Источник

32. На тот же день

Се лежит сей на падение и на восстание многим во Израили и в знамение пререкаемо. (Лк. 2:34).

Чьи эти слова? – Праведного Симеона Богоприимца. Как сказать на русском языке? – «Вот лежит сей Богомладенец Иисус Христос – на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, или противоречий». Как понимать? Как разуметь эти слова? Понимать и разуметь эти слова можно так: Симеон Богоприимец, по внушению Святого Духа, принявши на руки младенца Иисуса, между прочим, как бы так говорит: «этот Младенец, которого я держу теперь на моих руках, будет причиной тому, что многие через Него погибнут и многие через Него спасутся, и будет Он предметом и лицом таким, о котором многие человеки будут спорить: – одни будут говорить одно, а другие другое; одни будут хвалить, а другие порицать; одни будут признавать Его Богом, а другие – человеком: се лежит сей на падение и на восстание многим во Израили и в знамение пререкаемо.

Кто хочет знать: сколько о Нем было споров между иудеями – пусть прочитает св. Евангелие, – там это все видно. Впрочем, и во все века, да и теперь между всеми народами идут о Нем споры: одни веруют в Него, а другие не веруют; одни признают Его за Бога, а другие за человека. Мы обратим внимание на первые слова стиха сего, – на то, что одни падают через Него, а другие восстают; одни спасаются через Него, а другие погибают. О спасении через Него нечего много и говорить: мы, христиане, веруя во Иисуса Христа и через исполнение Его святых заповедей, спасемся. Но многие ли спасаются? Казалось бы, все должны спастись, а между тем и по словам самого Спасителя: много званых, но мало избранных34. Многие, да и все призываются ко спасению, а немногие спасаются; на большей части христиан исполняется пророчество Симеона: сей лежит на падение многих. Падают и погибают те, которые не веруют во Иисуса Христа. Падают те, которые не исполняют заповедей Христовых и всего того, что написано во святом Евангелии. Ах! многие и из нас многого не исполняют! Многие исполняют не волю Божию, а волю страстей; не по заповедям Божиим поступают, а по обычаям и правам мира сего; не Бога слушают, но диавола; многие оставляют церковь и собрание святых, и посещают храмы диавола, вступают в соборище сатанинское: сих христиан души суть падшие, омраченные многими грехами, души мертвые, души погибающие в грехах своих.

Что сказать о богачах, которые возлюбили славу человеческую более, нежели Божию славу, которые ради богатства и корыстолюбия в церкви не бывают, в сластях и страстях проводят всю свою жизнь? Их падение глубокое и ужасное, ибо они падают не только в объятия лютой смерти, но и в глубину адову, где находится Евангельский богач, связанный пленицами ада и желающий утолить жажду свою хотя каплей воды. «Как же, – спросишь меня, – грешники падают через Иисуса Христа? Чем Христос виной тому, что многие погибают»? – Не Он виной, а виной сами христиане. Виновен ли Христос, что ты крестился во имя Иисуса Христа и погружался в воды крещения – в знамение того, что ты должен умереть греху, что грех должен в тебе умереть, и не должна жить в тебе ни одна страсть, а ты между тем живешь для одних страстей, работаешь для страстей? Строишь дом не для временной, страннической жизни, а для тщеславия строишь большой, вековечный на лета многа. Собираешь вещи не для нужды своей, а так, чтобы иметь много лишнего; собираешь на лета многа там, где червь и тля тлит и татие подкапывают и крадут, а не собираешь для неба, не богатеешь в Бога. Можно ли обвинять хмельные напитки за то, что вместо того, чтобы в холод согреваться, ты возжигаешь ими пламень похотей, делаешься хмельным, пьяный буянишь, многих обижаешь словами и ругательствами? Виноваты ли деньги в том, что ты их собираешь неправильно и недобросовестно, добываешь чужими руками, трудами, употребляя хитрость и обман всякого рода? Виноваты ли деньги в том, что ты не помогаешь нуждам бедняков, сирот и вдовиц и не щадишь денег на роскошь, на пьянство, на любовниц? Позволяет ли Христос и святое Евангелие так недобросовестно наживать деньги и так бессовестно их употреблять не туда, куда Бог велит, а туда, куда бес повелевает? Не есть ли это глубокое и ужасное падение? Не есть ли богатство причиной тому, что некоторые от роскоши и разврата скоропостижно умирают, или стреляются или вешаются? О, Боже, Боже! сколь много погибающих на земле!

Спаси, Господи, и сохрани нас от падения и вечной погибели. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle