Источник

85. В тот же день

Жизнь живая и животворящая и во гробе пребывает живой; а, жизнь мертвая, хотя бы и на престол славы взошла, пребудет мертвой. Жизнь живая – живоносный источник – Господь и Творец всякой жизни, допустил Себя до объятий смерти – потому только, что каждый грешник должен был умереть за себя, рождаясь от смертного праотца Адама, по определению Божию: в он же день снеси от запрещенного плода смертью умрешь99. И вот Жизнодавец умирает за смертного человека, дабы победить смерть, дабы разрушить, расторгнуть утробу смерти, поглощавшую в продолжение пяти тысяч пятисот лет весь мир. Безгрешный и всемогущий Бог, не воплощаясь и не умирая на кресте, мог бы спасти людей от вечной погибели; но поскольку многие человеки умирают со грехом, то по закону правды необходимо было облещись в плоть, пройти Богу-искупителю и сии врата смерти, и сей путь, и сие, так сказать, мытарство греха; нужно было самому Сыну Божию лечь во гроб; но этот мертвец был уже не слабосильный грешник, а всесильный, всеразрывающий и всеразрушающий Сампсон, – это был Бог, Который Своей смертью смерть победил. После борьбы с таким мертвецом смерть осталась со властью принимать только мертвецов, но не удерживать их в своих руках навсегда, как свою вечную добычу: после сего каждый мертвец и грешник переходит на попечение Того, Который пострадал за его грехи и Который стал победителем ада и самой смерти, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровал.

Куда передавала смерть свою добычу – каждого мертвеца? Тело тлению и разрушению, а душу – во ад. Но когда явился в царстве смерти и ада Творец всякой души – распоряжение сделано другое: Творец назначил сроки, времена и лета пребывающим в смерти и аде; а бессрочно пребывавших там и уверовавших в Него отпустил на свободу. Плачет смерть, терзается и ад, что отнята у них самовольная власть. Всемогущий Творец и Владыка царств земных, небесных и преисподних прошел врата смерти и глубины ада, и отнял власть у них, покорил силы и власти ада, проложил умирающим путь к небесам. Грех умерщвляет, но Господь животворит: грех низводит в могилу, но Господь воскрешает; грех низводит во ад, но глагол Божий исторгает грешников из ада и возводит к небесам. Неужели знал ад, что Христос умерший есть Богочеловек – всесильный Бог, от присутствия Которого потрясутся все твердыни его, все заклепы его разрушатся, все силы и власти ада омертвеют от страха? Вот почему Пророк торжественно взывает: смерть! где твое жало? ад, – где твоя победа100? Победитель смерти и ада – все и всех оживотворяет, исторгает, отнимает, и находится в гробе только плотски, во аде с душою яко Бог, но на престоле со Отцем и Духом царствует.

«Уснул еси, Христе, естественно-животворным сном во гробе, и от тяжкого сна греховного воздвиг род человеческий. Достойно есть величати Тя, Жизнодавца, на кресте руки простершего и сокрушившего державу вражью». Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle