Источник

123. О молитве

О чем ты, христианин, пришел ныне в церковь молиться Богу? – Думал ли ты о том, когда шел в церковь? – О чем, спрашиваю тебя, теперь ты молился Богу? Ты читал молитвы свои в церкви, или слушал, что читают и поют? Я не спрашиваю тебя: понял ли ты то, что в церкви читали и пели; – углублялся ли ты мыслью в эти молитвы; – я спрашиваю тебя: о чем ты молился? – Что ты в сердце понесешь из церкви домой? – Какой плод получил ты от молитвы? Пресытилась ли душа твоя? Благо, если ты вздохнул в продолжении богослужения; еще большее благо, если пробила тебя горячая слеза; а все я желал бы знать: о чем ты Богу молился? – Скажешь: „да всякий молится про себя и о своем“. – То-то и горе, что всякий молится обо всем, только не о своем; особенно если ты только телом стоял в церкви, а мысль твоя была далеко; ибо были прежде, есть и теперь такие, о которых Господь сказал: эти люди только губами чтут Меня; а сердце их далеко от Меня133. А если сердце далеко от Бога, то что и говорить: Какая была твоя молитва? – Скажи же мне: о чем ты молился? – Ты отвечаешь: „да у меня столько нужд, что я сам не знаю о чем и молиться, о чем и просить Бога“. Истинно поэтому и Апостол Павел сказал: мы не знаем, о чем молиться; но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Бог же испытующий сердца знает, какая мысль у Духа134. Бог то сам знает, какая мысль у Духа Божия; а какая у нас именно мысль, то, мне кажется, что сам Бог не знает; потому именно, что мы сами не знаем – о чем мы молимся, как и теперь не знаем. Как, – идти в церковь, и не знать: о чем в церкви станешь молиться Богу? – У тебя, ты говоришь, много нужд; да и Бог-то знает все твои нужды; но почему ты, когда молишься Богу, не имеешь эти нужды в мыслях твоих, в сердце твоем? Мне кажется, что прежде всего надобно молиться о прощении грехов; да и постараться прежде всего очистить все грехи свои; а тогда уже ты можешь просить Бога о том, о чем тебе благоугодно. А если совесть твоя в разладе с Богом; если тебе стыдно даже посмотреть на Бога, по причине грехов тобою содеянных, быть может, недавно, то как тебе приступить к Богу с полною верою и надеждою? Если же чиста твоя совесть, а это легко узнать по избытку благодати, наполняющей сердце, – тогда ты без страха приступай к Богу. Как это? Если у тебя рекой льются слезы, если ты здесь вдоволь наплачешься, и после слез тебе станет на душе легко, легко, – то явный знак, что Бог постучал тайно в твое сердце и очистил грехи твои. Есть, говорю, у тебя слезы, – проси же ты Бога и толцы, о чем хочешь; ибо сам Христос сказал: просите и дастся вам, толцыте и отверзется вам135; толцы в двери милосердия Божия и проси – о чем? О том, что прежде всего нужнее тебе; а паче всего – лечи прежде всего рану свою, которая у тебя больнее других ран на душе. Прежде и паче всего, помолись от души за своих врагов; помолись, и от души прости им, и поплачь о слепоте их, о заблуждении. Для чего? Чтобы Господь простил и их и твои все грехи. О чем Господь на кресте молился? О прощении врагов. А молитва за врагов всегда бывает Богом услышана. Я не советовал бы тебе о самом себе молиться; а только о грехах своих. О ближнем чаще надобно молиться. За себя ты должен только благодарить Бога. Беден ты – благодари Бога, обижен ты – благодари Бога, болен – благодари Бога; но не проси у Него ничего для себя кроме прощения грехов; Он знает сам твои нужды, и что тебе полезно и необходимо; – представь это все благой Его воле. Только следует дитяти заплакать, а отец и мать уже знают чего оно плачет. Бог ли всеведущий не знает, в чем ты нуждаешься? Царица ли небесная не знает твои нужды? Ищите прежде Царствия Божия и правды его136, а прочее земное – без прошенья вашего дастся. А царствие небесное внутри нас; собери себе сокровища всех добродетелей в сердце и тогда все сокровища мира покажутся тебе туманом исчезающим. Любишь ли ты Бога всею душою; или жену и детей? Любишь ли ближних, как себя, или только себя? Нет? Так и молитва твоя есть медь звенящая и кимвал звяцаяй (1Кор.13:1).

Боже! святые апостолы просили Тебя научить их молиться Богу – научи и нас молиться Тебе. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle