Источник

Поучение 57. В неделю 19-ю по Пятидесятнице

Любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас. (Лк.6:35)

Так, братие, Господь заповедует поступать нам. Он утверждает, что в том, чтобы любить приятеля, или того, кто нас любит, нет никакой пользы: «если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?», – говорит он. «И если добро делаете тем, которые вам делают добро, какал вам от этого польза?»43. Но вы любите врагов ваших, благотворите, взаймы давайте, не ожидая ничего и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго; ибо Он благ к неблагодарным и злым.

Итак, за любовь к врагам обещается и великая награда, и честь великая, ибо мы за то будем сынами Всевышняго Бога. Спросите: может ли эту награду предоставить нам наш приятель, хотя бы он был даже царь земной? Какая бы то ни была награда нашего nриятеля и друга, все же будет земная награда, временная, тленная; а Божия награда вечная, да еще за то сыном Божиим будешь, как Христос Сын Божий. Правда, Иисус Христос по природе Сын Богу – Отцу, а мы по благодати, по милости Отца небеснаго будем Его сыновьями. Что может быть выше этого? И за что эта награда дается? За одну любовь ко врагам нашим. Скажешь: «Я могу врагу моему и благотворить, и взаймы давать безвозвратно, но любить моего врага, моего злодея любить душею и сердцем нет, не могу!» А мне кажется, что по одному уже тому, что враг мой доставляет мне такую от Бога награду, мне надлежало бы его любить. «Мое сердце не лежит к нему, скажешь, – как же я могу против природы моей любить его?» Потому-то и дорога эта любовь, что она против природы нашей, а если мы не можем любить наших врагов, то, верно, наша природа испорчена, верно, наше сердце повреждено: святое не осквернится нечистым, доброе не озлобится злым, светлое не помрачится темным; – так и доброе сердце не озлобится злым сердцем. Святая мученица Ефросиния улыбалась, когда ее подвергали страшным мучениям. А если твое сердце не лежит ко врагу, то, по крайней мере, делай ему добро, помогай в нужде, говори о нем хорошо, не осуждай его. Не можешь подставить другую ланиту, когда он ударит тебя в одну, по крайней мере, не гневайся на него. Если не можешь не гневаться, так удержись – не брани его. Делай возможное добро для твоего врага. Правда, что только ангельская душа может быть незлопамятна, может не иметь злобы в сердце против врага, но Бог хочет, чтобы и мы имели ангельское сердце. Впрочем, есть на свете души ангельские, которых никакая злоба человеческая не может озлобить; но ах! как мало таких на земле! часто в самых розах скрывается острое жало. Но Бог не лица благовидного, не сердца доброго требует от нас. Поскорби на врага своего; скажи: «Бог с ним», но не гневайся на него, помни награду Божию за любовь ко врагам. Итак, братия моя – любите врагов ваших, благословите клянущих вас и добро творите ненавидящим вас. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Он даровал жизнь и все земные блага и проливает дожди на нивы самых неблагодарных людей, которые получают от Него благодеяния и не благодарят Его, и не молятся Ему за всякое благодеяние Его; Он послал Сына Своего возлюбленного на страдания, чтобы спасти грешников; но они и за то остались неблагодарны, и не дорожат Его драгоценною кровью: опять грешат, опять Его распинают, но Он не губит их, хотя и мог бы погубить, а подает им все блага жизни, все средства ко спасению. Нет! Мы не правы пред Богом. Он требует от нас, чтобы мы для нашего же благополучия, для нашего вечного спасения были милосерды ко врагам столько же, сколько Он к нам милосерд: «будьте же милосерды, как и Отец ваш милосерд есть». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle