Источник

Поучение 102. Значение проклятия

У преподобного Флорентия прислугу заменял медведь, который пас его овец, и всегда к обеду пригонял стадо на водопой. Бог вложил смысл в медведя, чтобы он понимал приказания старца. Что же случилось? Четыре монаха, позавидовавши старцу, убили медведя: старец во гневе проклял монахов, за проклятием последовала проказа, от которой монахи погибли. И горько об этом сокрушался и раскаивался Флорентий! Видите, христтане, что значит безрассудно проклинать ближнего. Проклятие пагубно и для проклинающего, и для проклинаемого, тот и другой погибнет. Как часто отец своего сына, или мать свою дочь, особенно во гневе или в пьяном виде, решаются проклинать, не думая о том, что и они сами и их дети погибнут навеки. Как часто и сами дети бывают столько безрассудны, что своими поступками доводить родителей до этого ужасного греха? Не только проклинать, даже злословить есть пред Богом тяжкий грех. Один священник с женою просил пр. Пафнутия изгнать злаго духа из сына их, но преподобный отказался от сего, называя сына отцеубийцею; потому что он от Бога наказан беснованием за огорчение родителей, которые часто молились Богу о наказании сына. Вот что значит огорчать родителей; вот что значит то, когда родители во гневе иногда говорят: «Господи! Накажи сына нашего или дочь за оскорбление». Если Господь за всякое пустое, бесполезное и особенно гнилое и обидное слово – в обиду и во вред сказанное человеку, судить нас будет; то за злословие и лихословие и проклятие – как придется отвечать нам? О! Если бы те, которые имеют грешную привычку обижая ближнего словами, заглянули бы в свое сердце, сколько там гадости и мерзости!... О! Если бы они заглянули во глубину ада, сколько там горящих во пламени и проклинающих и проклинаемых! О! Если бы они открыли могилы и заглянули во гробы погребенных, сколько увидали бы там трясущихся и стучащих костей, которые, как кости царицы Евдокии, сославшей на заточение святого Иоанна Златоустного, не имеют покоя и мира до страшного суда Божия.

Христианин! Если ты истинный христианин, береги свое сердце от гнева и уста от злословия и проклятия. Теперь все закрыто от твоих очей – и сердца тобою озлобляемых и проклинаемых, и могилы, и глубина адова; будет время, когда восстанут озлобляемые тобою из гробов – и как грозные страшилища явятся пред тобою, ты будешь во аде терзаем и проклинаем всеми теми, которых ты ныне злословишь и проклинаешь, и это не на время, но на всю вечность.

Господи! Вразуми проклинающих и злословящих обуздай уста, да не произносят они проклятий. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. второе испр., Т. 7. – Мариуполь: Тип. А.А. Франтова, 1884. – 449, V, II с.

Комментарии для сайта Cackle