Поучение 103. О чистом и нечистом возрении на вещи и людей
Злой, худой и грешный человек во всем – и добром и в худом видит одно худое, а добрый во всем – и в хорошем и в худом видит одно хорошее. Вот пришел добрый человек и зашел в некоторый дом, смотрит, что в этом доме нечистота, беспорядки и не строевое в домашних вещах. «Блажен, думает себе, – блажен этот домохозяин, – он все внимание обратил на свою душу, и думает только о спасении, – от того, и не обращает внимания на беспорядок в доме, не хочет заниматься суетою, зная, что жизнь наша кратковременна». Зашел он и в такой дом, где все вещи находятся в порядке и чистоте. «Блажен этот человек, думает он, – этот человек верно и душею также чист, как его дом, и в душе у него также светло и весело». А зайдет злой и недобрый человек к первому – скажет: «эка нерадивый ты хозяин, – какая у тебя в доме нечистота, – верно и к душе твоей такой же непорядок, а прийдет к последнему осудить его и скажет: «этот человек любить чистоту в доме, и о душе своей верно не радит, – любит, чтобы его люди хвалили, а о том за что мог бы его Бог похвалить – он не радит». Отчего же так – спросите, – отчего на одни и те же вещи два человека смотрят совершенно с противных сторон – так что доброму человеку все белым, все хорошим кажется, а для злого – все нехорошо, все мрачно, все не одобряется и худое и хорошее? От того, что у первого душа светла, а у другого темна, у первого и сердце чисто и совесть, и взгляд на вещи светлый, а у сего и совесть нечиста, и сердце и очи. Вот почему Господь и сказал: «Если око твое будет чисто; то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо: то и тело твое будеть темно»98. В этих словах слово око надобно понимать разум, совесть и всю душу. Для души чистой и добродетельной – все вокруг нее кажется хорошим и добрым, а для нечистой все кажется во мраке. Еще представим пример, – вот идут два человека – и встречают пьяного лежащим, – один из них говорит: «эка пьяница – как напился», а другой говорит: «о бедный! верно он три дня не ел – и выпил рюмочку и ослабел». Потом увидели они человека, который зашел в подозрительный дом. «Вот этот человек ходит в неприличный дом и грешит», – это сказал один, а другой говорит: «о! этот человек верно туда зашел для посещения больного, или для подаяния милостыни». Сии примеры да вразумят вас: сколь несчастен тот, который имеет бельмо на совести, на сердце, на душе своей, – сколь опасно быть злым, недобрым, – грешным, – все тебе будет представляться во мраке, не в настоящем виде. Береги свою совесть, – смотри на все худое с самой лучшей стороны: есть на небе всевидящий Бог, который один видит во свете все дела и все вещи, и освещает тайны сердечные. Лучше ошибаться одобряя все, нежели охуждать все и белое черное и худое и доброе. Если ты что и не хорошо назовешь добрым – тебя не осудит Бог, а если ты доброе назовешь худым, – за это ты будешь осужден; ибо осуждение доброго падает некоторым образом на самого Творца. Простота неведения прощается Богом, а охуждение, охуление всего не прощается. Первые могут быть не согрешающие, а последние всегда грешат.
Господи! Дай нам сердце чистое и совесть и разум. Аминь.
* * *