Источник

193. В Великий Пяток

На Голгофе нашли этого убитого, израненного, умученного человека; – здесь же и крест стоял, на котором Он был распят. Где же Его судьи? Где следователи? Где свидетели? Где защитники? Где спекулаторы – для наказания убийц? Где Его Отец? Где Его Мать? Где Его родные и знакомые? За убийство человека простого тяжко судят и смертью наказывают; а это не простой человек, но Богочеловек: се Царь наш – Царь неба и земли, Глава церкви, Судия всего мира, Господь наш Иисус Христос; – где же Его убийцы? Говорят: иудеи; но Он Сам об них сказал, что они по неведению это сделали, и даже молился за них Отцу Своему: Отче! прости им, – не ведят бо, что творят196. – Пилат? Да он руки умывал, утверждая, что он в Нем не нашел ни единой вины. – Воины Римские? Да они делали то, что им было приказано. – Кто же Его убил? Тот, Который прогремел на Иордане и на Фаворе во всеуслышание: Сей есть Сын Мой возлюбленный, к Которому Я питаю всю Мою любовь197. За кого убил? – За нас, дабы спасти нас от греха, проклятия, смерти и вечной погибели. Он допустил Его замучить и убить. – Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплошившагося Сына Своего единородного, возлюбленного Своего; тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго послал в умилостивление за грехи наши198.

Итак, за нас Он распят и убит. Где же наши слезы и рыдания при погребении Его? Тогда, когда небо и земля плакали, и в ужас пришли: солнце, говорят, потемнело при страшных страданиях Богочеловека, земля потрясалась, камни распадались, мертвецы воскресали. А мы? Неужели бесчувственнее солнца, земли, камней и мертвецов? – Благоразумный разбойник в один час покаялся и спасся при кресте; а мы, тяжко и всегда согрешающие, не каемся, не терзаемся душою, не проливаем горьких слез о бесчисленных грехах наших. Тогда, когда мы первые Его мучители и убийцы, – первые должны здесь же на кресте распять себя со страстьми и похотьми199; здесь же умертвить ветхого нашего – плотского человека, чтобы спасти душу свою. Благообразный Иосиф и праведный Никодим – гроб Ему, плащаницу, ароматы для погребения пожертвовали; а мы что? Что мы, христиане, Ему принесем? Эти лепты, которые бросаем на блюдо? Так ли мала и ничтожна ваша любовь к Искупителю вашему – к единородному Сыну Божию, Которого Отец небесный отдал на распятие за нас, дабы всяк верующий в Него не погиб, но получил бы жизнь вечную; Который на кресте вопиял: жажду! пить хочу, но Его напоили оцтом с желчью, и венец на Него терновый и язвы глубокие на руках, на ногах и против сердца. – О, любовь, бесконечная любовь к нам грешным врагам Твоим! Кто может измерить глубину, ширину и высоту Твоих страданий.

Помяни нас, Господи, с разбойником, егда приидеши во царствии Твоем. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle