149. О беззаконии горожан
Некогда пророк Иеремия неутешно плакал над страшными развалинами столичного города Иерусалима, разрушенного Вавилонским царем Навуходоносором; плакал, рыдал горько и говорил: „Господи! Ты, Который допустил до такого опустошения столь прекрасный и великий город, где убито столько народа, и отведены все в плен Вавилонский, – накажи же и меня самого, накорми меня горечью, напой желчью, выбей камнем мои зубы, и напитай пеплом: насыти мя горести, напой мя желчи, избий камением зубы моя, напитай мя пеплом“ (Плач. Иер. 3:15–21). Так остается, в нынешние времена, пастырю оплакивать тех грешников, которые пленены соблазнами диавола, преданы пьянству и разврату, отпали от жизни Божией, и не думают о вечной погибели душ своих. Но там, где дома превращены в развалины – там можно воздвигнуть новые постройки; – но как вы исправите испорченный нрав, худые навыки, привычки к пьянству и разврату? Как вы воздвигнете храмы Духа Святого, пришедшие в запустение и наполненные мерзостями грехов всякого рода? Как вы потушите пламень страстей, воспламеняющей души человеков? „От юношей до старцев, от ног до головы нет целости“150, сказал пророк Исаия. Никакого пластыря, никакого елея нельзя приложить к воспалительным язвам душ и сердец человеческих. Улицы наполнены питейными или развратными домами; дома – или пьяными или развратными людьми; раздоры и обманы повсюду, любовь иссякла между родными и чужими, зависть, ненависть, гордость, чудовищные наряды, клевета, осуждение и всякого рода грехи, как болезнь, называемая рак – разъедает семейства и общество, – и растет эта нравственная болезнь с каждым годом. Мужья бросают законных жен и живут с чужими беззаконно, – жены имеют своих любовников, – дети такими же грешными делами занимаются; непокорность, неповиновение, роскошь, развращение повсюду. А что втайне совершается, о том непристойно и говорить здесь. Что может быть горестнее этого? Не Навуходоносор, но князь миродержитель тьмы века сего, дух злобы поднебесной воцарился на земли, и берет в плен свой души православных христиан. Слышу шум в одном доме, подхожу ближе и слух мой поражают: „а чтоб ты крови горячей напился, как ты пьянствуешь!“ Понял я, что это говорится о крови сатанинской – о водке. „У тебя дети оборванные и голодные сидят, а ты каждый день по две фуры набираешь, каждый день пьян, как бес“ – продолжает жена; потом слышу, поднялась драка, крик и вопль детей, и Боже мой! какие события являются в семействах. „Где ты ночевал? Скажи, опять? С этакой и такой-то“ – срамно и сказать, чего тут несчастная жена не наговорила. Таково-то ныне христианство! Таково благочестие! О, лучше, Господи, если бы ты меня насытил горечью, напоил желчью, выбил зубы, накормил пеплом, нежели слышать мне эти речи, видеть эти скорби и злострадания среди семейств христианских. Долготерпелив Ты, Господи, грехам нашим, не яростью Твоею караешь Ты нас, и не гневом Твоим наказываешь Ты нас. Но нашими собственными страстями и грехами. Но долго ли терпеть будешь? „Пойду, посмотрю“ – сказал Господь Аврааму, „действительно ли, беззаконие такое совершается в городах Содома и Гомора? Ибо вопль и бесчиние дошли ко Мне, – и погублю эти города“ (Быт.18:20–21), и как сказал, так и погубил. Ей! до слуха Господа Саваофа давно дошел вопль, бесчиние и разврат здешнего города, и скоро, скоро возгорится гнев Господень. Пощади, пощади Господи хотя праведников и малых детей. Аминь.
* * *