Поучение 33. На день святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Ныне праздник в честь родителей преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, пренепорочныя Девы Mарии. Она родилась от праведных и благочестивых родителей – Иоакима и Анны, которые происходили – он от царского, а она от первосвященнического рода: они были бездетны, хотя были святы, благочестивы и целомудренны, исполняли все заповеди Божии и были беспорочны. Бездейство было для них великою скорбью, большим несчастием (Иакиму было уже около 100 лет, а Анне около 7О-ти лет); бездетство было тягостно потому что оно у евреев считалось за бесчестие и знамение гнева Божия на бездетных супругов; хотя оба они были стары – Анна уже была заматоревшая, – однако искра веры в сердцах их не угасала; они просили Бога снять с них поношение, и Бог услышал их молитву, благодать Духа Святого оживотворила сию бесплодную смоковницу, по извещению от Ангела даровал им Господь возлюбленную дщерь Mарию, которую они обещали посвятить Богу.
Вот, что значит просить у Бога и для Бога! Такой плод всегда бывает доброкачествен. Мы, если и просим у Бога детей, то или для себя просим, или для блага самых детей, но не для Бога. От того у нас дети рождаются большею частью, так сказать, пустоцветы, – рождаются такие, от которых или мы сами злостраждем, или люди бедствуют, или они сами несчастны. Немного таких семейств, которые радовались бы, утешались бы своими детьми; чаще же встречаем таких родителей, которые страдают от своих детей, проливают горькие слезы. Выкормишь, воспитаешь дитя, а оно выходит такое, что ни к чему доброму неспособно. Правда, что в городе люди перевоспитают хоть какое доброе дитя; по улицам, на торжище, в домах пирующих оно заражается таким ядом, таким зловредным нравом, что сделается наконец самым несчастным в жизни: ибо пьянство и разврат, как две большие реки разливаются по улицам и домам городских христиан, и заражают все и всех. Каждый почти день приходят с жалобами – то муж жену бросил, то жена мужа. Лютые времена ныне настали! Нам не для чего жаловаться на диавола; его дело вселять грешные мысли в голову, но человек может бороться с грешными мыслями и желаниями, но не борется и легко поддается дурным влечениям или преступным мыслям, искушениям диавола. «Ты моложе его», – шепчет диавол молодой жене, «что ты на его смотришь? Найдешь человека и моложе. Зачем ты его слушаешь? Какой он твой муж? Он злой, пьяница, не любит тебя: ищи другого мужа». То мать родная, то диавол, то свой злой нрав – расторгают мужа с женою. Спрашивается, какие будут дети от таких родителей? А если бы были оба благочестивы и набожны, если бы по утрам и вечерам Богу молились, ходили бы по праздникам в храм Божий, подавали бы милостыню, имели бы страх Божий, читали бы по вечерам святое Евангелие, водили бы неупустительно детей в церковь, а сами бы хранили уста свои от брани, осуждения и очи от соблазнов – были бы все набожны и благочестивы; то Господь наградил бы, как награждает некоторых хорошими детьми. А то сами родители часто от юности портят, развращают своих детей: бедные развращают детей тем, что отпускают на воровство, или приучают к пьянству; богатые наряжают детей куклами, так что не успеет дитя подняться на ноги, уже знает щегольство и хвастовство, Как бедные, так и богатые всему дурному учат своих детей, не приучат только к молитве, не научат добру и заповедям Божиим. Что доброго ожидать от таких детей? Что сеешь, то и пожинаешь. А какой ответ дадим за детей на том свете? Так ли нас отцы воспитывали? Такое ли было благочестие? Tакие ли были нравы в древние времена? Лучше бы на свет не родились такие погибельные дети, какие выходят нередко на свет в настоящие времена.
Святые праведные Иоаким и Анна, молите Бога о нас и детях наших. Аминь.