Источник

Поучение 108. О достоинстве и красоте человека

Когда Бог творил все вещи, которыя мы теперь видим на земле и на небе; то творил их одним словом своим: «пусть будет то и то,» –и все являлось на деле, делалось явным, видимым и прекрасным; ибо из рук Божиих может выходить только прекрасное. Творение человека совершилось иначе. Вся пресвятая Троица как бы советовалась: «какое бы такое сотворить самое лучшее, самое прекраснейшее творение, которое было, бы умнее, добрее и прекраснее всех тварей» – И, наконец, Господь сотворил человека, – такую тварь, которая имеет на себе образ Божий, которая подобна самому Богу: сотворим человека по образу нашему и по подобию100, – сказал Бог. Действительно, человек прекраснее всех тварей земных и небесных. Как бы ты ни видел на земле деревья, плоды, цветы, зверей, рыб и птиц, но их красота ничего в сравнении с красотою человека.

Вот почему в человеке все, что на нем и в нем есть, все чрезвычайно мудро, удивительно. Это тело, превосходящее красотою все существа, – эта голова, сокрывающая непостижимые тайны и покрытые от жаров власами, – эти очи, видящие на бесконечно далеком расстоянии миллионы звезд; этот слух, познающий море звуков, – брови, ресницы и все черты лица, служание и к пользе и для красоты человека, – руки для великих дел совершаемых человеком: все, говорю, в человеке приводит в удивление. Не говорим уже о красоте души – ума, сердца, памяти, – это море познаний, любви и всех добродетелей – будет раскрыто на небе только, когда душа человека воссияет, как солнце. Не устыдился же сам Сын Божий принять на себя наше тело и нашу душу и тесно соединиться с ними на всю вечность. Вот почему и всегда я прихожу в ужас, когда вижу или мужчину или женщину – в безобразном виде, лежащих где-нибудь на улице! Мне кажется, что не только вся тварь, окружающая человека, в таком раз плачет над ним, не только Ангел-хранитель, но сам Бог соболезнует о человеке. Верно великая и важная для Бога тварь-человек, – если Сын Божий решился принять плоть человека, пострадать за него и вывести его из ада – вывести тех, которые увлечены туда диаволом. О! Если бы человек знал будущую, небесную, блестящую, солнцу подобную, свою славу, он ни за что в мире не решился бы унижать себя страстями до скотского состояния. И кто бы мог подумать, что такое мудрое и доброе творение, как человек, пожелало бы себе вечной погибели? Ибо – чего желает человек, к тому и стремится. Скажешь: «я не желаю себе погибели: да не могу победить страсти и диавола». А Бог для чего? А покаяние для чего? А Евангелие для чего? А благодать и помощь Божия для чего? А пост, молитва, милостыня для чего? Да я спрашиваю тебя: боролся ли ты когда со своею страстью? Побеждал ли ты ее когда? Или всю твою жизнь только воспламенял свои похоти? Разве не слышишь Апостола Павла, что сребролюбцы, пьяницы и прелюбодеи не наследуют царствия небеснаго? Разве не видишь погибели на других? Разве ты не веришь словам Духа святаго, устами Апостола говорящего? Неужели ты в жизни не чувствовал угрызения совести, срама и укоризны от родных и соседей? Горе, ужасное горе, если ты заглушил свою совесть до конца! Ты же еще не испытал страшных мучений – непрерывных, вечных, ужасных, от которых сам диавол в течение седьми тысяч лет реветь, как лев – так страшно, что всю тварь приводит в ужас.

Покайся, о, покайся несчастный грешник, пока дано тебе время для покаяния! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle