39. В ту же неделю
Ныне св. церковь напоминает нам о страшном суде Божием, который будет. Да если бы и не напоминала, то мы сами должны об этом знать и помнить. Почему? Потому, что уже были на земле суды Божии, хотя не так страшные. Однажды водами потопил Бог всех людей; в Египте разными казнями погубил людей; в Содоме и Гоморре и других городах огонь пал с неба и пожрал землю и людей; и провалилась земля, и теперь там стоит Мертвое море. В разные времена, между разными народами, в разных странах и местах земли – разные были суды Божии, и разными казнями Бог карал людей. Много городов погибло от землетрясения, потопления, смертоносных язв; а на будущем суде Божием Господь огнем хочет всех жечь: река огненная потечет перед судилищем Христовым41.
За что, спросите, больше всего Бог наказывал людей? Больше всего за один тяжкий грех – за разврат; хотя апостол Павел вычисляет и другие грехи, именно: «они, т. е. идолопоклонники, исполнены были всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, были злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримирительны, немилостивы», но главный грех их, то есть язычников, был – распутство всех возможных родов; это видно из 26 и 27 стихов 1-й главы послания св. апостола Павла к Римлянам. Очевидно, что все поименованные грехи есть и между нами христианами.
Вот почему крайне удивительно: как это доселе долготерпит нам Господь? Почему Он не открывает доселе страшного суда Своего? Грехи между нами, какие были у язычников – есть: страсти кипят те же самые; сверх того есть грехи, которых не было даже между идолопоклонниками: всеобщее пьянство, всеобщий почти разврат; огнь геенский готов вспыхнуть между нами. О! давно этот огонь воспылал бы, но есть Некто между нами, Который удерживает руку Божию, тушит гнев Божий. Кто это? Тот, Который пришел на землю грешников спасти, Господь наш Иисус Христос; есть между нами Царица Небесная, Которая покрывает нас честным Своим омофором; есть много святых, которых почивают нетленные мощи. Если один пророк Илия в царстве Израильском мог удержать руку Божию до трех лет шести месяцев, чтоб не было дождя так, если Сам Бог принужден был явиться к нему на горе Хориве и доказывать ему, что между Израильтянами осталось семь тысяч человек, которые не преклоняли колена перед идолом Ваалом и тем убедил пророка, и преклонил на милость; – то сколь много находится защитников наших между святыми нашими? Но время суда должно быть недалеко, так как нечестие видимо умножается в наше время.
Господи! скажи нам: долго ли еще потерпишь грехам нашим? Аминь.
* * *