Собрание церковно-исторических трудов. Том 3

Источник

Том IТом IIТом IIIТом IV

Лекции по истории древней церкви. История церкви в период до Константина Великого.

В третий том собрания церковно-исторических трудов В.В. Болотова вошла вторая часть «Лекций по истории древней церкви», охватывающая первые три века истории христианства, изданная А.И. Бриллиантовым в 1910 г., исправленная и дополненная ранее не публиковавшимся лекционным материалом.

Содержание

От издательства

Отдел 1. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли I. Церковь послеапocтoльская и римская империя 1. Мученичество 2. Причины гонений на христиан 1) Отношение к христианству простого народа 2) Отношение к христианству правительства 3) Отношение к христианству интеллигенции 3. История гонений Период первый. Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae) Период второй. Христианство как religio illicita Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством Христианство как религия дозволенная II. Апологии христианства и языческая полемика III. Борьба христианства с языческой мыслью в форме гносиса 1. Происхождение и общий характер гносиса 2. Схема содержания гностических систем и опыты их классификации 3. Важнейшие гностические системы IV. Распространение христианства 1. Источники сведений о распространении христианства в древнейшее время 2. Распространение христианства на востоке 3. Распространение христианства на западе Отдел 2. Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда I. Раскрытие учения о богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Св. Троице) 1. Учение о Христе, как Боге, и теория о Логосе 2. Монархианство 3. Учение о св. Троице Тертуллиана и Оригена и общая схема построения этого учения в доникейский период 4. Учение о человеческой природе Христа в доникейский период 5. Динамистическое монархианство Павла Самосатского II. Опыт системы христианского гносиса Оригена III. Монтанизм IV. Споры о дисциплине и расколы в древней церкви 1. Раскол Каллиста и Ипполита 2. Расколы Новата и Новатиана 3. Спор о крещении еретиков 4. Раскол донатистов 5. Мелитианский раскол V. Споры о времени празднования пасхи Приложение. А) Первая эпоха: разность между римскою и малоазийскою практикою Приложение. Б) Вторая эпоха: разность между Александрией и Сирией. Вопрос о пасхе на Никейском соборе Приложение. В) Третья эпоха: разность между Александрией и Римом VI. Церковный строй в первые три века христианства  

 
От издательства

В этом томе «Собрания церковно-исторических трудов» В.В. Болотова мы публикуем вторую часть его «Лекций по истории древней церкви», в которых излагается период до Константина Великого. Это история гонений, первых успехов распространения христианства, становления церковного учения и дисциплины.

В основе данного тома лежит публикация А.И. Бриллиантова 1910 г., исправленная и дополненная ранее не изданными фрагментами лекций В. В. Болотова. Так, параграф 3 главы IV первого отдела «Распространение христианства на Западе» (стр. 303–325) дополнен очерком истории христианизации Британии и Ирландии, который был специально прочитан В. В. Болотовым студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1897/1898 гг. в память о проповеди Августина кентерберийского англам в VI–VII вв. В этом очерке В. В. Болотов касается деятельности ирландских монахов (св. Патрика, Вергилия и др.), рассматривает борьбу сторонников римской и ирландской практики, подробно излагает историю становления британской церкви при преемниках Августина. Глава VI второго отдела настоящего тома «Церковный строй в первые три века христианства» (стр. 477–491, 520–523) публикуется по сохранившемуся автографу В. В. Болотова.

Как и в предыдущем томе для удобства читателей проф. А.И. Сидоровым и Μ.Л. Воскресенским сделан перевод греческих и латинских терминов и выражений (в большинстве случаев приводятся в тексте в скобках и особо не оговариваются). Примечания, составленные для издания 1910 г. проф. А.И. Бриллиантовым (помечены А.Б.), проф. свящ. Д.А. Лебедевым (Д. Л.) – и для настоящего издания проф. А.И. Сидоровым (А. С.).

Апостольский век – период основоположительный, век решения коренных вопросов в их основной постановке. Время послеапостольское разделяет с апостольским веком эту характеристическую особенность коренной постановки вопросов как а) в отношении ко вне, так и б) внутренних.

В первом случае церковь ответила и внешней силе государства (мученичество и судебные апологии) и языческой философии (научные апологии, борьба с гносисом), что христианство есть самостоятельная религия toto genere и ужиться на компромиссах с язычеством, принять маску одной из многих его разновидностей не может.

Внутренние вопросы, занимавшие христианских богословов этого времени, отличаются тем же характером фундаментальности: речь идет о целом, не о подробностях, – о посылках, не о выводах. Спрашивается: не отменить ли учение о Св. Троице во имя монотеизма? Не отказаться ли признавать Иисуса Христа Богом (а не только, как ставит дело арианство, единосущным Отцу)? Или не отвергнуть ли действительность Его человеческого естества, даже самого тела Его не признать ли призрачным (а не только, как у монофиситов: какие психические явления относятся к φύσις («природа») и какие к ὑπόστασις («ипостась»)? где границы между этими двумя понятиями?). – Но в это же время появляются зародыши того исторического образования, которое впоследствии получает такое важное значение, хотя и отрицательного свойства, – зародыши папства.


Источник: Собрание церковно-исторических трудов : [В 8-и кн.] : К столетию со дня кончины / В.В. Болотов ; [Вступ. ст. А.И. Сидорова] ; Фонд «Рус. православие». – Москва : Мартис, 1999-. / Т. 3: Лекции по истории древней церкви. История церкви в период до Константина Великого. - 2001. - 533 с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle