Поучение 100. О обуздании своих желаний
Христиане! Мы имеем бездну желаний; одни из них законны, а другие и большая часть преступны; последние владеют нами, требуют немедленного удовлетворения, и мы стараемся удовлетворить своим страстям. Законно ли, правильно ли мы поступаем? Божественное писание говорит, что желания свои человек должен обуздывать: святые люди – подвижники своею жизнью удостоверяют нас в том, что нужно слушаться Бога, а не своих желаний, нужно исполнять заповеди Евангельские, а не удовлетворять своих желаний, которые, когда обратятся в страсти, повергнут нас в бездну несчастий и бедствий. Поучимся у подвижников, как нужно обуздывать свои желания. Однажды преподобный Макарий странствовал по необозримой песчаной пустыни; великий голод и жажду почувствовал он, но ради Бога все переносил с великим терпением. Диавол было преступил к нему с искушением, явившись в виде девицы, несущей воду в кувшине. Три дня девица шла впереди преподобного, но он не утолил жажду из ее кувшина, но Бог сжалился над святым, – послал ему буйволицу с теленком или с детенышем. Эта буйволица не давала своему теленку молока, пока, каждый раз, утром и вечером преподобный не напьется от нее молока. Видите, как аккуратно буйволица исполняла волю Божию, а не желание своего дитяти, как она попирала закон природы, чтобы выполнить закон Божий! Не должен ли этот пример вразумить тех людей, которые следуют влечению своих желаний и страстей и не хотят повиноваться воле Божией, закону Божию? Мы должны наши желания и страсти обуздывать, если желаем быть покойными и благополучными. Чем более даешь пищи своим страстям, тем больше они растут, умножаются до того, что никогда им невозможно угодить. Видели ли вы, чтобы любостяжатель или сребролюбец был доволен собранными вещами и деньгами? Был ли когда доволен распутный, удовлетворяя себя плотским наслаждением? Сказал ли когда-либо пьяница: «довольно–более не стану пить?» Вот почему святые мужи всячески стараются обуздать свои желания, называя, их диавольскими искушениями. Можно в ужас придти от одной мысли, видя чрезвычайное упорство грешника, удовлетворяющего своим желаниям. Посмотришь на человека, подверженные пьянству; на нем лица нет, он весь слаб, ноги уже не могут носить грешного тела, а еще заходит в корчемницу. Вот до чего доводит страсть к пьянству. Посмотришь на иного сребролюбца – сколько у него на должниках, в постройках, в кладовых, в сундуках богатств?!... Тысячи человек нищих можно бы было и приодеть, и прокормить. Нет! Он еще простирает руки, чтоб обобрать кого-нибудь. Вот что значит увеличивать желание свое к деньгам! Иной сластолюбец мучится не раз от непомерного употребления пищи, не раз принимает лекарства для облегчения желудка, но едва почувствует облегчение, опять принимается за тоже: протягивает руки к тому, что так недавно причиняло ему страдания, болезнь. Посмотришь, иной от распутства сделался как щепка: худой и весь болезнен и дряхл. Нет! Хоть словами старается осквернять себя, хоть глазами смотреть на соблазнительные лица и вещи. О несчастная природа человеческая! Как ты упорна, как ты растленна! Как ты злосчастна! Я видел много несчастных примеров, происходящих от необуздывания людьми своих желаний, но мало видел, очень мало и редко, чтобы кто из таких покаялся; грешник пришед в глубину зол, нерадит – или злый злопогибнет, говорит писание. Для таких трудно покаяние, да им едва ли и дается оно – дается, если они сами захотят покаяться.
Господи! Ты один вразуми несчастных грешников. Аминь.