое выражается в том, что в божницах с иконами полагают какие-либо неосвященные предметы, не обметают и не обтирают пыли со святых икон, прикладываются к иконам в нетрезвом виде или в телесной нечистоте.

13. Хождение без креста на груди. Привязывание к кресту чего-либо из вещей житейских, неосвященных.

14. Ношение всевозможных украшений: бус, ожерелий, цепочек, медальончиков и проч.

15. Небрежное изображение на себе крестного знамения, или в перчатках, или по небрежности всеми пальцами разом, или крестятся, полагая персты на чело, на грудь, а до плеча не доносят, чем отнимается у крестного знамения весь смысл и достойная честь, а у молитвы сила.

16. Хождение в церковь и прикасание к святыне в нечистоте телесной (женщины и девицы в период месячных очищений) и в нетрезвом виде.

17. Многолетнее непричащение Святых Тайн.

18. Нерадивая неприготовленность к исповеди, без должного говения по уставу святой Церкви. Идя на исповедь не примирился с людьми и не простил им за причиненную обиду.

19. Намеренное утаение греха на исповеди вследствие ложного стыда перед духовником.

20. Холодность и бесчувственность на исповеди. Отсутствие сердечного раскаяния.

21. Недостойное или с малой подготовкой причащение Святых Тайн. Причащение без страха Божия, без благоговения, без сокрушения сердечного. Причащение без всякого приготовления с опущением полноценного правила, без прочтения накануне причащения положенных молитв и канонов.

22. Приобщение Святых Тайн, несмотря на запрещение духовника.

23. Уход из церкви тотчас после причащения, не выслушав благодарственных молитв.

24. Упивание вином в этот день допьяна, излишнее принятие пищи, играние в карты и неудержание себя от супружеских ласк и проч.

25. Почитание святых Тайн Тела и Крови Господни как простого хлеба и вина.

26. Воздаяние Божеской чести Божией Матери и ангелам или кому-либо из святых.

27. Ложное юродство.

28. Ложное странничество.

29. Ложное отшельничество среди мира и ложное ношение одежды лиц монашествующих или духовенства.

30. Неисполнение епитимьи, наложенной от духовника, как и произвольное изменение ее, или же саморазрешение от нее после смерти духовника.

31. Нетерпеливость при исполнении Богу достойной молитвы.

32. Гнев во время молитвы, а также сразу по приходе из церкви.

33. Молитва о чем-либо неразумном или прямо противном Богу, например, о том, чтобы Бог наказал обидчика, чтобы послал богатство для роскошной жизни и т.п.

34. Принятие на себя трудов для своего спасения сверх своих сил.

35. Желание себе смерти или скорби.

36. Объедение и пьянство. Посещение пивнушек.

37. Уединенное ядение, тайноядение.

38. Приготовление у себя самогонных опьяняющих напитков и распространение их.

39. Пристрастие к табаку, курение, жевание табака и проч.

40. Карточная игра и другие азартные игры.

41. Пристрастие к мирским зрелищам и разгульным увеселениям.

42. Самолюбие, самомнение.

43. Чревоугодие, ненасытность.

44. Гневливость, сердитость, раздражительность.

45. Выхождение из себя.

46. Беспорядочный, неразумный крик, вопли.

47. Неразумная радость.

48. Сребролюбие, страсть к деньгам.

49. Корыстолюбие.

50. Страсть к принятию даров.

51. Честолюбие, превозношение и величание себя, желание себе чести.

52. Роскошь.

53. Презрение священных вещей: освященной воды, мира, просфор – и небрежное отношение к ним. Держишь ли ты их у себя, окропляешь ли свой дом, вкушаешь ли их с чистой верой?

54. Любовь к вещам, которые чтут раскольники, еретики и безбожники, но которые сами по себе внимания не заслуживают.

55. Славолюбие, любовь к чинам и пристрастие к нагрудным знакам отличия.

56. Пристрастие ко всякого рода вещам, драгоценностям, украшениям, нарядам.

57. Щегольство, украшение себя модными одеждами, ароматами, драгоценностями, прикрасами для своего возвеличивания и соблазна других.

58. Женственность (женоподобие).

59. Неразумная привязанность к одобрению, к добрым друзьям и подругам.

60. Гордость.

61. Высокомерие.

62. Состязание в неразумных делах и забавах.

63. Хвастовство.

64. Напыщенность.

65. Тщеславие.

66. Чванство.

67. Бессовестность.

68. Болтливость.

69. Шутки, глупые речи.

70. Порабощение себя какой-нибудь страсти, как-то: пьянству, необузданному сладострастию, корыстолюбию, гордости, раболепству духу времени, погоне за модами и подражание всяким пустым вкусам и недобрым обычаям с нарушением заповедей Божиих, с потерею чистоты, совести и скромности.

71. Лицемерие или притворная набожность для достижения каких-либо земных благ, выгод, а не для угождения Богу.

Третья заповедь

«Не произноси имени Господа Бога твоего понапрасну».

Грехи против этой заповеди следующие:

Принуждение других к божбе и клятве понапрасну, в безделии.

Ропот на Бога.

Принятие присяги без страха Божия.

Двоедушная или лукавая присяга.

Употребление имени Божьего часто без нужды, без благоговения, в шутках, сказках и песнях, и такое же употребление имени Божией Матери, святых ангелов, угодников Божиих.

Клятвопреступление.

Клятва безрассудная, или когда призывают Бога быть посредником своего злодеяния (заклинание, например, именем Божиим друг друга совершать какое-либо преступление). Упорное выполнение неразумной клятвы или, наоборот, невыполнение клятвы не совершать злодеяние.

Заклятие себя разными словами, как, например: «отсохни у меня руки» или «чтоб мне света Божьего не видеть» и т.д.

Божба без нужды или в простых разговорах, во время игры, в торговле, а также принуждение другого к божбе.

Свидетельство о себе Божией Матерью или кем-либо из святых, когда, например, говорят: «Вот порукой за меня будет Матерь Божия» или «ручаюсь чудотворцем Николаем» и др.

Непамятование и несохранение обетов и обещаний Крещения, а также обетов, данных при соединении с Православной Церковью.

Неисполнение обетов, данных Богу или какому-нибудь угоднику во время тяжких обстоятельств, например, во время болезни или опасных случаев жизни.

Утаение на исповеди греха или пересказывание чего-нибудь ложного.

Употребление бумаг, на которых написано имя Божие, Пресвятой Богородицы или святых как простой бумаги и выбрасывание ее как мусора.

Неправильные обеты, когда, например, возлагают на себя обеты физически и нравственно невозможные для исполнения или произносят обеты, которых исполнить не могут, не испросив прежде согласия старших, мужа.

Самовольное отменение или изменение данного обета.

Произношение имени Божия, Пресвятой Богородицы, святых ангелов, святых угодников без всякого благоговения. Употребление их в словах праздных и пустословных: «Ах, Боже мой!..» или «Ой, Господи, я ведь забыла...» или даже в гневе: «Христос с тобой, образумься!..», «Бог с тобой, уходи».

Частое упоминание врага Божия (чернословие).

Богохульное и безрассудное суждение о действиях Промысла Божия.

Кощунство, т.е. осмеяние каких-нибудь священных предметов или слов Священного Писания или обращение их в шутку.

Невнимательность на молитве.

Ложная клятва, нарушение клятвы, присяги, обетов, данных Богу. Легкомысленная божба.

Презрение к благочестию и людям благочестивым, называние их образа жизни ханжеством.

Стыдливость показаться набожным, стыдливость перекреститься, молиться в кругу мирских людей или защищать славу имени Божьего или священные предметы перед людьми нечестивыми, кощунниками. Спаситель говорит: «Если кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того Сын Человеческий постыдится, когда придет во славе Отца Своего со ангелами святыми».

Четвертая заповедь

«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу Богу твоему».

Вот грехи против этой заповеди:

1. Оскорбление или поругание воскресных и праздничных дней, устройство вечеринок и гульбищ под праздник, хождение на зрелища.

2. Пение разгульных и часто крайне неприличных песен под праздничный день, а иногда и в самую позднюю пору ночи.

3. Ожидание Святой Пасхи и других праздников не с мыслью о Господе, а только с плотскими помышлениями и приготовлениями, например, чтобы получше одеться или с целью получше угоститься, и т.д.

4. Редкое хождение в церковь, до опущения кряду трех воскресений. На Вселенском Соборе было определено и записано: «Аще кто мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго был отстранен от Церкви, но пребывая во грехе, не придет в церковь три воскресных дня подряд, то таковой подлежит отлучению». (Это правило и после было подтверждено на Соборах.) Если за непосещение церкви три воскресных дня кряду и в продолжение трех недель налагается уже отлучение от Церкви, то, значит, вину составляет и отсутствие в церкви и одного воскресения.

5. Неупотребление свободного времени на чтение священных книг, на молитву и духовные размышления.

6. Нехождение в церковь совсем. Жизнь без очищения совести в таинстве исповеди и без святого Причащения.

7. Неисполнение долга посвящать день воскресный и праздники на дела благочестивые, как, например, на домашние чтения среди семьи Слова Божия и других душеспасительных книг, на домашнюю с кем-либо беседу о духовных предметах и т.п.

8. Обычная работа по воскресеньям и в праздничные дни: например, косить, строить, копать, стирать, мыть, затевать уборку квартиры, дома или начинать копаться по хозяйству, в огороде и проч. Или занятие в эти святые дни нескромными играми, разгулом, пьянством.

9. Сельские помощи и праздники.

10. Торговля по воскресным и праздничным дням.

11. Препровождение рождественских святок не по-христиански: допущение «ряжения», когда, например, люди меняют вид человека на чужой, надевают всякие глупые маски или даже наряжаются под вид зверей, или гадают на олове, на воске, через зеркало и т.п.

12. Такое же нехристианское препровождение Пасхи: пьянство, непосещение богослужения, глупые игры, разгульные увеселения и т.п.

13. Нехристианское празднование именин. Именины это личный праздник каждого. В этот день следует сходить в храм Божий, причаститься Святых Тайн за литургией. Вот истинно христианское провождение дня своих именин.

14. Питие и ядение прежде окончания Божественной Литургии в праздники и в воскресенье.

15. Неразличение часов относительно принятия пищи: полуночи на постный день, когда уже начинается утро следующего дня.

16. Несоблюдение поста в среды и пятницы и четырех постов, установленных Церковью.

17. Разговоры, посторонние мечтания и рассматривание по сторонам во время божественной службы. Засматривание в лица с нечистыми желаниями. Уход из храма прежде окончания службы.

18. Употребление рыбы и вина в те дни поста (особенно – Великого), когда нет на них разрешения.

19. Употребление рыбы и вообще нехранение в строгом посте особых дней: Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня и навечерий Рождества Христова и Богоявления.

20. Пьянство, посещение театральных зрелищ, хождение и езда с песнями в дни сырной седмицы и масленицы, которая является преддверием Великого Поста. Такое нехристианское проведение масленицы есть не что иное, как пережитки древнеславянского язычества.

21. Пресыщение в посты и постною пищею.

22. Нарушение любого поста (особенно – Великого) скоромною пищею. В Номоканоне пишется: «Аще кто не хранит поста Апостолов и Рождества Христова и Богородицы, того в Церковь не приемлеши». А 69-е правило Апостольское гласит: «Аще кто не постится во Святую Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесной, тот да будет отлучен».

23. Пощение с ропотом.

24. Отвлечение других от поста, когда, например, гостям без разбора подают в постный день скоромные блюда и бывают недовольны, когда гость постник от них отказывается, или, приняв квартирантов, не приготовляют постного стола для желающих соблюдать постные дни.

25. При посте телесном несоблюдение поста душевного.

26. Опущение в посты чтения священных и душеспасительных книг.

27. Светские увеселения и удовольствия в посты, особенно в пост Великий.

28. Сонливость и привычка долго спать и поздно вставать.

29. Полная праздность, эта «мать пороков», которая, как сказано в Священном Писании, «многим порокам научила людей».

30. Нехождение в храм по лености.

31. Хождение в храм поневоле или из любопытства, а не из сердечного желания участвовать в Богослужении.

32. Нищенство по лености или по нетрезвости.

33. Неразборчивое подаяние милостыни и злоупотребление ею, как, например, дача просящему на водку.

34. Неблагоговейное стояние в церкви на молитве: невнимание к чтению и пению, блуждание помыслами или суетные разговоры и смех в церкви.

35. Имеешь ли усердие к чтению и слушанию Слова Божия и других благочестивых книг для узнавания и исполнения Слова Божия?

36. Не оставлял ли по лености или пренебрежению положенных Церковью молитв утром, вечером, перед принятием пищи и после принятия? Также, перед началом всякого дела нужно испрашивать у Бога благословения и помощи, и по окончании дела надо благодарить Его за ниспосланную помощь или успех в деле. Вообще, не ленишься ли ты молиться? Молитва есть дыхание нашей души. Как тело без воздуха, так и душа без молитвы жить благочестиво не может.

37. Не уклонялся ли ты, по нерадению своему о спасении своем, долгое время от причастия Святых Тайн для очищения души?

38. Не злоупотреблял ли Святыми Тайнами, т.е. не утаивал ли грехов на исповеди перед священником? С нечистою совестью, без надлежащего приготовления и без благоговения не приступал ли к причастию Святого Тела и Крови Христовых?

39. Не согрешил ли неуважением к священным вещам? небрежным изображением на себе крестного знамения?

40. Не ленишься ли трудиться в простые, будничные дни? Всегда ли рачительно, исправно и добросовестно исполнял порученные от других работы, особенно по должности? По должности не допускал ли каких упущений, растраты, вреда казне или обществу?

41. Не тратишь ли много времени в праздности, рассеянности, забавах и пиршествах?

Пятая заповедь

«Чти отца твоего и матерь твою».

Этой заповедью Господь требует почитать и любить родителей. Вот грехи против этой заповеди:

Грубое обращение с родителями, укоры и злословие им.

Неповиновение родителям.

Ропот на родителей.

Пренебрежение родительскими молитвами и родительским благословением.

Нежелание молиться о родителях.

Проклятие детьми родителей.

Бегство от родительских наставлений либо скорое забвение их наставлений.

Оставление бездомными родителей в несчастии их, в болезнях и при старости лет.

Препятствие родителям ходить в церковь, запрещение им приготовлять для себя постную пищу в пост, нежелание через руки престарелых родителей делать милостыню и всяческое стеснение их.

Поднятие руки на родителей, хотя бы даже в нетрезвом виде. По церковным правилам отцеубийца подлежит епитимьи даже и в том случае, если обиженные им родители простили его.

Неотдание по христианскому обычаю последнего долга родителям по смерти их и непоминовение их, особенно в положенные для этого дни.

Нарушение завещания родительского.

Презрение, ненависть, зависть родителей к детям.

Ненависть, зависть, гордость и злопыхательство против своих наставников, начальников, духовников, всех высших и старших, вообще против духовного и монашеского чина.

Почитание родителей больше Бога, неговение ради их поста и непосещение церкви.

Пренебрежение к своим дедушке и бабушке.

Грубые чувства к своим родным братьям и сестрам.

Вражда и тяжба с родственниками.

Физическое небрежение о своей беременности и происходящие от этого тяжкие и ранние роды.

Некрещение своих детей.

Засыпание младенца у груди.

Небрежный уход за детьми, который выражается в том, что вовсе оставляют их без надзора, вследствие чего ребенок может сгореть, изувечиться и т.д.

Невоспитание своих детей в вере и благочестии.

Неприучение детей с раннего возраста к молитвам и к хождению в церковь.

Оставление ребенка надолго без Причастия.

Пристрастная любовь к одному из детей.

Непопечение о девственности и трезвости своих детей, когда, например, допускают их дойти до потери целомудрия и нетрезвости, и когда дают им всякую свободу, не следят за их поведением, не заботятся о христианском воспитании и дают им во всем своевольную свободу.

Невзыскание за недобрые поступки детей или, наоборот, слишком частые и жестокие взыскания с них.

Немоление родителей о своих детях, малых и взрослых.

Стеснение детей в делах богоугодных, например: в говений, более частом хождении в церковь, задерживание их дома ради домашней суеты и отвлечение их разными другими занятиями.

Проклинание детей.

Намеренное пред детьми унижение отцом матери их, или матерью отца.

Ропот на многочадие или большую семью.

Лишение детей всякой поддержки или наследства.

Обучение детей ложным искусствам или пустым и ненужным вещам: всяким привычкам, чуждым закону Божию и портящим детскую скромность и их чистую совесть.

Насильственное принуждение детей к браку.

Подавание детям худого примера или разговора или повода к ним.

Непопечение восприемников о своих крестниках и христианском воспитании их.

Непочтение к своим крестным родителям.

Неблагодарность к своим родителям и прямая плата им за добро злом.

Непочтение к пожилым людям, например, оскорбление достопочтенной старости или осмеяние ее.

Слабость и бездействие в управлении подчиненными, или, напротив, жестокость и притязательность.

Попрание своей властью низшей власти иных лиц.

Стеснение подчиненных в исполнении ими своих христианских обязанностей.

Подавание соблазнительных примеров людям подчиненным.

Неуважение к епархиальному Епископу.

Грехи против приходских священников:

осуждение и ослушание священника;

оскорбление священника словом, делом или лжедоносом;

избрание себе другого прихода, пренебрежение своей приходской церковью.

Оскорбление, непочитание, а также осуждение и ослушание своего духовного отца.

Неисповедание перед ним грехов своих по забвению, или нерадению, или по ложному стыду.

Старание узнать и распространить о священнике худые слухи.

Непочтительность к монахам.

Презрительное отношение и осуждение нищих, отказ им в подаянии.

Непочитание родителей, неповиновение им, недоставление пропитания по старости, холодность к своим родственникам.

Непочитание начальников духовных и гражданских, неповиновение и ропот на них, порицание их или пересуживание действий их.

Непослушание своим наставникам, учителям, воспитателям и вообще неуважение ко всем людям старше себя.

Неблагодарность к благодетелям за их благодеяния. Неуважение к старшим по достоинству.

Отягощение людей чем-либо.

Беззаботность о пропитании, здоровье, обучении и особенно нравственном воспитании своих детей; потворством им, попущением портиться или, напротив, слишком суровое обращение и различные оскорбления.

Нерадение о благосостоянии и спасении своих подчиненных, попущение им бедствовать или развращаться и погибать. Не обижал ли их жестокими поступками?

Стараешься ли в своей жизни: на работе, в своем семействе вести дела так, чтобы своим христианским благочестием служить добрым примером для других?

Шестая заповедь

"Не убий».

Этой заповедью Господь напоминает то, что относится к телесной жизни других и нас самих. Кроме того, в этой заповеди напоминаются нам некоторые обязанности наши по отношению к животным. Вот обычные грехи против этой заповеди:

Обижание работников одеждой, пищей, платой, что является смертным грехом пред Богом.

Употребление противозачаточных средств, лекарств или даже вытравливание плода.

Совершение абортов.

Вообще наличие в характере расположения к гневу, ссоре, драке, буянству и желанию мстить.

Предание немощного в руки сильного.

Умышленное убийство ближнего.

Телесное наказание кого-либо по жестокости до смерти.

Намеренное отравление тяжко больных для облегчения их телесных страданий.

Покушение на чью-либо жизнь, не исполнившееся только по случайным препятствиям.

Самоубийство или только покушение на свою жизнь, соединенное с решительными действиями, или даже только мысль лишить себя жизни.

Убийство по наущению, по приказанию или по угрозе, по принуждению со стороны другого.

Доставление убийцам убежища.

Доставление убийце или самоубийце средств к преступлению (яда, пистолета и проч.), доставления средства, производящего недонашивание плода, что наказуется церковью наравне с человекоубийством.

Побои, от которых произошла или могла произойти смерть.

Оставление без помощи человека погибающего, который просил о помощи: тонущего в воде, находившегося в огне во время пожара, подвергшегося нападению хищного зверя или злонамеренного человека, или страдавшего от вьюги или мороза, в то время, когда ему можно было помочь.

Умолчание о чьем-либо приготовлении или самом покушении к убийству, а также о совершенном убийстве.

Содействие к ускорению чьей-либо смерти, подвержение человека опасностям, грозящим его жизни, или отказ в помощи в беде или в болезнях.

Равнодушное или даже со смехом смотрение на чью-то драку или побои, наносимые другому, нежелание разнимать дерущихся.

Отказ врача в помощи заболевшему, особенно при опасном заболевании.

Умышленное замедление в лечении больного или лечение небрежное.

Разрешение больному без особой на то нужды употреблять скоромную пищу в посты. Больные могут решиться есть в пост скоромную пищу только с разрешения своего духовного отца.

Притеснение вдов, сирот, больных, слабых и беспомощных.

Наказание по праву, но с излишней злобой и жестокостью.

Вызов на поединок.

Драка.

Недосмотр за больным в беспамятстве.

Непредостережение себя и других от опасности быть застигнутым скоропостижной смертью там, где эта опасность была ясно видна. Несоблюдение предосторожности против надрывания: женщин на фабриках, на заводах, на рынках, железных дорогах и проч.

Язвительные слова на человека, злословие на него или даже угроза убить его.

Проклятие.

Биение.

Злая и нескрываемая ненависть.

Воздаяние злом за зло.

Памятозлобие.

Оклеветание.

Жестокость к убогим или уродам.

Решимость на преступные дела, соединенные с истреблением в утробе как законного, так и незаконного плода, могущие повредить и собственной жизни женщины.

Пьянство и запойство, ведущие к неизбежному сокращению, а иногда и прекращению жизни.

Случайное или невольное убийство.

Доведение кого-либо до внезапной смерти или до самоубийства.

Убиение кого-либо или только покушение на чью-либо жизнь во время беспамятства.

Побои, нанесенные беременной женщине, от которых произошли преждевременные роды или смерть младенца. В Ветхом Завете убийца беременной осуждался на смертную казнь, если побои были нанесены во вторую половину беременности, когда младенец успел уже достаточно развиться. Кроме того, убийца виновен в том, что подвергает опасности жизнь матери.

Нанесение увечья кому-либо или самому себе злоумышленное (например, самоповреждение с целью избегнуть военной службы и т.п.), или даже непроизвольное.

Подстрекание к драке, поединку, убийству, или советование дела, опасного для жизни и здоровья.

Убивание человека злобным словом, или проклятие его черным словом.

Склонение к отступлению от веры или к расколу, или другому подобному греху.

Упущение случая отвлечь кого-либо от убийства, самоубийства или повреждения чьего-либо здоровья.

Неоказание помощи человеку в случаях, когда видно было, что человек нуждается в помощи, и оказать ее было вполне возможно, но ты не оказал ее только потому, что тебя не попросили об этом прямо.

Грубость по отношению к человеку.

Дерзость и невежливость в обращении с людьми.

Холодность и окаменение в отношении к другим людям.

Нелюдимость.

Неблагодарность.

Травля человека своей собакой или другими животными.

Оплевание человека.

Занесение в чужой дом заразной болезни.

Продажа в пищу чего-либо заведомо вредного для здоровья.

Изнурение другого чрезмерным трудом по должности или по работе.

Крайнее изнурение себя самого работой по должности, ремеслу или торговле. Убивание таким образом своего здоровья излишними трудами.

Нетерпение и ропот в болезнях.

Раздражительность и ярость, «умаляющая дни жизни», многоядение, многопитие, скверноядение, состоящее:

в принятии пищи и пития, запрещенных Законом Божиим;

в ядении и питии без нужды, с идолопоклонниками и еретиками;

ядении и питии с бесстыдными плясками, песнями и музыкой.

Чрезмерная изнеженность в жизни, убивание своего здоровья праздностью, негой, бездействием, многоспанием, леностью, расслаблением себя, желанием телесного покоя сверх всякой меры; пьянством, роскошью, сладострастием, курением.

Леность к добру или вообще к труду.

Беспечность.

Бичевание без пощады рабочих животных или неудержание других от этого.

Крик на животных с проклятием их, сквернословием, пожеланием им зла.

Незаботливость о больных животных.

Травля скота друг другом с целью забавы, гоньба коней до смерти.

Наказание до смерти животного из чужого двора.

Убивание животных без нужды. Желание помучить их.

Не убил ли ты когда человека злонамеренно или невольно? Или не участвовал ли в убийстве доставлением смертоносного оружия, не помогал ли советом, укрывательством злодеяния?

Не допустил ли человека подвергнуться смерти от потопления, огня, от рук злодеев или холода, голода, притомлением, лишением средств к пропитанию, особенно людей беззащитных? Не доводил ли кого до чрезмерной скорби и преждевременной смерти?

Не оскорбил ли кого напрасным гневом и суровостью в обращении, злословием, ненавистью, причинением вреда побоями или чем-нибудь другим, что повергает человека в глубокую скорбь, расстраивает его здоровье и сокращает жизнь? Не имеешь ли сейчас вражды с кем-нибудь или злопамятства? Все это надо оставить, ибо от имеющего вражду и злопамятство Бог не принимает ни молитв, ни даров, ни прошений, ни покаяния.

Не осуждал ли на суд невинного и не оправдывал ли виновного, зная о невинности первого и виновности последнего?

Не изнурял ли силы и здоровья своих подчиненных слишком тяжелыми работами и наказаниями и тем самым не довел ли кого до болезни или даже до смерти?

Еще тяжелее грех – это убийство души, когда, например, кто-либо наущает, поощряет других на дела греховные или своим явно соблазнительным примером и словом вводит других в грех.

Шестая заповедь запрещает вообще всякое человекоубийство, вместе с тем она запрещает и самоубийство, как телесное, так и духовное.

Телесное убийство совершается разными насильственными способами, например: удавлением, зарезанием, отравлением, утоплением и проч.

К самоубийцам причисляются также опийцы и те, которые, видя явную опасность смерти, сами безрассудно вдаются в нее, например, видя на море большое волнение, безрассудно пускаются плыть вдаль, или в большую вьюгу зимой отправляются в дальний путь без достаточно теплой одежды, или без особой причины идут в такое место, где угрожает опасность смерти от зверей, злых людей и т.п. Сюда же относятся и те, которые по небрежности не остерегаются влияния стихий: расстраивают свое здоровье совершенной бездеятельностью, пресыщением и т.п. и тем самым сокращают свою жизнь.

Умерщвление души при жизни тела совершается такими грехами, которые навсегда лишают ее благодати Божией, например: упорным сопротивлением истине, ожесточением во грехах, совершенной нераскаянностью, отчаянием и др.

Шестая заповедь запрещает вредить жизни и благосостоянию человека и вместе с тем налагает на каждого из нас обязанность не только никого не оскорблять ни словом, ни делом, но обходиться со всеми кротко, вежливо, дружелюбно, назидательно: с гневающимися мириться, обиды терпеливо переносить и прощать все всем, даже врагам. Стараетесь ли вы о выполнении всего этого?

Седьмая заповедь

«Не прелюбодействуй».

Этой заповедью требуется главным образом целомудрие, как украшение человека. Вот грехи против этой заповеди:

1. Способствовать другим в удовлетворении их блудной страсти.

2. Предание себя роскоши, праздности, лакомствованию, пьянству, гульбе, посещению соблазнительных зрелищ и компаний.

3. Блудные помыслы и представления.

4. Усладительные воспоминания бывших своих грехов.

5. Похотный взгляд на другой пол или пристрастие к красивым лицам.

6. Чтение книг, описывающих страстную любовь, а также чтение, питающее страстные чувства, и вообще чтение всего подобного: пустого, возбуждающего любопытство и развращающего ум, сердце и воображение, для спасения души ничего не дающего.

7. Нескромные разговоры или слушание таких разговоров.

8. Скверноматерная брань, всякое сквернословие и слушание его.

9. Пение и слушание глупых стихотворений, песен, а также песен, выражающих страсть.

10. Страстная возбуждающая музыка.

11. Бесстыдные танцы, пляски и игры, рассчитанные на то, чтобы заставить душу похотствовать и в теле пробудить похоть. Присутствие при таких танцах и плясках, также и при бесстыдных зрелищах с хлопанием руками.

12. Переписка о страстной любви или списывание в том же духе писем и стихов.

13. Желание нравиться, чтобы прельщать собою другой пол.

14. Страстное засматривание на жен и юношей.

15. Чрезмерная угодливость женскому полу.

16. Подсматривание на чужую обнаженность или полуобнаженность, соблазн на собственную наготу.

17. Украшение дома, особенно спальни, соблазнительными картинками или статуями.

18. Разжжение похоти искусственными способами, делающими вред организму, например, горячительными напитками с вином, разными возбуждающими средствами.

19. Возложение на себя маски.

20. Изысканная, нескромная одежда или одежда неправильно используемая, когда, например, женщина или девица ходит в мужской одежде.

21. Блудные сновидения и ночные осквернения.

22. Обольщение невинного лица.

23. Незаконная беременность.

24. Похищение девы или замужней женщины из дома, а также бегство их самих для гнусной похоти.

25. Осквернение себя с каким-либо животным.

26. Наложничество.

27. Разврат, когда согрешают блудом с разными лицами.

28. Гражданский брак, устроенный без церковного венчания, или только одобрение такого брака.

29. Впадение в блуд в кумовстве или же со своей крестницей, вообще в духовном родстве. Тяжесть этого греха видна из епитимьи за согрешение с теми, у кого человек принимал дитя от купели Крещения, т.е. с кумовьями: за это человек подвергается епитимьи отлучением от причащения в течение 11 лет, а допустивший грех со своим крестником или крестницей – даже до 20 лет.

30. Кровосмешение родного брата с сестрой осуждается как убийство. Грех с мачехой наказывается отлучением от Церкви. За грех с двоюродными сестрами, а также с сестрой жены виновные подвергаются 11-летнему отлучению от Причащения, с женой брата – 10-летнему отлучению, за грех с троюродной сестрой – 6-летнему отлучению.

31. Дружеское принятие у себя лиц, живущих в незаконной связи.

32. Предоставление у себя дома условий для тайного свидания и блуда посторонних лиц.

33. Публичное содержание блудницы.

34. Отговор и прямое препятствие другим вступать в законный брак.

35. Выбор себе невесты за одну красоту и богатство.

36. Брак без участия родителей или без совета старших, или же прямо без благословения родительского.

37. Брак раньше или позже узаконенных лет.

38. Вольное обращение между собой жениха и невесты и супружеские отношения между ними раньше венца.

39. Нарушение супружеской верности прелюбодеянием.

40. Нарушение девицей каким бы то ни было способом своего девства.

41. Неприличное поведение, соблазняющее других людей.

42. Несохранение себя в девстве и целомудрии в холостом состоянии.

43. Склонение к блудодейству и соблазнение ложными обещаниями частного лица: сманивание жены от мужа, ссора их, и вообще страсть к прельщению собою другого пола.

44. Допущение на брачной вечери безобразной нетрезвости.

45. Гнушание браком как чем-то нечистым.

46. Супружеские отношения в непозволительные времена, т.е. во время месячных очищений и кровообращений после родов.

47. Неумеренность в супружеском ложе.

48. Невоздержание от супружеского ложа в посты, в постные дни или до очистительной молитвы, или при очищениях, или под праздники, или в самые праздники.

49. Взаимное увольнение (уклонение) супругов друг от друга для свободного сожительства с другими.

50. Самовольный развод.

51. Прелюбодеяние.

52. Вступление в брак при живой жене или при живом муже.

53. Супружеская ревность, а с другой стороны нежелание прекратить поводы к этой ревности.

54. Оставление женой мужа и наоборот – мужем жены во время болезни или другого какого несчастья.

55. Нестарание привлечь к православию неправославную или вообще неверующую чету.

56. Незаботливость о взаимном спасении душ супругами и немоление друг за друга.

57. Вражда одного из супругов из-за религиозной жизни другого, а также чинение препятствий одним против благочестивой жизни другого.

58. Упреки между супругами из-за бесплодства.

59. Непротивление легкомыслию суетной жены и угождение ей до женоподобия.

60. Презрительное отношение к жене.

61. Нанесение побоев ей.

62. Непропитание жены с оставлением на опеку детей.

63. Нарушение женою апостольской заповеди: «Жена своим телом не владеет, но муж», и то же в отношении мужа к жене.

64. Желание развратить отрока, рассорить мужа с женой, старание прельщать лиц мужского пола.

65. Допущение собственного супруга до распутства путем потворства или подачи собой дурного примера.

66. Постоянная вражда между супругами.

67. Своевольное самоуправство жены. Уклонение от благочестивой жизни, непослушание и неподчинение мужу.

68. Уклонение от благочестия и своевольное поведение мужа.

69. Неусердие к поминовению за упокой умершего супруга.

70. Издание и распространение соблазнительных сочинений или изображений.

71. Страстные поцелуи лиц другого пола, осязания, засматривание на красивые лица с вожделением, сквернословие, любовные песни, бесстыдные телодвижения, кокетство, услаждение нечистыми мечтаниями и произвольным похотным разжжением.

72. Плотские грехи: прелюбодеяние, малакия (самоосквернение онанизмом), вообще сладострастие во всех видах.

73. Мужеложство.

74. С понятием строгого целомудрия, которое требуется законом Божиим здравым разумом, несогласны и чрезмерная привязанность и неумеренность ко всяким плотским удовольствиям.

Седьмой заповедью запрещается все то, что возбуждает страсть и располагает к плотской нечистоте: пресыщение в пище и питии, особенно пьянство, чтение любовных романов, рассматривание соблазнительных картин, вольное обращение и игры с другим полом, гульбища, театральные зрелища, пляски, излишнее щегольство с желанием нравиться и прельщать других.

Восьмая заповедь

«Не укради».

Этой заповедью запрещается вредить имуществу других, а также своему собственному. Грехи против этой заповеди следующие:

1. Грабеж или разбой, а также неподаяние против этого помощи ближнему.

2. Непредохранение, по возможности, человека от убытков, которых он не предвидит.

3. Неподаяние милостыни, непосещение больных. Осуждение, отказ в помощи страннику, или на погребение безродному.

4. Предоставление подчиненных к награждениям не по достоинству, а по родству, или по просьбам, или за подарки, а также обхождение достойных.

5. Употребление на свои нужды вещей церковных или казенных.

6. Присвоение себе чего-либо не принадлежащего под видом остатка, барыша, или чего-либо, пришедшего от другого человека, без объяснения с ним и без его согласия.

7. Принятие краденного: покупка или хранение, зная, что оно краденое.

8. Принятие на хранение или покупка вещей сомнительной собственности.

9. Неупотребление на пользу ближних данных тебе от Бога талантов: к просвещению людей в истинной вере и законе Божием, к обращению заблудших, утешению несчастных и неподавание им полезных советов.

10. Поджог или бездействие при поджоге и в бедствии.

11. Повреждение путей и способов сообщения.

12. Чрезмерно дорогая продажа жизненных припасов во время неурожая или случайной нужды.

13. Вообще запрашивание несоразмерной цены на товар, за службу, за личную услугу.

14. Казнокрадство либо расхищение казенных денег или вещей, полученных на хранение.

15. Неоплата кому-либо своего долга.

16. Невознаграждение ближнего своего за труд, сколько требовалось вознаградить.

17. Насильственное задержание чужой собственности, которая случайно оказалась в твоих руках.

18. Искание чужого или никому не принадлежащего имущества.

19. Воровство с пожара, при наводнении и вообще присвоение вещей, оставленных или потерпевшими людьми, или при бедственных обстоятельствах.

20. Похищение государственного имущества, денег, вещей.

21. Утаение найденной вещи, необъявление о ней, особенно, когда известен хозяин этой вещи, да еще бедняк.

22. Явное, насильное отнятие чего-либо у другого человека.

23. Покупка бессовестным вымогательством.

24. Удержание платы и вообще нарушение условий купли.

25. Небрежное исполнение дела, выполняемого для другого человека.

26. Необличение и скрывание знаемого вора.

27. Святотатство, то есть воровство вещей из церковного имущества.

28. Святокупство (симония), когда за деньги стараются получить прощение от тяжких грехов.

29. Злоупотребление пожертвованиями, которые сделаны людьми на какое-нибудь богоугодное дело.

30. Взимание процента свыше положенного.

31. Делание фальшивой монеты или сбыт ее, зная, что она фальшивая или в данный момент негодная.

32. Подделка документов о деньгах или имуществе, в купле или продаже, или в чем-либо ином, а также утайка подлинных документов.

33. Долгое откладывание уплаты долга при возможности уплатить его скоро, или притворство несостоятельным и неспособным отдать долг вообще.

34. Похищение чужого через посредство другого явным воровством или через совместный обман.

35. Неверный вес (обвешивание), неверная мера (обмеривание), неотдача денег при сдаче (обсчитывание).

36. Нечестное приобретение и утаивание вещей чужих.

37. Напущение своей скотины в чужой посев.

38. Сокрытие и умалчивание о недостатке и порче вещей, которые продаются или обмениваются. Продажа худого товара вместо хорошего.

39. Притворное нищенство.

40. Употребление чужой вещи без спроса, а также пользование чужими вещами без всякой бережливости.

41. Напрасное отнятие у человека места или должности силою своей власти или хитрым пронырством.

42. Роскошь, расточительство, мотовство.

43. Трата денег на суетные дела.

44. Лихоимство и взяточничество.

45. Употребление вещей понапрасну (даже своих), на роскошь и тщеславие. Небережливость и порча добрых вещей.

46. Не наносил ли вреда чужому имуществу, например, поджигательством, попущением каким-то вещам портиться или теряться? или не воспрепятствовал ли каким-либо образом выгоде других?

47. Не согрешил ли тунеядством? Т.е. не притворялся ли больным или бедняком, чтобы не трудиться и жить милостынею или даром получать жалование, или плату, а дела или должности не исполнять как следует?

48. Не согрешил ли лихоимством, т.е. не брал ли большой рост с даваемых взаймы денег людям, бравшим по бедности, по нужде, для пропитания. Не продавал ли каких вещей слишком дорого, видя, что покупатели имеют в них нужду, а взять им этого больше неоткуда? Не брал ли также слишком большой платы за работу или услугу, пользуясь крайней нуждой человека и т.п.?

49. Не согрешил ли мздоимством, т.е. не брал ли подарков и из-за подарков не решал ли несправедливо какого-либо дела?

50. Не расточал ли своего имущества беспорядочной жизнью?

Восьмая заповедь, запрещая указанные грехи, предписывает противоположные им добродетели: бескорыстие, верность, справедливость, милосердие к бедным, содействие выгодам и благосостоянию других.

Стараетесь ли вы воспитывать в себе эти добродетели?

Девятая заповедь

«Не произноси ни на кого ложного слова».

Этой заповедью запрещается вредить людям, а также и самому себе во всех отношениях: языком или пером, или посредством печати. Отсюда грехи против девятой заповеди следующие:

1. Ложное свидетельство на кого-либо в суде, когда, например, совсем отрицают совершенное преступление, для доказательства которого только недостает доказательств, или оправдывают преступника различными суждениями.

2. Сокрытие истины перед судом, начальством или родителями, когда объявления ее требует справедливость или даже присяга.

3. Запирательство перед судом в преступлении, иногда при явных уликах, или напротив, принятие на себя небывалой вины.

4. Полное сложение своей вины на невинного.

5. Ложный донос.

6. Тяжбы, жилищные или служебные жалобы по обидам и притеснениям на службе или на работе и по оскорблениям чести.

7. Открытие истины во вред другому, по зависти, когда этого никто не требовал и не лежала обязанность раскрыть ее.

8. Ябедничество или наушничество, когда тайно сообщают что-либо о начальстве или о старших с различными добавлениями и с ни на чем не основанными догадками.

9. Посеяние вражды и раздора между кем-либо.

10. Сообщение третьему лицу слышанной, но не проверенной худой вести о ближнем.

11. Притворство в поведении, когда делают добро перед людьми, а не по совести, перед Богом.

12. Унижение человека каким-либо образом.

13. Настроенность защищать человека от клеветы, когда невиновность его и так всем очевидна.

14. Открытие без нужды тайны из жизни умершего человека.

15. Излишнее и без всякого основания подозрение на людей.

16. Осуждение чужих добрых дел как худых: например, набожность как ханжество, лицемерие, фарисейство, юродство и проч.

17. Бесчестие человека: на словах, в письме или другим каким-либо образом.

18. Злоупотребление печатной гласностью и распространение о ком-либо в печати преувеличенных или извращенных сообщений.

19. Насмешки по отношению к человеку или осуждение его недостатков под видом шутки или посредством подражания ему в разговоре или телодвижениях.

20. Разглашение чужих пороков.

21. Лицемерие, т.е. лесть человеку в глаза и похвала его, а за глаза – осуждение.

22. Слушание наговоров и по ним суждение о людях.

23. Привычка празднословить, рассказывать басни, сказки, анекдоты.

24. Укорение.

25. Рассказывание о себе всяких ложных, придуманных похождений, удивительных случаев и выдавание всего этого людям за правду.

26. Пускать в публику выдуманные и особенно вредные вещи.

27. Осмеяние чьего-либо уродства.

28. Привычка спорить.

29. Привязчивость к словам другого человека.

30. Досаждение человеку.

31. Упорство в настаивании на своем.

32. Нежелание уступить и услужить человеку в чем-либо.

33. Ложь.

34. Обман не в шутку.

35. Ложь по нужде.

36. Двуязычие.

37. Тайные козни против людей.

38. Лукавство.

39. Оправдание себя пред другими при полном сознании своей вины.

40. Изворотливость.

41. Побеждение чем-либо плохим.

42. Лесть или неискреннее почтение или сочувствие в обращении с людьми.

43. Устройство какой-либо выгоды для себя хитростью, обманом или прельщением малоопытных ради своего интереса.

44. Подкуп.

45. Лицемерие и ласкательство.

46. Незаслуженный и напрасный ропот на человека.

47. Неискренний или неправдивый отзыв о человеке.

48. Неисполнение данного слова в соответствующее время.

49. Окаменение своего сердца и непринуждение себя к творению добра.

50. Бесполезное времяпровождение и ничегонеделание.

51. Празднословие и болтливость.

52. Безвременный и чрезмерный смех, смех глупый и беспричинный.

53. Нетерпение обличающей правды.

54. Неразумная жалоба.

55. Пустое, ненужное любопытство. Привычка подслушивать, подсматривать, наушничать, расспрашивать.

56. Невнимание к внушениям своей совести.

57. Вмешательство в чужие дела.

58. Праздное дознание о слабых сторонах ближнего своего.

59. Приписывание кому-либо таких пороков и слабостей, которых в нем нет, и разглашение о том, чтобы очернить его доброе имя.

60. Страсть расспрашивать или рассказывать о всяких новостях и переносить вести из дома в дом.

61. Ложный донос или свидетельство на суде, подвержение незаслуженному бесчестию или наказанию.

62. Оклеветание кого-либо по вражде или неосновательному подозрению.

63. Старание подмечать грехи и слабости других и разглашать о них людям.

64. Неосновательная подозрительность или сомнение в честности человека.

65. Перетолкование слов и действий людей в худую сторону.

66. Осуждение кого-либо в мыслях с уничижением его за какие-нибудь слабости, а себя считать лучше других. Вообще привычка к осуждению людей (даже умерших людей). Осуждающий предвосхищает право суда, которое принадлежит Богу и особо поставленному для этого начальству, и этим оскорбляет Бога.

67. Согрешение ложью и лукавством в поступках, а также обманом в общении с людьми, лестью, пресмыкательством пред высшими.

68. Этой заповеди противны также: разные пересуды, двоедушие, сплетни, насмешки, остроты на счет других, непристойные шутки, злонамеренное ябедничество и т.п.

69. Противная этой заповеди и суетная болтливость и вообще всякое празднословие.

В противоположность этим грехам девятой заповедью предписываются нам добродетели: прямодушие, искренность, простота, верность, радивость, уважительность, степенность, осторожность и благоразумная молчаливость, охранение и защита чести и доброго имени ближних.

Стараетесь ли вы иметь эти добродетели?

Десятая заповедь

«Не пожелай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем».

Этой заповедью запрещается вредить людям, себе самому, даже, наконец, только душе своей, чувствованием, мыслью, желанием. Вот грехи против этой заповеди:

Досадование при виде другого в счастье.

Зависть вообще.

Презрение кого-либо и почитание себя лучше, достойнее и даже праведнее других.

Тайное и явное недоброжелательство к людям и даже зложелательство им.

Злоумышление против другого человека, проявляющееся на деле в «копании ямы» другому.

Внушение злого совета.

Стремление к почестям и требование для себя уважения от других.

Засматривание на чужие наряды и красивые лица.

Всегдашнее недовольство своим состоянием.

Злорадование несчастью человека.

Любование самим собой, похвальба своими дарованиями, знаниями, делами и заслугами, проделывание этого явным или хитрым образом.

Извинение и оправдывание своих худых дел.

Нерадение о развитии в себе доброго чувства, честности, стыда и скромности.

Несохранение в чистоте своей совести.

Нерадение о развитии в себе нравственного характера.

Нестремление к христианскому совершенству.

Неприготовление себя к смерти (забвение смертного часа).

Привязанность к богатству, заботам земной жизни, славе и другим благам и почитание всего этого счастьем. Забвение Бога и своей будущей жизни и вечной участи вечной жизни или же вечного осуждения.

Жадность, скупость, скряжничество.

Неизбегание случаев и поводов ко греху.

Десятой заповедью запрещаются: худые желания и неразлучные с ними помыслы, противные Богу и людям, потому что худые желания и помыслы, оскверняя душу, делают ее неблагоугодною Богу и от них, как от семян, происходят затем дела греховные.

Эта заповедь, запрещая делать что бы то ни было худое, запрещает прежде все иметь в мыслях: зависть, мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние. Запрещает она также мысли, желания и деяния корыстолюбивые и властолюбивые.

Вообще исполнение десятой заповеди исторгает из нашей души самый корень греха: корень всех греховных мыслей, желаний и действий. А корень всего этого есть самолюбие – превратное стремление нашего духа от бесконечного к конечному, к удалению от Бога, к замкнутости в себя самого, в круг своих личных целей и интересов, с привлечением всего в свой мрачный центр, тогда как дух наш предназначен к нескончаемому усовершенствованию, к расширению своей духовно-нравственной жизни и соединению с Богом – общим и единственным истинным центром всей жизни мира.

По превратному направлению трех главных сил нашей души: ума, воли и сердца, ищущих себе удовлетворения, вместо Бога, в области чувственной жизни, самолюбие проявляется в мечтательном многоведении, самопревозношении или гордости, в своекорыстии или плотоугодии, от которых, как от родоначальниц, происходят все прочие страсти: греховные мысли, желания, слова и дела со всеми их последствиями, приводящими человека к греховным поступкам, беззакониям, преступлениям, болезням, смерти и вечному осуждению.

Самолюбию противополагается: чистая любовь с самопожертвованием, которая является душою всех добродетелей и вершиной нравственности и нравственного самосовершенствования человека.

Плотским похотям противополагается: воздержание, целомудрие, скромность в словах, поступках и чистота сердца.

Своекорыстию противоположны: бескорыстие, нестяжательство, щедрость, милостыня.

Гордости противоположно: смирение как основание всех добродетелей, а от смирения происходит самоотвержение и разные добродетели.

Таким образом, десятая заповедь, вместе с главными страстями, запрещает и прочие страсти, происходящие от них, предписывает противоположные им добродетели.

Стараетесь ли вы приобрести эти добродетели?

Кроме десяти заповедей Закона Божьего, христианин в своей нравственно-духовной жизнедеятельности должен руководствоваться еще и откровением Закона Божия, которое выразил Христос Спаситель в Своих девяти заповедях о блаженствах, а потому на исповеди весьма необходимо испытывать свою совесть и по этим заповедям.

Испытание совести по заповедям Блаженства

Евангелие от Матфея, гл. 5:3–11

Первая заповедь

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».

Спроси, христианин, свою совесть: имеешь ли ты христианское смирение, или «нищету духовную», без которой нельзя войти в Царство Небесное? «Нищие духом», по словам Иоанна Златоуста, – это те, которые постоянно помнят и сознают свое ничтожество перед Богом, смиряются духом и сокрушаются сердцем, укрощают всякую гордость и надмение в себе. Таков ли ты?

Вторая заповедь

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Если случилось тебе по несчастью согрешить или словом, или делом, то сожалел ли ты от этом? И скорбишь ли ты о том, что нарушил святую волю Всеблагого, Премудрого и Всемогущего Бога, Творца твоего, Промыслителя и Спасителя?

Оплакиваешь ли ты свои грехи? Не беспечен ли ты в деле своего спасения? Не испытываешь ли сердечного бесчувствия и охлаждения в деле спасения? Пока Господь через смерть не позвал тебя на суд, ты всегда после согрешения со многими слезами умоляй Бога простить тебе твои грехи, сожалей о них, скорби и плач. Знай, что сожаление о грехах и покаянные слезы преклонят Бога на милость, и Он дарует за них прощение и спасение. Все святые глубоко скорбели, когда впадали в какой-нибудь грех. Апостол Петр, как говорит о нем церковное предание, каждую ночь, заслышав пение петухов, вспоминал свое отречение от Христа, вставал на колени и, горько плача, долго проливал слезы покаяния. Так делал он в продолжение всей своей остальной жизни.

Третья заповедь

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Имеешь ли, христианин, кротость, имеешь ли ты терпение, без которого нельзя усвоить добродетель кротости, заповеданную нам Богом? С терпением ли переносишь ты болезни, разные скорби и обиды? Не раздражаешься ли ты на людей, когда они говорят тебе то, что тебе не нравится? Не выражал ли свое раздражение в бранных словах, оскорбительных действиях или непослушании и упорстве? Не слишком ли обидчив, гневлив и раздражителен по поводу всякого неприятного слова?

Помни, что кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду, не сердится и не повышает во гневе голоса на согрешающих против него и на обижающих его.

Кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит им мщением, но предоставляет мстить за себя праведно всех судящему Богу. Вот величественный образ кротости!

Раздражение и обидчивость должны быть чужды христианину, потому что он должен подражать Господу нашему Иисусу Христу, который не только Сам кротко терпел от распинавших Его, но и молил Отца Своего Небесного о прощении их.

Четвертая заповедь

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

Стараешься ли ты о том, чтобы жить праведно, добродетельно, благочестиво? Заботишься ли ты о том, чтобы получить себе оправдание на Страшном и Праведном Суде Христовом?

Помни, что христианин должен любить правду так же сильно, как голодный желает хлеба и как жаждущий желает воды, чтобы утолить свою мучительную жажду. Запечатлей глубоко в себе и ту спасительную истину, что без искупления нас от греха (и заслуженного греха) и заслуженного проклятия и вечной смерти Кровью Христа Сына Божия мы никогда не могли бы оправдаться перед Богом, не могли бы освободиться от власти греха и достигнуть спасения и вечной жизни в Царствии Небесном.

Пятая заповедь

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

Подавал ли ты, христианин, милостыню бедным, и охотно ли подавал ее? Спешишь ли алчущего напитать, жаждущего напоить, раздетого одеть? Помогаешь ли заключенным в темнице? Принимаешь ли странников в своем доме? Посещаешь ли больных с целью утешить их, помочь советами и лекарствами, почитать им Святое Евангелие или какую-либо другую спасительную книгу?

Помогаешь ли погребению умерших в бедности и убожестве? Стараешься ли неверующего научить истине или добру? Или, по крайней мере, побуждаешь ли его пойти к таким лицам (пастырям), которые способны научить этому?

Стараешься ли обратить заблудшего грешника от гибельного пути? Подаешь ли людям благовременный совет? Утешаешь ли печальных? Молишься ли за других, а особенно за погибающего грешника?

Помни, что за милость к людям ты сам получишь милость от Бога: за милость временную получишь милость бесконечную, великую, ибо удостоишься не только помилования от Бога за грехи, но и получишь вечное блаженство. Из слов Господа ясно видно, что без дел милости совершенно невозможно наследовать Царствие Небесное, потому что, как говорит Священное Писание, кто не оказывает людям милости, тому Суд Божий будет без всякой милости (Иак. 2:13), и еще потому, что милость, оказываемая человеку, принимается Самим Господом, Который сказал: «Так как вы сделали младшему брату Моему, – сделали Мне» (Мф. 25:40). Милостыня, говорит Иоанн Златоуст, есть царица добродетелей, очень скоро возводящая нас на небо... Великое дерзновение перед Богом имеет эта добродетель! Как царица нашей жизни, она с великой смелостью проходит небесные своды и силы, которым вверены врата небесные, и ради нее и другим добродетелям с великой честью отверзаются врата рая... Из-за протянутой руки нуждающегося всегда узревайте протянутую к вам руку Самого Христа, потому что Сам Он сказал: «что сделаете им (т.е. бедным, больным, нуждающимся в том или ином), Мне сделаете».

Шестая заповедь

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».

Не услаждаешься ли ты в сердце своем какими-либо нечистыми пожеланиями, и вообще – заботишься ли ты, христианин, о чистоте своего сердца?

Помни, что худые помыслы и желания делают душу нечистой перед Всеведущим Богом, и что в Царство Небесное ничто нечистое войти не может!

Первейшим средством ко очищению сердца от всех греховных помыслов и желаний служит частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа. Оно есть источник святости и чистоты. Как солнце своим появлением разгоняет всякий мрак, так и духовное Солнце – Бог и Господь наш Иисус Христос, – удаляет из нашего сердца всякий грех и всякую нравственную нечистоту. Почему Святая Церковь в акафистном пении Господу Иисусу учит взывать к Нему: «Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых».

Второе средство к очищению сердца есть христианское смирение. Сознай свою духовную нищету, обратись с сердечным воплем к Богу и проси помощи против обуревающих твое сердце нечистых помыслов, и Всесильный Господь подаст тебе руку благодатной Своей помощи, освободит тебя от духовных скверн, навеваемых врагом нашего спасения диаволом, – очистит твое сердце и сделает его Своим храмом.

Третье средство к очищению нашего сердца от греховных помыслов и желаний есть благочестивая жизнь. Для очищения сердца, говорят святые угодники, – нужны великие труды и скорби, чистые слезы, непрестанная внутренняя молитва, воздержание, чтение слова Божия, чтение житий святых и писаний, но главное – чистое покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн.

Седьмая заповедь

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Стараешься ли ты примирить враждующих? «Кто старается о том, чтобы внести примирение среди враждующих, – учит св. Григорий Нисский, – тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может называться блаженным, потому что он творит дело силы Божией, уничтожая зло и вместо него вводя обещание благ... Господь потому и называет миротворцев сынами Божиими, что такое спокойствие в человеческое общество вносится тем, кто подражает Самому Богу».

Восьмая заповедь

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное».

Любишь ли ты правду и готов ли за правду и благочестие даже и пострадать?

Не боялся ли ты насмешек со стороны своих товарищей и знакомых, безумно и легкомысленно осмеивавших твои частые посещения храма Божия, твое благоговение перед святыми церквами и иконами, перед которыми должно обнажать голову и осенять себя крестным знамением? Не стыдился ли ты людей, осмеивающих твое уважение к уставам святой Церкви (относительно постов, церковных обрядов), осмеивающих твою любовь и сострадание к бедным и несчастным, твою заботу о спасении души своей? Не смалодушествовал ли и не согласился ли с теми, кто кощунственно осмеивал святое учение матери-Церкви?

Помни, что Господь сказал: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Своей...»

Люби правду и ненавидь неправду, высказывая святую правду прямо, смело, и обличай с кротостью и терпением неправду, чтобы царствовала правда, а неправда была посрамлена и не поднимала с наглостью высоко свою голову.

Но и в этом отношении нужно все-таки придерживаться благоразумия и помнить, что:

не нужно заявлять свою правду, когда дело не касается нас и когда есть особые лица, к этому призванные своей должностью;

когда предвидим, что слово правды ввергнет нас в явную опасность, а пользы от этого слова все равно не выйдет никакой: в таких случаях лучше тайно помолиться Богу, чтобы Он Сам вразумил неправедных и наставил их на путь правды, ибо добродетель также требует умеренности и благоразумия, так что без благоразумия и рассудительности добродетель часто теряет свою ценность и превращается в дело бесславное и даже вредное.

Девятая заповедь

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».

Любишь ли ты Господа Иисуса Христа и Спасителя твоего, избавившего тебя от вечной смерти Своим крестным страданием? Любишь ли ты Его так, что готов душу свою положить за верность Богу и Его святому Закону?

Усердно ли стараешься исполнить эти Божественные заповеди, ведущие нас ко спасению, и прилагаешь ли ты усилия для обуздания плоти с ее страстями и похотями, с ее ненасытностью, жаждою ко греховному своевольству и порокам, ведущим к вечному осуждению?


Источник: Полная исповедь / Протоиерей Василий Михайловский. - 2-е изд. - СПб. : Базунов, 2004. - 95, [1] с. ISBN 5-90451-001-4

Комментарии для сайта Cackle