О православно-христианском воспитании детей до школы

Источник

Содержание

I часть II часть  

 

Речь, сказанная 1-го окт. 1874 г. в день 1-й годовщины 4-й СПБ. Прогимназии и по случаю поставления в зале её ценной иконы Покрова Пресвятой Богородицы в благодарную память о дне открытия.

Однажды Патриарх Иаков на пути в Месопотамию остановился вечером у не знакомого ему и не знатного местечка, подложил на ночь себе под голову камень и заснул. Во сне он увидел: стоит лестница высокая до небес; по ней ангелы – служебные духи – снисходят с неба и восходят туда. На высоте её Иаков узрел Господа. По утру, в избытке радости от особой к себе милости Господней, он решил ознаменовать и увековечить это сновидение и бывшее ему за тем откровение. Любовь изобретательна; вера сильна. У Иакова было с собою в пищу взято елея, т. е. деревянного масла. И вот он изголовье свое – камень ставит как жертвенник, и по усердно своему, из скромного запаса елейного взливает на этот новый памятник – удаляет часть елея в жертву Богу. Место же дотоле не знатное, простое нарек он домом Божиим, Вефиль. (Быт. 28, 29).

Так, но воле Божией и простое место делается священным и приснопамятным!

Не подобное ли тому и ныне совершилось во очию нашею здесь? Днесь благоверные люди светло празднуем, осеняемы пришествием Богоматери1. Кто бы мог подумать с год тому назад, чтобы здесь, именно в этом доме2, устроилось дорогое святилище науки; – здесь, где струилась другая жизнь и развивались другие интересы. Но все это прошло; и теперь здесь не место житейской суеты, а приют истины. II не в сновидении, а на яву ощутительно благотворное влияние сего приютившего нас ныне учреждения. Ужели же остаться нам жителям сей окраины неблагодарными к Господу за подобные милости?

Год тому назад это учебное заведшие отдано под покровительство Матери Света, просвещающего всех. II теперь, как благодарный памятник об открытии его, мы видим благолепно устроенную здесь св. икону Покрова Пресвятой Богородицы3, пред которою будет теплиться и светить лампада с елеем подобным Яковлеву и от благодарных сердец, подобных Яковлеву.

Дети! В сегодняшнем празднике4 и в этом самом памятнике для вас урок быть всегда благодарными как к Богу, так и к людям. Благодарность есть редкое чувство. А потому то и нужно возгревать ее в сердце своем.

Сейчас мы вознесли молитвы к Царице Небесной, постоянной Заступнице нашей. Но, дети, каждый раз как вы воззрите на сию икону, или каждое утро в молитве пред нею5, припоминайте милость Божию к себе в том, что Бог устроил сподручное для вас учебное заведение, в котором души ваши просветленные, очищенные должны быть утверждены в добре и честности. Припоминайте и то, что без этого учреждения, быть может, многим из вас пришлось бы проводить годы детства без систематического образования, без заботливого над вами наблюдения. Вы были бы оставлены на произвол судьбы и привыкли бы к безделью. Теперь же ваши души образуются в духе преданности вере Христовой, подчинения властям и приучаются к постоянному труду – основе будущего вашего благоденствия.

Да, достопочтенные слушатели, здесь стараются, чтобы порученные дети возрасли Создателю во славу, родителям на утешение, церкви и отечеству на пользу. Здесь в Прогимназии детей из разных семей приучают к единомыслью, к одинаковому благонравию и благочинию; здесь следят за каждым шагом: за каждым словом или действием дитяти, чтобы дитя росло, развивалось, как молодое деревцо, прямым, честным, откровенным. Здесь не терпят в детях ни лжи, ни насмешек над товарищами. А стараются в них укоренить правду, осуждение себя, а не ближнего, к ближнему же внушают сожаление, сочувствие, услужливость. Все эти черты воспитания нужны и для облагорожения духа человеческого в самом дитяти и для общества.

Для развитая же упрочения собственно религиозного чувства в течения протекшего первого года нашей учебной здесь деятельности дети освящали свое учебное время общественною молитвою поутру в Прогимназии, распевая ее: за тем назидались каждое утро чтением дневного Евангелия. В них поддерживалась и усиливалась любовь к храму и Богослужению чрез обучение церковному пению к оживление религиозными рассказами. II нам радостно видеть наших воспитанников на клиросе благовейно, сознательно поющими хвалебные и благодарные песни Спасителю и Его Пречистой Матери, ныне чевствуемой нами особенным торжеством.

Вот минул первый год нашего учения и труда, – год опытов и наблюдений над чужими душами. Семена брошены на разнородную почву. Не известно, что и чего сколько вырастет. В деле солидного воспитания ни насаждающей, ни напояющей не представляет поручительства за прочность доброго направления в питомце. Мы веруем, что действует в добре Бог, Он возращает. Но при всем том и труд воспитателя имеет значение в очах и Божеских и человеческих; так как сказано, что обративших грешника или утвердивший в добре чужую душу спасет ее и свою душу (Иак. 5, 20).

II едва ли кто найдет труд воспитателя легким. Если одно дитя в семье доставляет много хлопот, то темь более множество их в одном приюте из разных семей. Сколько нужно вникания, присмотра, снисхождения и любвеобильной строгости! Сколько нужно терпения, твердости и верности однажды принятым педагогическим правилам и приемам!

Не все же дети из семей вносят в Прогимназию только светлые черты. Даже можно без обиды сказать, весьма не многие из них удовлетворяют требованиям здравой благонамеренной педагогики. От того-то труд воспитателей в общественном учреждении усложняется.

Приняв все это в соображение, мы намерены сегодня предложить вашему, милостивые государи, вниманию несколько мыслей о том, какого религиозного развития ожидает прогимназия от домашнего воспитания детей, поступающих в нее. Какая желательна семейная обстановка детей до поступления в школу.

К вам, родители, моя речь. Прошу послушать.

I часть

В семье явился новый жилец – младенец. Он – дар Божий. Ангел Хранитель окрыляет и окружает колыбель его. Следовательно, детская спальня должна быть священным местом в доме. Там не должно быть ни ропота родительского, ни бранчивости, ни вспыльчивости материнской из-за младенческих беспокойств. Если где, – то здесь-то и теперь, матерь любящая должна проявить всю силу своего терпения и выносливости среди недугов и капризов младенческих.

Кажется, первою добродетелью любящей матери при младенце бывает именно терпение, безропотное, спокойное отношение к нему, существу слабому. Эта добродетель может найти себе ободрение в сознании матери, что она имеет воспитать, вырастить дитя не только себе на утешение, но и на пользу церкви, обществу, наконец, для вечно-блаженной жизни на небе.

Представим себе, что дитя подросло; оно различает предметы, выражает уже привязанность к одному предмету и отвращение к другому, – но еще не говорит. Как же тогда действовать родителям на религиозное чувство дитяти?

Если вообще несомненно благотворно развивать дитя предметами, доступными внешним чувствам, то и в деле религии наглядность имеет большое значение.

Обратите внимание на спальню дитяти. Она должна иметь св. икону останавливающую внимание ребенка. Это – вопервых; а вовторых, дитя должно видеть других молящимися.

По нашему мнению, в спальне достаточно иметь одну икону Спасителя и хорошо бы в полном человеческом виде, а не поясном; при том Спасителя окруженного детьми благословляющего и ласкающего их. Или же – икону: Христос стоящий с распростертыми руками, готовыми принять всякого молящегося. Пред иконою должна быть лампадка. Для малютки, да и не для него только, спальня есть молельня. Мы говорим об одном образе Спасителя, потому что для наглядного усвоения идеи о Боге едином удобнее иметь одну икону. Для этой же цели нам кажется хорошо бы иметь во всех часто посещаемых ребенком комнатах тоже одну икону Спасителя нашего в разных видах Его деятельности. В спальне родителей может быть целый иконостас. Взрослые, несколько развитые уже могут различать поклонение Богу единому от почитания святых. А малютки, как только начинают говорить, всех и каждого святого считают божеством. Так и младенчествующий народ не редко икону святого считает за божество.

Когда подрастут дети, начнут говорить, расспрашивать; тогда над их кроватками можно иметь икону их ангела хранителя и того угодника Божия, имя которого ребенок носит. Тогда дитя легче усвоит различие Бога и его слуг, заботы Бога о жизни и спасении человека с первых дней его бытия. Тогда дитя, зная близь него находящихся ангелов, с большою любовью будет их призывать на молитве и уже не станет их смешивать с самим Божеством.

Но при помещении св. иконы в детской спальне едва ли удобно иметь по две иконы одного и того же лица, напр. иконы Божией Матери Тихвинскую, Казанскую, Смоленскую, Знаменскую и т. п. От разнообразия икон Её в голове не развитой даже и у взрослого простолюдина составляется мысль, будто бы не одна на землей Матерь Божия.

Поймите же, родители, как осторожно нужно относиться к детскому религиозному чувству.

Сказали мы, что дитя должно видеть других молящимися. Поэтому желательно чтобы дитя замечало, как родители и няня молятся утром и вечером, пред вкушением пищи и после того, творят крестное знамение, земные поклоны, стоять пред иконою. И дитя своею ручкой тоже хочет креститься, как родители; тоже смотрит на икону, как на что то особенное. II во всех комнатах ребенок, видя иконы, тоже кланяется им, как кланялись или крестились родители или няня. Это–пока механическое влияние на ребенка, но тем не менее необходимое для усиления добрых впечатлений.

Особенно сильное и почти на всю жизнь неотразимое влияние производит на душу дитяти общественное Богослужение. Его то и должен часто посещать ребенок. Здесь он видит совершенно другую, чем дома обстановку, особые украшения, иное устройство,– других лиц, священно-служащих в подобающих облачениях, замечает толпу богомольцев. Здесь он слышит пение для него поразительное. Все для него ново; все его интересует, увлекает. Он видит земные поклоны молящихся; и сам кланяется в землю; пение, каждение его занимает; он приходить домой и сам начинает петь и кадить. За то лишь только услышит звон в церкви, он уже и просится к Боженьке. Это влечение, эта любовь к Богослужению, возбужденный с первых лет, остаются на всю жизнь, так что иному воспитанному таким образом в воскресный и праздничный день не побыть в церкви как то неловко, скучно. И вырастет серьезный человек и будет он впоследствии сознательно назидаться и учением и песнопениями в церкви и св. иконами, изображающими свящ. и церковн. истории.

Скажут, быть может, к чему водить детей в церковь, когда они по малолетству во время Богослужения ничего понять не могут? Но это нужно сказать, что если Спаситель наш допустил детскую душу до таинства Крещения, нашел ее способною и достойную принять в св. Таинстве благодать Святого Духа, то значит, душа младенца есть тоже, что и в нас взрослых – орган Духа Святого, что и она способна воспринимать благодатные впечатления во время Церковного Богослужения. Дитя можно отчасти сравнить с простым народом. Сей последний многого, конечно, в Богослужении церковном, в чтении и пении не понимает: но его сердцу хорошо, приятно стоять в церкви. И поэтому он с радостью стоит в храме длинное Богослужение и с довольством возвращается домой. Из всего вышеизложенного выходит, что Православное Общественное Богослужение есть самое впечатлительное училище благочестия для детской души. Здесь, все предлагается наглядно.

Крайне желательно, чтобы родители сами сопровождали детей на молитву в храм на всенощное бдение или на Божественную Литургию, а не для любопытства только при венчании. Слабая сторона родительская чутко подмечается детьми всяких возрастов. Только ведя детей в церковь родители должны сказать детям, как о ком они должны молиться и что говорить. Дети и будут креститься и творить поклоны, сопровождая их сознательною молитвою о здоровье папы, мамы, и т. п.

II часть

Каждый член государства должен приготовляться уже с первых лет своей сознательной жизни на пользу церкви и Отечеству. А государству благопотребны только те члены, которые являются послушными и исполнителными подданными. Послушание родителям или власти общественной есть первый долг каждого гражданина. Мы знаем, что в первой заповеди о любви к ближнему Господь повелел человеку для собственного его блага прежде всего почитать родителей, как первых представителей власти Божией на земле и вообще повиноваться власти общественной. «Противящийся власти – противится», сказано, «Божию установлению» (Рим. 13:2).

Таким образом первою заботою родителей для общества приготовить в своей семье почтительных и покорных членов. Из семейств слагается общество. Следовательно, чем больше почтительности, покорности и благоговения пред законом и властью, тем ровнее, плавнее и правильнее течет жизнь общественная. Почтительность и послушание к другим и предполагает непременно самоограничение. Родителям в этом случае приходится вести не малую борьбу с капризами, своенравием и горделивостью детей.

Но как же достигнуть благопокорности от младшего к старшему, от детей к родителям и др.? Как этого достигнуть? Пусть сами супруги оказывают взаимно друг другу почтительность и послушание. Дети видят это и подражают примеру. Послушанию нужно приучать измлада. И вы, родители, не пропускайте случая в своем хозяйстве приучить дитя к повиновению. Пусть он, малютка, бегает по комнатам, исполняя ваши поручения; пусть подает вам ножницы, перо, книгу; пусть точно и скоро передает ваше распоряжение; пусть он будет угостителен, услужлив и для других ваших ближних. II чрез такую педагогическую меру вы воспитаете для общества хорошего служаку, приятного начальству, любезного товарищам и полезного самому себе. Ведь в жизни общественной или частной нестроения происходят более всего от духа непокорности, непочтительности, от презрения советами высших Гордость, доставшуюся нам по наследству от нашего праотца Адама, нужно смирять, уничтожать в самом зародыше или по крайней мере в первые минуты её проявления. Пусть дитя не знает, что для него есть слуги; пусть оно чувствует, что оно должно быть слугою всем и каждому. А в этих видах, родители, своим ласковым обращением с прислугою, с подчиненными и вообще низшими лицами, подайте пример для детей. В хозяйстве чаще всего хозяевам приходится относиться так или иначе к прислуге.

Трудно соблюсти спокойствие духа в борьбе с недостатками прислуги; трудно удержаться от раздражительного замечания ей, но ради детей, ради своих питомцев и здесь нужна осторожность. Неисправной прислуге делайте замечание кротко; добрую обласкайте, окажите её труду внимательность и признательность. II пусть эту добрую вашу черту в отношении к низшим видят дети ваши.

б) Еще; в жизни нужд много. Бедняк обращается, за помощью к более зажиточному, слабый к человеку с влиянием. Родители! творите добро с радушием, подавайте милостыни и при детях ваших, но не за тем, чтобы они когда либо рассказали про вашу доброту другим, а за тем, чтобы они видели светлую сторону в вашей жизни.

Приучайте руку и ребенка подавать милостыню истинно бедному, особенно детям же в семье, или на храм Божий; отделяйте детям на благотворения копеечки. Пусть его нежное сердце сожалеет о бедных, лишенных куска хлеба или нужной по времени одежды; пусть скорбит о чужом горе и сострадает о недугах, болезнях других, хотя и не родных по крови. Развейте, пожалуйста, эту черту в вашей семье, Вырастут ваши дети; будут они общественными деятелями и непременно благотворными. Поверьте, примеры доброты вашей, виденные детьми напр. на 6-м, 7-м и 8-м годах их жизни, никогда не изгладятся из их памяти. Не забыть иным детям, например того, как в семье родители в праздник Христов в Пасху или в Рождество Христово дарили прислуге подарки по мере их сил, и даже давали детям денег тоже на подарки прислуге, или, как бедный отец делился с нищими своим скудным столом, чем Бог послал. Я дети идут по стопам родителей.

Нужно ли говорить, как такое человеколюбивое воспитание бывает полезно своей родне, обществу, народу, государству. Чем более сочувствия к чужой нужде в деятелях общественных, тем более спокойствия в жизни, меньше нищеты, неправды и горя.

в) В обществе желательно видеть мир среди членов. Этот мир прежде всего должен царствовать в семье. Из частных семей образуется народ, общество, государство. Каково настроение в семействах, таково направление и общественной жизни. Миролюбивы семьи; и в обществе преобладающею силою – любовь к миру. В семьях раздоры, ссоры, продолжительный размолвки, – и в обществе выражается наклонность к ссорам, к протестам, пересудам и презрению, оттого и бывает один народ миролюбив, а другой любить войну, брань и драку. Но Христос пришел поселить мир на землю. Он желает видеть среди людей взаимную любовь и уважение. Эту высокую и трудную цель Он и возложил на брак, на родителей. «Мир вам», говорил Он Сам. Словами: мир дому сему, (Mф. 10:12) завещевал Апостолам приветствовать даже незнакомые семьи.

О мире в семье и церковь просит родителей позаботиться. Но как водворить его? Как упрочить его в своей родной семье? Это сделать не особенно трудно. Родители! Внимательно присматривайтесь друг к другу, хорошенько изучайте себя на первых порах. Подмечайте друг в друге главные слабости, и умейте их устранять из своей жизни. Да, супругами нужно понять себя и своп слабости. Поймут они друг друга; будут исправлять себя взаимно, и тогда жизнь их супружеская при детях пойдет спокойно, правильно, в мире. И дети выдут такими же тихими, кроткими, миролюбивыми, уступчивыми. Беда для родителей и для детей, если последние видят продолжительные размолвки между отцом и матерью, частую бранчивость, и при этом замечают несправедливость отца к матери или матери к отцу. Тогда глубоко западает в душу детей любовь к обиженному и не любовь к притеснителю. Это во первых. А во вторых бранчивый, брюзгливый тон родителей переходит и на детей. Ведь бывают же примеры: сутяга и кляузник отец, и дети бывают такими же. Мать – сплетница и дочка не редко бывает подобна матушке родной.

г) В виду этой заразы, предохранительным средством служит осторожность в слове при детях. Не полезна в семье привычка родителей пересуждать при своих детях чужих детей; потому что дети начинают тоже пересуждать других. И с другой стороны, не полезно направление родителей хвалить детей своих в глаза чрез меру и даже превозносить их над всеми в миpe существами. А есть еще слабость обожать своих детей – называть их в глаза ангелами, купидонами и т. п. Дети и будут думать, что они в мире совершенство: что другие дети – хуже их, и поэтому, как можно замечать, такие дети, еще только начавшие входить в общество детей, уже держат себя как люди взрослые; горделиво смотрят на других, презирают их, и уж вовсе не имеют наклонности простить ошибку, снизойти товарищу. А начало такой горделивости бывает положено в семейных речах и внушениях.

д) Кстати о семейных разговорах. Представим, что дитя уже начало говорить. Уста ребенка открылись; в нем любознательность дивная; он расспрашивает вас о том, о сем; он лепечет без умолку; он жаждет, он алчет знания. И как он будет счастлив, если его алчбу и жажду будут утолять правдою, а не лживостью.

Родители и няни! С благоговением относитесь к детскому любопытству и речи. Сохрани вас Бог от лжи пред ангельскою душою дитяти. Сообщайте ему истину и требуйте от него только правды. В общежитии и без того как много лжи, неправды и беззакония. Для чего же детскую, светлую для мира душу нагружать ложью, хламом выдумок. Разве мало в мире назидательной были, благонравных умилительных рассказов? Подайте ему картинки исторические с коротеньким разсказом о добром событии; не об убийствах же, измене и сражениях нужно предлагать детям в картинках и рассказе.

Далее. В обыденных разговорах с детьми не допускайте обмана сами, и не дозволяйте детям говорить ложь. А она очень рано пробирается в душу ребенка помимо даже родительского надзора. В первые годы детей вы, родители, конечно замечали, что один ребенок бывает более правдив, а другой менее, – любит сваливать вину на брата или сестру; любит слукавить или схитрить, хотя ребенку и всего-то три-четыре года. Вот в это время и нужно подмечать и пресекать дурную черту в вашем дитяти и ласкою и строгим внушением. Дитя, вас любящее и вас боящееся, поверьте, отстанет от дурной замашки лгать на других; и вы чрез год, чрез два будете без самолюбия, а с благодарностью к Богу утешаться правдивостью речей в ваших детях. Таким образом вы в своих правдивых детях приготовите для себя лучших помощников при воспитании детей; и вот как: брат будет говорить папаше или мамаше про ошибки брата или сестры, или сестра на брата будет вам докладывать о том, не по самолюбию, не для унижения своей сестры или брата, а по ненависти ко лжи, к дурной черте, проявившейся в другом члене. Это, вероятно, вы уже сами испытали, наблюдая над своими детками. Для родителей радостно видеть в детях благородную ревность по правдивости. Тогда, если дитя ошибку сделает; само покается, извинится, осудит себя и после постарается быть осторожнее.

Но родители, будьте сами правдивы. Не говорите, например, прислуге, при детях, что вас дома нет, когда вы с ними же сидите дома. Не дозволяйте даже шутить ложью, забавлять детей обманом в игре. Старайтесь чтобы дитя ни разу не усомнилось в ваших словах, не давало вам вопроса при вашем разговоре: «правда ли это?» Слово отца и матери, как первой, естественной, верховной после Бога власти на земле, должно быть словом непогрешимым, святым. И тогда детское доверие будет доходить до благоговения к вам. Ваше слово для дитяти закон и послушание ему должно быть полное.

е) Еще; нам кажется предосудительною воля родителей допускать детей до общества взрослых, которые дозволяют разговоры и действия, не нужные для ребенка. Напр. водят детей 10-ти лет в собрания танцевальные или театры, и держать их там до поздних часов, когда малютке следовало уже спать крепким и здоровым сном. Не здесь ли, не в этих ли превращениях дня в ночь и ночи в день заключается чахлость, исхудалость еще молодых организмов? Пли: дети, малютки, в собрании, видя родителей играющими в карты, тоже берутся за картишки и среди этого занятия проводят время, нужное для сна. Да кроме того привыкают к пустому, а иногда убыточному развлечение сызмала, хотя выигрыш или проигрыш с самого начала состоит из каких-нибудь орехов. Пожалеть нужно детскую душу.

ж) Есть еще прискорбное явление в воспитании детей. Это страсть родителей одевать детей еще маленьких роскошно; укрывать его блондами и кружевами, нашивать им, на каждую четверть года, разнородные костюмы, по последней моде иностранной, где и вкус национальный и климат другой. И как-то жаль бывает видеть, при порядочной стуже, легкие одежды тех стран, где во время наших морозов бывает тепло, а следовательно модная одежда благовременна, а у нас непригодна. И выходит дитя не столько живое, распускающееся, применительно к климату, создание, сколько наряженный автомат, или как будто акклиматизуемое растение, которое приневоливают жить не согласно с природою, а по прихотям искусства. Что же выходить из роскоши в одежде детской? Во-первых, в дитяти уже семилетнем, видна наклонность к нарядам, к модам, к зависти при лучшей одежде на других или к хвастовству своею одеждою. И посмотрите, как иногда дети осматривают друг друга: кто в чем одет? Не дай Бог тщеславия, щегольства в семьях. Оттого образуются: страсть жить выше своих средств, долги, разорение, обеднение, позор. Да и в самом тщеславии – видно пустомыслие. Когда в голове содержится не много, тогда думают очаровывать, обольщать внешностью.

Родители! пощадите дитя Ваше от роскоши в одежде, пище. Бог вест, как ему придется жить в зрелом возрасте. Так же ли пышно? В таких ли дорогих ходить одеждах? Или придется жить скромно, бедненько? В последнем случае тяжело и воспоминание о протекших лучших днях. Несомненно, что в спартанском образе жизни есть крайности, есть лишние строгости в воспитании; но нам кажется, при самом первоначальном воспитании, полезнее приучать дитя к ограничениям, к воздержанию, чем к излишествам. «И о одежде что печетеся!» с прискорбием сказал в свое время Христос. II родителям нужно помнить слова Его.

з) О Христе же и Его учении родителям приходится говорить скоро, после, того, как дитя начинает говорить и понимать сообщаемое ему.

Кому из родителей не приходилось слышать от своих, только недавно начавших говорить детей, вопросы: откуда то, другое? что это? зачем это? В детях видна бывает жажда узнать начало всех начал. Как же им растолковать такую мудреную задачу? Детскому сердцу не нужны многоречивые объяснения; ему нужно слово краткое, подтвержденное картиною или иконою. Укажите-же ребенку на икону Спасителя Нашего, изобразите любовь Богочеловека ко всему человеческому роду, расскажите малютке, что ему ребенку Бог дал и папу и маму, и брата и сестру, и пищу, и солнце, и питье, и цветочки. Присоедините, что если дитя будет чего полезного просить от Господа, то Господь Бог и подаст; а без Бога ничего нельзя получить доброго. Расскажите ребенку и покажите на картинке про любовь Спасителя к детям. И счастливы родители, если они своими рассказами вызовут слезу в глазах малютки, и возбудят в нем любовь ко Христу, пострадавшему за нас. Первые уроки религии впечатлительны. Христианин, воспитанный с детства на учении о любви Христовой, едва ли когда забудет Христа и Его Божественный закон.

Для наглядного усвоения дел Христовых полезно знакомить детей с жизнью Христа, чрез картины и при этом делать краткое назидание в применении к детскому возрасту. Все это религиозное обучение дитяти нужно, пока дитя не выучится еще грамоте.

А как только оно дома выучится внятно и толково читать, то известно, самым интересным чтением для дитяти бывают рассказы, былины, истории. И среди исторических статей большое влияние могут иметь рассказы из Евангелия или жизнь Иосифа, сына Патриарха Иакова, ист. Руфи. К сожалению, невсегда-то для начального чтения дается книга полная назидательной правды. Иногда предлагаются сказочки, побасеночки и т. п.

и) Когда дитя уже говорит и понимает, его нужно научить толково молиться. Для этого не нужно его заставлять сначала изучать длинные молитвы, а пусть оно говорит молитвы краткие: напр. Господи помилуй меня, папу и маму. Благодарю Тебя, Боже мой, за то, что накормил меня младенца, или за то, что я день и ночь провел хорошо. Дай, Господи, мне быть послушным моему папе, маме, добрым к соседям, товарищам, подругам. Далее нужно пред иконою научить прославлению Святой Троицы, чрез краткую молитву, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Нужно сообщить молитву Господню: «Отче наш» ъ самым кратким объяснением.

Но при всем этом нужно помнить, что религия не состоит только в изучении молитв, догматов или священных рассказов, а она есть общение с Богом, постоянное стремление к Нему; подражание Его свойствам. По этому главное Богослужение для дитяти составляет благоговейное послушание к родителям, к учителям и к старшим, доброта сердца, услужливость и т. п. черты. На это то более всего и нужно обращать внимание, и как сказано выше, учить тому примерами, окружающими ребенка. Вы ласковы с прислугой, с животными: и дитя будет Вам подражать. Вы грубы к людям, жестоки к домашним животным? и дитя ваше проявит жестокость сердца,

й) Для доброго развития дитяти до школы нужно детям развлечение по мимо книг; детям нужны игры., им нужны хорошие товарищи, девочкам подруги. Выбор хороших детей посторонних, для чадолюбивых родителей затруднение не малое. Требуется с большою осторожностью допускать до знакомства своих детей с чужими, и чужих с своими. Дурной пример, грубая манера, жесткое слово собеседников – детей, – скоро, к несчастью, усвояется и другими, и гораздо легче и скорее, чем хорошая манера, ласковое обращение. Такова наша поврежденная природа; к злу мы бываем более наклонны, чем к добру. Поэтому то и нужно, среди детей смотреть, нет ли в ком из них какой либо дурной привычки, как заразы, влияющей на добрую душу родного ребенка; злые беседы портят и добрые нравы не в детях только, но и в взрослых. Так отчуждайте же дурное сообщество от ваших детей.

Детям нужны игры, да они же нужны и для родительского дела, Игрушками или играми дитя развивается, развлекаясь, забавляясь для отдохновения своего. При играх нужно родителям заботиться о развитии в детях порядка, памяти, сообразительности, доброты, а также чувств особенно зрения и слуха. В одном ребенке развивается наклонность держать все в порядке; в другом страсть к таким или иным забавам, а в ином замечается неряшество, неаккуратность; в иной любовь к куклам, в другом к лошадям, в третьем к рисованию, к пению или музыке. Детям здесь дается только развлечение, а родителям урок, подмечать стремления своих детей к такому, а не иному роду занятий. При детских свободных играх родители могут заметить в детях и нравственное направление их общежитейских отношений напр., скупость ли, гордость ли, зависть ли, хвастовство, мстительность или насмешливость, или только добродушную веселость. Дети, занимаясь игрушками вовсе не сознают, что за ними следят, и поэтому свободнее раскрывают свои душевные чувства. А тогда-то родителям и воспитателям и удобно подмечать за детскими душами их слабости или добрые черты.

Да и вообще при развитии ребенка сначала нужно ему предоставить свободу высказаться, а не следует стеснять его порывы на первых порах.

Скажут, быть может, «трудные задачи предлагаются родителям при воспитании детей.» Да, не легки; но неизбежны, если только родители считают своею обязанностью воспитать детей для общества, для потомства, для неба.

Но труд этот облегчается помощниками и особенно помощницами. Няня и воспитательницы–вот часто необходимые члены семьи.

Без няни и воспитательницы во многих домах обходиться нельзя. Нужно же как-нибудь обставить себя ими получше, нужно благоустроить их собственный быть и их собственную душу. Что же требуется для общей пользы и семьи, и няней с воспитательницами? Но что такое для семьи, няня? и что такое воспитательница?

Что такое няня?

Няня есть первая для матери помощница . в уходе за ребенком. Она для младенца замена матери во время её болезненности, при пеленании, убаюкивании новорожденного. В дальнейшее месяцы жизни детской, она следит уже и за забавами дитяти; развивает в нем наклонности к тому или другому, проводит с ним больше времени, чем сама мать, которая имеет еще заботы или о других детях, или хозяйстве и не оставляет общества родных и знакомых. Следовательно, няня – неотлучная спутница жизни детской.

Для каждого дома желательно, чтобы дети принимали впечатление самые приятные, имели беседы и развлечения умные; а потому желательно видеть в няне, хотя и наемном существе, преданность своему делу, трудолюбие, знание дела, т. е. уменье ходить за детьми ловко, быстро, ласково – терпеливость характера, и мягкость в обращении, как с родителями, так и детьми. Добрый характер няни, её осторожность в словах отпечатлевается на ребенке; или её говорливость, сплетни, сказки, прибаутки очень скоро усвояются детьми и располагают их к празднословью, к излишней вредной мечтательности. Кому неизвестно, как рассказы няней о привидениях домовых, леших и т. п. напугивают воображение детское; и как эти рассказы остаются в памяти почти на всю жизнь? Уже вырастет ребенок, получит образование серьезное, Философское, и как будто бы разубеждается во лживости няниных побасенок. А случилось ему проезжать мимо кладбища, или услышать в лесу таинственный шум, и вот воскресает в его памяти няня со сказочками и философия с своими теоремами не поддерживает духа. Да, впечатление детства нередко остается на, всю жизнь. Так нужно же приставлять к детям няню разумную, понимающую душу дитяти.

Не желательно, чтобы няня была груба с родителями дитяти и даже с прислугою. Грубость няниных выражений и манеры дети быстро подмечают.

Далее, религия – молитва есть отрада детскому сердцу, поэтому приятно видеть няню набожную, которая бы за отсутствием родителей или за смертью матери поддерживала в детях религиозное чувство. Няня – неразлучная спутница детей; она, с ними в спальне детской, и за столом, и на прогулке, и в храме, и при играх. Она может настроить детей к молитве, благоговение пред Богом. Напр. она должна непременно заставлять детей читать молитву пред вкушением пищи и после того, пред сном и после сна. Она же может поселить в детях благоговение к богослуженью во храме или к церковной церемонии на улице. Вот она с детьми идет мимо часовни, или церкви, на ограду церковную погулять. Пусть няня сама не проходит мимо священных мест без крестного знамения; да пусть и детей заставить творить крестное знамение, сопровождая краткою молитвою: «Господи помилуй нас». Выростут детки и этого благоговения не оставят во всю жизнь. Дети видят няню молящуюся на коленях в спальне или в храме и сами будут считать непременною обязанностью становиться на молитву. Няня скромная и на детей незаметно влияет: и приятно смотреть, как дети льнут к своей няне; готовы все повиснуть у ней на шее.

Еще умилительнее видеть признательность родителей к няне уже выхолившей не одного ребенка, жившей не один десяток лет в одной семье. Она, труженица, пользуется пожизненным содержанием от благодарных родителей и питомцев. Она, бывшая наемница, стала родною семье. Но как то редки эти примеры ныне. За должность няни берутся только из-за куска хлеба и денег, а не по любви к детям. Лучше бы таким поступать в услужение для других дел, чем браться за детей.

Далее, кроме набожности, желательной в самой няне, для полного религиозного влияния на дитя, няня должна быть сама сколько-нибудь грамотна и растолковать детям хоть картинки священные. Эти картинки дети очень любят. Няня их растолкует детям, не беда если немножко и с своим изложением разговоров между священными библейскими лицами. Сухое изложение детям скучновато.

Няня, нянюшки!6 к вам несколько слов. Когда вы только думаете занять место няни, сообразите, за что вы беретесь. Вам поручат не вещь какую-нибудь, не кухню, а тело и душу ребенка. Поймите же, что от вашего внимания зависит телесная жизнь и доброе здоровье или уродливости детей. Вы ленивы вставать ночью, дитя тревожно, родители не спокойны; вас же самих приходится будить, за вами ухаживать вместе с ребенком. Не стыдно ли это вам! Вы должны предвидеть, что у детей бывает не мало болезней, а затем болезненных капризов. При них нужно терпение, да и терпение. Имеете ли вы его? Имели ли раньше случай выказать свое терпение? Если терпения нет в вас, если вы очень вспыльчивы, то не спешите принимать на себя должность няни.

Но уж если вы приняли на себя обязанности няни, то, во 1-х, обреките себя на постоянное терпенье, смотрите на порученную вам должность, как на дело высокое, благочестивое, а не как на средство нажить копейку; во 2-х, среди нескольких детей вам порученных не будьте пристрастны к одному, старайтесь относиться ко всем детям сколько можно равнее, справедливее. Ваше пристрастие может поселить в детях зависть между ними, недовольство вами, или с вашей стороны придирчивость к одному нелюбимому ребенку и излишнюю снисходительность к излюбленному. А то и другое отношение не хороши и для вас, и для детей; вы портите свою душу, да и дети расстраиваются.

Вообще в услужении помните божественные слова: «не делай другим того, чего себе не желаешь?» Дурно обращались вы с чужими детьми, дурно будут относиться к вам и ваши дети; к чужим вы были ласковы, и в своей семье увидите себе утешение от почтительности ваших детей, от их усердия к вам. Ведь в жизни все как то чередуется.

Несомненно, обязанности няни особенно при больных детях очень тяжелы. Сами родители при своих больных детях устают ухаживать; тем труднее требовать неусыпных забот от наемных людей. II их нужно пожалеть.

II, да простят нас матери, нередко няни бывают и грубы и не живут в домах из-за хозяек дома, из-за матерей, которые бывают пли очень непостоянны или чрезмерно деспотичны вообще к прислуге или неумеренно взыскательны с няни, хотя сами-то материнские обязанности несут слегка. Нечего греха таить, ведь есть же мамаши, которые больше принадлежат обществу, чем детской; сами занимаются больше приличиями света, чем воспитанием своих детищ; всю заботу при воспитании детей возлагают на няню, которая и ведет их, как знает и как хочет. А мать, изредка, заглядывая в детскую только изволит замечание делать няне или наградить детей несколькими поцелуями. Ночь, целительную ночь она проводит в обществе на балу; утро – до полдня нужно для сна: с полдня нужно заняться убранством себя; а вечером или гости у нас, или мы в гостях. А дети, милые дети, на чьем же попечении? Кто в течении дня и ночи следит за ними? Наемницы.

Так по крайней мере пожалеть нужно, уважить должно чужой труд. И действительно, няню должно окружать почтением, ласкою. Хорошее, ласковое слово и дурного человека делает хорошим, а злое, едкое слово и хорошего сделает дурным. Приобретите же, матери, расположенность няни к себе, а она побережет и дитя ваше. Крайне тяжело видеть на малютках уродливости, напр. горбы; так и думается, что здесь виновата или няня, или сама мать. Такое печальное семейное положение не бывает ли пожизненным уроком родительскому долгу? Еще более тяжело видеть неправильности в духовном воспитании детей.

Что же такое воспитательница?

Это духовная мать дитяти. Многие матери не в силах образовать, развить дитя для общественной жизни, не сумеют они порядком повести ребенка еще в первые годы его любознательности. Не будем говорить, отчего это неуменье происходит! От природной ли неспособности, от лености, иди от горячности характера, иди от рассеянности внешнею жизнью, или наконец от того, что в чужих руках образование дитяти успешнее. Со стороны предмет, говорят, виднее; и чужого ребенка легче учить и изучать, чем иногда своего.

По всем этим соображениям требуется в дом воспитательница.

От воспитательниц желают большего, чем от звания няней. Няни имеют дело по преимуществу с телесною жизнью дитяти и притом до 6–7 летнего возраста. Воспитательница же имеет дело с душою ребенка, уже сознательно, относящегося к окружающему миру. На воспитательниц лежит первая забота о том, чтобы было у ребенка и здоровое тело, и в нем развивался, укреплялся здравый ум на здоровой пище. Задача не легкая, во первых, потому что чужая душа потемки: во вторых, потому что дитя-то чужое, а не родное, следовательно не имеешь права распорядиться им по своему: а в третьих, в чужую голову своего ума не вложишь. Все это так. И невозможного никто не требует. Воспитательница должна действовать в пределах возможного и посильного ей. Но, принимаясь за свою трудную обязанность, она должна вперед взвесить все трудности, и к ним наперед подготовиться.

Какие же прямые обязанности воспитательницы?

Какие обязанности её?

1) Она есть духовная мать ребенка.

2) Она должна быть первою, умною советницей, подругою родной матери младенца.

3) Она есть животворное существо среди чужих – она светоч в сумрачной хлопотливой жизни семейства, принявшего её. Все, что к ней приражается, должно уносить от неё свет, знание, теплоту сердца, возвышенные религиозные чувства. Да, она, воспитательница, есть постоянная проповедница добра и правды в чужой семье.

Мы сказали, что воспитательница есть духовная мать ребенка. Как это? Родная мать имеет в жизни множество всяких заботь и по супружеству и по хозяйству. Кроме того, у ней может быть еще есть дети, и об них она обязана похлопотать. Таким образом душа родной матери занята множеством. предметов, а воспитательница отрешена от хозяйственных хлопот и имеет дело только с детьми. Кроме того, мать может заболеть, или бывает постоянно болезненна; а каждое дитя, как цветок, постоянно растет, постоянно требует ухода, поливки, поправки; поэтому для постоянного наблюдения над ребенком и его душою нужно особенное лицо, знающее свойство души и понимающее, что когда нужно детскому духу. Такое-то лицо и есть воспитательница; она, как садовник в саду зорко следящий за каждым листиком, или цветочком на дереве, тоже вникает в слабейшие проявления таких или иных прихотей детских или видит наклонность к серьезному занятию, чрез разносторонне вопросы. Поэтому, она относится спокойно, с любовью к своему питомцу. Её любвеобильное слово с жаждою и твердою верою усвояется дитятей; ребенок носится с этим знанием, как с своим сокровищем, высказывает его пред другими радостно при удобных случаях. Имея хорошие сведения, он будет вступать в общество с людьми и интересоваться их разговорами.

И так первее всего для воспитательницы нужно познать вообще душу человеческую, её слабости, её силы. Правда, что чужая душа потемки, но все-таки можно подметить особенности и в чужой душе и действовать на нее. Садовник только тогда может рассчитывать на успех от своего ухода за деревом, если он знает свойства дерева и время, когда его нужно холить так или иначе, рано ли весною, или летом, или осенью: в природе всему свое время, тоже и в уходе за детьми. Каков ребенок вверен воспитательнице? Резвый ли очень, иди тихий, рассеянный ли, или сосредоточенный, – нерезкий? Заметив эти особенности, воспитательница должна сообразить: в чем нуждается дитя: в ограничении ли его резвости, или в оживлении его медлительности, и неразвязности. И как повести дело с чужою душой? Круто ли подобно грому, молнии и бурному дождю или исподволь действовать на чужую душу подобно тихой, но плодотворной росе, и слабому дыханию ветерка? Здесь имеет все значение благоразумие воспитательницы, её женское сердце, смягчающее и грубые, жестокие нравы и уравномеривающее порывы молодой, ещё детской натуры. Все дело в том как возмемся на юную силу; она может спокойно подчиниться влиянию, или оказать с ранних пор уже упругость, упрямство; а чрез то и выработается дитя с дурным характером; выдет плохой, самостоятельный член общества своенравный, упрямый, злопамятный. Да, не забвенна притча Христова о семени и четырех разнородных почвах. Одна почва легко воспринимает доброе; другая оказывается жестокою, каменистою, тернистою. И плод различен. Следовательно, нужно для влияния почву приготовить сообразно с целью воспитательною, умягчить, слагать восприимчивою душу ребенка.

Но, при изучении души детской, недостаточно иметь только полные познания об ея свойствах: требуется, чтобы воспитательница знала и свою душу хорошо, т. е. чтобы умела владеть собою; была сколько возможно сдержанна при влиянии на дитя. Вспыльчивость воспитательницы или матери доводит ее до многих несправедливостей по отношению к ребенку: раздражает дитя, делает и его очень раздражительным, нервозным и следовательно не спокойным а порывистым деятелем общества. От таких сил волнующихся не ждите ровного течения общественной жизни. Так вот почему сами воспитательницы должны быть сдержанны, их характер отражается на детях, и чрез них на общественной жизни. Таким образом, воспитательницы составляют силу государственную; ими обусловливается, при дарованиях детей, такое или иное течение жизни общественной; ими же, или самими разумными матерями обусловливаются и приятные, общеполезные характеры великих исторических деятелей. Замечено в истории, что все великие лица имели прекрасных матерей. Что же это за тайна? Тайна в самом характере, в самом сердце женщины, воспитывавшей сызмала историческое лицо. Воспитательница, с добрым сердцем и с твердым, честным характером, по большей части, оставит в дитяти отпечаток своего нрава. Разве мы не видим в жизни, что напр. мужчина, годы детства и отрочества проведший среди родных сестер, сам сохраняет почти во всю жизнь женственность, мягкосердие, нежность манер. Поэтому на обязанности матерей и воспитательниц лежит приготовить обществу людей с чувствительным сердцем, с честным характером.

Вторая обязанность воспитательницы, кроме мягкосердия развить в ребенка любовь к труду. Всем людям, на белом свете, для полноты же жизни приходится чем-нибудь заниматься. И в честном труде, постоянном, правильном не только залог доброго здоровья, но и удовольствие для духа. Еще в 6–7 летних детях можно заметить большую охоту к занятиям или леность натуры. Ленивый же в детстве и в зрелой жизни будет хандрить, высказывать недовольство жизнью, дармоедствовать и чрез то будет в тягость семье, родне и обществу. Поэтому-то с ранних пор и нужно подмечать наклонность или вернее уклончивость дитяти от дела, от труда и затем принимать свои меры к возбуждению трудолюбия. Если ленивая натура живет среди других детей, то здесь соревнование имеет не маловажное значение для того, чтобы расшевелить дитя, как бы вялого старца; при этом также нужно разнообразие занятий, игр, забав. Быть может, среди разных развлечений и дел, дитя и выкажет наклонность к какой либо специальной деятельности. Ведь есть же дети 8–9-ти лет, уже отдающие все свое свободное от грамоты время живописи, – рисованью картинок, или проявляют охоту сбирать насекомых и вообще любовь к животным. И пусть такое дитя для своей любви имеет достойные предметы; подавлять эту любовь не следует, иначе огорчишь благородное датское чувство, и возбудишь разочарование и даже отвращение от других предлагаемых занятий. Вот тут-то и приходится воспитательнице проявить свою способность, уважить священную детскую любовь к одному роду занятий и слегка поселить в дитя охоту и к другому роду дел, требуемых общественною средою. Для этого в воспитательнице требуется не только одна ловкость и находчивость ума, но и непременно нравственное влияние. Дитя должно веровать в святость и пользу предлагаемых воспитательницею мер к образованию.

Да, мы еще ничего не сказали об отношении воспитательницы собственно к детской молитве. Желательно, чтобы в русских семьях были русские православные, образованные воспитательницы. Но если бывают и иноверки, то желательно, чтобы они знали, как дети должны себя держать на молитве, какие должны знать молитвы, чтобы и сами знали эти молитвы; ведь такие иноверки, знающие русские молитвы, есть в нашем обществе. Желательно, чтобы все воспитательницы, подобно матерям, сами своим примером, стоянием на своей молитве показывали детям, что без молитвы никому ни православному, ни иноверцу нельзя обходиться: она всем обязательна.

Нам крайне прискорбно бывает слушать, как воспитательницы, особенно из иноверок высказывают при русских детях свою не охоту идти в церковь на молитву: или когда они, не понимая дела, принимаются разсуждать и даже отзываться о религиозных обрядах, событиях православно церковной жизни при детях или иронически, или резко осуждающим тоном! «К чему то? К чему другое?» говорят они. II любят они делать подобные возражения при таких православных, которые сами бывают безответны на эти вопросы. А дитя, рядом стоящее, слушает эти возражения приставленной к нему воспитательницы, само задумывается, сомневается и, не уяснивши дела, вместе со своею воспитательницею начинает охладевать к известным религиозным действиям, и нужно после употреблять не мало времени, чтобы направить, согреть детскую душу теплотою религии. Ах, если бы воспитательницы всегда хорошо взвешивали, что они при детях говорят. Слова их разговоров – это зерна, падающие на детскую душу. Какие же зерна посеваются на нежную почву? Хорошие или плохие? Это ведать надлежит самим воспитательницам и родителям, допустившим известную личность до воспитания детей.

Из предложенных вашему, милостивые государи и государыни, вниманию кратких наблюдений и мыслей об упрочении доброго религиозного строя в детях до школы оказывается, что прежде всего семейная обстановка должна быть строго христианскою, что дитя до школы должно быть проникнуто постоянным благоговением пред Богом, Отцом любящим и всевидящим, пред властью земною, семейною и гражданскою, должно быть любвеобильным к ближнему, смиренным, трудолюбивым и осторожным в слове.

И если учебное заведение получает такое дитя, тогда лицам, продолжающим вне семьи развитие его, радостно заниматься с ним и приготовлять в нем друга человечеству, преданного благу общественному и всегда благодарного за воспитание.

Изображенного пред Вами домашнего воспитания желает наша юная Прогимназия. И сама в свою очередь стремится честно выполнить данное ей дело воспитания. Она верует и надеется, что под покровом Пречистой Богородицы здесь воспитываемые внимательные чада укоренят в себе веру в Бога, как начало добра и с трудолюбием вступят со временем в жизнь общественную во славу Божию, на радость родителям, к чести своей, на пользу Святой Церкви и нашему дорогому, славному отечеству.

Протоиерей. В. Михайловский

* * *

1

Икона Покрова Пресвятой Богородицы была приготовлена и поставлена лишь к 1-му Октября сего года.

2

4-я Сяб. Прогимназия помещается па Выб. Ст. на углу Симбирской и Воскр. ул. в д. Уварова. В верхнем этаже дома между прочим помещался трактир, а в нижнем продажа нитей на вынос.

3

Эту икону очень хорошо нарисовал учитель рисования в 4-й прогимназии Н. Я. Зрячков в 1 арш. длины и 9 вершк. ширины. Для иконы сделан ценный дубовый киот; пред нею повышена сребропозлащенная лампадка, на которой сделана надпись о дне открытия 4-й Прогимназии.

4

1-го окт. сего года ученики 4-й Прогимназии собрались к началу Божественной Литургии в приходскую Спасобочаринскую церковь, отстоящую от Прогимназии в 7 саженях. Здесь пели всю литургию nевчие из прогимназистов; а молитвы: Тебе поем, Достойно, Отче наш и тропарь пели все гимназисты.

5

Ученики 4-й Прогимназии охотно и благовременно собираются в Прогимназии к утренней молитве, которую поют.

6

Считаем долгом предупредить, что не вся эта речь говорена в 4-й прогимназии, но некоторые отделы были опущены; а иные после произнесения присоединены.


Источник: О православно-христианском воспитании детей до школы / [Соч.] Законоучителя 5 гимназии М.Н.П., прот. Вознесенской церкви Василия Михайловского. - 3-е изд. - Санкт-Петербург : тип. Е. Поздняковой, 1885. - 55 с.

Комментарии для сайта Cackle