Источник

38. В неделю Святых Отец

Не может мир ненавидеть вас, Мене же ненавидит, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть.

Ин.7:7

Слышите ли – за что Господа Иисуса Христа мир возненавидел, за что Его гнали, преследовали, укоряли, били и наконец, распяли на кресте? За то, что Он обличал их злые дела и явно пред всеми говорил: что они грешники, лицемеры, нераскаянные. Вот истинный знак того, – кому ты принадлежишь: Христу – или миру, Богу служишь или людям, Бога любишь или мирские удовольствия; друг ли ты Божий, или мира и диавола? Не любят тебя, ненавидят тебя, преследуют тебя, презирают тебя, – это ясно доказывает, что ты Христа любишь, а не мир, Ему служишь, а не миру раболепствуешь, правду говоришь или делаешь, а не ложь и неправду. А если ты грешник, подобный другим, – говоришь и делаешь неугодное Богу, оскорбительное для Бога, противное Его святым заповедям, – о, как мир тогда станет любить тебя: не может мир ненавидеть тебя, если ты его любишь, правилам и обычаям его подражаешь. Так сам Христос сказал; а говори правду, поступай праведно – открыто, явно говори пьянице: „ты пьяница, ты грешишь; покайся, погибнешь“, – говори развратному: „ты нарушаешь седьмую заповедь, ты мертв душою, отступил от тебя Бог – ты погибнешь“. Сребролюбцу скажешь: „ты грабитель, ты неправдою наживаешь деньги, ты имеешь неправильную меру и весы, ты потерял веру в Бога, – ты погибнешь“. Гордецу скажи: „смирись, ибо ты гордостью оскорбляешь Бога – ты погибнешь“. Если ты так откровенно, и даже с полною и совершенною любовью, – станешь говорить ближнему своему, и каждого станешь обличать злые дела, – поверь, что тебя возненавидят, как Иисуса Христа: Мене же ненавидит мир, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть. Но если мир тебя возненавидит – зато Бог тебя возлюбит. Скажи: кому ты должен более служить, кому повиноваться, кому угождать: Богу, или миру? Бог награждает вечным блаженством; а мир награждает вечною погибелью. Скажешь: „Господь имел полное право и власть обличать мир; ибо Он был Сын Божий, безгрешный, для сего и в мир был послан, дабы обличать злые дела человеков; а ты какое право, какую власть имеешь укорять, обличать, наставлять людей грешных?“ Не я только, как пастырь, но и ты, и каждый из нас обязан наставлять и чужих людей, и свое семейство, своих детей, даже своих врагов, – если ты любишь ближних и врагов, ибо Господь сказал: друг друга наставляйте, друг друга любите61. Впрочем, я говорю только слова Господа; если тебя мир любит, то ты не принадлежишь Христу; а миру принадлежишь, его любишь; а кто любит мир, – тот явный враг Божий. Знаешь ли ты, что в мире все грехи производит диавол, он наводняет мир грехами, дабы Бог потопил мир не в воде уже, а в огне. Диавол борется со Христом, – этот антихрист, искусивший Еву, искушает теперь каждого человека, чем только может, – чтоб сделать человека врагом Божиим; как он есть враг Божий, так хочет, чтобы все мы были врагами Божиими, а его диавола друзьями; а мир самый искренний друг его, ибо волю его исполняет, и верно ему служит. „Куда ты идешь?“, спросил преподобный Макарий диавола, который покрыт был одеждою со многими прорехами, из которых в каждой был сосуд с разною пищею. „Я иду к друзьям моим – в такой-то монастырь“, отвечает диавол. „Зачем?“ „А вот несу им любимые кушанья“. „А много там у тебя друзей“? „Да есть довольно: особенно меня слушает и пищу от меня принимает такой-то“ – сказал по имени. Спросите теперь: какая это пища в диавольских сосудах? А ведь он вероятно в самом аде ее набрал. Вот одного брата занимают блудные помыслы, – у диавола есть в сосуде пламень похоти, – и как легко одна искра диавольскаго огня воспламеняет всю душу похотениями. Вот муж и жена, и вот два друга живут мирно, – диавол старается разжечь между ними огонь гнева и ненависти, – и диавол разрушает любовь и мир между супругами и друзьями. Диавол из своего адского сосуда, как некий комедиант из одной бутылки, может каждому грешнику поднести выпить по вкусу и желанию. Таким образом, в сосудах диавола есть своя пища, и свое питие: – похоть пьянства, похоть разврата, похоть гордости, сребролюбия, зависти, гнева; словом все, чем бесы в аду питаются и наслаждаются – все это диавол приносит в мир, всем этим напоевает людей, – то мысли грешные рождает в голове, то возжигает пламень какой-либо страсти; то любовь рождает к своеволию, то отуманивает мраком самодурства; он старается каждого накормить тою или другою пищею, напоить тем или другим напитком; пустить в кого-либо стрелу зависти, возжечь огонь ненависти, прелюбодеяния, уязвить сердце грешною любовью чрез очи, чрез красоту, чрез слова; – словом, управляет всеми силами тела и души грешников. Спрашивается: как же миролюбцам можно любить Христа и служителей Христа; если они служат, и исполняют волю диавола? Так – каждый грешник есть друг диавола и враг Божий. Враг любит его, а Бог его ненавидит. Нет! ты презри все дела диавольские, все грехи; – пусть лучше тебя мир и диавол ненавидят, – зато будет любить тебя Бог. О! как хорошо в дружбе с Богом, и как гибельно быть другом мира и диавола! Благодари Бога, если тебя люди ненавидят за правду и за добрые дела. Вечность не забывай; лучше жить вечно с Богом в раю, нежели с диаволом во аде. – Какая разница?!!... Господи! вразуми и спаси нас. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle