Источник

30. О слепоте душевной

Горька жизнь человека, который родился слепым, потому что он лишен весьма многих удовольствий в жизни: он не видит отца, матери, братьев, сестер, – не видит людей, не видит полей, морей, лесов, цветов, – не видит солнца, луны и звезд, – словом, ничего на свете не видит. Поистине – это великое несчастье; но слепота душевная далеко злосчастнее, достойна всякого сострадания. Напротив – слепота телесная даже полезна для человека: такой человек не видит соблазнов мира, не падок на грех, не вреден для ближних; а кто душою слеп, тот вреден и для себя и для других. Такой слепец не может различать истину от лжи, правду от неправды, добродетель от греха и порока, временное от вечного. Истина написана в одном святом Евангелии и в Богодухновенных книгах; а для слепого истина все то, что в книгах напечатано. Отсюда правило: „живи так, как написано в Евангелии, – так Бог повелевает”; а слепец живет так, как люди живут, подражая их нравам и обычаям. Правдою называется такое дело, которое подтверждается словами Евангелия и оправдывается судом Божиим; а неправда, которая царствует во всех словах и делах человеческих, и не подтверждается словом Божиим; ибо в писании сказано: всяк человек ложь49. Отсюда правило: „говори только то, что согласно с Евангелием; а того не говори, что говорят и пишут люди”. А слепец душевный не признает правды евангельской; ибо не живет по Евангелию и говорит и делает то, что говорят и делают люди, потому что ему так нравится, так ему кажется хорошо. Одни добродетели нас спасают, а грехи губят. Отсюда правило: „живи добродетельно, и берегись грехов и пороков”; а для душевного слепца все равно, что добродетель, что порок; что смирение, что гордость; что трезвый, что пьяный; что щедрый, что скупой; что честный, что развратный; что милостиводавец, что вор; что праздник, что будни. Он не различает временного от вечного, только бы было ему на этом свете хорошо, а о будущей жизни он не думает. Поэтому старается проводить жизнь веселую, разгульную; – наживает сокровища всякими неправдами; не знает ни постов, ни праздников, ни бедности и злострадания бедных, – только бы ему было хорошо. Сколько в мире подобных слепцов! Никогда ты от них не услышишь доброго слова, никогда не получишь утешения; особенно, если ты человек бедный. Мрак страстей, как бельмо, лежит на их разуме, на их совести, на их душе.

Пьянство кладет слепоту на душу человека, и, Боже мой! на какие грехи только ни посягает пьяница! Разврат кладет свою слепоту на душу, – и бывает побуждением ко многим преступлениям. Любостяжание тоже ослепляет душу человека, и бывает причиною обманов, грабежей и убийств ближних. Ругатель и гневливый – сколько скорбей и неприятностей причиняет в семействе и обществе! Клеветник и лгун – каких раздоров и расстройства между человеками бывает виновником! Гордый и надменный, какой бывает презритель смиренных и кротких сердцем! Не говорим о многих других слепцах, которые черное называют – белым, горькое – сладким, грешное называют – святым.

Господи! дай зреть всем подобным слепцам, да узрят свет Твой и истину Твою, Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle