Источник

42. В неделю Сыропустную

Завтра святой пост и конец всякой нашей роскоши, нашему многоядению и многопитию. Пора отрезвиться, или пробудиться от сна: ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света44, – сказал св. апостол Павел. – Правда, что человек от многоядения – с утробой и еще с тяжелейшей от хмеля головой, ходит, как во тьме; ибо, признаться, все мы дозволяли себе и лишнее скушать и лишнее выпить – если не дома, то в гостях. Пора оставить все это и приняться за святой пост, и посмотрите: какая сделается с нами перемена? Мы будем ходить как бы во свете: как днем будем вести себя благочинно, говорит апостол, – не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастью и распутству, ни ссорам и зависти; но облечемся в Господа, (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не станем превращать в похоти45. Как ясно изображаешь св. апостол правила для поста! «не объедайтесь, не пьянствуйте, не ссорьтесь, не завидуйте; но – облекитесь в Господа Иисуса Христа, не ешьте до воспламенения похоти». Для сего решись, христианин, во весь пост вкушать пищу постную, и при том только однажды в день; к напиткам хмельным не касайся, ни с кем не имей ссоры, никому не завидуй; ешь для того, чтобы только подкреплять тело, для того, чтоб обессилить похоти и страсти, чтоб они более и не пробуждались в твоем теле. В другом месте апостол говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть, любостяжание, которое есть идолопоклонство, и все дела плоти: непотребство, вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласие, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство и тому подобное»46. Все это, братия, нужно бросить, все это оставить, а нужно приняться за пост и за добрые дела. Для сего первее мы должны примириться со своими ближними; потому, что мы хотим примириться с Богом, но с Богом не примиришься никогда, если прежде не примиришься со своими ближними и со всеми врагами своими. Мало того, что ты должен испросить прощение у ближнего, – ты должен простить обиды всех обидевших тебя, ибо Сам Бог сказал: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»47. О! как легко на душе, когда ты примиришься со врагом! Как будто ты другой свет увидишь; но с Богом примириться еще приятнее. Для сего необходимо отстать от всех злых и греховных дел и приняться за добродетели. Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, сказал апостол48. Что это значит? Приими к сердцу все добродетели Христовы, как бы оденься в праведность и святость добрых дел; покрой душу свою в драгоценный хитон всех Христовых добродетелей, а тело свое покрой Его пречистым телом; ибо ты должен после исповеди перед духовником – приступить к принятию пречистого тела и крови Христовой. Для чего тебе необходимо – такой покров, такое Божеское одеяние, такая одежда? Ты знаешь, что ты ходишь среди множества злых, невидимых врагов, которые пускают на тебя стрелы соблазнов и искушений, возжигают страсти, хотят погубить и тело твое и душу. Против этих-то врагов, стрел и их нападений одна защита для тебя в одежде Христовой: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся49, – воспевает св. церковь. Старайся всегда носить на себе эту одежду – и тебя не погубит ни смерть, ни ад. Примемся же, братия, за говение, перестанем говорить и празднословить; станем ежедневно ходить в церковь; потушим очаги наши, перестанем ссориться, угрызать друг друга; будем слушать Божие Писание, очистим совесть исповедью, станем подавать щедрую милостыню, и из врагов сделаемся друзьями Божиими; авось избежим нечаянной смерти, чтоб нам не явиться негодными на страшный суд Божий; полно грешить, – пора каяться.

Да поможет всем нам премилосердый Господь, прощающий всякого кающегося грешника. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle